|
Эволюционный подход к анализу фирмыТот факт, что фирма является сложнейшим объектом для анализа, достижение основных целей которого предполагает учет всей палитры концептуальных подходов, как и их взаимодействия, подтверждает развитие эволюционного направления в экономике. Это развитие обнаруживает и тот важный факт, что любая теоретическая парадигма должна оперативно реагировать на вызовы времени, не оставляя без внимания новые вопросы. В этом отношении симптоматична позиция Гарольда Демзеца, выдвинутая им в опубликованной в 1988 г. статье, которая явилась продолжением исследования, проведенного с Арменом Алчияном [Alchian А.А., Demsetz Н„ 1972]. Анализируя возрастающее значение фактора информации и развития новой экономики, Г. Демзец привлек внимание к неадекватному, с его точки зрения, объяснению с позиции ТС роли фирмы по освоению и использованию новых знаний. Это фактически вывело его на проблематику, находящуюся ныне в центре исследовательских интересов эволюционного направления в экономике. Укрепляя в указанном аспекте критику концепции ТС, Лацоник, уже непосредственно представляя эволюционное направление, обратил внимание на то, что теория Уильямсона отражает представление о фирме лишь как об адаптирующей организации. В новых условиях особое значение приобретает «альтернативный» подход, сформулированный еще Шумпетером, а также Чандлером, о фирме как инновационной организации. Для такого рода организации центральное значение приобретают вопросы стратегического поведения, которое включает развитие располагаемых фирмой ресурсов, а также формирование у нее специфических организационных активов, отличающихся уникальной производительностью. И именно инновационная организация способна располагать, причем устойчиво, конкурентными преимуществами [Lazonick W., 1991. Р. 217-224]. В целом представители эволюционного направления подчеркивают вклад Уильямсона в теорию фирмы (организации), включая проведенный им анализ специфических активов и проблем квалификации персонала. Однако два этих научных направления качественно отличаются базовой единицей анализа. На это обстоятельство, в частности, обратил внимание А. Чандлер, который подчеркнул, что если для Уильямсона базовый объект анализа — трансакции, то для нас — фирма как таковая, ее специфические физические (материальные) и человеческие активы. Характеристики, имеющие центральное значение для анализа фирмы, это — стратегия, структура и ключевые организационные возможности [Chandler А., 1992]. Что касается «организационных способностей» (organizational capabilities), то это понятие, прежде всего, охватывает дополнительные возможности команды менеджеров компании в целом, квалификацию и опыт, свойственные данной компании, а также возможности, обусловленные избранным типом развития, применяемым компанией к различным сферам ее деятельности. С учетом данных идей, Кей для детализации концепции организационных возможностей предложил комплексную характеристику, в которую интегрированы архитектура, инновации и репутация. Архитектура, в данном контексте, характеризует внутреннюю организацию фирмы, характер ее взаимоотношений с поставщиками, оптовиками и специализированные знания отрасли. Инновации, комбинированные с механизмом защиты интеллектуальной собственности, обеспечивают фирму активами, которые могут быть использованы для поддержки ее высокой результативности. Далее, следуя этой логике, фирма с устоявшимися именем, репутацией, брендом ассоциируется с высоким качеством продукции/услуг (например, компания Sony) и может обладать решающими преимуществами по отношению к конкурентам. Общий вывод таков: фирмы, которые опираются на отличительные характеристики, могут демонстрировать устойчивый рост и сохранять доминирующие позиции на рынке в течение длительного периода времени [Kay J.A., 1993]. Работая в аналогичном ракурсе, Прахалад и Хамел обосновали ныне широко применяемую (в частности, в практике стратегического менеджмента) концепцию ключевых компетенций (core competences). Эти ключевые компетенции являются решающим фактором, определяющим результативность деятельности фирмы. В представлении авторов, ключевые компетенции проистекают из специализированных знаний, которыми фирма располагает, и способов, какими эти знания используются для формирования и поддержки превосходства над конкурентами. Они детерминируют способность фирмы защитить свои особые ресурсы и компетенции от имитации. Успешными, делается далее вывод, могут быть только фирмы со значительными амбициями (стратегическими намерениями), достаточной гибкостью и адаптационной способностью [Prahalad C.G., Hamel G„ 1990]. Проблема компетенций и других нематериальных активов в качестве ключевых факторов конкурентных преимуществ Фирм продолжает активно исследоваться и в наше время, в частности, усилиями Д.Дж. Тиса. По его оценкам, «возрастание роли знаний и быстрая экспансия рынков товаров и факторов производства способствовали превращению нематериальных активов в основу конкурентной дифференциации фирм во многих отраслях». И далее, подчеркивает Тис, «ключевые факторы богатства в начале XXI в. кроются в создании новых предприятий, обновлении фирм-старожилов, эксплуатации технологических ноу-хау, интеллектуальной собственности и брэндов, а также — в успешном развитии и коммерциализации новых товаров и услуг» [Тис Д.Дж., 2004. С. 95]. Важное место в эволюционной экономической теории отводится весьма многозначному понятию «рутины», которые, в представлении ее сторонников, выступают неотъемлемыми характеристиками любой экономической организации, определяющими ее поведение. Организационные рутины представляют собой своеобразные блоки для выстраивания организационных способностей. Они выполняют функцию генетического кода фирмы, с помощью которого сохраняется информация, необходимая фирмам для адаптации к условиям конкурентной борьбы и просто для выживания. Если понятие «рутины» характеризует то, что из себя действительно представляет компания, то с помощью организационных способностей отражается и то, на что фирма может быть способна в случае реаллокации ее ресурсов. Еще одной важной концептуальной идеей является эволюция фирмы как динамической организации, которая базируется на соответствующем, динамическом, взгляде на конкуренцию Шумпетера, а также на его же концепции «предпринимательской» фирмы. М. Бест выделил следующие главные характеристики подобной фирмы [Бест М., 2002. Р. 11-13]. Во-первых, она действует стратегически, выделяя область, в которой ей следует конкурировать. Во-вторых, она ищет стратегические преимущества не в длительной борьбе за снижение производственных издержек, а постоянно реализуя продуктовые, процессорные и организационные инновации. В-третьих, она организует производство не в целях повторения одних и тех же операций, а для поддержки компанией на всех уровнях управления организационной гибкости, включая низовой производственный уровень. И наконец, она использует процесс постоянного обучения для поддержки конкурентных преимуществ.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|