|
Олигополия – кооперативное и некооперативное поведение
НЕ единственная рыночная структура, где фирмы демонстрируют стратегическое поведение Есть и – монополистическая конкуренция – табл.4.1 NB разработка адекватных стратегий, исходя из ожидаемых фирмой реакциях конкурентов Þ Новые акценты в методологии: (1) Теоретико-игровой подход (2) Институциональный анализ (особенно ТС теория и решение «make or buy») (3) Эволюционная экономика (the theory of the core competences) Выделяют два типа базовых стратегий олигополий: non-cooperative strategies (некооперативные) cooperative strategies
5.1 Некооперативные: 1. Принятие решений по объему производства Модель Курно - оптимальный объем производства фирмы 1 будет меняться в зависимости от того, как по ее мнению будет расти объем выпуска фирмы 2. 2. Случай ценовой конкуренции Модель Бертрана - центральная идея: на практике не объем производства, а цена - ключевой параметр процесса принятия решения для большинства фирм Рассматривал «price-setting oligopoly» 3. Модель максимизации совместной прибыли Чемберлина · Снимает предпосылку zero conjectural variation (принятую в модели Курно) · Фирмы, принимая решения, признают зависимость друг от друга · Они понимают, что в их взаимных интересах производить продукцию и делить ее поровну, как если бы рынок обслуживался единственным монополистом Чемберлин не предполагал, что фирмы достигают это решение путем сговора! Кооперативные Соглашения и особенно сговоры привлекают значительное внимание общества, СМИ, правительств. Наиболее широко известны - ценовые сговоры. Расцениваются как оказывающие существенное негативное воздействие на благосостояние общества В США любая форма соглашений, явных или тайных, направленных на фиксирование цен или ограничение объема производства, вне закона: - Антитрестовский Акт Шермана 1890 г.- направлен на § ограничение деятельности монополий (при особом акценте на законодательный запрет монополизации торговли) и § злоупотребления доминирующим положением компаний на рынке, в том числе посредством сговоров (collusion) Дальнейшее усиление требований: - Антитрестовский Акт Клейтона (Clayton Antitrust Act) - 1914 г. - устранение правовых пустот закона Шермана - Акт Робинсона-Пэтмана (Robinson-Patman Act) - 1936 г - последующая модернизация РФ - ФЗ 135 «О защите конкуренции»: запрет на соглашения, ограничивающие конкуренцию, или согласованные действия хозсубъектов (ст.11): - Установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок - Раздел товарного рынка по территор. принципу, объему продаж, ассортименту, составу продавцов (покупателей) - Экономически (технологически) не обоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами (покупателями) - Установление условий членства (участия) в профес.-х (иных) объединениях, вызывающих ограничение конкуренции. Ст. 12. Допускаются вертикальные соглашения: - если они являются договорами коммерческой концессии - если доля каждого из участников вертикального соглашения на любом товарном рынке не больше 20% В РФ с 30.10.2009 ужесточение ответственности за ценовой сговор - Ст. 178 УК РФ За наиболее опасные нарушения законодательства - ограничение или устранение конкуренции, причинение вследствие этого ущерба на сумму > 1 млн руб., либо извлечение дохода на сумму свыше 5 млн руб. - Предусмотрен штраф от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период от 1 - го до 2 лет. - Максимальное наказание - лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности/ заниматься определенной деятельностью до 1 года либо без такового. Лицо, совершившее такое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно - способствовало раскрытию преступления, - возместило причиненный ущерб или перечислило в ФБ доход, полученный вследствие совершенного преступления, - в его действиях не содержится иного состава преступления. В числе наиболее важных вопросы: 1. К.о. картельные сговоры (как и молчаливые соглашения) ограничивают конкуренцию 2. Картельные сговоры и результаты функционирования рынков 3. Стабильность соглашений между олигополиями 4. Всегда ли соглашения (кооперация) негативно воздействуют на благосостояние общества Разграничивают два типа соглашений: 1) эксплицитные (explicit agreements) явные соглашения, устные и письменные Классический пример – увеличение цен на нефть ОПЕК (нефтяным картелем) в октябре 1973 2) базирующиеся на неформальных договоренностях (implicit / неявные) Вербальное (словесное) соглашение, принявшее форму сговора (collusive agreements) - Gary Dinners, которые поддерживались Judge Gary - president of US Steel (1907 -1911) Leaders of the steel industry met socially, but also used the opportunity to negotiate verbal agreements concerning pricing and production strategy Основные виды неформальных (джентльменских) или неявных соглашений: 1. Принятые в отрасли традиции (включая оценки и предсказания относительно поведения соперников) 2. Неформальное выражение мнения в рамках той или иной отрасли в отношении торговой политики (практики) 3. Обмен информацией среди торговых представителей относительно принимаемых в отрасли стратегических решений 4. Заявления торговых ассоциаций относительно курса действий, предпринимаемых фирмами соответствующей отрасли 5. Аналогичные заявления отдельных фирм. 6. Активное участие фирмы в деятельности торговых ассоциаций Þ Во всех этих случаях можно ожидать, что Ø фирмы будут придерживаться определенного курса действий Ø который идентифицируется посредством потоков циркулируемой в соответствующих кругах информации Разновидность неформальных соглашений - tacit coalitions (молчаливые) охватывают ситуации, когда между фирмами отсутствуют прямые связи, но есть неформальные или социальные контакты
Cartels:различные подходы/определения
Liefmann (1932): Организационная форма, используемая компаниями (олигополиями) для достижения определенных результатов, посредством сговоров (соглашений). Ассоциация с монополистическими целями. Для этого в картельное соглашение д.б. включено большинство фирм в отрасли
Cartels - Piotrowsky (1932) Ассоциации независимых фирм в одной и той же отрасли, имеющие цель наложить определенные ограничения на конкуренцию;
Brems (1951): Добровольные (письменные или устные) соглашения между финансово и персонально независимыми продавцами или между покупателями, являющимися частными предпринимателями, которые фиксируют определенные параметры своих действий или оказывают на них воздействие (распределение территорий, цены на продукцию, квоты)
OECD (1965) identify 7 types of cartels: 1. ценовые картели 2. картель по квотированию производства 3. в области размещения пр-ва (реализации) 4. в области стандартизации - ISO 9000, ISO 14000 5. в области специализации 6. соглашения в области издержек 7. соглашения по установлению скидок, льгот (разновидность ценовых картелей)
2-я форма открытых/явных (explicit) соглашений: Совместное предприятие - Joint Venture – ассоциация двух или более конкурирующих в других областях фирм Основные формы: • consortium* • syndicate (обычно в области банкинга и страхования) Consortiums: - are usually established when firms undertake activities with sufficiently high risk; - in so far as they prevent or distort (нарушают) competition, they are similar to cartels; - by dealing with risk they can stimulate innovation; - they may enable a group of new firms to band together and overcome entry barriers; - are often been sponsored by government and international bodies. Modern forms: partnerships, strategic alliances, supply chains (цепи поставок)
Институциональные формы соглашений: Trade Associations (как и картели): группы независимых компаний, которые придерживаются согласованного курса действий TA (в отличие от картелей) - часто трактуются как организации, которые поддерживают конкуренцию (напр., путем улучшения циркуляции информации) или, по меньшей мере, как не препятствующие ей ÞК TA толерантно относятся власти Современные разновидности также: промышленные, профессиональные, банковские ассоциации
Тайные/скрытые, неявные (implicit) соглашения, устные или письменные Одна из причин их существования - многочисленные запреты (как и нечеткость аконодательства) на различные формы открытых соглашений. Разновидности - заключенные в устной форме · ценовые картели · картели по квотированию производства и т.п. Отличительная черта - сложность док-ва наличия, как и факта негативного влияния на конкуренцию Молчаливые сговоры (tacit collusions) как разновидность тайных соглашений - особый интерес с позиции ЭКООТР. Их участники, по тем или иным причинам, не заключают ни устных, ни письменных соглашений. Þ сложность идентификации при значительном воздействии на конкуренцию Напр., вследствие установления сверхвысоких цен, ограничения выпуска продукции или присвоения избыточных прибылей
Один из центральных «?» в случае молчаливых соглашений - какие условия поддерживают их соблюдение Дополнительные причины для соглашений: - Улучшение управления неопределенностью и риском При отсутствии координации между олигополиями будут с учетом их взаимозависимости значительными - Ослабление давления конкуренции
Вместе с тем многие соглашения между олигополиями характеризуются высокой неустойчивостью (не стабильны)
Рыночные стратегии фирмы
Предмет изучения – совокупность реализуемых фирмами, при наличии различных рыночных структур, стратегий и их воздействие на результативность (конкурентоспособность) бизнеса.
Разделяют ценовые и неценовые стратегии фирмы.
Ценовые стратегии фирмы.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|