Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Олигополия: понятие, основные черты, виды олигополии.





ОЛИГОПОЛИЯ – рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим число сравнительно крупных предприятий (3-8 предприятий (до 60% рынка). Ее иногда определяют как «рынок немногих» или « конкуренцию немногих».

Основные черты:

1) однородность или разнородность продукции;

2) малочисленность и крупные размеры фирм;

3) крупные барьеры;

4) несовершенная информация;

5) большая взаимозависимость предприятий.

Олигополия бывает нескольких видов:

1) недифференцированная олигополия – несколько предприятий, производящих однородную недифференцированную продукцию.

2) дифференцированная олигополия – несколько предприятий, производящих неоднородную дифференцированную продукцию.

3) олигополия доминирования – когда на рынке работает крупная фирма (удельный вес которой в общих объемах производства продукции составляет более 50% и поэтому она доминирует), а рядом с ней несколько небольших фирм, которые делят между собой оставшийся рынок.

4) дуополия – когда на рынке работают только два производителя (продавца) данной продукции.

Модель дуополии Курно.

Лучше понять закономерности поведения фирмы на олигополистическом рынке позволяет анализ дуополии. Первая и до сих пор актуальная модель дуополии была предложена французским экономистом О. Курно в 1838 году. Данная модель позволяет анализировать поведение фирмы исходя из допущений:

1) оба дуополиста – это совершенно одинаковые фирмы;

2) фирмам известен объем выпуска продукции, которую выбрал ее конкурент;

3) предельные издержки обеих фирм постоянны.

Анализ поведения дуополиста в модели Курно был поэтапный. Пусть сначала одному из олигополистов (фирме № 1) будет точно известно, что второй конкурент вообще не планирует выпуск продукцию. В этом случае фирма № 1 фактически станет монополией. Кривая спроса на ее продукцию (D0) совпадет с кривой спроса всей отрасли. Соответственно кривая предельного дохода некоторое положение (MR0). Пользуясь обычным правилом равенства предельного дохода и предельных издержек МС = MR, фирма № 1 установит оптимальный для себя объем производства (в изображенном на графике случае — 50 ед.) и уровень цен (Р1).



Рис.6. Поведение фирмы-дуополиста в краткосрочном периоде.

Ну а что случится, если в следующий раз фирме № 1 станет известно: ее конкурент сам намерен выпустить 50 ед. продукции по цене P1. На первый взгляд может показаться, что тем самым он исчерпает весь объем спроса и вынудит фирму № 1 отказаться от производства. Внимательно рассмотрев график, мы, однако, убедимся, что это не так.

Если фирма № 1 тоже установит цену Р1, то спроса на ее про­дукцию действительно не будет: те 50 ед., которые рынок готов при­нять по этой иене, уже поставлены фирмой № 2. Но если фирма №1 установит более низкую цену Р2, то общий спрос рынка возра­стет (в нашем примере составит 75 ед. — см. кривую спроса отрас­ли D0). Поскольку фирма № 2 предлагает только 50 ед., то на долю фирмы № 1 останется 25 ед. (75 – 50 = 25). Если же цена будет опущена до P3 то, повторив аналогичные рассуждения, можно уста­новить, что потребность рынка в продукции фирмы №1 составит 50 ед. (100-50 = 50).

Легко понять, что, перебирая разные возможные уровни цен, мы будем получать и разные уровни потребности рынка в продук­ции фирмы № 1. Иными словами, на продукцию фирмы № 1 сфор­мируется новая кривая спроса (на нашем графике — D1) и соответ­ственно новая кривая предельного дохода (MR1). Снова использовав правило МС = MR, можно определить новый оптимальный объем производства (в нашем случае он составит 25 ед. — см. рис.6).

Уже на этом этапе анализа модель Курно позволяет сделать важные экономические выводы.

w- При олигополии объем производства больше того уровня, ко­торый установился бы при чистой монополии, но меньше, чем сло­жился бы при совершенной конкуренции:

Qm < Qolig < Ос

x- Цены при олигополии ниже монополистических, однако пре­вышают конкурентные:

Pm > Polig > Рс

y- Прямым следствием описанной ситуации является также то, что суммарные прибыли обоих дуополистов окажутся нже тех прибылей, которые на том же рынке получила бы единственная фирма – монополист, хотя тенденция к получению положительных экономических прибылей сохранится:

πm > πolig > πс

Очевиден и общий вывод: для любого олигополиста объем рынка не является постоянной величиной, а прямо зависит от решений конкурентов.

Чтобы лучше уяснить все последствия этой закономерности, обратимся к рис.7.

Рис.7. Равновесие Курно.

Обратим внимание на использованные на нем непривычные оси. По горизонтали откладываются размеры производства одной фирмы, по вертикале – другой. В таких осях размеры выпуска продукции фирмой №1 можно изобразить как кривую реакции на объем производства №2. Аналогичным образом выпуск продукции фирмой №2 может быть представлен как функция от объема производства фирмы №1:

Q(1) = φQ(2),

Q(2) = φQ(1),

Где Q(l) — размер производства фирмы № 1;

Q(2) — размер производства фирмы № 2.

При такой формулировке задачи мы фактически пытаемся по­нять, что получится из одновременных стараний двух фирм под­строить свой объем производства под объем производства другой фирмы.

Посмотрим, смогут ли обе фирмы установить взаимоприемле­мые объемы производства. Все данные для графика мы взяли из пре­дыдущего примера. Так, если о фирме № 2 известно, что она соби­рается выпустить 75 ед. продукции, то фирма № 1 примет решение о выпуске 12,5 ед. (точка А). Но если фирма №1 действительно выпустит 12,5 ед. продукции, то, как видно на графике, фирма № 2 в соответствии со своей кривой реакции должна выпустить не 75, а 42,5 ед. (точка В). Но такой уровень выпуска продукции конкурен­том вынудит фирму № 1 выпустить не 12,5 ед., как она собиралась, а 29 ед. продукции (точка С) и т.д.

Легко заметить, что уровень производства, который фирма уста­навливает исходя из сложившегося размера производства конкурен­та, каждый раз оказывается таким, что заставляет последнего пере­смотреть этот уровень. Это вызывает новую корректировку объема производства фирмы №1, что в свою очередь снова изменяет пла­ны фирмы №2. То есть ситуация является неустойчивой, неравно­весной.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.