Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Краткие выводы из неоклассического представления фирмы





Подводя краткие итоги анализа фирмы с неоклассических по­зиций, можно заключить, что в рамках данного подхода, вклю­чая неоклассическую производственную теорию, исследуются важные аспекты поведения фирмы на рынке. Он заслуживает положительной оценки уже потому, что предоставляет возмож­ности для сравнительного (преимущественно статического) анализа поведения фирмы в случае изменения производствен­ной технологии, объема производимой продукции, как и цен на производственные факторы и производимую продукцию. В случае если более не соблюдаются условия совершенной кон­куренции, т.е. фирмы более не рассматривают цены как задан­ные, а они влияют на цены посредством стратегического пове­дения, тогда технически ориентированное рассмотрение пред­приятия также позволяет анализировать стратегическое взаи­модействие фирм на рынках с несовершенной конкуренцией. Это расширение неоклассического анализа предприятий и рынков, имеющее центральное значение для теории и полити­ки в области конкуренции, будет еще раз подробно обсуждено в последующих главах книги. Теоретико-игровой анализ пове­дения фирмы, отправные моменты которого также определен­ным образом связаны с неоклассической традицией, будет представлен в следующем п. 2.4. Этот анализ имеет центральное значение для исследования поведения фирм на рынках с олигополистической структурой.

Вместе с тем, как не трудно видеть, данный, по преимущест­ву технический, взгляд на фирму оставляет без ответа многие важные для экономического анализа фирмы вопросы. Так, в рамках этого подхода не делается никаких предположений от­носительно внутренней организации предприятия. Это обу­словливается представлением предприятия в виде «черного ящика», чья технология может быть описана посредством про­изводственной функции. При подобном представлении вовсе не принимаются во внимание вопросы внутренней организа­ции предприятий, различные формы их иерархических струк­тур, проблемы стимулирования ее внутренних подразделений, распределение полномочий и информации по принятию раз­личных бизнес-решений и т.д.

Технический взгляд на фирму, кроме того, далеко не в пол­ной мере проясняет и такой важный вопрос, как рациональные размеры (границы) предприятия, на что уже обращалось вни­мание в пп. 2.3.1 (см. рис. 2.5) при анализе экономических гра­ниц монополии. То же касается нечетких рекомендаций, кото­рые неоклассический подход может дать для определения раз­меров фирмы с точки зрения ее управляемости. Для неоклас­сического анализа обязательным условием, оправдывающим включение в состав фирмы все новых подразделений, является обеспечение улучшения по Парето. Тем самым, исходя из тех­нического взгляда на фирму, при достижении подобных улуч­шений менеджер теоретически может управлять предприятием любого (сколь угодно большого) размера, обладающего множе­ством подразделений. Итогом может быть формирование неко­торой «всемирной» компании.


 

Тема 3. Анализ фирмы в рамках альтернативных подходов

Объектом анализа в данной главе будут следующие вопросы и проблемы:

• альтернативные неоклассике подходы к анализу фирмы;

• менеджериальный подход к анализу фирмы;

• поведенческая теория фирмы и концепция ограниченной рациональности;

• теория стейкхолдеров;

• принципал-агентский подход и основы теории контрак­тов;

• теория трансакционных издержек и границы фирмы;

• подход О. Уильямсона: фирма как управляющая струк­тура;

• теория имущественных прав и стимулирование инвести­ций в специфические активы;

• анализ фирмы в рамках эволюционной экономики.

Фирма как коалиция интересов

Подход к фирме как к «черному ящику», который очевидным образом не удовлетворял ни теоретиков, ни практиков, стиму­лировал развитие новых концептуальных идей. Первоначально это развитие происходило в рамках самой неоклассической па­радигмы путем снятия или уточнения ряда ее предпосылок. К числу таковых относится менеджериальный подход.

Менеджериальный подход

Общие положения, на которых базируется менеджериальный подход, вкратце могут быть сведены к следующим посту­латам:

— на фирме собственность (представленная shareholders) отлична от контроля (осуществляемого менеджментом);

— расхождение интересов собственников и управляющих менеджеров можно идентифицировать;

— эмпирические проверки различий в мотивации между компаниями, управляемыми собственниками (owner-controlled, ОС) и менеджерами (management-controlled, МС), сложно реа­лизовать вследствие разнообразия экзогенных факторов.

С учетом очевидного расхождения интересов менеджеров и собственников, в последующем сторонники данной позиции, замет­ное место уделили поиску адекватных инструментов и стиму­лов, которые предотвращают возможность для менеджеров обогатиться за счет и в ущерб собственников компании. Воз­никновение подобных стимулов принято связывать с наличием следующих трех рынков: 1) рынка корпоративного контроля (и возможность замены команды неэффективных управляющих); 2) рынка труда для менеджеров (на котором покупателями вы­ступают собственники, т.е. shareholders); 3) рынка для продук­тов компании (обеспечивающего окончательную оценку уси­лий менеджеров).

Поведенческая теория фирмы

Критические размышления относительно постулатов неокласси­ческого анализа получили дополнительные импульсы для раз­вития теории фирмы с обоснованием Гербертом Саймоном и рядом других ученых концепции связанной, или ограниченной, рациональности (bounded rationality). Это, в числе прочего, стимулировало формирование поведенческой теории фирмы (behavioral theory). Показателем значения данной концепции явилось присуждение Г.Саймону в 1978 г. Нобелевской пре­мии по экономике.

Что касается существа концепции ограниченной рациональ­ности, то Г. Саймон связывал ее с отсутствием на фирмах (и шире — в организациях) полной и совершенной информации, лежащей, как известно, в основе принятия «неоклассически» эффективных хозяйственных решений. На практике, согласно Г. Саймону, принимаются ограниченно рациональные решения. Данным понятием признается факт ограниченности знаний, которыми обладают индивиды при принятии ими хозяйствен­ных решений, наличие у них ограниченной способности обра­батывать информацию и предвидеть развитие ситуации, огра­ниченность времени для обдумывания решений и т.п.

В этих условиях принимаемые решения не могут быть рас­ценены как эффективные в соответствии с требованиями не­оклассического анализа. Это решения, которые удовлетворяют известным, идентифицируемым критериям. В качестве таких критериев могут использоваться, например, издержки или за­трачиваемое время. Поэтому подобные решения у Саймона по­лучили наименование не оптимальных или эффективных, а удовлетворяющих соответствующим критериям. И эти реше­ния с учетом издержек и времени, необходимых для поиска со­ответствующей информации, могут в реальных ситуациях рас­цениваться как наиболее предпочтительный выбор. Возвраща­ясь вновь к вопросу о критериях, по которым проводятся отбор и оценка решений, в литературе отмечается, что на практике менеджерами часто используется правило, образно называемое правилом большого пальца (rules of thumb) [Саймон Г.А., 1999].

На базе использования данных идей сформировалась, в ча­стности, поведенческая теория фирмы, основы которой были сформулированы в ставшей классической работе Р. Сиерта и Г. Марча [Cyert R., March G., 1963]. Как и менеджериальный подход (пп. 3.1.1), поведенческая теория фирмы развивает представление об обладании фирмой множеством сформиро­вавшихся интересов, реализация которых ограничена внешни­ми для нее факторами. При этом сама фирма представляет со­бой своеобразную коалицию различных действующих лиц, ко­торая объединяет собственников, менеджеров, персонал компа­нии, покупателей, поставщиков, инвесторов и др. Все эти персонажи имеют в фирме свой собственный интерес, удов­летворение которого часто осуществляется за счет других чле­нов данной коалиции. Процедура согласования этих интересов, которая представляет собой своеобразные переговоры, находит­ся в центре принятия фирмой основных решений.

Процесс согласования интересов и принятия решений име­ет в своей основе представление об ограниченной рациональ­ности, которой руководствуются все участники соответствую­щего процесса. Что касается содержания самих интересов, то для каждого из участников коалиции оно имеет весьма специ­фическое выражение. Так, скажем, для менеджеров и персона­ла отдела продаж интерес может состоять в возрастании объема реализуемой продукции, для рабочих — в росте самого вы­пуска продукции и т.д.

Решения, принимаемые на фирме в целях согласования этих интересов, могут приводить к результатам, меньшим в сравнении с обычным представлением о рыночно эффектив­ных. Так, для сохранения на предприятии квалифицированных рабочих им, возможно, придется платить выше, чем в соответ­ствии с предельным продуктом их труда. Такой метод получил в специальной литературе наименование «организационного по­слабления» (organizational slack). Однако возникающие при этом потери эффективности могут быть компенсированы дру­гим позитивным для фирмы результатом, а именно: сохранени­ем коалиции или, используя более употребительное сегодня по­нятие, консенсуса интересов. Достоинством данного метода яв­ляется и тот факт, что подобные организационные послабле­ния позволяют предотвратить ситуации, когда приходится ради поддержания консенсуса жертвовать возможностью дос­тичь каких-либо других целей предприятия.

 

Теория стейкхолдеров

Теория стейкхолдеров, будучи ориентирована на анализ и согласование разнообразных интересов заинтересованных в фир­ме «актеров», соприкасается с менеджериальным и поведенче­ским подходами. Однако отличительной чертой данной теории является ее больший акцент на политические и этические гра­ни проблемы. К числу центральных для нее относится вопрос сравнительной эффективности «стейкхолдер-компаний» и ориентированных на прибыль «неоклассических» предпри­ятий. Кроме того, теория стейкхолдеров не следует строго принципу ограниченной рациональности.

Центральным для данного подхода является само понятие стейкхолдеров (приме­няется также термин «заинтересованные лица»), которое с те­чением времени претерпевало известные изменения и уточне­ния. Под стейкхолдерами принято подразумевать лиц (физиче­ских и юридических), обладающих правовой, экономической, моральной (а также самостоятельно осознаваемой) возможно­стью заявлять фирме о своих правах (в том числе имуществен­ных) или интересах в отношении ее прошлой, настоящей или будущей деятельности (ее части).

Иными словами, стейкхолдеры — это лица (их группы), ко­торые, с одной стороны, обладают возможностями в процессе реализации своих целей оказывать на фирму значимое воздей­ствие, а с другой, сами испытывают на себе воздействие прини­маемых фирмой решений. В экономике предприятия и теории отраслевых рынков в качестве основных стейкхолдеров приня­то анализировать поставщиков и торговых партнеров фирмы, покупателей ее продукции, акционеров (собственников), фи­нансовые институты (банки, страховые компании, инвестици­онные фонды), государственные и муниципальные органы вла­сти и др. При этом вся совокупность стейкхолдеров может быть по-разному классифицирована. В литературе использует­ся классификация на первичных и вторичных «заинтересован­ных лиц», а также на внутренних для фирмы (например, персо­нал и менеджмент компании) и внешних (например, конкурен­ты, СМИ) стейкхолдеров;

Принципиальным для данного подхода является представ­ление фирмы с позиции сети ее внутренних и внешних взаимо­отношений с отдельными индивидами или их группами, при акценте на задачу согласования и управления их многообраз­ными и часто конфликтующими интересами. Этому согласова­нию интересов должна отвечать и особая система распределе­ния добавленной стоимости, которая является результатом со­вместных усилий команды стейкхолдеров.

стейкхолдеры рассматривают себя как часть единой ко­манды, которая формирует фирму. И поскольку их вознаграж­дение поставлено в зависимость от общих результатов деятель­ности компании, они будут прилагать большие усилия для дос­тижения этого совместного результата. Одновременно члены команды стейкхолдеров в меньшей степени будут проявлять известное из агентского подхода стремление «уклоняться», или «отлынивать» (подробнее см. п. 3.2);

— свойственное стейкхолдер-компаниям кооперативное по­ведение способствует повышению результативности ее дея­тельности.;

—для участников, или стейкхолдеров, подобных компаний, как правило, характерен высокий уровень доверия (trust), что в свою очередь снижает риск оппортунистического поведения. Оппортунистическое поведение часто сопровождает заключе­ние неполных контрактов и сопряжено для фирмы с высокими издержками;

— нацеленность компании на более широкие интересы, чем интересы акционеров (собственников), позволяет ослабить то, что может быть названо краткосрочным детерминизмом. Как хорошо известно специалистам, близорукая ориентация, ска­жем, только на курсовую цену акций компании в долгосрочной перспективе может привести к падению показателей ее эффек­тивности.

 

Принципал-агентский» подход

Развитие экономических представлений о фирме осуществля­лось не только в границах неоклассической парадигмы путем критического переосмысления ее некоторых наиболее очевид­ных упрощенных предпосылок, но и на базе ряда активно фор­мирующихся новых направлений. К их числу относится неоинституционалъная теория, составным разделом которой явля­ется «принципал-агентский» подход.

«Принципал-агентский» подход (или «агентский» подход) применительно к анализу фирмы концентрирует внимание на взаимоотношении двух центральных актеров, а именно: прин­ципала, под которым обычно понимается собственник фирмы (точнее, ее активов), и агента, который принимает от имени принципала решения, воздействующие на ценность (стои­мость) принадлежащих принципалу активов. Отношения ме­жду принципалами и агентами в рассматриваемом нами кон­тексте не ограничиваются лишь взаимосвязями между собст­венником и менеджером. Подобный же порядок делегирова­ния функций по принятию решений характерен для взаимоотношений между менеджментом компании и ее рабо­тающим персоналом. В данном случае решения агентов (пер­сонала компании) могут положительно или отрицательно воз­действовать на актив, в качестве которого выступает репута­ция менеджера.

«Принципал-агентский» подход неправильно было бы трактовать как полностью альтернативный неоклассическому взгляду на фирму. Объясняется это тем, что в его рамках так­же анализируется проблема рационального поведения хозяй­ствующих субъектов и стимулов, управляющих этим поведением. Однако более тесными узами он связан все же с неоин­ституциональной теорией, включая теорию контрактов, имущественных прав и трансакционных издержек.

С прикладной точки зрения, «принципал-агентский» под­ход активно применяется, в частности, в практике менедж­мента, играя важную роль для выработки согласованной кор­поративной стратегии, разработки различных контрактов, включая договоры найма, для уяснения взаимоотношений ме­жду носителями определенных функций внутри предпри­ятия и т.д.

«Принципал-агентский» подход обращается к проблеме соот­ношения собственности и контроля. Он исходит из того, что между экономическими актерами существует множество вер­тикальных и горизонтальных взаимоотношений, включая свя­зи между собственниками и менеджментом компании. В рам­ках этих отношений собственник предприятия (принципал) делегирует функции по управлению своим предприятием ме­неджменту (агенту). Менеджмент, однако, самостоятельно управляет лишь определенной областью из общей сферы дея­тельности предприятия и также передает (делает) заказы в раз­личные подразделения цепочки создания стоимости внутри или за пределами компании. Эти заказы могут относиться к об­ласти исследования и разработок, к производству, закупкам, консультациям и т.д. В итоге, внутри и за пределами компании возникают многообразные взаимосвязи между различными принципалами и агентами.

В центре данного подхода находится положение о том, что агент в процессе выполнения своих поручений ведет себя не только в интересах принципала. Объяснения этому — различ­ны. Так, наблюдение за поведением агентов может потребовать запретительно высоких затрат. Кроме того, это поведение вооб­ще не может быть полностью подконтрольным. Проблема со­стоит и в том, что агент знает, что принципал не обладает воз­можностью в полной мере обнаружить и отследить тот факт, что он работает «без полной отдачи». Таким образом, между принципалом и агентом происходит асимметричное распреде­ление информации.

Отклонение поведения агентов от того, которое было бы эф­фективным (с позиции собственника), может принимать раз­личные формы, например:

— менеджер в стремлении максимизировать собственные доходы не прилагает достаточных усилий к подготовке страте­гических решений, включая переход компании на инновацион­ный путь развития;

— служащие занимаются на рабочем месте собственными делами или работают, как это часто бывает в России, наряду с основной, еще в одной-двух компаниях и в силу общей загру­женности формально относятся к выполнению своих основных обязанностей.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.