Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Расширяем читательские интересы детей





В процессе выразительного рассказывания, привлечения средств изобразительного искусства (иллюстрации, репродукции) и музы­кального искусства (фоновая музыка, слушание фрагментов литературно-музыкальных постановок народных сказок), театрализованной деятельности (инсценирования текстов) педагог создает условия для того, чтобы дети внимательно и с интересом слушали чтение взрос­лого, дослушивали его до конца, не отвлекаясь, эмоционально от­кликались на содержание произведения, активно сопереживали ге­роям и событиям.

Для того чтобы ребенок с удовольствием смотрел фрагменты теат­ральных постановок по сказкам в исполнении взрослых и старших детей, создаются игровые ситуации.

Собственным примером, организуя прослушивания художествен­ного рассказывания текстов, воспитатель способствует проявлению детьми интереса к ритмически организованному складу речи, ритму, рифме в поэтических произведениях, стремления повторять полюбив­шиеся строчки и рифмы.

Оборудуя книжный уголок, постоянно пополняя его новыми кни­гами с яркими иллюстрациями, наборами для театрализации (шапоч­ки-маски, фрагменты костюмов для игр-драматизаций; игрушки и фи­гурки настольного, пальчикового театра), педагог создает ситуации для проявления детьми стремления к повторным встречам с произведени­ем, книгой, рассматриванию иллюстраций, участию в совместных со взрослым театрализованных играх, исполнению стихов, народных прибауток и песенок, рассказыванию знакомых сказок и пересказыванию коротких рассказов.

Помогаем правильному восприятию литературного текста

С помощью утрированно выразительного чтения, в процессе бесе­ды, рассматривания иллюстраций, воспитатель помогает малышам представлять в воображении героев, некоторые особенности их внеш­него вида, узнавать их в книжных иллюстрациях, называть основную эмоцию героя (радуется, испугался), давать обобщенную характерис­тику (добрый, хитрая). Активизируют желание детей эмоционально откликаться на воображаемые события литературного текста, «содей­ствуя» и сопереживая героям.



С помощью взрослого (наводящих вопросов; вопросов, обращен­ных к личному опыту детей; комментариев педагога) дети учатся по­нимать основное содержание произведения, устанавливать последова­тельность событий в тексте, вычленять и называть наиболее яркие поступки и действия героев, давать им элементарную оценку. После вопросов и оценок взрослого обращают внимание на средства выра­зительности литературной речи.

Организуем творческую деятельность на основе литературного текста

Воспитатель инициирует запоминание и узнавание детьми знако­мых произведений при повторном слушании, узнавание литературных героев в иллюстрациях и игрушках.

С помощью вопросов, организуя общение и разные виды ху­дожественной деятельности (изобразительная, театрализованная), педагог побуждает детей делиться своими Впечатлениями о произ­ведении со взрослыми и сверстниками, отражать впечатления в рисунках, участвовать в простых театрализованных играх (драматизациях или действиях с фигурками настольного и пальчикового театра).

Педагог предлагает детям исполнять наизусть некоторые стихи, запоминать и использовать в своей речи стихотворные рифмы, дого­варивать («подхватывать») за ним строки из сказок. Создает образова­тельные и игровые ситуации для пересказывания детьми хорошо зна­комых сказок с помощью взрослого и ориентируясь на иллюстрации.

Собственным примером воспитатель побуждает детей запоминать и воспроизводить в играх, общении традиционные имена героев на­родных сказок (лисичка-сестричка, волчок серый бочок и прочие), формулы начала и конца сказок, традиционные формы слов с умень­шительно-ласкательными суффиксами.

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

ü Ребенок охотно отзывается на предложение прослушать художест­венный текст. С удовольствием возвращается к прочитанному, сам просит взрослого прочесть стихи, сказку.

ü Знает содержание прослушанных произведений, узнает их по ил­люстрациям и обложкам знакомых книг.

ü Активно содействует и сопереживает героям произведения, эмоци­онально откликается на содержание прочитанного.

ü Выслушивает произведение до конца, легко включается в процесс восприятия, охотно обсуждает произведение, отвечает на вопросы по содержанию (о героях, его действиях и элементарных мотивах поступков, последовательности событий и их взаимосвязях).

ü С удовольствием читает стихи, рассказывает потешки, пересказы­вает короткие сказки.

ü Активно и с желанием участвует в разных видах творческой дея­тельности, основанных на литературном тексте: рисует иллюстра­ции, участвует в словесных играх на звукоподражание, «Доскажи словечко», в простых театрализованных играх.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

ü Ребенок не откликается на предложение послушать чтение или рас­сказывание литературного текста, не просит повторить прочитанное.

ü Не проявляет выраженного удовольствия от восприятия художест­венного произведения, неохотно включается в игры с текстовым сопровождением, в театрализованные игры.

ü Быстро отвлекается при слушании, слабо запоминает содержание произведения.

ü Отказывается от разговора по содержанию произведения или однословно отвечает на вопросы только после личного обращения к нему взрослого.

ü Затрудняется при пересказывании сказок, может только договари­вать отдельные фразы.

ü Плохо запоминает тексты потешек и стихов, избегает рассказывать их наизусть.

Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания

Круг чтения у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор — частушки, потешки, песенки. Также произведения наилучшим образом соответст­вуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Дети знакомятся с на­родными сказками, прежде всего со сказками о животных. Младшим до­школьникам читают доступные их пониманию произведения русской и зарубежной классики, а также рассказы, сказки и особенно стихи совре­менных авторов. Примерные произведения для круга детского чтения были определены JI. М. Гурович.

Русское народное творчество

Малые формы фольклора. «Ой, ду-ду...», «Привяжу я козлика...», «Как у нашего кота...», «Котик серенький...», «Киска, киска...», «Пошел котик на торжок...», «Кисонька-Мурысенька...», «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая...», «Ладушки», «Водичка-водичка...», «Наша Маша», «Заинька», «Волк-волчок шерстяной бочок...», «Гуси вы, гуси...», «Как без дудки, без дуды...», «Петушок», «Уж ты, радуга- дуга».

Сказки. «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Снегурушка и лиса».

Фольклор народов мира

Малые формы фольклора. «Горкой, горкой...» (белорус.), «Едем, едем на лошадке» (швед.), «Ласковые песенки» (азерб.), «Ой, в зеле­ном бору...» (укр.), «Ой, как весело» (эст.), «Соловей-соловушка» (лат.), «Где ночует солнце?» (арм.), «Заяц», «Палочка» (кабард.-балк.), «Козленок» (тадж.), «Люли, люли, моя крошка» (лит.), «Перчатки», «Храбрецы», «Курица» (англ.), «Дедушка Рох», «Топ, топ» (пол.), «Дождь, дождь», «Ручки, спляшите», «Рыбки» (фр.).

Сказки. «Как лисичка бычка обидела» (эск.), «Крошка Малышка» (шотл.), «Упрямые козы» (узб.), «Воробей и лиса» (болг.), «Как собака друга искала» (мордов.), «Кого испугались» (алб.), «Колосок» (укр.), «Почему кот моется после еды» (лит.), «У солнышка в гостях» (словацк.).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.