Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ.





В числе наук, исследующих организацию и входящих в состав общей теории организации, особая роль отводится именно соци­олог-ой науке и тому ее направл-ю, кот мы назвали СО.

Осн-я ф-ция организации здесь связывается с процессом и мех-ми объединения, регламен­тацией и ориентацией повед-я людей и групп, вступивших в совместную деят-ть для достижения общих целей. Организа­ция же рассматрив-ся как коллективный субъект деят-ти, существование которого есть предпосылка целедостижения, как специфич-ий целевой соц-ый инст-т. В центре ее вним-я оказываются прежде всего институциональные процессы в организации.

В ряду социолог-их дисциплин СО м\б определена как спец-ая дисциплина, имеющая статус частной социолог-ой теории, кот пытается в рамках пред­метной специфики С, опираясь на ее знания и методы, осмыслить природу, мех-мы функционир-я и развития спе­цифических социальных образований, именуемых организациями.

Обращение С к исслед-ю организаций, выделе­ние отд-й области исслед-й и последующее формиров-е СО как спец-ой социолог-ой дисциплины обусловлено тремя факторами: - соц-ой природой организаций; особой важностью исслед-я орга­низаций социологами для поним-я многих макропроцессов, про­текающих на уровне О; значимостью роли организаций в обществ-ой жизни.

Сегодня СО- — одна из наиб развитых частных социолог-их теорий. В тоже время она не явл-ся целостной и монолитной дисциплиной — это динамично развива­ющаяся многомодельная дисциплина, для представ-лей кот характерны плюрализм мн-й и постоянная полемика. Именно полемика во многом явл-ся источником динамичного развития данной дисциплины.

Особенность организации как специф-ого соц-го объекта, изучаемого С в том, что она в наиб концентрированном виде фокусирует некоторые базовые соц-ые процессы и некоторые важнейшие пробл, изучаемые С. Интерес к исслед-ю организаций со стороны С обусловлен их соц-ой природой в сочета­нии с важной ролью, кот организации вып-ют в О.



Организация с полным правом м\б рассмотрена как пол­ноценный и привлекательный объект социолог-го изуч-я по ряду причин: во-первых, она состоит из людей, включенных в деят-ть; во-вторых, она ориентирована на выполнение жиз­ненно важных соц-ых ф-ций — по отнош-ю как к макро­социуму (О), так и микросоциуму (коллективу, включен­ному в деят-ть); в-третьих, она изначально предполагает кон­троль за повед-ем и деят-тью людей, входящих в состав организации; в-четвертых, она использует ср-ва к-ры в ка­ч-ве базового ср-ва этой регуляции, ориентирована на дости­жение выдвигаемых целей.

Особую же значимость организации как объекту изуч-я С придает выполн-е ею базовой ф-ции — обеспеч-е соц-го порядка во имя достиж-я общих целей. Важность осуществл-я этой ф-ции для выжив-я, развития и жизне­деят-ти любой соц-ой общности признается практичес­ки всеми социологами. При этом некоторые признанные классики С (напр, Т.Парсонс) даже связывают с исслед-ем феномена организованности возм-ть вычленения пред­мета всей социолог-ой науки.

Наконец, интерес социологов к исслед-ю организаций обу­словлен той важной ролью, которую они выполняют в жизни О. Вне их существования невозможно представить жизнь со­вр-го чел, который, во-первых, на протяжении всей жизни пользуется разнообразными услугами организаций (детский сад, шк, поликлиника, магазин, сберегательная касса, домо­управление и др.), а во-вторых, как правило, сам включен в дея­т-ть к-л организаций.

В числе наук, исследующих организацию и входящих в состав общей теории организации, особая роль отводится именно соци­олог-ой науке и тому ее направл-ю, кот мы назвали СО.

Осн-я ф-ция организации здесь связывается с процессом и мех-ми объединения, регламен­тацией и ориентацией повед-я людей и групп, вступивших в совместную деят-ть для достижения общих целей.

Организа­ция же рассматрив-ся как коллективный субъект деят-ти, существование которого есть предпосылка целедостижения, как специфич-ий целевой соц-ый инст-т. В центре ее вним-я оказываются прежде всего институциональные процессы в организации.

Обращение С к исслед-ю организаций, выделе­ние отдельной области исслед-й и последующее формирова­ние СО как специальной социолог-ой дисциплины обусловлено как минимум тремя факторами: - социаль­ной природой организаций; особой важностью исслед-я орга­низаций социологами для поним-я многих макропроцессов, про­текающих на уровне О; значимостью роли организаций в общественной жизни.

Организация с полным правом м\б рассмотрена как пол­ноценный и привлекат-ный объект социолог-го изуч-я по ряду причин:

во-первых, она сост из людей, включ-ых в деят-ть;

во-вторых, она ориентирована на выполн-е жиз­ненно важных соц-ых ф-ций- по отнош-ю как к макро­социуму (О), так и микросоциуму (коллективу, включен­ному в деят-ть);

в-третьих, она изнач-но предполагает кон­троль за повед-ем и деят-тью людей, входящих в состав организации;

в-четвертых, она использует ср-ва к-ры в ка­ч-ве базового ср-ва этой регуляции, ориентирована на дости­жение выдвигаемых целей.Особую же значимость организации как объекту изуч-я С придает выполнение ею базовой ф-ции — обеспечение соц-го порядка во имя достиж-я общих целей.

Наконец, интерес социологов к исслед-ю организаций обу­словлен той важной ролью, которую они выполняют в жизни О. Вне их существования невозможно представить жизнь со­вр-го чел, который, во-первых, на протяжении всей жизни пользуется разнообразными услугами организаций (детский сад, шк, поликлиника, магазин, сберегат-ая касса, домо­управл-е и др.), а во-вторых сам включен в дея­т-ть к-л организ-й.

Модели организации

Популяционно-экологическая модель - утвержд-ся, что факторы окр среды выбирают те признаки организаций, кот наилучшим обр подходят для окр среды.

В модели естеств-ого отбора присутств-т три этапа. На первом этапе измен-я происходят в организац-ых формах. Когда произошло измен-е, достигнут второй этап, этап естеств-го отбора. Тем организац-ым формам, кот подходят, при естеств-ом отборе отдается предпочтение перед теми, кот не подходят. Заключит-ым этапом явл-ся сохран-е. Отобранные формы сохран-ся, дублир-ся или воспроизв-ся

Модель завис-ти от ресурсов уменьш-т роль организац-ых действующих лиц в определении судьбы организаций. Исходной предпос-кой для модели явл-ся процесс принятия реш-й. Реш-я приним-ся на основе внутриорганизац-ого контекста. Др важн аспектом явл-ся тот факт, что организации стараются активно взаимодейств-ть с окр средой для достиж-я собств-х выгод.

Модель рацион-ой случайности. Теорию вероят-ей м\о кратко изложить следующим обр: «Лучший способ организовывать зависит от природы окр среды, с кот организации приход-ся взаимод-ть».

Когда к понятию рациональн-ти привносится понятие вероятности, мы получаем рационально-вероятностную модель. Организации стараются достичь цели и взаимодействуют с внешн усл-ми, осознавая то, что не существует единственного наилучшего способа для осуществления этого.

Модель операц-ых издержек- ставит п\д собой задачу объяснить существов-е и деят-ть организаций, особ в частном секторе. Отправной точкой для модели служат операции или обмен тов и услугами. Она подразумевает, что индивидуумы будут действ-ть в своих собств-х интересах. Организации рассматр-ся как ответ на неопредел-ть окр среды. В эту окр среду входят потенц-ые партнеры по обмену, чья кредитоспособность неизвестна.

Институциональная модель. Организации существуют в «полях» других, сходных с ними организаций. Под организац-ым полем поним-ся те организации, кот, в сов-ти, сост-ют узнаваемую сферу институцион-ой жизни, это - осн поставщики, потреб-ли рес-ов и продукции, регулятивные учрежд-я. Согласно этой т.з, организации внутри полей становятся все более и более однородными.

15. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

С упр-я – спец-ая социолог-ая теория, изучающая процессы упр-я в разл-ых типах общностей, организаций, инст-тов и О в целом, осуществляемых для сохран-я и обеспечения ус­тойчивости развития соответствующей системы, упорядо­чения и совершенств-я ее стр-ры, достиж-я ее целей.

Она изучает многообр-ую деят-ть органов упр-я, гос-венных и обществ-ых, прежде все­го как соц-ых систем, весь комплекс подбора, расстановки, формир-я управленч-ких кадров, отнош-я и взаимодействия, складывающиеся м\у раб-ками ап­парата упр-я и подчиненными им сотрудниками и ор­ганизационными стр-рами.

Она включает в свою пред­метную обл также исслед-е и формир-е це­лей упр-я с т.з соц-но-экон-их и соц-но-психолог-их критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых, ан-з и оценку со­ц-ых последствий принимаемых управленч-их ре­шений, определ-е эффект-ти управленческих дейст­вий.

В центре ее вним-я – изуч-е и совершенств-ие соц-ых мех-змов систематич-го, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта упр-я (управляющей подсистемы) на соц-ый объект (управ­ляемую подсистему) для сохран-я ее качеств-ой спе­цифики и целостности, обеспечения ее нормального функ­ционир-я, успешного движения к заданной цели.

Объектом СУ явл-ся управленч-ие процессы, протекающие в О, его отд-ых подсистемах (полит-й, экон-ой, соц-й, социокультур-й) или организациях (пред­пр-ях, учрежд-ях и др.), рассматри-ые и интер­претируемые с т.з взаимод-ия участвующих в них людей, объедин-ых в сем-ые, профессион-ые, территор-ые и иные группы и включенных в мно­гообр-ые процессы сотрудничества, взаимопомощи, со­перничества. Предметом СУ выступ-т изуч-е деят-ти субъектов упр-я по разработке реш-й, направл-ых на реализацию осн-х направл-й соц-ой политики и организацию управляемых субъектов в целях осуществления принятых решений.

Основные задачи С упр-я:

Первая сост-т в изучении реальных фактов, составляющих жи­вую, постоянно развивающуюся соц-ую ткань управ­ленческой деят-ти; фактов, в кот проявл-ся особ-ти взаимодействия тех людей, кот управляют различными соц-ми общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленч-ую деят-ть и вынуждены подчин-ся первым, выполнять их распоряж-я, приказы, указания.

Вторая заключ-ся в том, ч\б из огромного и многообразного скопления ре­альных фактов управленческой деят-ти выделить наиб важные, типичные и на этой основе обнаружить тенденции развития процессов упр-я, их изменения в завис-ти от изменяющихся соц-но-экон-их, полит-их, социокульт-ых усл-й жизнедеят-ти людей, развития их групп и общностей, О в целом.

Третья обусловлена необход-ю объяснить, почему в системе и стр-ре управленч-ой деят-ти появляются те или иные новшества, в силу каких обстоят-в возникают нов практические способы их реализации в управленческих процессах.

Чет­вертая -Сущность сост-ет построе­ние наиб вероятных направл-й и сценариев развития управленческой деят-ти в будущем, т.е. прогноз ее со­вершенствов-я. А это означает, что определив наиб вероятную траекторию дальнейшего развития управленче­ской деят-ти, С упр-я получает воз­м-ть более или менее успешно решать и 5-ю задачу.

Пятая - сформулир-ть научно обоснованные рекомен­дации по совершенствов-ю системы упр-я, т.е. стать реально действующим ср-вом повыш-я эффек­тивности управленч-ой деят-ти.

Принято различать три разновид-ти прикладных соц-ых исследований:

1. описательное исслед-е

2. аналитического исслед-я

3. оценочные исслед-я









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.