Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 3. Основные теории развития международной торговли





Глава 3. Основные теории развития международной торговли

Классические теории международной торговли

Теория меркантилизма

 

Предтечей классических теорий является теория меркантилизма. Меркантилизм представляет собой направление экономической мысли, разработанное европейскими учеными в XVII-XVIII ст., подчеркивающее товарный характер производства. Согласно этой теории, существующий мир рассматривался в статике, а богатства народов – как фиксированное явление в каждый момент. Поэтому его адепты (Т. Мен, А. Серра, А. Монкретьен) считали, что рост благосостояния одной страны возможен путем перераспределению имеющегося богатства, то есть за счет обнищания другой страны. Меркантилисты ассоциировали богатство с запасами драгоценных металлов (золота и серебра). Страна, по их мнению, тем богаче, чем большим количеством благородных металлов она владеет, а наличие большего количества денег в обращении стимулирует развитие национального производства и увеличивает занятость. Государство, по мнению меркантилистов, должно:

· стимулировать экспорт и вывозить товаров больше, чем ввозить. Это обеспечит приток золота;

· ограничивать импорт товаров, особенно предметов роскоши, что обеспечит активное торговое сальдо;

· запретить производство готовых изделий в своих колониях;

· запретить вывоз сырья из метрополий в колонии и разрешить беспошлинный импорт сырья, которое не добывается внутри страны;

· стимулировать вывоз из колоний преимущественно дешевых сырьевых товаров;

· запретить любую торговлю своих колоний с другими странами, кроме метрополии, которая одна может перепродавать колониальные товары за рубеж.



Таким образом, в основе меркантилистской политики ведущих стран было стремление к максимальному накоплению денежного капитала и максимальному уменьшению импорта, т.е. государство должно продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать - как можно меньше. При этом в стране должно накапливаться золото. Меркантилисты также считали необходимым осуществлять государственный контроль за всеми видами экономической деятельности и оправдывали экономический национализм.

Значение меркантилизма:

1. Впервые сделана попытка создать теорию международной торговли, которая бы прямо увязывала торговые отношения с внутриэкономическим развитием страны, ее экономическим ростом.

2. Меркантилисты разработали одну из возможных моделей развития международной торговли на основании товарного характера производства. Они заложили основы категориального аппарата, используемого в современных теориях международной торговли.

3. Заложены основы того, что в современной экономике называется платежным балансом [13, с. 81].

Однако меркантилисты не смогли понять, что обогащение одной страны может осуществляться не только за счет обнищания других, с которыми она торгует, что экономический рост возможен не только в результате перераспределения уже существующего богатства, но и за счет его наращивания. То есть они считали, что страна может иметь выгоду от торговли только за счет другого государства, что делает торговлю игрой с нулевым результатом.

В настоящее время наблюдаются проявления неомеркантилизма, когда страны с высоким уровнем безработицы стараются ограничить импорт и стимулировать внутреннее производство и занятость.

Меркантилистская школа господствовала в экономике на протяжении 1,5 столетия. К началу ХVІІІ ст. в международной торговле действовало громадное количество всевозможных ограничений. Правила торговле шли вразрез с потребностями производства, и ощущалась необходимость перехода к свободной торговле.

Последующее развитие теории международной торговли приобрели в трудах эко­номистов классической школы.

 

Теория абсолютных преимуществ

Развитие международной торговли в период перехода ведущих стран к крупному машинному производству обусловило появление теории абсолютных преимуществ, автором которой стал А. Смит
[13, с. 83-86; 29, с. 38-39; 38, с. 47-52; 47, с. 23-24]. В труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) он подверг критике меркантилизм. А.Смит придерживался взглядов, согласно которым богатство нации зависит не столько от накопленного ими запаса благородных металлов, сколько от возможностей экономики продуцировать конечные товары и услу­ги. Поэтому главной задачей страны является не накопление золота и серебра, а проведение мер по развитию производства на основе кооперации и разделения труда. А. Смит первым ответил на вопрос “Почему страна заинтересована в международном обмене?” Он считал, что когда две страны являются торговыми партнерами, то они должны получать выигрыш от торговли. Когда же одна из них ничего не выигрывает, то она откажется от торговли. Для государства может быть выгодным не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке, и А. Смит сделал попытку определить, какие именно товары выгодно экспортировать, а которые импортировать, и откуда возникает выигрыш от торговли.

Теория международной торговли А. Смита основана на таких предпосылках:

- труд является единственным фактором производства. Только он влияет на производительность и цену товара;

- полная занятость, то есть все имеющиеся трудовые ресурсы используются в производстве товаров;

- в международной торговле принимают участие только две страны, которые торгуют между собой только двумя товарами;

- издержки производства являются постоянными, а их снижение увеличивает спрос на товар;

- цена одного товара выражена в количестве труда, затраченного на производство другого;

- транспортные расходы по перевозке товаров из одной страны в другую не учитываются;

- внешняя торговля осуществляется без каких-либо ограничений;

- международная торговля сбалансирована (импорт оплачивается экспортом);

- факторы производства не перемещаются между странами.

Эта теория получила название теории абсолютных преимуществ, потому что основывалась на абсолютном преимуществе: страна экспортирует тот товар, издержки на производство которого меньше, чем в стране-торговом партнере, и импортирует тот товар, который изготовляется за рубежом с меньшими издержками. Обе страны выигрывают в результате специализации каждой из них на производстве того товара, по которому они имеют абсолютное преимущество. Это дает возможность использовать ресурсы наиболее эффективно, в результате чего производство обоих товаров возрастет. Увеличение производства обоих товаров представляет собой выигрыш от специализации на производстве, который делится между двумя странами в процессе международного товарообмена.

Модель теории абсолютных преимуществ можно продемонстрировать на таком примере (табл. 3.1).

 

Таблица 3.1

 

Выигрыш от международной торговли на основе теории

Абсолютного преимущества

Виды товаров Страна А Страна В Мир в целом
Товар І +2 ед. -1 ед. +1 ед.
Товар ІІ -1 ед. +3 ед. +2 ед.

 

Если в стране А производство товара ІІ уменьшится на 1 ед., то страна сэкономит 12 час., которые она может использовать для производства дополнительных 2 ед. товара І. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в стране В: в результате сокращения производства на 1 ед. товара І будет сэкономлено 24 час., которые можно использовать для дополнительного выпуска 3 ед. товара ІІ. Таким образом, мировое производство товара І увеличится на 1 ед., а товара ІІ – на 2 ед. без использования дополнительных ресурсов (то есть при неизменном количестве труда), а только благодаря международной специализации.

Основной вывод теории абсолютных преимуществ заключается в том, что от международной торговли выигрывает каждая страна и это имеет решающее значение для формирования внешнего сектора экономики. Международная торговля является игрой не с нулевым, а с положительным результатом, то есть разделение труда выгодно не только на национальном, но и на международном уровне. Однако в настоящее время с помощью принципа абсолютного преимущества можно объяснить лишь небольшую часть международной торговли (например, некоторую часть торговли между развитыми странами и развивающимися странами). Подавляющую часть международной торговли, особенно между развитыми странами, эта теория не объясняет, поскольку не рассматривает ситуацию, когда страны торгуют между собой, одна из которых не имеет абсолютного преимущества ни по одному товару. Это объяснил Д. Рикардо в теории сравнительных преимуществ.

Глава 3. Основные теории развития международной торговли









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.