Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI)





Обобщает информацию и о концентрации пр-ва на крупнейшихкомпаниях, и о степени неравенства среди компаний используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли

где Si — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли

Si - доля i-ой компании на рынке

N - общее число фирм в отрасли

HHI – взвешенная сумма рыночных долей фирм с большими весами для крупных фирм и наоборот

Коэффициент Херфиндаля — Хиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями.

HHI ↓ с ↑ числа фирм N

HHIс ↑ неравенства между фирмами при любом их количестве

 

Тип конкурентной ситуации Значение HHI Интенсивность ценовой конкуренции
Совершенная конкуренция Обычно ниже 0,2 Сильная
Монополистиче-ская конкуренция Обычно ниже 0,2 Может быть сильной или слабой в зависимости от продуктовой дифференциации
Олигополия От 0,2 до 0,6 Может быть сильной или слабой в зависимости от соперничества между компаниями внутри рынка
Монополия/рынок с доминирующим монополистом 0,6 и выше Обычно слабая при отсутствии угрозы на вход новичков

Вариант расчета используется в США, в т.ч., для антимонопольного регулирования и выдаче разрешений на M&A

По значениям коэффициентов концентрации (CR) и индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:

I тип – высококонцентрированные рынки: при 70% < CR < 100% ; 1800 < HHI < 10000

II тип – умеренноконцентрированные рынки: при 45% < СR < 70% ; 1000 < HHI < 1800

III тип – низкоконцентрированные рынки: при CR < 45% ; HHI < 1000



В случае монополии HHI = 1 (10 000)

Max значение HHI = 10 000

Нормы, действующие в США для HHI:

При HHI<=1000 слияния и поглощения допускаются беспрепятственно

(1800 - 10000) – высококонцентрированные отрасли/рынки

• Если в результате M&A (Слияния и поглощения) HHI ↑ на ≤ 50 пунктов → сделка разрешается

• Если HHI ↑ на (51-99) пп. → дополнительное изучение

• Если HHI ↑ на ≥ 100 пп., → сделка запрещается

 

Коэффициент Джини и кривая Лоренса

The Gini coefficient (GC) – статистическая величина, базирующаяся на The Lorenz curve (Лоренца, 1905) Þ Отражает накапливаемые процентные доли некоторого рыночного параметра - числа занятых, стоимости активов, др. нарастающего числа компаний на рынке.

Эти доли суммируются (накапливаются):

от наименьших к наибольшим (fig.4.2) или


от наибольших к наименьшим (fig 4.3)

 

Firm Sales (Qi) Market share (Si) (Market share)2 (Si)2
A (9) 2 500 0,25 0,0625
B (8) 2 000 0,20 0,0400
C (7) 1 500 0,15 0,0225
D (6) 1 000 0,10 0,0100
E (5) 0,09 0,0081
F (4) 0,07 0,0049
G (3) 0,07 0,0049
H (2) 0,05 0,0025
I (1) 0,02 0,0004
Total 10 000 1,00 0,1558
CR3 = 60%; CR4 = 70%; CR5 = 79%, HH index = 0,1558; equivalence number = 6,4

 

Fig.: 4.2. Concentration ratio: Cumulative Market Share

 

Fig. 4.3. The Lorenz curve

 

Кривая Лоренца — это графическое изображение функции распределения. Она была предложена американским экономистом Максом Отто Лоренцем в 1905 году как показатель неравенства в доходах населения

Если все фирмы имеют равный размер, то кривая Лоренца - прямая линия с наклоном в 45° - OCA.

Если размеры фирм существенно разбросаны, то кривая Лоренца - вогнутая (concave) OBA

т.е. имеет отрицательную вторую производную относительно начала координат

 

Джини коэффициент GC определяется как отношение площади E к площади F+E

Max GC » 1 - на рынке одна (1-ая) доминирующая фирма и много маленьких (N–1) фирм Þ

компании на рынке распределены неравномерно.

Min GC = 0 - крайний случай N равных по размеру фирм.

 

Индекс (коэффициент) энтропии – сумма долей компаний на рынке, взвешенных по логарифму этих долей

Измеряет степень неопределенности, свойственную различным типам рыночных структур

E – мало (неопределенность – min) для высококонцентрированных отраслей и vice versa.

В случае одной фирмы E = 0

Интерпретация: для монополиста неопределенность того, сможет ли он удержать «случайного» покупателя, минимальна

Если все рыночные доли компаний равны между собой, то неопределенность - максимальна Þ Рыночная доля компаний будет Si =1/N при наличии на рынке N компаний

Индекс Лернера

Индекс Лернера (L) - фактически мера монопольной власти:

L = (P - MR)/ P

где P – рыночная цена, а MR – предельный доход.

На рынках с совершенной конкуренцией продажная цена будет равна предельному доходу (P = MR)

Þ индекс Лернера = 0

Если фирмы действуют как максимизаторы прибыли, они будут производить продукцию до уровня, при котором MR = MC Þ

L = (P - MС)/ P

Чем выше (L) в отрасли, тем более высокий уровень концентрации ей свойственен, или, по меньшей мере, власть извлекать прибыль выше нормальной

 

Экспортно-импортные операции и интенсивность конкуренции:

(1) Импортеры могут оказаться на рынке ведущими поставщиками (продавцами) продукции Þ

необходимость пересмотра рынка как национального

Рекомендации специалистов:

(2) Допуск на нац. рынок импортеров приводит к усилению конкуренции на местных рынках, т.к.

(а) вероятность сговоров между национальными производителями и импортерами ниже, чем между национальными производителям;

(b) присутствие импортеров усиливает конкуренцию между национальными производителями









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.