|
Олигополия: понятие, основные черты, виды олигополии.ОЛИГОПОЛИЯ – рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим число сравнительно крупных предприятий (3-8 предприятий (до 60% рынка). Ее иногда определяют как «рынок немногих» или «конкуренцию немногих». Основные черты: 1) однородность или разнородность продукции; 2) малочисленность и крупные размеры фирм; 3) крупные барьеры; 4) несовершенная информация; 5) большая взаимозависимость предприятий. Олигополия бывает нескольких видов: 1) недифференцированная олигополия – несколько предприятий, производящих однородную недифференцированную продукцию. 2) дифференцированная олигополия – несколько предприятий, производящих неоднородную дифференцированную продукцию. 3) олигополия доминирования – когда на рынке работает крупная фирма (удельный вес которой в общих объемах производства продукции составляет более 50% и поэтому она доминирует), а рядом с ней несколько небольших фирм, которые делят между собой оставшийся рынок. 4) дуополия – когда на рынке работают только два производителя (продавца) данной продукции. Модель дуополии Курно. Лучше понять закономерности поведения фирмы на олигополистическом рынке позволяет анализ дуополии. Первая и до сих пор актуальная модель дуополии была предложена французским экономистом О. Курно в 1838 году. Данная модель позволяет анализировать поведение фирмы исходя из допущений: 1) оба дуополиста – это совершенно одинаковые фирмы; 2) фирмам известен объем выпуска продукции, которую выбрал ее конкурент; 3) предельные издержки обеих фирм постоянны. Анализ поведения дуополиста в модели Курно был поэтапный. Пусть сначала одному из олигополистов (фирме № 1) будет точно известно, что второй конкурент вообще не планирует выпуск продукцию. В этом случае фирма № 1 фактически станет монополией. Кривая спроса на ее продукцию (D0) совпадет с кривой спроса всей отрасли. Соответственно кривая предельного дохода некоторое положение (MR0). Пользуясь обычным правилом равенства предельного дохода и предельных издержек МС = MR, фирма № 1 установит оптимальный для себя объем производства (в изображенном на графике случае — 50 ед.) и уровень цен (Р1). Рис.6. Поведение фирмы-дуополиста в краткосрочном периоде. Ну а что случится, если в следующий раз фирме № 1 станет известно: ее конкурент сам намерен выпустить 50 ед. продукции по цене P1. На первый взгляд может показаться, что тем самым он исчерпает весь объем спроса и вынудит фирму № 1 отказаться от производства. Внимательно рассмотрев график, мы, однако, убедимся, что это не так. Если фирма № 1 тоже установит цену Р1, то спроса на ее продукцию действительно не будет: те 50 ед., которые рынок готов принять по этой иене, уже поставлены фирмой № 2. Но если фирма №1 установит более низкую цену Р2, то общий спрос рынка возрастет (в нашем примере составит 75 ед. — см. кривую спроса отрасли D0). Поскольку фирма № 2 предлагает только 50 ед., то на долю фирмы № 1 останется 25 ед. (75 – 50 = 25). Если же цена будет опущена до P3 то, повторив аналогичные рассуждения, можно установить, что потребность рынка в продукции фирмы №1 составит 50 ед. (100-50 = 50). Легко понять, что, перебирая разные возможные уровни цен, мы будем получать и разные уровни потребности рынка в продукции фирмы № 1. Иными словами, на продукцию фирмы № 1 сформируется новая кривая спроса (на нашем графике — D1) и соответственно новая кривая предельного дохода (MR1). Снова использовав правило МС = MR, можно определить новый оптимальный объем производства (в нашем случае он составит 25 ед. — см. рис.6). Уже на этом этапе анализа модель Курно позволяет сделать важные экономические выводы. w- При олигополии объем производства больше того уровня, который установился бы при чистой монополии, но меньше, чем сложился бы при совершенной конкуренции: Qm < Qolig < Ос x- Цены при олигополии ниже монополистических, однако превышают конкурентные: Pm > Polig > Рс y- Прямым следствием описанной ситуации является также то, что суммарные прибыли обоих дуополистов окажутся нже тех прибылей, которые на том же рынке получила бы единственная фирма – монополист, хотя тенденция к получению положительных экономических прибылей сохранится: πm > πolig > πс Очевиден и общий вывод: для любого олигополиста объем рынка не является постоянной величиной, а прямо зависит от решений конкурентов. Чтобы лучше уяснить все последствия этой закономерности, обратимся к рис.7. Рис.7. Равновесие Курно. Обратим внимание на использованные на нем непривычные оси. По горизонтали откладываются размеры производства одной фирмы, по вертикале – другой. В таких осях размеры выпуска продукции фирмой №1 можно изобразить как кривую реакции на объем производства №2. Аналогичным образом выпуск продукции фирмой №2 может быть представлен как функция от объема производства фирмы №1: Q(1) = φQ(2), Q(2) = φQ(1), Где Q(l) — размер производства фирмы № 1; Q(2) — размер производства фирмы № 2. При такой формулировке задачи мы фактически пытаемся понять, что получится из одновременных стараний двух фирм подстроить свой объем производства под объем производства другой фирмы. Посмотрим, смогут ли обе фирмы установить взаимоприемлемые объемы производства. Все данные для графика мы взяли из предыдущего примера. Так, если о фирме № 2 известно, что она собирается выпустить 75 ед. продукции, то фирма № 1 примет решение о выпуске 12,5 ед. (точка А). Но если фирма №1 действительно выпустит 12,5 ед. продукции, то, как видно на графике, фирма № 2 в соответствии со своей кривой реакции должна выпустить не 75, а 42,5 ед. (точка В). Но такой уровень выпуска продукции конкурентом вынудит фирму № 1 выпустить не 12,5 ед., как она собиралась, а 29 ед. продукции (точка С) и т.д. Легко заметить, что уровень производства, который фирма устанавливает исходя из сложившегося размера производства конкурента, каждый раз оказывается таким, что заставляет последнего пересмотреть этот уровень. Это вызывает новую корректировку объема производства фирмы №1, что в свою очередь снова изменяет планы фирмы №2. То есть ситуация является неустойчивой, неравновесной. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|