|
Ценообразование по пиковой нагрузке
На некоторых рынках спрос меняется в определенные промежутки времени в течение дня, сезона или года. Примером подобных ситуаций может служить спрос на электричество, газ, воду и т.п. со стороны производственного сектора и жилищно-коммунального хозяйства. Различается во времени спрос на различные виды транспорта, включая железнодорожный, автомобильный, автобусный, авиационный. Неравномерен спрос на услуги фитнес-центров, парикмахерских, стоянок для парковки автотранспорта, на туннели и мосты для перевозки и т.д. Во всех этих и подобных случаях производитель продукции (поставщик услуг) вряд ли имеет возможность увеличивать свои мощности, чтобы они соответствовали наивысшему вероятному спросу или сокращать их в ответ на снижение спроса в период «затишья» на рынке. Более того, ни один из вышеперечисленных продуктов или услуг не может (или может, но со значительными дополнительными издержками, как это имеет место применительно к электроэнергии) запасаться в период спада и далее расходоваться в период пиковой нагрузки. В подобных случаях поставщик имеет дело с проблемой применения метода ценообразования по пиковой нагрузке (peak-load pricing problem). Здесь необходимо найти ответ на два основных вопроса: 1) каким уровнем производственной мощности должен быть оснащен производитель продукции (поставщик услуг); 2) какой (для каждого из этих уровней производственной мощностей) должна быть цена в период пиковой нагрузки и в период «затишья».
Трансфертные цены В крупных по размеру компаниях ценовые решения представляют собой несомненную сложность. Внутренние подразделения подобных компаний (которые часто именуются дивизионами) могут обладать определенной самостоятельностью в установлении объема производства, как и в ценовых решениях. Здесь одно подразделение использует изготовляемую другим продукцию в качестве ресурсов (входов) для собственного производства, которое имеет результатом продукт, реализуемый конечному потребителю. Основной интерес в данном случае представляют отношения между производственными подразделениями и дивизионами, занимающимися реализацией продукции конечному потребителю. И первый вопрос, который возникает: по каким ценам, которые в данном случае являются для компании внутренними, или трансфертными, производственное подразделение должно «продавать» продукцию отделу по реализации? Для подобного рода компаний выбор трансфертных цен может иметь решающее значение. Объясняется это тем, что от данного выбора будут зависеть и доходы, «вмененные» (или отнесенные на счет) производственному отделу, который «продает» свою продукцию, и издержки, «вмененные» отделу по сбыту, а следовательно, и прибыльность обоих подразделений. Эти результаты могут далее оказывать воздействие на расчет уровня производительности труда, занятость, инвестиционные решения для обоих подразделений и компании в целом. Кроме того, в случае внутренней торговли по трансфертным ценам между подразделениями фирмы решения, оптимальные с позиции отдельного дивизиона, например, по максимизации прибыли, не обусловливают с необходимостью максимальную прибыль для всей компании. Все это делает необходимой разработку специальных моделей максимизации прибыли для случая трансфертного ценообразования. Конкретно, речь идет о следующих трех вариантах моделей: 1) трансфертное ценообразование между подразделениями при отсутствии внешнего рынка для промежуточной продукции; 2) трансфертное ценообразование при наличии совершенно конкурентного внешнего рынка для промежуточной продукции; 3) трансфертное ценообразование при наличии неконкурентного рынка для промежуточной продукции. Трансфертное ценообразование имеет особенное значение для транснациональных корпораций (ТНК). То обстоятельство, что трансфертное ценообразование непосредственно связано с прибылью, вменяемой каждому из подразделений компании, объясняет наличие сильного стимула для фирм устанавливать свои трансфертные цены таким образом, чтобы перемещать максимально прибыль в те подразделения, которые расположены в странах с низкими ставками налога на прибыль. Поэтому ТНК могут, устанавливая повышенные или, наоборот, заниженные трансфертные цены находящимся в различных странах подразделениям, минимизировать общее налоговое бремя для корпорации. Налоговые органы могут предпринимать попытки для избежания подобных ситуаций регулировать трансфертное ценообразование. Одним из методов регулирования может быть введение правила, обязывающего компанию продавать часть промежуточной продукции на внешнем рынке. Неценовые стратегии фирмы. Вырабатываемые фирмой стратегии, наряду с решениями, принимаемыми в отношении ценовой политики, включают также неценовые решения, перечень которых может быть весьма пространным. Объектом нашего внимания будут являться применяемые фирмой стратегии в области продуктовой дифференциации, рекламы, а также технологические изменения и инновации, которые в свою очередь имеют непосредственное отношение к ее продуктовой политике. Что касается дифференциации продукции, то речь идет, в частности, об анализе жизненного цикла отрасли, барьеров входа в рынок, параметров, определяющих уровень концентрации в отрасли.
Дифференциация продукта
Дифференциация продукции (ДФП) в целом отражает способность производителя сформировать различия между продуктами, реальные или только лишь воображаемые покупателем, иными словами, субъективные. При этом продукты как объект дифференциации нередко выступают близкими субститутами. Примером реальных различий может служить предложение современными производителями автомобилей примерно одного класса, но различающихся с точки зрения скорости, потребления горючего, оснащения навигационной системой, оборудованием для поддержания требуемой температуры в салоне, степенью безопасности и т.п. Иная ситуация связана с различиями между запатентованным лекарством и его аналогом, не имеющим патента, где дифференциация является в большей степени субъективной. Важным является вопрос о назначении дифференциации продукции. Для потребителей продуктовая дифференциация означает большее продуктовое разнообразие и, следовательно, большие возможности удовлетворения потребностей, рост их благосостояния. Однако одновременно усиливаются трудности потребительского выбора, растут издержки устранения асимметричности информации. С позиции поставщика (производителя), главным назначением ДФП служит увеличение прибыли, причем устойчивое увеличение. Эта цель в данном случае достигается, во-первых, путем расширения спроса, предъявляемого покупателями, в том числе путем подключения к потреблению новых их групп, которые при производстве однородной продукции вынуждены были либо вообще отказываться от приобретения продукции, либо потребляли ее в незначительных объемах. Во-вторых, росту прибыли при ДФП служит уменьшение ценовой эластичности спроса. В этом случае потребители, ориентированные на определенные, часто весьма узкие, рыночные сегменты, оказываются менее чувствительными к изменению (прежде всего к повышению) цены, в чем проявляется их своеобразная преданность избранному бренду. Тем самым дифференциация продукта способствует повышению рыночной власти производителя, формируя лояльных к его продукции покупателей.
Для аналитических целей различают, прежде всего, вертикальную и горизонтальную дифференциацию продукции. Вертикальная дифференциация означает, что продукт или услуга в целом по своему качеству (реальному) отличается от другого (других) продукта(ов) аналогичного назначения. При этом важно, что в отношении этих различий по качеству продукции между всеми потребителями имеется определенное единодушие. Иными словами, данная характеристика (или их набор) продукта трактуется всеми потребителями как наиболее значимая. Скажем, если оценивать в комплексе основные параметры автомобилей, включая его объективные (естественные) параметры и имиджевые характеристики, то большинство покупателей сойдутся во мнении, что качество автомобилей производства Mercedes-Benz превосходит продукцию фирмы, являющуюся новичком в области автомобилестроения. Горизонтальная дифференциация означает, что общее качество продукции (услуги) является одним и тем же (или близким по уровню), но продукты различаются по комбинации (сочетанию) ряда характеристик (свойств). Если опять сослаться на пример из автомобилестроения, то, скажем, Ford Focus, Honda Civic, Volkswagen Golf and Toyota Corolla являются моделями автомобилей примерно одного класса. Однако каждая из них обладает пакетом характеристик, которые соответствуют дифференцированным предпочтениям потребителей, и этим данные модели могут весьма значительно отличаться друг от друга. Во всех случаях, когда продукт имеет четко выраженные характеристики (например, в случае персонального компьютера — быстродействие микропроцессора, объем памяти, размер монитора и т.д.), он сочетает в себе элементы горизонтальной и вертикальной дифференциации. С этим связана разная оценка данных свойств со стороны различных потребителей. Поэтому на практике продукция дифференцируется и горизонтально, и вертикально. Компании чаще всего применяют смешанную стратегию повышения и (общего) качества, и избранных характеристик продукции, назначая повышенную цену за оба свойства. В подобных случаях при оценке степени дифференциации не проводят жестких различий между этими двумя типами параметров.
Для углубленного анализа дифференциации продукции (услуг) ее отличительные свойства также подразделяются на естественные и стратегические. При естественной дифференциации отличительные свойства продукта обусловливаются его натуральными характеристиками, а не создаются специальными усилиями, в том числе путем рекламы (по дифференциации) продавцов. С точки зрения рыночного поведения фирм, естественная дифференциация, следовательно, будет означать развитие продуктовой линейки за счет использования различий в тех или иных характеристиках продукта. Примерами естественной дифференциации могут служить более надежные, рассчитанные на длительный период времени и обладающие противошумовыми свойствами оконные рамы.
Источниками естественной дифференциации являются: 1. Географические различия. Так называемый магазин за углом или супермаркет у городской черты предлагают конкурирующие услуги, которые и в представлении покупателей дифференцированы на основе их местоположения. 2. Новые технологии, например: дооснащение мобильных телефонов связью с интернетом или возможность пользоваться электронной почтой существенно расширяют доступный пакет услуг, побуждая потребителя приобрести новую модель. 3. Национальные различия. Здесь речь идет о том, что продукты и услуги из различных географических регионов могут ассоциироваться с определенными характеристиками и высокими стандартами качества. Примерами могут служить швейцарские часы, вологодское масло, русская водка и т.п. 4. Разнообразие вкусов и предпочтений потребителей, скажем, в области стиля одежды, обуви, автомобилей и т.п. Все эти разнообразные варианты дифференциации продукции чаще всего относятся к горизонтальной. Стратегическая дифференциация формирует продуктовое разнообразие на основе маркетинговых усилий фирм, направленных на создание образов торговой марки, сильных брендов, общественного мнения по отношению к компании, как и ее продуктам. Используемые на практике примеры стратегической (или воображаемой) дифференциации весьма многообразны. Это спортивная одежда марок «Адидас» или «Найк», часы «Ролекс», PC «Сони» и т.п. Для укрепления имиджа фирма может использовать особую упаковку, осуществлять продажу продукции соответствующих торговых марок только (преимущественно) в эксклюзивных магазинах, применять особые каналы транспортировки, эксклюзивное послепродажное обслуживание и т.п.
Основными источниками стратегической дифференциации являются следующие: 1. Различия в факторах производства. Производитель может утверждать, что его персонал является особо квалифицированным и тренированным. Другим примером может служить дифференциация на основе используемого поставщиком сырья, которому, в том числе посредством активной рекламной компании, придается особо высокое качество в сравнении с сырьем конкурентов. Скажем, особое качество бутилированной питьевой воды из горных источников или глубоко залегающих подземных вод; то же в отношении лекарственного сырья или сырья для производства косметических средств на базе таежных трав, из заповедных лесов и т.п. 2. Торговые марки и бренды. Торговые марки — это слова или символы, которые применяются для идентификации определенных брендов, выделения их из общего потока аналогичной продукции (услуг). В некоторых случаях бренд или торговая марка могут отождествляться с продуктом (например, crocodile и Lacoste). Современные специалисты в области маркетинга подчеркивают, что бренд должен быть постоянно нацелен на продуктовую дифференциацию. В противном случае у потребителей будет отсутствовать основание вновь и вновь из множества идентичных товаров отдать предпочтение данному конкретному бренду. 3. Темп изменений. Продукция с относительно непродолжительным жизненным циклом может быть подчинена заранее запланированному устареванию. В маркетинге в этих целях различают следующие четыре основных их типа: (a) вынужденное физическое устаревание (голубая выцветающая полоса на лезвиях бритвы «Жилетт»); (b) обусловленное выходом из моды (устаревание стиля); (c) техническое (когда, например, некоторые запасные части перестают производиться, что вынуждает заменить физически еще годные приборы); (d) отсроченное устаревание (отсрочка с оснащением смартфона новой и уже появившейся на рынке операционной системой, что вынуждает покупателя приобретать товар, несущий уже при его покупке черты устаревшего). 4. Неосведомленность покупателя. Она позволяет производителю преувеличивать степень дифференциации продукции (услуг), в том числе путем агрессивной рекламы. Если подобные попытки успешны, спрос на продукцию может расти и при увеличении цены.
Реклама.
Все больше компаний рассматривает расходы на рекламу как инвестиции. Для фирмы цель рекламы — стимулирование сбыта, поднятие спроса на товар; при этом фирма хочет истратить на рекламу лишь сумму, достаточную для достижения намеченных показателей сбыта и прибыли, но не более того. В то же время следует помнить рекламный закон Мерфи: «Недостаточные рекламные расходы приводят к бессмысленной трате денег». Расходы на рекламу исчисляются миллионами и даже миллиардами долларов, и для большинства компаний определение величины рекламного бюджета является важнейшим инвестиционным решением. К сожалению, качество таких решений чаще оставляет желать лучшего, так как руководство компаний редко владеет всей необходимой для принятия обоснованных решений информацией. Вот здесь-то и заявляет о себе необходимость рыночных исследований. Термин «рыночное исследование» означает систематический сбор, регистрацию и анализ информации в целях облегчения процесса принятия решений руководством компаний. Сначала компания должна понять, в какой среде она функционирует. На этом этапе решается вопрос, нужна ли ей реклама и если нужна, то для чего именно. В зависимости от рыночной ситуации компания определяет стратегическую функцию, которую будет выполнять реклама. Затем формирует рекламный бюджет исходя из прогнозируемого эффекта от рекламных расходов.
Изменение потенциала рекламы в зависимости от темпов роста и уровня конкуренции
Существует два главных фактора развития рынка: 1) темпы роста рынка; 2) уровень конкуренции. Темпы роста рынка отражают состояние спроса на данный товар, а уровень конкуренции характеризует взаимодействие компаний, предлагающих его потребителям. По мере развития рынка конкуренция может принимать различные формы. Для принятия решения о расходах на рекламу важно оценить уровень конкуренции за счет дифференциации товаров. С развитием рынка дифференциация усиливается, что способствует формированию рыночной структуры монополистической конкуренции. Реклама, которая является инструментом дифференциации продукта, может быть особенно эффективной именно на данном этапе. 1. Низкие темпы роста и низкий уровень конкуренции говорят о том, что рынок находится на стадии зарождения. На данном этапе структура рынка еще не сложилась, а продукция чаще всего характеризуется низкой степенью дифференциации. Компания может делать ставку на быстрые темпы развития рынка в будущем и попытаться «создать» рынок с помощью значительных рекламных расходов. Понятно, что следование такой стратегии сопровождается высоким риском, который может не быть оправдан будущими доходами. 2. Высокие темпы роста и низкий уровень конкуренции характеризуют растущий рынок, на котором у компаний есть много возможностей поднять уровень своих продаж. Структура рынка еще не сложилась, степень дифференциации продукта низкая. Даже небольшие вложения компаний в рекламу могут стать эффективным катализатором роста количества покупок. 3. Высокие темпы роста и высокий уровень конкуренции присущи зрелым рынкам, на которых компаниям приходится расходовать на рекламу все больше и больше средств, чтобы привлечь внимание потребителей к своему товару. Дифференциация продукции приближается к максимально возможной, структура рынка стабилизируется. Эффективность рекламных вложений начинает снижаться. 4. Низкие темпы роста и высокий уровень конкуренции говорят о стагнации рынка. Потребители уже не реагируют на дальнейшую дифференциацию продукта, структура рынка стабильна. Если компании тратят на рекламу огромные бюджеты, то получают при этом минимальный эффект. Оценив параметры рынка, предприятие может сформулировать цели своих рекламных кампаний. Расходы на рекламу должны приводить к сбалансированному росту выгод предприятия как в настоящее время, так и в будущем. Рассмотрим теперь более подробно вопрос о целях рекламной деятельности.
Цели рекламы:
Увеличение доходов компании с помощью рекламы может происходить за счет роста объема продаж и повышения их рентабельности. Рост объема продаж может быть результатом создания нового рынка, увеличения доли компании на существующем рынке, более быстрого товарооборота и т.п. Рост рентабельности продаж рекламируемого товара может достигаться за счет назначения повышенной ценовой премии за товар, снижения удельных издержек за счет экономии на масштабе и т.п. «Защитой» доходов с помощью рекламы может быть поддержка объема продаж и их рентабельности, создание «барьеров» для входа новых участников в рынок. Реклама поддерживает объем продаж и их рентабельность за счет того, что не позволяет забыть о товаре данной компании и препятствует тому, чтобы потребитель «переключился» на товар конкурента. К тому же расходы на рекламу становятся своеобразным «барьером», который будет необходимо преодолеть потенциальному новичку, чтобы попасть на рынок. То, что компания ставит перед собой цель «защитить» доходы, означает, что она не рассчитывает увеличить объем продаж с помощью рекламы и что при отсутствии рекламы ожидается снижение доходов. В этом случае неизбежным следствием увеличения расходов на рекламу является сокращение рентабельности.
В зависимости от своих конечных целей реклама может быть «атакующей» (цель — увеличить доходы компании) и «оборонительной» (цель — минимизировать сокращение доходов компании). Когда рекламные расходы являются «атакующими», главным фактором, который определяет успех компании, становится умение правильно оценить развитие рынка в будущем. В противном случае компания рискует не вернуть себе огромные средства, вложенные в рекламу. Если же реклама носит «оборонительный» характер, то компания должна избегать изменения того уровня рекламных расходов, который необходим для защиты ее доходов. Занижение размера рекламного бюджета грозит компании потерей части доходов, а неоправданно большие суммы расходов — неэффективной тратой ресурсов.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|