Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предприниматель, менеджер, фирма.





В основе функционирования рыночной системы хозяйствования находится деятельность множества активных субъектов – предпринимателей, лично заинтересованных в успехе бизнеса. Человека, осуществляющего объединение и использование ресурсов в целях создания востребованных рынком благ, называют предпринимателем.

Общая задача ведения бизнеса, выполняемая предпринимателем, включает две составляющие:

1. Координацию производственных ресурсов (т.е. организацию покупки необходимых ресурсов, их применения в производстве, сбыта готовой продукции);

2. Несение риска, связанного с принятием тех, а не иных коммерческих решений.

Основы современного понимания предпринимательства были заложены австро-американским ученым Йозефом Шумпетером в книге «Теория экономического развития» (1912 год). По его мнению, функциональная сущность предпринимателя проявляется в определении и использовании новой комбинации факторов производства:

1. Создание нового, незнакомого потребителю блага

2. Введение нового, не применявшегося в данной отрасли способа производства

3. Завоевание нового рынка сбыта

4. Использование нового вида сырья или полуфабрикатов

5. Введение новой организации бизнеса

Т.о., Й. Шумпетер показал, что главным в предпринимательстве является инновационная деятельность.

Дальнейшее развитие современных взглядов на предпринимательство связано с работами представителя неоавстрийской школы Израэля М.Кирцнера. Особенность кирцнеровского предпринимателя проявляется в его исключительной способности воспринимать и находить благоприятные возможности получения прибыли. Благодаря своей «бдительности» - умению распознать необходимую сферу приложения сил – предприниматель создает такое сочетание видов деятельности, которое невозможно осуществить без его участия.

Предприниматель 18-19 веков выступал в роли собственника капитала, был владельцем собственного дела, управлял им. Развитие индустриальной, а затем постиндустриальной экономики вызвало усложнение организационных форм фирмы. Увеличение размеров предприятия, использование новейших технологий постоянно повышали требования к предпринимателю. Все острее ощущалась необходимость в привлечении в бизнес профессионалов, умеющих организовать труд работников, знающих инженерные науки, т.е. росла потребность в менеджерах. Постепенно предпринимательская функция не просто переходит от собственника к высшим менеджерам, а расщепляется или распределяется по всей управленческой пирамиде компании.

Собственник ориентирован на долгосрочные цели развития компании, его цель – максимизация долгосрочной прибыли. Именно собственником осуществляется мобилизация капитальных ресурсов, или вложение денег в бизнес. Он же осуществляет и верховный контроль. Реализацией тактических задач занимается менеджер. Менеджер осваивает инвестиции, организует производство, добивается прибыльности предприятия, т.е. обеспечивает эффективное управление собственностью.

Рассматривая экономические процессы, мы постоянно сталкивались с предприятием или фирмой в качестве их главного субъекта. Действительно:

Ø Производственная деятельность в экономике в основном осуществляется фирмами

Ø Фирма является основным потребителем ресурсов

Ø Размерами и числом действующих в отрасли фирм определяется и диктуется структура рынка

Ø Деятельность фирм в большей степени определяет общую эффективность рыночной экономики.

Можно выделить четыре стороны природы фирмы и четыре подхода к анализу ее деятельности:

1. Фирма является коммерческой, т.е. ориентированной на получение прибыли, организацией.

2. Фирма является коллективом работников, организационно способным решать поставленные перед ним задачи.

3. Фирма является ассоциацией независимых субъектов рынка, преследующих взаимно согласованные цели.

4. Фирма является жизнеспособным рыночным институтом.

Какие же факторы обеспечивают более высокую эффективность фирмы? Основные из них связаны:

Ø С экономией трансакционных издержек при проведении сложных и длительных операций

Ø Со снижением риска недобросовестности контрагентов

Ø Со снижением риска использования специфических активов

Ø С лучшей адаптацией к внезапным изменениям ситуации.

Следующим вопросом является вопрос размера фирмы. Выбор оптимального размера фирмы связан с оценкой всех возможных видов издержек: трансформационных и трансакционных. Наилучшей будет такая институциональная структура, при которой суммарные издержки выпуска продукции достигают своего минимального значения.

Понимая объективный характер пределов роста размера фирмы, важно помнить, что величина оптимального размера фирмы зависит от структуры управления компании. Главным результатом эволюции организационной структуры принято считать переход от преобладания унитарной (U – форма) к мультидивизионной (М – форма) фирме (рис.31).

 

Дирекция
Производство Сбыт Финансы Техническое бюро

 

Рис. 31. Организационная структура U – фирмы

U – форма характеризует организацию, ориентированную на выпуск одного товара или узкого ассортимента близких товаров. Право принимать решение по поводу долгосрочной стратегии и текущих операций принадлежит здесь относительно узкой группе высших управляющих.

Возрастание размеров и сложности бизнеса обусловило возникновение другой организационной формы – М – структуры.

М – форма типична для фирм со многими подразделениями, выпускающих большую номенклатуру продукции и действующих на нескольких рынках одновременно. Данная форма организации бизнеса характеризуется отделением краткосрочных решений, принимаемых на уровне подразделения, от долгосрочных, или стратегических, которые принимаются центральной дирекцией (рис.32).

 

 

Генеральная дирекция
Оперативный отдел А Оперативный отдел Б Персонал стратегической поддержки
Производство  
Сбыт  
Финансы  
Техническое бюро  

Рис. 32. Организационная структура М – фирмы

Анализ деятельности фирмы и рынка становятся полновеснее, если в расчет берутся как экономические, так и смежные – морально-этические аспекты предпринимательской деятельности. Понятие «деловая этика» описывает аспекты взаимодействия фирмы и общества и показывает, в какой мере деятельность фирмы приносит пользу или вред всему социуму.

Существуют разнообразные причины растущей значимости этической стороны бизнеса:

1. Усиливающаяся степень конкуренции, которая привела к мобильности профессиональных кадров, заставляет менеджеров создавать позитивный внутренний имидж фирмы.

2. Постоянно возрастающий интерес к фирмам со стороны общественных организаций и СМИ, побуждает предпринимателей формировать внешний имидж фирмы.

3. Технологический прогресс – расширяет круг моральных проблем, связанных с появлением в обществе новых продуктов.

4. Процесс глобализации экономики – стремление к зарубежным рынкам сбыта.

5. Религиозные установки общества

Сам процесс этизации (т.е. облагораживания) бизнеса включает в себя 2 основных направления: составление и реализацию соответствующих учебных, обучающих программ и подготовка фирмами своего рода правил поведения – так называемых этических кодексов.

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.