|
Стратегии ценовой дискриминацииРанее предполагалось, что фирмы устанавливают единые цены вне зависимости от того, каким потребителям продается продукция и как много ее продается «в одни руки». Однако на практике фирмы, обладающие определенной рыночной властью, применяют более сложную ценовую стратегию, которая получила у специалистов название ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация может выступать в различных формах. Ее примером является установление различных цен на авиабилеты с учетом времени покупки и ряда других обстоятельств. В результате один пассажир приобретает авиабилет без всяких ограничений, другой может вернуть его лишь после выплаты определенного штрафа. В этом же ряду находится установление различных тарифов для разных пользователей на рынках программного обеспечения, при оплате счетов за электроэнергию. Ценовой дискриминацией называется политика установления разных цен на один и тот же товар, в зависимости от следующих основных факторов: 1) количества приобретаемой продукции; 2) характеристик покупателя; 3) условий продажи. Важно иметь в виду, что ценовая дискриминация имеет место лишь в случае, если различаются цены на продукцию, характеризующуюся идентичной структурой издержек. Установление, скажем, различных цен на бензин на бензозаправочной станции, расположенной внутри городской черты и в отдаленной сельской местности, не является политикой ценовой дискриминации.
Принято различать три базовые стратегии ценовой дискриминации: 1. Ценовая дискриминация первой степени, которую еще именуют совершенной ценовой дискриминацией. В данном случае продавец устанавливает различные цены и для каждого покупателя (с учетом его индивидуальных характеристик), и на каждую приобретенную покупателем единицу продукции (т.е. с учетом количества приобретенной продукции). Понятно, что для применения подобной практики продавец должен иметь информацию о готовности различных покупателей платить. Например, частный врач в небольшом городке чаще всего не взимает одну и ту же плату за предоставляемые им врачебные услуги, а просто устанавливает плату пациентам с учетом их доходов и соответствующей готовности (способности) платить. 2. Ценовая дискриминация второй степени. В данном случае имеет место установление цен на единицу выпуска в зависимости от количества проданных единиц продукции. Такая цена не зависит от индивидуальных особенностей покупателей. Все покупатели, приобретающие определенное количество продукции, платят одну и ту же цену. Примерами может быть применение скидок в случае закупок крупных партий продукции в оптовой торговле, то же — в коммунальном секторе (тарифы на газ, воду, электроснабжение), при предоставлении услуг в высокотехнологичных отраслях, например за доступ к интернету и т.п. 3. Ценовая дискриминация третьей степени. Здесь практикуется установление цены на единицу продукции (услуг) с учетом характеристик покупателей, прежде всего, их готовности (высокой или низкой) платить за благо (вне зависимости от размера покупаемой партии). Продавец, разделяя всех покупателей с учетом наличия у них неодинаковой эластичности спроса, устанавливает более высокие цены для тех из них, кто имеют менее эластичный спрос. Напомним, покупатели, спрос которых менее эластичен по цене, обладают более сильными потребительскими предпочтениями в отношении соответствующих благ и (или) более значительной покупательной силой. В этом случае продавец действует в соответствии со следующим принципом. Тех, кто желает (имеет возможность) заплатить больше, он ставит в ситуацию, когда они платят больше; те же, кто располагает меньшей покупательной силой, и чья эластичность спроса по цене выше — получают возможность приобрести продукт за «полцены». Общими примерами этой разновидности ценовой дискриминации являются скидки для детей, студентов, пенсионеров на транспорт, развлечения, парикмахерские услуги и т.п. Для проведения фирмой политики ценовой дискриминации необходимо соблюдение следующих основных условий. 1. Фирма должна обладать определенной степенью рыночной власти и действовать по собственному усмотрению при определении структуры цены. Поэтому наличие ценовой дискриминации нередко трактуется как доказательство обладания фирмой рыночной властью. 2. Рынок соответствующего продукта должен быть поделен на определенные сегменты с различными характеристиками (различной ценовой эластичностью спроса) покупателей на этих сегментах. 3. Эти под-рынки должны быть физически отделены друг от друга во времени и в пространстве, что делает невозможной перепродажу (resale) продукции между их покупателями. На практике применяются и другие формы ценовой дискриминации. К их числу относится межвременная ценовая дискриминация. В этом случае производитель сегментирует рынок с учетом временных периодов, в которые делают покупки различные покупатели. Первые партии товаров (персональные компьютеры, цифровые фотокамеры и т.п.) продаются часто по более высокой цене в сравнении с последующими. И разница в ценах существенно выше различий в производственных издержках.
К другим разновидностям ценовой дискриминации также относятся: 1) брендинг, при котором различные цены устанавливаются на сходные или идентичные продукты (например, PC, цифровые камеры и т.п.) при единственном различии между ними, обусловленном обладанием брендом (торговой маркой, этикеткой); 2) скидки за лояльность для постоянных покупателей, которые применяются при установлении тарифов на авиабилеты, а также в розничной торговле для обладателей карточек постоянных покупателей; 3) система купонов, дающих ценовые скидки (как правило, применяется к постоянным покупателям, которые к тому же имеют «вкус» к накапливанию купонов и их предъявлению для получения скидок); 4) распродажи для очистки складов (stock clearance sales), которые также включают применение последовательных сокращений цены, что позволяет оценивать их как разновидность межвременной ценовой дискриминации; 5) свобода (от оплаты) на борту (free-on-board) — предполагает взятие на себя производителем или поставщиком части транспортных издержек таким образом, что все покупатели в пределах определенной географической области оплачивают единую цену, вне зависимости от разницы в транспортных издержках. Это стратегия представляет собой разновидность ценовой дискриминации, которая предоставляет преимущества покупателям из отдаленных регионов, где транспортные издержки являются боле высокими.
Обращаясь к вопросу о возможном воздействии ценовой дискриминации на конкурентные условия, специалисты отмечают, что во многом характер этого воздействия зависит от двух ключевых факторов: во-первых, от рыночной позиции компании, которая проводит политику ценовой дискриминации; и во-вторых, от того, насколько систематической и полной является эта политика. В случае проведения политики ценовой дискриминации фирмой, которая занимает доминирующую позицию на рынке (крайний случай, когда она является естественной монополией), эта политика приводит к значительным нарушениям конкуренции.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|