Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Теория конкурентных преимуществ





В 1991г. американский экономист М. Портер опубликовал исследование “Конкурентные преимущества”, в котором показал развитие сравнительных преимуществ на качественно новой основе, разработал новый подход к проблемам международной торговли [6, c. 295-297; 41]. Он исходил из того, что на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо было понять, как фирма создает и удерживает конкурентные преимущества, чтобы выявить роль страны в этом процессе. М. Портер считает, что успех на мировом рынке зависит от правильно выбранной конкурентной стратегии, а главной единицей конкуренции является отрасль, то есть группа конкурентов, которые производят товары или предоставляют услуги и соперничают между собой.

На выбор конкурентной стратегии влияют:

· структура отрасли, в которой действует фирма. Конкуренция в отрасли зависит от таких факторов:

а) появление новых конкурентов;

б) появление товаров или услуг-заменителей;

в) способность поставщиков торговаться;

г) способность покупателей торговаться;

д) соперничество уже существующих конкурентов между собой.

Эти факторы влияют на цены, которые устанавливают фирмы, их расходы, капиталовложения и вообще определяют прибыльность отрасли;

· позиция, которую занимает фирма в отрасли. На позицию фирмы влияют такие факторы:

а) стабильное конкурентное преимущество. Это имеет место, если в фирме низкие издержки и она производит большое количество дифференцированных товаров;

б) сфера конкуренции или глубина цели, на которую ориентируется фирма в пределах своей отрасли. Фирма решает, сколько разновидностей товаров производить, какими каналами сбыта пользоваться, какой круг покупателей обслуживать, в каких частях мира продавать свою продукцию.



Концепция типичных стратегий предполагает, что каждая стратегия основывается на конкурентном преимуществе и фирма выбирает свою стратегию в зависимости от преимуществ, которыми обладает.

Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности, в результате которой создаются определенные ценности для покупателей. Виды деятельности фирмы объединяются в цепочку ценностей фирмы, под которой понимается система видов деятельности, между которыми существуют связи, возникающие, когда способ осуществления того или иного вида деятельности влияет на стоимость или эффективность других видов деятельности. Управление этими связями может стать источником конкурентного преимущества.

Фирмы получают конкурентное преимущество, когда осуществляют инновации.

К главным причинам инноваций, позволяющим достичь конкурентные преимущества, относятся:

- новейшие технологии;

- новые потребности покупателей;

- появление нового сегмента отрасли;

- изменение стоимости или компонентов производства;

- регулирование на уровне правительства (стандарты, торговые ограничения, охрана окружающей среды).

Фирмы, которые первыми отреагировали на смену структуры отрасли, получают преимущество. Благодаря этому они имеют возможность использовать эффект масштаба, снизить издержки, создать фирменный имидж, наладить отношения с клиентами в то время, когда еще нет жесткой конкуренции.

Длительность конкурентного преимущества зависит от источников конкурентного преимущества, их количества, модернизации производства.

М. Портер выделяет четыре элемента (детерминанты), характерных для конкретной страны, которые формируют среду и в которой конкурируют местные фирмы. Они влияют на международный успех страны.

1. Совокупность факторов производства, которые необходимы для формирования конкурентного преимущества страны. Кроме традиционных факторов (капитал, труд, земля) М. Портер выделяет уровень образования работников и качество инфраструктуры страны (транспортная система, система связи, почтовые услуги, систему здравоохранения, переводы платежей между банками и т.п.). Факторы М. Портер разделяет на общие, которые можно применять во многих отраслях (например, сеть автомобильных путей, персонал с высшим образованием) и специализированные, создающие более долгосрочную основу для конкурентного преимущества и применяющиеся в ограниченном количестве отраслей.

2. Условия (параметры) спроса: емкость спроса, динамика его развития, дифференциация видов продукции, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг.

3. Смежные и вспомогательные отрасли. Присутствие в стране отраслей-поставщиков или смежных отраслей, которые конкурентоспособны на мировом рынке, определяет национальное конкурентное преимущество.

4. Стратегия фирмы, ее организационная структура и уровень конкуренции. Фирмы создаются, организуются и управляются в зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке, при этом разрабатываются различные стратегии и цели. Национальные особенности влияют на управление фирмами, а также на форму конкуренции между ними.

Особенное значение для достижения высокой конкурентоспособности в отрасли имеет уровень конкуренции на внутреннем рынке.

М. Портер подчеркивает значение случая и роль правительства в формировании конкурентного преимущества.

Случай – это событие, имеющее мало общего с условиями развития страны и на которое часто не могут повлиять ни фирмы, ни национальное правительство.

К важнейшим событиям относятся: изобретательство, большие технологические достижения (биотехнология, микроэлектроника и тому подобное), резкие изменения цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках или валютных курсов, разное повышение мирового или местного спроса, политические решения иностранных правительств, войны. Случайные события могут изменить позиции конкурирующих стран: ликвидировать преимущества старых, сильных конкурентов и усилить экспортный потенциал других государств.

Роль правительства в формировании национального конкурентного преимущества заключается в его влиянии на все четыре детерминанта:

- на факторы производства – через субсидии, политику в отношении рынка капиталов и др.;

- на уровень потребительского спроса – путем установления разных стандартов, осуществления государственных закупок;

- на условия развития смежных и вспомогательных отраслей – с помощью контроля над средствами рекламы или регулирования развития инфраструктуры;

- на стратегию фирм, их организационную структуру и соперничество через собственную налоговую политику, антимонопольное законодательство, путем регулирования инвестиций и деятельности рынка ценных бумаг.

Влияние правительства может быть как позитивным, так и негативным.

Особое внимание М. Портер обратил на то, что во многих странах фирмы, успешно действующие на мировых рынках, охватывают своей деятельностью и определяют уровень развития целой группы отраслей (кластера). Отражая динамику конкурентных преимуществ страны, кластеры формируются, распространяются, однако они могут сворачиваться и распадаться.

Теория М. Портера сочетает в себе как элементы классических теорий, в которых рассматриваются факторы производства страны, так и элементы современных теорий, ориентированных на деятельность отдельных фирм.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.