Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИНФОРМАЦИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ





Для общедозволительного типа правового регулирования характерно тщательное прописывание исключений из правила — запретов. Теоретической базой для введения запретов в информационной сфере является понятие информационной безопасности. Информационная безопасность — это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства (Закон «Об участии в международном информационном обмене», ст. 2)[8]. Немаловажное для нашей темы наблюдение сделано западными специалистами: в обеспечении информационной безопасности удельный вес правовых методов составляет 60%, а программно-технических и организационных соответственно 30 и 10%[9].

9 сентября 2000 г. Президентом Российской Федерации была утверждена Доктрина информационной безопасности[10]. Этот документ лишь определяет общие направления политики в соответствующей сфере, не имея нормативной силы, однако и законодательной, и исполнительной властями он оценивается как чрезвычайно важный. Согласно Доктрине «интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества».

Исключения из дозволительного режима в информационной сфере могут быть классифицированы на абсолютные запреты (запрещается создание и распространение ложной информации) и общие запреты (без соблюдения соответствующих процедур запрещается доступ к тайнам этих субъектов). Абсолютные запреты многообразно проявляются в зависимости от сферы общественных отношений, содержания ложных сведений, мотивов предоставления информации, не соответствующей действительности, и т. д. Один из видов ложной информации — ложная информация, наносящая ущерб репутации субъекта, — будет нами рассмотрен специально, иные — по необходимости в соответствии с логикой наших рассуждений. Общие запреты независимо от субъекта охраняемого права (т. е. и в отношении государства, и в отношении общества, и в отношении личности) выражаются в понятии информации с ограниченным доступом.

Согласно ст. 10 Закона «Об информации» информация с ограниченным доступом делится на государственную тайну и конфиденциальную информацию (схема 1),

Отношения, связанные с государственной тайной, регулируются Законом «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. Его ст. 2 определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В ст. 5 приводится полный перечень сведений, составляющих государственную тайну.

Закона о конфиденциальной информации в России нет. В его отсутствие само понятие конфиденциальной информации остается неясным. Закон «Об информации» определяет конфиденциальную информацию как вид государственных информационных ресурсов Российской Федерации. Вместе с тем Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г., утверждающий перечень сведений конфиденциального характера, относит к конфиденциальной информации врачебную, нотариальную, адвокатскую тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почто вых отправлений и пр. Не прослеживается сколько-нибудь строгого употребления этого понятия и в других нормативных актах.

Комментируя схему 1, следует отметить несколько принципиальных моментов.

 

 
 

 

1. Если порядок отнесения к государственной тайне строго определен[11], то порядок отнесения к конфиденциальной информации специально не оговаривается. Фактически единственным документом, вводящим регулирование в этой сфере, является «Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. Таким образом, для того чтобы информация могла считаться конфиденциальной, необходимо выполнение двух условий:

а) наличие соответствующего содержания;

б) осуществление заинтересованным лицом некоторых действий для предотвращения неконтролируемого распространения этой информации. Так, если вы говорите по телефону из своей квартиры, то, очевидно, предполагаете, что содержание вашего разговора составляет тайну, но если вы выходите с трубкой на балкон, возможность ссылаться на конституционно защищенную тайну телефонных переговоров утрачивается.

2. Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. Если суд признает необоснованность засекречивания сведений, они подлежат рассекречиванию в установленном порядке (ст. 15 Закона «О государственной тайне»). Обоснования отнесения сведений к конфиденциальной информации не требуется.

Следует отметить также, что существуют некоторые виды информации, не отнесенные к информации с ограниченным доступом, свобода распространения которых тем не менее ограничена. Согласно Закону «Об участии в международном информационном обмене» ограничивается вывоз из Российской Федерации документированной информации, отнесенной:

♦ к государственной тайне или иной конфиденциальной информации;

♦ общероссийскому национальному достоянию;

♦ архивному фонду;

♦ иным категориям документированной информации, вывоз которой может быть ограничен законодательством Российской Федерации.

Возможность вывоза такой информации определяется Правительством Российской Федерации в каждом отдельном случае.

Данные ограничения распространяются и на перемещение с территории России документированной информации при предоставлении доступа пользователям, находящимся за пределами территории Российской Федерации, к информационным системам, сетям, находящимся на территории Российской Федерации.

Право ввоза иностранных информационных продуктов, которые могут быть использованы для осуществления каких-либо противоправных действий, предоставляется юридическим лицам, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Так, например, Постановлением Правительства от 10 марта 2000 г. № 214 утверждено Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и список видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию.

 

Государственная тайна

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что субъектами отношений, возникающих в сфере государственной тайны, является относительно небольшая группа лиц. В отношении физических лиц это означает, что ответственность за неразглашение государственной тайны несут только должностные лица и граждане Российской Федерации, добровольно вступившие с государством в правоотношения по защите государственной тайны. К этой категории могут быть отнесены служащие военных ведомств, работники закрытых предприятий, участники судебных процессов, в ходе которых возникла необходимость в раскрытии секретной информации, переводчики в той же ситуации и т. д. Разглашение государственной тайны пресс-секретарем соответствующих структур, безусловно, должно повлечь его ответственность, но распространение этой информации журналистом уже не является правона рушением. Это положение особенно важно для толкования ст. 4 Закона «О СМИ», которая устанавливает недопустимость использования СМИ для разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

Так, В. Познер, обучая студентов, предлагает им выбрать вариант «правильного» поведения в следующей ситуации. Журналист берет интервью у министра обороны, неожиданно у того возникает необходимость покинуть кабинет, в котором он оставляет журналиста. Оставшись один, интервьюер замечает на столе чиновника секретный документ, в котором говорится о скором вступлении страны в военные действия. С точки зрения В. Познера, профессиональный долг журналиста состоит в немедленном сообщении этой информации обществу. Не комментируя этический аспект этих действий, отметим, что позиция мэтра отечественного телевидения вполне соответствует цивилизованному правомерному толкованию Закона «О государственной тайне», Уголовного кодекса и Закона «О СМИ». Иное дело, если речь идет об аккредитованном (см. с. 54 наст, изд.) при Министерстве обороны журналисте. Скорее всего, правилами аккредитации, которые он добровольно обязуется исполнять, предусмотрена невозможность разглашения ставшей ему известной государственной тайны. В этом случае при обнародовании им содержания указанного документа ответственность должна наступить в полной мере.

Статья 283 Уголовного кодекса определяет мер}' ответственности за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения были правомерно получены разгласившим их лицом, а при разглашении отсутствуют признаки государственной измены. При этом первая часть статьи устанавливает наказание за разглашение государственной тайны, не повлекшее за собой никаких последствий, и лишь вторая — наказание за разглашение, по неосторожности повлекшее тяжкие последствия.

УК РФ предусматривает также ответственность за разглашение данных предварительного расследования (ст. 310), а также сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311) и в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320). Эти сведения, хотя и не всегда относятся к государственной тайне, несомненно, являются предметом государственного интереса.

Закон «Об информации» устанавливает список сведений, не подлежащих отнесению к информации с ограниченным доступом:

¨ законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

¨ документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

¨ документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением отнесенных к государственной тайне;

¨ документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Аналогичный список с поправкой на специфику регулируемого предмета содержит ст. 7 Закона «О государственной тайне». Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

¨ о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

¨ о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

¨ о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

¨ о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

¨ о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

¨ о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

¨ о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Неправомерное отнесение информации к государственной тайне может повлечь кару по ст. 237 Уголовного кодекса. Она определяет ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, которые создают опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, если сокрытие и искажение информации совершены лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией (от штрафа в 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) до лишения свободы на срок до пяти лет). Впрочем, под действие этой статьи подпадают лишь нарушения в отношении двух первых пунктов списка сведений, не подлежащих засекречиванию, содержащегося в ст. 7 Закона «О государственной тайне», а статьи, регулирующей эту ситуацию в общем случае, в Уголовном кодексе нет.

 

Конфиденциальная информация

Вопрос сведений о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющих идентифицировать его личность (персональные данные), регулируется различными нормативными актами.

Статья 137 УК посвящена нарушению неприкосновенности частной жизни. Состав преступления определяется здесь следующим образом: это незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан. Так же, как и в случае с отказом в предоставлении информации, следует отметить, что для привлечения нарушителя конституционной нормы к ответственности необходимо еще доказать, что его действия преследовали некоторую выгоду и причинили вред правам и законным интересам граждан. При отсутствии хотя бы одного из этих условий юридические гарантии соблюдения конституционного права не обнаруживаются.

Статья 138 УК определяет наказание за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан. Представляется, что формулировка статьи необоснованно сужает круг потенциальных потерпевших, поскольку адресантами сообщений вполне могут являться юридические лица. В качестве положительного момента подчеркнем, что при нарушении тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений не требуется ни доказательства заинтересованности виновного, ни наличия вреда для какого-либо конкретного лица. В самом деле, в этом случае действия виновного являются посягательством на основы конституционного строя, и поэтому в них наличествует состав уголовно наказуемого деяния. Но ведь то же самое можно сказать и о нарушении права на неприкосновенность частной жизни!

Кроме того, УК РФ предусматривает ответственность за разглашение тайны усыновления/удочерения (ст. 155).

Солидный вклад в дело защиты персональных данных внес Трудовой кодекс, в котором этому вопросу посвящена глава 14 (ст. 85-90).. Здесь, в частности, устанавливаются ограничения на сбор сведений о работнике его работодателем; необходимость под расписку ознакомить работника с порядком сбора и обработки персональных данных, принятых в организации, и т. д. Работодатель может сообщать ставшие ему известными персональные данные работника третьим лицам лишь в трех случаях:

¨ для предупреждения угрозы жизни и здоровью данного работника;

¨ в случаях, установленных федеральным законом (например по решению суда);

¨ при наличии письменного согласия работника (ст. 88).

Ответственность за сохранность предоставленных ему персональных данных возлагается на работодателя. Таким образом, следует иметь в виду, что простое сообщение номера домашнего телефона или даты рождения работника третьим лицам или не слишком тщательное сохранение их в тайне может повлечь наказание. Административная ответственность за нарушения предусмотренных в ТК обязанностей наступает по статьям Кодекса об административных правонарушениях. Статья 13.11 «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)» определяет в качестве мер ответственности предупреждение или штраф до 10 МРОТ для должностных лиц. Статья 13.14 «Разглашение информации с ограниченным доступом» устанавливает штраф до 50 МРОТ. Впрочем, эти меры ответственности не исключают для пострадавшего возможности требовать компенсации понесенного ущерба в гражданско-правовом порядке.

Гражданский кодекс (ГК РФ) определяет коммерческую и служебную тайны как одно и то же понятие: «Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности» (ст. 139.1). Отметим, что признак коммерческой ценности довольно четко отличает коммерческую и служебную тайну от государственной, определяемой на основании военной безопасности. Вместе с тем в литературе высказывалось мнение, что служебная тайна должна определяться иными условиями. Так, сведения о системе организации охраны на предприятии должны входить в перечень информации, содержащей служебную тайну: вряд ли организация охраны представляет коммерческий интерес для других предприятий. Но конкретный порядок и правила, применяемые на данном предприятии для обеспечения и сохранности материальных и нематериальных ценностей, не должны быть известны даже собственным работникам, за исключением сведений о тех объектах, которые охраняются ими непосредственно[12]. Нельзя не согласиться с резким замечанием авторов комментария к Закону «О государственной тайне»: «Заложенное в статье 139 Гражданского кодекса фактическое отождествление понятий служебной и коммерческой тайны ничего, кроме путаницы, не внесло»[13].

Согласно второй части той же ст. 139 лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту[14], и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. Кроме того, согласно ст. 81 п. 6 в Трудового кодекса РФ работодатель может расторгнуть трудовой договор в случае разглашения работником охраняемой законом тайны, ставшей ему известной в связи с, исполнением трудовых обязанностей. Но при этом работодатель должен быть готов доказать, что работник знал о факте охраны.

Статья 727 Гражданского кодекса устанавливает, что, если сторона благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда получила от другой стороны сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна, сторона, получившая такую информацию, не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон. Охране конфиденциальной информации посвящены ст. ГК 857 «Банковская тайна» и 946 «Тайна страхования».

Сведения, относимые к конфиденциальной информации, могут стать известными государственным органам в силу исполнения ими своих функций. В связи с этим законодательство определяет недопустимость разглашения или использования для деятельности, не связанной с несением государственной службы, сведений, ставших известными указанным путем. Характерна в этом отношении ст. 102 Налогового кодекса. Налоговая тайна определяется ею как любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами.

Налоговая тайна не подлежит разглашению за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например по решению суда).

Кроме того, собственник информации может обжаловать действия государственного органа или органа местного самоуправления, если предполагает, что они выходят за пределы компетенции последнего.

Наконец, ст. 183 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну. Поскольку в данном случае речь идет об уголовном преследовании, действует презумпция невиновности, т. е. обвинителю еще предстоит доказать, что обвиняемый получил доступ к информации, используя способы, которые либо прямо запрещены законом (проникновение в жилище, вскрытие корреспонденции и т. д.), либо противоречат общим принципам добросовестной конкуренции (например приобретение информации у контрагента обладателя права на коммерческую тайну). Привлечение к уголовной ответственности конкретных виновников преступления не исключает заявления потерпевшим гражданско-правовых требований о возмещении причиненного вреда. В частности, в тех случаях, когда сведения, составляющие коммерческую тайну, были разглашены или незаконно использованы государственными служащими, соответствующие требования могут быть адресованы прямо государству (ст. 16 ГК РФ).

Для всех шести видов конфиденциальной информации списков сведений, которые не могут быть засекречены, не существует. Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. утвержден лишь список сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним относятся:

♦ учредительные документы;

♦ документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;

♦ сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

♦ документы о платежеспособности;

♦ сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда;

♦ документы об уплате налогов и других обязательных платежей;

♦ сведения о загрязнении окружающей среды, несоблюдении, безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения.

Раскрытие этой информации регламентируется целым рядом законов и подзаконных актов. Так, например, ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» устанавливает обязанность раскрыть некоторую информацию в отчете для Федеральной комиссии по ценным бумагам; Налоговый кодекс (НК РФ) устанавливает штраф за непредставление налоговому органу необходимых сведений в размере от 50 руб. за каждый непредставленный документ до 5000 руб. в зависимости от состава правонарушения (ст. 126); согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденному Министерством финансов 29 июля 1998 г., годовая бухгалтерская отчетность должна предоставляться по требованию всех заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.

Вместе с тем представляется, что законодательство в этом вопросе не вполне отвечает уровню современных потребностей. С одной стороны, не все исключения из режима коммерческой тайны выглядят оправданными: вред, который может принести разглашение информации о заработной плате и условиях труда, можно было наблюдать в апреле 2001 г., когда органы прокуратуры оповестили всю страну о размерах кредита, предоставлявшегося работникам НТВ для приобретения жилья. Сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, относятся законодательством к налоговой тайне; таким образом, налицо противоречие, которое должно разрешаться в пользу Налогового кодекса (см. с. 32-33 наст. изд.). С другой стороны, действующее регулирование позволяет российским предприятиям не отвечать одному из важнейших показателей развитой экономики — открытости.

 

 

Случай из практики

В качестве практической ситуации в конце главы о правовом режиме информационной сферы автор — единственный раз в книге — решил привести случай из американской жизни. Почему? Потому что достаточно сесть в вагон метро, чтобы вам предложили купить CD с персональными данными, о способах получения которых мы можем делать довольно правдоподобные предположения. С другой же стороны, использование общедоступной информации, как, например, чтение газет, может привести вас за решетку (см. дела Гр. Пасько, А. Никитина, И. Сутягина — список, кажется, не закрыт).

Ситуация

Скандал Клинтон—Левински начался с передачи в прокуратуру кассеты с записью признаний Моники ее подруге Линде Трипг;. Журналисты, освещавшие скандал, обратились в Пентагон, чтобы поподробнее узнать о его сотруднице Трипп, и Пентагон поделился имевшейся у него информацией. В результате журнал New Yorker рассказал всему свету, что во время учебы в школе Линда имела привод в полицию за воровство.

Действия сторон

Линда Трипп обратилась в суд с иском к оборонному ведомству США с требованием компенсации морального ущерба в связи с нравственными страданиями, причиненными ей фактом распространения персональных данных.

Пентагон предпочел не доводить дело до вынесения судебного решения и выплатил Трипп компенсацию в размере $590 000 (!).

Комментарий

Теоретически подобные действия сторон возможны и в России. Кроме того, за разглашение отделом кадров персональных сведений должна наступать административная и дисциплинарная ответственность.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.