Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Теория внутриотраслевой торговли





 

Международная торговля в условиях монополистической конкуренции с точки зрения дифференциации номенклатуры продукции состоит из двух потоков: межотраслевой и внутриотраслевой торговли [29, с.76 135-142; 13, с. 181-186; 17, с. 165-172; 47, с. 143-151].

Межотраслевая торговля – это экспорт и импорт товаров, относящихся к разным товарным группам. Межотраслевая торговля отражает сравнительные преимущества стран в производстве товаров, развивается в условиях разной обеспеченности факторами производства, в результате чего растут доходы на относительно избыточные факторы производства и снижаются на относительно недостаточные. Торговля осуществляется, как правило, между развитыми странами и развивающимися странами преимущественно готовыми изделиями и однородными товарами между крупными отраслями (например, промышленностью и сельским хозяйством). Межотраслевой обмен можно объяснить теорией Хекшера-Олина.

Внутриотраслевая торговля – это экспорт и импорт товаров, относящихся к одной и той же товарной группе.

Внутриотраслевой обмен не отражает наличия конкурентных преимуществ. Его развитие стимулируется с помощью экономии на масштабах производства дифференцированной продукции. Торговля развивается в условиях одинаковой или подобной обеспеченности факторами производства и ведет к росту доходов на все факторы производства. Она осуществляется, как правило, между развитыми странами или странами приблизительно одинакового размера территории. Торгуют страны деталями, компонентами продукции, дифференцированными товарами отраслей, производящих промышленные изделия.

На внутриотраслевую торговлю приходится значительная часть мировых торговых потоков. Ее объем между странами определяют с помощью индекса внутриотраслевой торговли (U):



 

, (3.14)

 

где Х – объем экспорта отдельной отрасли и товарной группы;

ІМ – объем импорта отдельной отрасли и товарной группы.

 

Значение U изменяется от 0 до 1. Если U=0, то в этом случае страна или только экспортирует, или только импортирует товар (внутриотраслевая торговля отсутствует). Если U=1, то объемы экспорта и импорта совпадают и внутриотраслевая торговля осуществляется в максимальном объеме. Следовательно, чем больше индекс U приближается к 1, тем больше объемы внутриотраслевой торговли.

Между тем отмечается, что использовать индекс U для определения доли внутриотраслевой торговли сложно, поскольку на его значение влияет размер отрасли или товарной группы. Чем больший масштаб отрасли, тем больше значение U и тем большая вероятность того, что страна будет экспортировать одни варианты дифференцированного товара, а другие будет импортировать. Использование индекса U имеет большое значение для определения различий во внутриотраслевой торговле отдельных отраслей, а также для объяснения изменений во внутриотраслевом обмене в рамках одной отрасли.

 

 

 
 

Модель внутриотраслевой торговли проиллюстрирована на рис. 3.19.

 

Эта модель представляет собой развитие модели монополистической конкуренции. Линия D является кривой спроса фирмы на дифференцированный товар, который она выпускает. На рынке этого товара находится большое количество фирм, продающих аналогичную продукцию, и незначительное изменение в цене вызывает значительные изменения в объемах продажи фирмы. В условиях монополистической конкуренции фирма должна снизить цену единицы товара, чтобы увеличить объем продаж. Поэтому кривая предельного дохода фирмы (MR) расположена ниже кривой спроса, отсюда MR<Р. Так, например, фирма может продать 2 единицы товара по цене Р=4,5 дол. (точка В) и иметь доход в 9 дол., или продать 3 единицы товара по цене 4 дол. (точка А) и получить доход в 12 дол., несмотря на то, что изменения в общем доходе (предельном доходе MR) меньше (12-9=3), чем в цене Р=4 дол. за третью единицу проданного товара [47, с. 148-149].

Фирма специализируется на одной разновидности товара и действует в условиях возрастающей отдачи от масштаба. Кривая средних расходов АС свидетельствует об уменьшении издержек по мере роста объемов производства, в результате чего кривая предельных расходов находится ниже кривой средних издержек АС. Это означает, что при снижении АС предельные издержки должны быть меньшие средних издержек. Оптимальный объем производства для фирмы составляет 3 единицы
(точка Е). Если фирма будет выпускать меньший объем продукции, то предельный доход MR будет больше предельных издержек МС. Это говорит о том, что доходы превышают расходы на производство, и фирма имеет резервы для расширения производства. Если производится больше, чем 3 единицы продукции, то MR<МС и фирма будет сокращать производство, поскольку тратит больше, чем получает. Таким образом, оптимальный объем производства равняется 3 единицам, каждую из которых фирма может продать за 4 дол. (точка А). Отрасль становится прибыльной и привлекает к себе новые фирмы, пока не установится равновесие. При ситуации равновесия кривая средних издержек АС проходит через точку А и показывает, что фирма получает только среднюю прибыль (ЕА).

Связь между внутриотраслевой и межотраслевой торговлей демонстрирует такой пример [47, с. 150]. Существует две страны А и В. Страна А, имея избыток трудовых ресурсов, производит трудоемкий
продукт I. Страна В, имея относительный избыток капитала, производит продукт ІІ. Товары I и ІІ однородные и поэтому, в соответствии с теорией Хекшера-Олина, страна А экспортирует товар I и импорту товар ІІ, а страна В – экспортирует товар ІІ и импортирует товар I. Этот пример иллюстрирует межотраслевую торговлю, которая основывается на относительных преимуществах. Если товары I и ІІ неоднородные и имеют несколько разновидностей (т.е. являются дифференцированными продуктами), то страна А будет продолжать экспортировать товар I (в пределах межотраслевой торговли, которая основывается на сравнительных преимуществах), однако одновременно будет импортировать из страны В некоторые варианты товара I в результате дифференциации товара I между двумя странами. Аналогично страна В будет экспортировать товар ІІ, но и будет импортировать некоторые его разновидности из страны А. Это происходят в рамках внутриотраслевой торговли, которая основывается на экономии от масштабов.

Таким образом, межотраслевая торговля осуществляется только однородными товарами, а при дифференциации продукции возникает как межотраслевая, так и внутриотраслевая торговля. Чем больше страны похожи в обеспеченности ресурсами, технологиями, тем большую долю занимает внутриотраслевая торговля между ними.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.