Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Относительное преимущество и выгоды от торговли





  Производство и потребление при отсутствии торговли Производство при условии специализации Потребление после продажи Англией 5ф. зерна и покупки у нее 5г. пива Увеличение потребления благодаря специализации и торговле
зерно пиво зерно пиво зерно пиво зерно (гр.6-гр.2) пиво (гр.7-гр.3)
Англия
Португалия 2,66 0,34
Общий объем производства 6,66 - - - -

 

Каждая страна, принимая участие в международной торговле, может отделить потребление от производства, что обеспечит более высокий уровень удовлетворения потребностей потребителей.

В результате международной специализации каждая страна получает положительный экономический эффект (выигрыш от торговли), который реализуется в форме роста производства (производственный эффект) и увеличения объемов потребления (потребительский эффект).

В модели Д. Рикардо внутренние цены определяются лишь стоимостью, то есть условиями предложения. Но мировые цены могут также устанавливаться условиями мирового спроса, что доказал английский экономист Дж. Стюарт Милль. В труде «Принципы политической экономии» он показал, по какой цене осуществляется обмен товарами между странами.

В условиях свободной торговли обмен товарами будет осуществляться при таком соотношении цен, которое устанавливается где-то в промежутке между существующими внутри каждой из стран относительными ценами на товары, которыми они торгуют. Окончательный уровень цен, то есть мировых цен, взаимной торговли будет зависеть от уровня мирового спроса и предложения на каждый из этих товаров.



В соответствии с разработанной Дж. С. Миллем теорией (теория взаимного спроса), цена импортного товара определяется через цену товара, который нужно экспортировать, чтобы оплатить импорт. Поэтому конечное соотношение цен при торговле определяется внутренним спросом на товары в каждой из торгующих стран [13, с. 88-89; 17, с. 37].

Следовательно, мировая цена устанавливается на основе соотношения спроса и предложения, и ее уровень должен быть таким, чтобы доход от совокупного экспорта страны дал ей возможность оплатить импорт. Однако, анализируя сравнительные преимущества, исследуется не рынок отдельного товара, а отношение между рынками двух товаров, которые производятся одновременно в двух странах. Поэтому следует рассматривать не абсолютные объемы спроса и предложения товаров І и ІІ, а их относительные объемы спроса и предложения (рис. 3.2).

 
 

Рис. 3.2. Формирование относительной мировой цены и относительные мировой спрос и мировое предложение

 

На рис. 3.2 рассматриваются относительные мировой спрос и мировое предложение товара І. При этом допускается, что страна А имеет относительные преимущества в производстве товара І ( ). Относительная мировая цена товара І, которая выражается с помощью определенного количества товара ІІ, составляет РІІІ. Кривая относительного спроса обозначена как RD, а кривая относительного предложения – RS. Относительная мировая цена определяется точкой пересечения кривых RD и RS, потому что для достижения общемирового равновесия необходимо, чтобы относительный спрос равнялся относительному предложению.

Кривая RS представляет собой два горизонтальных отрезка, которые соединяются вертикальным отрезком прямой.

На горизонтальных отрезках относительная мировая цена равняется относительным ценам в странах А и В (т.е. в стране А: , а в стране В: ). При таких значениях относительной мировой цены каждая страна будет производить оба товара в любых соотношениях, поскольку и за товар І и за товар ІІ работники страны А и В получают одинаковую цену. Странам становится безразлично, какой из двух товаров производить и потому полной специализации в производстве товара І или товара ІІ в странах не будет.

Если , то товар І производиться не будет. Кривая RS показывает отсутствие предложения товара І. Страны А и В начнут специализироваться на производстве товара ІІ.

Если , то обе страны будут специализироваться на производстве только товара І. При этом выпуск товара ІІ прекратится, поэтому относительное предложение товара І станет бесконечно большим.

Кривая относительного спроса (RD) отражает эффект замещения товара І товаром ІІ. С ростом цены товара І потребители все меньше его покупают и отдают преимущество товару ІІ. В случае пересечения кривых относительного спроса и относительного предложения на вертикальном отрезке RS в точке К значение относительной мировой цены будет находиться между относительной ценой товара І в стране А и относительной ценой товара І в стране В, которые были до начала торговли. Тогда каждая страна будет специализироваться на товаре, по которому она имеет сравнительное преимущество: страна А выпускает только товар І, а страна В – товар ІІ.

Однако имеются и другие варианты. Если, например, исходная кривая относительного спроса RD занимает положение RD', то точка пересечения RS и RD` (К`) будет находиться на нижнем горизонтальном отрезке RS . В точке К` относительная мировая цена товара І равняется его альтернативным издержкам ( ) в стране А. Это означает, что экономика страны А не нуждается в специализации ни на товаре І, ни на товаре ІІ.

Таким образом, эта теория является основой определения цены товара с учетом сравнительных преимуществ.

Однако ее недостатком является то, что она может применяться только по отношению к приблизительно одинаковым по размерам странам, когда внутренний спрос в одной из них может повлиять на уровень цен в другой.

В условиях специализации стран на торговле товарами, в производстве которых они имеют относительные преимущества, страны могут получить выигрыш от торговли (экономический эффект).

Страна получает выигрыш от торговли, так как может приобрести за свои товары больше необходимых ей иностранных товаров из-за границы, чем у себя на внутреннем рынке. Выигрыш от торговли получается как со стороны экономии расходов труда, так и со стороны роста потребления.

Значение теории сравнительных преимуществ состоит в следующем:

- впервые описан баланс совокупного спроса и совокупного предложения. Стоимость товара определяется соотношением совокупного спроса и предложения на него, предъявляемых как внутри страны, так и из-за рубежа;

- теория справедлива относительно любого количества товара и любого количества стран, а также для анализа торговли между разными ее субъектами. В этом случае специализация стран на тех или других товарах зависит от соотношения уровней зарплаты в каждой из стран;

- теория обосновала существование выигрыша от торговли для всех стран, принимающих в ней участие;

- появилась возможность разрабатывать внешнеэкономическую политику на научном фундаменте [13, с. 96; 38, с. 59].

Ограниченность теории сравнительных преимуществ заключается в тех исходных предпосылках, на которых она основывается. Она не учитывает влияния внешней торговли на распределение доходов внутри страны, колебания цен и заработной платы, международного движения капитала, не объясняет торговлю между почти одинаковыми странами, ни одна из которых не имеет относительного преимущества перед другой, принимает во внимание только один фактор производства – труд.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.