|
Технологические изменения и инновации.⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
В современной экономической литературе проблематика технологических изменений и связанных с ними инноваций относится к числу приоритетных. Технологические изменения оказывают существенное воздействие на формы организации производства, качество производимой продукции, уровень занятости, доходов и прибылей, что в свою очередь в немалой степени определяет конкурентные позиции компании. В ТОР значительное место занимает вопрос о характере влияния рыночных структур, форм организации бизнеса и его размеров на эффективность и результативность исследований и разработок. Деятельность в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ формирует стратегии бизнеса, которые относятся к неценовым. Начнем с понятия «технологии». В научной литературе оно применяется весьма широко, что обусловливает и многообразие соответствующих представлений. Под технологией понимают и систематизированные формы организации производственного процесса, и систему знаний и умений, используемых для изготовления широкого набора товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей общества. Что касается высоких технологий, то за основу можно взять предложенное ОЭСР определение [OECD, 1994]: высокотехнологичные отрасли это отрасли, для которых характерно не только производство инновативных продуктов и применение соответствующих инновативных производственных процессов, но и где высок уровень расходов на исследования и разработки, измеряемый по отношению к объему денежного оборота (R&D/Turnover). При соблюдении данного требования классификация отраслей выглядит следующим образом:
С учетом данной классификации к числу высокотехнологичных отраслей в современных условиях могут быть отнесены аэрокосмическая отрасль, производство офисного оборудования и компьютеров, электроника, фармацевтика, точное станкостроение и некоторые другие. Применение данного подхода целесообразно с учетом его определенной корректировки. Речь идет о том, что и в ряде традиционных отраслей могут быть выделены высокотехнологичные подразделения, как, скажем, в производстве одежды, текстиля или мебели. Кроме того, некоторые значимые инновации при таком подходе оказываются исключенными из высокотехнологичного сектора, поскольку они не базируются на дорогостоящих исследованиях и разработках. Процесс исследований и разработок в целях его структурированного анализа специалисты подразделяют на ряд взаимосвязанных стадий. 1. Фундаментальные исследования. Изобретение представляет собой творческий процесс обоснования новой идеи (например, в области производства нового продукта, оборудования или производственного процесса) и ее первичного применения. В особых случаях фундаментальные исследования могут быть выполнены и без преследования в качестве непосредственной цели их практического применения. Пример — ранние исследования в области молекулярной физики, которые выполнялись без представления об их возможном использовании для производства электронных ламп, применяемых для целей телевещания и коммуникаций. Коммерчески ориентированные предприятия могут быть не заинтересованы в проведении подобных исследований из-за высокой степени неопределенности их результатов. 2. Прикладные исследования. Прикладные исследования, в отличие от фундаментальных, имеют заданные целевые установки, включая анализ потенциальной экономической отдачи от их применения. Этот анализ призван подкрепить вывод о технологических возможностях предполагаемых применений. 3. Разработки. В общем случае содержанием и назначением данной стадии является придание новой идее или изобретению формы, обеспечивающей их последующее коммерческое применение. На этой стадии ресурсы жестко подчинены заданным целям. Возможна необходимость строительства пилотного завода или прототипа новой установки. Именно для этой стадии особое значение имеет отбор наилучших решений для их последующего коммерческого применения. Если, скажем, произошла ошибка с отбором нового продукта и он уже запущен в коммерческое производство, соответствующие издержки будут существенны для предприятия. 4. Коммерческое производство. На этой стадии происходит полномасштабное производство нового продукта или применение новой технологии. Несмотря на значительный объем ранее проведенных исследований и разработок, риск и неопределенность все еще могут быть существенными. Различие между изобретением и инновацией может быть проведено именно с позиции риска. Первичной задачей изобретателя является именно генерация новых идей, а не производство на коммерческой основе продукции или оказание услуг. 5. Диффузия инноваций. На заключительной стадии происходят распространение новых идей в рамках данной фирмы, а также имитация и применение инноваций другими фирмами в той же отрасли или в других отраслях, если такое применение возможно. Процесс диффузии инноваций имеет также пространственный аспект, в рамках которого новые идеи распространяются с помощью иностранных инвестиций, через лицензионные соглашения или совместные предприятия. Исследование инновационного процесса в рамках ТОР предполагает разграничение продуктовых и процессорных инноваций. Продуктовая инновация означает введение нового продукта; процессорная — введение нового участка технологии, призванной, в конечном счете, обеспечивать экономию издержек.
Проведенные специалистами исследования взаимоотношения между типом рыночных структур и стимулами к инновациям позволили сделать вывод о наличии зависимости между уровнем концентрации продавцов и стимулами для инноваций и соответствующей инновационной активностью. Этот вывод был, в частности, подтвержден исследованием по 56 отраслям США. Как выяснилось, занятость в сфере исследований и разработок (измеряемая долей от общего числа занятых) возрастает с увеличением уровня концентрации производителей (при использовании показателя уровня концентрации первых пяти фирм) до CR5 = 0,5, но данная доля снижается для более высоких значений CR5. Подобные исследования легли в основу предположения, которое в целом подтверждала хозяйственная практика, что именно олигополия является рыночной структурой, наиболее склонной к инновационной активности. Аргументация данной позиции, как правило, исходит из следующих положений, частично уже известных из предыдущего анализа. 1. Фирмы, работающие на рынках с совершенной конкуренцией, получают нулевую сверхприбыль. Соответственно подобные фирмы, с одной стороны, не располагают необходимыми средствами для инвестиций в инновации, которые, как правило, отличаются значительными рисками. С другой стороны, они не имеют для этого и необходимых стимулов, если только к подобным инновациям их не вынудит изменение конкурентной ситуации, требующее от компаний для сохранения их положения на рынке проводить инвестиции в целях сокращения издержек. 2. Монополия имеет положительную сверхприбыль, поэтому она, если сочтет нужным, будет располагать необходимыми ресурсами для инвестиций в исследования и разработки. В то же время в силу отсутствия (или недостаточности) конкурентного давления монополии свойственны недостаточные стимулы для инвестирования в инновации. 3. Олигополия, с одной стороны, может располагать положительной сверхприбылью (в зависимости от конкретной формы конкуренции, которая устанавливается с учетом наличия соперников и взаимозависимости компаний друг от друга). С другой стороны, компании, работающие на олигополистических рынках, испытывают давление конкуренции, которое может быть и слабым, и весьма существенным. Таким образом, олигополии и располагают средствами для инноваций, и имеют для этого стимулы.
Для более детального анализа этих взаимоотношений интерес представляет модель, в которую в процесс принятия фирмами решений относительно исследований и разработок интегрирован параметр скорости (времени). Этот параметр откладывается по горизонтальной оси. По вертикальной оси отложена приведенная ценность издержек и выгод от инвестиций в инновацию. С помощью кривой (функции) С отражается соотношение (и следовательно, противоречие) между временем, затрачиваемым на НИОКР, и соответствующими приведенными издержками. Функция В характеризует соотношение между временем и приведенной прибылью от НИОКР.
Как следует из стандартного инвестиционного анализа, фирме необходимо выбрать для реализации инновационного проекта оптимальное время, при котором угол наклона функции дисконтированной прибыли и дисконтированных издержек (касательной к ней) одинаковы, а вертикальная дистанция между кривыми С и В максимальна, т.е. время в точке Т. Конкретная форма функций дисконтированных издержек и выгод, т.е. функций С и В, зависит от различных факторов. Что касается функции издержек С, то ее вид определяется, прежде всего, характером технологических изменений. Вследствие этого функция С предполагается одинаковой для всех типов рынков. Угол наклона функции В, напротив, находится в зависимости от типа рыночной структуры. На рис. представлены три возможные функции дисконтированных выгод B1 В2 и В3 — для монополии; олигополии; для отрасли с совершенной конкуренцией. Относительная крутизна этих функций определяется интенсивностью конкуренции, с которой сталкивается фирма-инноватор. — в условиях монополии при отсутствии конкуренции фирма, проводящая инновацию, может в течение более длительного времени в сравнении с другими типами рынков собирать урожай прибыли. Поэтому соответствующая функция дисконтированных доходов (В1) располагается выше функций доходов других рыночных структур, а оптимальное время применения инновации (Т1) — правее. Однако эффект дисконтирования проявляет себя и в этом случае, чем обусловливается отрицательный наклон кривой B1; — на рынках с олигополистической структурой фирма обязана принимать во внимание действия конкурентов, число которых при этом незначительно; рыночные барьеры существенны, но они преодолимы. Некоторая отсрочка с реализацией инновации не вызывает при необходимости сокращения доходов до нулевого уровня. Но если эта отсрочка будет и далее продолжаться, то вероятность опасных для компании инновационных усилий со стороны конкурентов возрастет. Эти рассуждения объясняют расположение кривой В2, характеризующей возможные дисконтированные доходы олигополии от инновации, ниже по отношению к B1 апозицию оптимального времени реализации инновации (Т2)-левее точки Т1 — в условиях совершенной конкуренции при множестве фирм на рынке и отсутствии рыночных барьеров решающим фактором становится скорость реализации инновации. Это определяется и тем, что при работе на рынке многих компаний существенно выше вероятность того, что сразу несколько из них работает над инновационным решением. Фирма, реализующая преимущество в скорости, получит, причем быстро, значительную часть прибыли. Все это объясняет более крутой наклон кривой В3, отражающей дисконтированные доходы успешного инноватора в конкурентной отрасли.
Стратегии бизнеса в области исследований и разработок относятся к числу неценовых. Их общей особенностью служит необходимость при анализе доминирующей цели выйти за пределы текущих оценок и стремления фирмы максимизировать прибыль в краткосрочном горизонте. Важно анализировать и отличительные черты различных типов инновационных стратегий бизнеса, чему служит их классификация. 1. Наступательная стратегия (offensive strategy). Используя данную стратегию, фирма стремится с помощью новой технологии добиться доминирования на рынке. Она фокусирует свои усилия на генерировании новых идей и защите их посредством патентов. Обычно при этом наблюдаются значительные инвестиции в капитальное оборудование и в развитие человеческого капитала исследовательских подразделений. 2. Оборонительная стратегия (defensive strategy). Такой тип стратегий характерен для компаний, преследующих цель выживания на рынке. Они стремятся идти в ногу с развитием техники и технологии, которое инициируется их конкурентами. Если бы они не предпринимали подобных усилий, то их рыночная доля сократилась бы в случае выхода компании инноватора на рынок с новым продуктом или при снижении ею производственных издержек. Выбор оборонительной стратегии может быть связан с нехваткой у фирмы ресурсов для наступательного инновационного развития, а также со стремлением избегать риск и вкладывать средства только в апробированную рынком продукцию. Подобные компании могут проводить частичные улучшения новой технологии и продукции в рамках тех ограничений, которые задаются патентами. Чтобы относительно долго реализовывать оборонительную стратегию, компания должна обладать дополнительными ресурсами для проведения маневра, если инноватор вновь выведет на рынок новый продукт или технологию. 3. Стратегия имитации (imitative strategy). Для данной стратегии, в отличие от оборонительной, характерно отсутствие усилий по улучшению инновации. Здесь также, как правило, не направляются средства для расширения и укрепления технической базы. Компания сосредоточивается только на копировании инновации, либо покупая лицензию (что характерно для краткосрочного горизонта), либо занимаясь имитацией путем эксплуатации свободных от патентов знаний и информации (в долгосрочной перспективе). Для успешной имитационной деятельности компания должна обладать определенными преимуществами по отношению к фирме-инноватору, например, применяя более дешевую рабочую силу, имея доступ к более дешевым капитальным ресурсам и т.п. Компании-имитаторы могут представлять серьезную опасность для фирмы-инноватора, особенно при недостаточной патентной защите, в целом в случае наличия благоприятной почвы в той или иной стране для теневого бизнеса. 4. Стратегия зависимости (dependent strategy). Фирма в данном случае выбирает стратегию послушания по отношению к более сильной компании, реализующей либо наступательную, либо оборонительную стратегию, и становится, например, поставщиком каких-либо частей для оборудования, работая на условиях субконтракта и т.п. Она не занимается самостоятельными исследованиями и разработками, принимая технологию, которая следует из заключенных договоренностей. Такого рода отношения часто обусловливаются оказанием со стороны доминирующей компании консультационных услуг ее более квалифицированным персоналом, техническим содействием и т.п. Выбор того или иного варианта инновационной стратегии компанией взаимосвязан с обоснованием необходимых для ее реализации инвестиций.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|