|
ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ.В числе наук, исследующих организацию и входящих в состав общей теории организации, особая роль отводится именно социолог-ой науке и тому ее направл-ю, кот мы назвали СО. Осн-я ф-ция организа ции здесь связывается с процессом и мех-ми объединения, регламентацией и ориентацией повед-я людей и групп, вступивших в совместную деят-ть для достижения общих целей. Организация же рассматрив-ся как коллективный субъект деят-ти, существование которого есть предпосылка целедостижения, как специфич-ий целевой соц-ый инст-т. В центре ее вним-я оказываются прежде всего институциональные процессы в организации. В ряду социолог-их дисциплин СО м\б определена как спец-ая дисциплина, имеющая статус частной социолог-ой теории, кот пытается в рамках предметной специфики С, опираясь на ее знания и методы, осмыслить природу, мех-мы функционир-я и развития специфических социальных образований, именуемых организациями. Обращение С к исслед-ю организаций, выделение отд-й области исслед-й и последующее формиров-е СО как спец-ой социолог-ой дисциплины обусловлено тремя факторами: - соц-ой природой организаций; особой важностью исслед-я организаций социологами для поним-я многих макропроцессов, протекающих на уровне О; значимостью роли организаций в обществ-ой жизни. Сегодня СО - — одна из наиб развитых частных социолог-их теорий. В тоже время она не явл-ся целостной и монолитной дисциплиной — это динамично развивающаяся многомодельная дисциплина, для представ-лей кот характерны плюрализм мн-й и постоянная полемика. Именно полемика во многом явл-ся источником динамичного развития данной дисциплины. Особенность организации как специф-ого соц-го объекта, изучаемого С в том, что она в наиб концентрированном виде фокусирует некоторые базовые соц-ые процессы и некоторые важнейшие пробл, изучаемые С. Интерес к исслед-ю организаций со стороны С обусловлен их соц-ой природой в сочетании с важной ролью, кот организации вып-ют в О. Организация с полным правом м\б рассмотрена как полноценный и привлекательный объект социолог-го изуч-я по ряду причин: во-первых, она состоит из людей, включенных в деят-ть; во-вторых, она ориентирована на выполнение жизненно важных соц-ых ф-ций — по отнош-ю как к макросоциуму (О), так и микросоциуму (коллективу, включенному в деят-ть); в-третьих, она изначально предполагает контроль за повед-ем и деят-тью людей, входящих в состав организации; в-четвертых, она использует ср-ва к-ры в кач-ве базового ср-ва этой регуляции, ориентирована на достижение выдвигаемых целей. Особую же значимость организации как объекту изуч-я С придает выполн-е ею базовой ф-ции — обеспеч-е соц-го порядка во имя достиж-я общих целей. Важность осуществл-я этой ф-ции для выжив-я, развития и жизнедеят-ти любой соц-ой общности признается практически всеми социологами. При этом некоторые признанные классики С (напр, Т.Парсонс) даже связывают с исслед-ем феномена организованности возм-ть вычленения предмета всей социолог-ой науки. Наконец, интерес социологов к исслед-ю организаций обусловлен той важной ролью, которую они выполняют в жизни О. Вне их существования невозможно представить жизнь совр-го чел, который, во-первых, на протяжении всей жизни пользуется разнообразными услугами организаций (детский сад, шк, поликлиника, магазин, сберегательная касса, домоуправление и др.), а во-вторых, как правило, сам включен в деят-ть к-л организаций. В числе наук, исследующих организацию и входящих в состав общей теории организации, особая роль отводится именно социолог-ой науке и тому ее направл-ю, кот мы назвали СО. Осн-я ф-ция организации здесь связывается с процессом и мех-ми объединения, регламентацией и ориентацией повед-я людей и групп, вступивших в совместную деят-ть для достижения общих целей. Организация же рассматрив-ся как коллективный субъект деят-ти, существование которого есть предпосылка целедостижения, как специфич-ий целевой соц-ый инст-т. В центре ее вним-я оказываются прежде всего институциональные процессы в организации. Обращение С к исслед-ю организаций, выделение отдельной области исслед-й и последующее формирование СО как специальной социолог-ой дисциплины обусловлено как минимум тремя факторами: - социальной природой организаций; особой важностью исслед-я организаций социологами для поним-я многих макропроцессов, протекающих на уровне О; значимостью роли организаций в общественной жизни. Организация с полным правом м\б рассмотрена как полноценный и привлекат-ный объект социолог-го изуч-я по ряду причин: во-первых, она сост из людей, включ-ых в деят-ть; во-вторых, она ориентирована на выполн-е жизненно важных соц-ых ф-ций- по отнош-ю как к макросоциуму (О), так и микросоциуму (коллективу, включенному в деят-ть); в-третьих, она изнач-но предполагает контроль за повед-ем и деят-тью людей, входящих в состав организации; в-четвертых, она использует ср-ва к-ры в кач-ве базового ср-ва этой регуляции, ориентирована на достижение выдвигаемых целей.Особую же значимость организации как объекту изуч-я С придает выполнение ею базовой ф-ции — обеспечение соц-го порядка во имя достиж-я общих целей. Наконец, интерес социологов к исслед-ю организаций обусловлен той важной ролью, которую они выполняют в жизни О. Вне их существования невозможно представить жизнь совр-го чел, который, во-первых, на протяжении всей жизни пользуется разнообразными услугами организаций (детский сад, шк, поликлиника, магазин, сберегат-ая касса, домоуправл-е и др.), а во-вторых сам включен в деят-ть к-л организ-й. Модели организации Популяционно-экологическая модель - утвержд-ся, что факторы окр среды выбирают те признаки организаций, кот наилучшим обр подходят для окр среды. В модели естеств-ого отбора присутств-т три этапа. На первом этапе измен-я происходят в организац-ых формах. Когда произошло измен-е, достигнут второй этап, этап естеств-го отбора. Тем организац-ым формам, кот подходят, при естеств-ом отборе отдается предпочтение перед теми, кот не подходят. Заключит-ым этапом явл-ся сохран-е. Отобранные формы сохран-ся, дублир-ся или воспроизв-ся Модель завис-ти от ресурсов уменьш-т роль организац-ых действующих лиц в определении судьбы организаций. Исходной предпос-кой для модели явл-ся процесс принятия реш-й. Реш-я приним-ся на основе внутриорганизац-ого контекста. Др важн аспектом явл-ся тот факт, что организации стараются активно взаимодейств-ть с окр средой для достиж-я собств-х выгод. Модель рацион-ой случайности. Теорию вероят-ей м\о кратко изложить следующим обр: «Лучший способ организовывать зависит от природы окр среды, с кот организации приход-ся взаимод-ть». Когда к понятию рациональн-ти привносится понятие вероятности, мы получаем рационально-вероятностную модель. Организации стараются достичь цели и взаимодействуют с внешн усл-ми, осознавая то, что не существует единственного наилучшего способа для осуществления этого. Модель операц-ых издержек - ставит п\д собой задачу объяснить существов-е и деят-ть организаций, особ в частном секторе. Отправной точкой для модели служат операции или обмен тов и услугами. Она подразумевает, что индивидуумы будут действ-ть в своих собств-х интересах. Организации рассматр-ся как ответ на неопредел-ть окр среды. В эту окр среду входят потенц-ые партнеры по обмену, чья кредитоспособность неизвестна. Институциональная модель. Организации существуют в «полях» других, сходных с ними организаций. Под организац-ым полем поним-ся те организации, кот, в сов-ти, сост-ют узнаваемую сферу институцион-ой жизни, это - осн поставщики, потреб-ли рес-ов и продукции, регулятивные учрежд-я. Согласно этой т.з, организации внутри полей становятся все более и более однородными. 15. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
С упр-я – спец-ая социолог-ая теория, изучающая процессы упр-я в разл-ых типах общностей, организаций, инст-тов и О в целом, осуществляемых для сохран-я и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенств-я ее стр-ры, достиж-я ее целей. Она изучает многообр-ую деят-ть органов упр-я, гос-венных и обществ-ых, прежде всего как соц-ых систем, весь комплекс подбора, расстановки, формир-я управленч-ких кадров, отнош-я и взаимодействия, складывающиеся м\у раб-ками аппарата упр-я и подчиненными им сотрудниками и организационными стр-рами. Она включает в свою предметную обл также исслед-е и формир-е целей упр-я с т.з соц-но-экон-их и соц-но-психолог-их критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых, ан-з и оценку соц-ых последствий принимаемых управленч-их решений, определ-е эффект-ти управленческих действий. В центре ее вним-я – изуч-е и совершенств-ие соц-ых мех-змов систематич-го, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта упр-я (управляющей подсистемы) на соц-ый объект (управляемую подсистему) для сохран-я ее качеств-ой специфики и целостности, обеспечения ее нормального функционир-я, успешного движения к заданной цели. Объектом СУ явл-ся управленч-ие процессы, протекающие в О, его отд-ых подсистемах (полит-й, экон-ой, соц-й, социокультур-й) или организациях (предпр-ях, учрежд-ях и др.), рассматри-ые и интерпретируемые с т.з взаимод-ия участвующих в них людей, объедин-ых в сем-ые, профессион-ые, территор-ые и иные группы и включенных в многообр-ые процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества. Предметом СУ выступ-т изуч-е деят-ти субъектов упр-я по разработке реш-й, направл-ых на реализацию осн-х направл-й соц-ой политики и организацию управляемых субъектов в целях осуществления принятых решений. Основные задачи С упр-я: Первая сост-т в изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся соц-ую ткань управленческой деят-ти; фактов, в кот проявл-ся особ-ти взаимодействия тех людей, кот управляют различными соц-ми общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленч-ую деят-ть и вынуждены подчин-ся первым, выполнять их распоряж-я, приказы, указания. Вторая заключ-ся в том, ч\б из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деят-ти выделить наиб важные, типичные и на этой основе обнаружить тенденции развития процессов упр-я, их изменения в завис-ти от изменяющихся соц-но-экон-их, полит-их, социокульт-ых усл-й жизнедеят-ти людей, развития их групп и общностей, О в целом. Третья обусловлена необход-ю объяснить, почему в системе и стр-ре управленч-ой деят-ти появляются те или иные новшества, в силу каких обстоят-в возникают нов практические способы их реализации в управленческих процессах. Четвертая -Сущность сост-ет построение наиб вероятных направл-й и сценариев развития управленческой деят-ти в будущем, т.е. прогноз ее совершенствов-я. А это означает, что определив наиб вероятную траекторию дальнейшего развития управленческой деят-ти, С упр-я получает возм-ть более или менее успешно решать и 5-ю задачу. Пятая - сформулир-ть научно обоснованные рекомендации по совершенствов-ю системы упр-я, т.е. стать реально действующим ср-вом повыш-я эффективности управленч-ой деят-ти. Принято различать три разновид-ти прикладных соц-ых исследований: 1. описательное исслед-е 2. аналитического исслед-я 3. оценочные исслед-я Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|