|
Виды и методы управления трансакционными издержками.Следовательно, управление трансакционными издержками включает следующие шаги: 1) классификация трансакций в соответствии с характером бизнеса данной фирмы (например, логистика, снабжение, качество, модернизация); 2) уменьшение числа трансакций; 3) стабильность работы предприятия; 4) оптимизация сбора информации и контроля; 5) автоматизация. Таким образом, выделяют 3 основных метода рациональной оптимизации трансакционных издержек; 1) во-первых, анализ трансакций с точки зрения проверки их необходимости и возможность альтернативных методов осуществления; 2) во-вторых, стабилизация работы фирмы и исключение «излишних» нововведений; 3) в-третьих, автоматизация и интеграция программных ресурсов фирмы. В качестве примера трансакционного планирования нам послужит сборочное производство высокотехнологичного изделия А. Предположим, что данный продукт состоит более чем из 700 изделий, которые необходимо еженедельно заказывать у поставщиков, приходовать на склад, а затем своевременно извлекать и доставлять в сборочный цех. Число ежемесячно совершаемых по данной схеме трансакций можно подсчитать по следующим образом (табл.5). Таблица 5. Расчет числа трансакций до внедрения новой методики
После внимательного исследования сборочной технологии руководство предприятия приняло следующие решения: отказаться от практики еженедельных закупок комплектующих и перейти к системе нулевых производственных запасов. Для этого необходимо договориться о месячном объеме и графике поставок, при котором потребность в очередной «порции» деталей удовлетворяется по первому требованию предприятия; Таблица 6. Расчет числа трансакций после внедрения новой методики
В результате внедрения новых процедур количество трансакций снизилось почти в полтора раза (табл. 6), что позволило значительно сократить накладные расходы предприятия. Понятие информации как экономического ресурса. Неопределенность. Информация, как экономический ресурс имеет ряд важных особенностей, которые принципиально отличают ее от других факторов производства: 1) основная часть информации, которой располагает человечество, общедоступна и не может рассматриваться как ограниченный ресурс; 2) использование информации одним субъектом, как правило, не исключает возможности ее одновременного применения другими (неконкурентность потребления); 3) потребление информации тождественно формированию новых знаний; 4) информация является легко тиражируемым благом, ее копирование требует минимальных затрат. Таким образом, информация – это экономический ресурс особого рода. Традиционные понятия редкости и ограниченности неприменимы к ней в полной мере. Эта категория сочетает в себе противоречивые свойства невоспроизводимости и тиражируемости, безграничности и редкости. С точки зрения субъекта экономики можно выделить два принципиальных варианта появления неполноты информации: 1) подбор информации возможен, но не выгоден; 2) полную информацию получить невозможно. При заключении сделки стороны могут быть информированы в разной степени – это и есть асимметрия информации. Различаются два типа информационной асимметрии. Различаются два типа информационной асимметрии. Самой распространенной является ситуация, когда один из участников сделки более информирован о ее особенностях, чем другой. В этом варианте одна сторона имеет информационное преимущество. Классический пример данной ситуации - продажа подержанной машины. Владелец знает больше о свойствах объекта обмена и старается использовать эти данные в своих интересах (продать дороже, чем машина реально стоит). Другой вариант называют проблемой паря Соломона. В этом случае две стороны одинаково информированы относительно совершенной трансакции, но эту информацию сложно получить третьим лицам. Действительно, в древней притче рассказывалось о двух женщинах, каждая из которых утверждала, что она - мать некого младенца. Обе представшие перед судом паря Соломона «матери», разумеется, знали, кто из них лжет. Но судье указать на настоящую было почти невозможно. Итак, практика хозяйственной деятельности не всегда оставляет реальную возможность для устранения неосведомленности и асимметрии информации. Иногда информация слишком дорога, и субъекты сознательно предпочитают незнание. Бывают и такие случаи, когда полную информацию невозможно получить и в принципе независимо от готовности субъекта нести любые издержки. В обоих случаях итогом становится необходимости рисковать — предпринимать действия, о которых заранее известно, что они могут привести как к положительному, так и к отрицательному результату. Впервые проблема неопределенности была систематически исследована Фрэнком Найтом в 20-е годы XX века. Одно из главных нововведений, предложенных этим американским экономистом,— разграничение понятий «неопределенность» и «риск». Риск. Методы оценки. Риск - ситуация, когда известны все возможные исходы события и вероятность их наступления. Неопределенность – ситуация, когда список исходов бесконечен или вероятность наступления событий установить невозможно. Как мы видим, в экономике неопределенности и риска ключевое значение имеет вероятность, под которой принято понимать выраженную в количественной форме возможность определенного исхода. В зависимости от прогнозируемого события экономисты различают несколько видов вероятности: 1) априорная (вероятность, подсчитанная на основе научного закона или логического принципа); 2) статистическая (для определения вероятности прибегают к эмпирическому методу – к статистическим наблюдениям); 3) ожидаемая (для определения вероятности не существует никакого рационального алгоритма). Один из способов оценки риска – это средне взвешенная оценка риска с учетом соответствующих вероятностей. Она находится с помощью математического ожидания: , где - математическое ожидание хi – возможный результат pi – вероятность наступления результата. Количественно степень риска можно оценить с помощью следующих двух показателей, характеризующих отклонение фактических результатов от среднего уровня: 1) дисперсия – средневзвешенная величина квадратов отклонений действительных результатов от средних. , где xi – фактический результат при каждом конкретном исходе, Х – математическое ожидание, pi – вероятность исхода. Дерево решений. Результаты нейтрального анализа риска часто обобщают в виде так называемого дерева решений (decision tree), графически показывающего все возможные исходы и их вероятности. Для иллюстрации рассмотрим пример производственной компании, которая анализирует возможность выхода на рынок с новым продуктом. В этом случае менеджменту предстоит совершить ряд действий: ■ потратить 100 000 руб. на маркетинговое исследование с целью определить возможный уровень спроса и конкуренции; ■ в зависимости от результатов исследования построить, производственный цех большой производительности (стоимостью 5 млн. руб.), либо малой производительности (2 млн. руб.), либо прекратить проект. Схема на рис 30 отображает возможное дерево решений для данного производства. Предположим, что маркетинговое исследование уже завершилось и руководство компании располагает следующей информацией о рынке сбыта: ■ вероятность того, что спрос на новый продукт будет большим, составляет 50%; ■ средний уровень спроса и продаж может быть достигнут с вероятностью 30%; ■ низкий уровень спроса ожидается с вероятностью 20%. Ожидаемая годовая прибыль, дисконтированная с учетом существующей нормы процента, колеблется в диапазоне от -0,08 млн. до 8,8 млн. руб. (для цеха большой производительности) либо от 1,4 до 2,6 млн. руб. (для мелкого производства). При этом размер прибыли зависит от уровня спроса (графа 4 на рис. 30): ■ при высоком спросе, большой цех принесет 8,8 млн. руб. в год, малый — 2,6 млн. руб.; ■ при среднем спросе — 3,5 и 2,4 млн. руб. соответственно; ■ при низком ─ -0,08 и 1,4 млн. руб. соответственно. Зная соответствующие вероятности, можно подсчитать среднюю ожидаемую дисконтированную стоимость (PDVX) для каждого возможного случая (графа 5 рис. 30). Как видим, для большого цеха она составит 5 млн. 3 70 тыс. руб., для малого — 2 млн. 300 тыс. руб. После вычитания суммы инвестиций, необходимых для строительства заводов (5 и 2 млн. руб. соответственно), получим значение чистой дисконтированной стоимости (). Сравнив полученные результаты (370 тыс. руб. > 300 тыс. руб.), «рисково нейтральный» менеджер предпочтет вложить 5 млн. руб. в большой производственный цех. Вместе с тем следует отметить, что оба варианта приемлемы (NPV > О) и выбор может склониться в сторону малого производства в случае нехватки денег у компании. Рис. 30. Дерево решений Приведенный образец дерева решений сознательно упрошен. В реальности такие модели могут оказаться на порядок сложнее и насчитывать целое множество точек принятия решений. Роль дерева решений в управлении фирмой многообразна. Во-первых, оно позволяет наглядно представить всю совокупность последствий принимаемых решений при разных возможных вариантах развития событий. Во-вторых, оно позволяет выбрать объективно или нейтрально лучший вариант решения. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|