Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЦЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ





Кочюнас Р.

 

Основы

психологического

консультирования

 

 

Рекомендовано Профессиональной психотерапевтической лигой и кафедрой психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования в качестве учебного пособия

Научный консультант серии — А.Б.Хавин

Кочюнас Р.

К 55 Основы психологического консультирования: Пер. с лит. — М.: Академический Проект, 1999. — 240 с.

15ВМ 5-8291-0002-9

Книга Р. Кочюнаса представляет собой уникальное руководство по общению с клиентами — речь идет о консультировании людей без выраженных психических расстройств. Как правильно войти в консультативный контакт, умело его поддер­ живать и грамотно завершить консультирование — эти весьма сложные вопросы впервые столь подробно освещены в русскоязычном учебном издании. Книга акту­ альна для психологов и врачей любого профиля, а также для всех, чья профессио­ нальная деятельность связана с общением.

Книга выпущена при участии ЗАО «Академия-Центр»

Изд.лиц. № 065723 от 10.03.98. Литературное агентство "Академический Проект" 111399, Москва, ул. Мартеновская, 3.

По вопросам приобретения книги просим обращаться в ЗАО «Академия-Центр»:

111399, Москва, ул. Мартеновская, 3. Тел./факс: (095) 176 9338; 176 9523.

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-093,том 2:

953000 - книги, брошюры.

Подписано в печать с готовых диапозитивов 26.04.99 г. Формат 84х108 /32. Гарнитура Тайме. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 12,53. Доп. тираж 5000 экз. Зак. 448.

Отпечатано с готовых диапозитивов на Ф ГУ И ПП «Уральский рабочий" 620219, Екатеринбург, ул. Тургенева, 13


© Р. Кочюнас, 1999

© В. Маттаявичсне, перевод. 1999

© В.В. Макаров, предисловие,послесловие,1999

© Академический Проект, 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

  Предисловие к серии «Библиотека психологии – психоанализа – психотерапии В.В.Макаров  
     
  От автора  
     
1. Общие проблемы психологического консультирования  
1.1 Определение и цели психологического консультирования  
1.2 Психологическое консультирование и психотерапия  
1.3 Теории личности и практика консультирования  
1.4 Структура процесса консультирования  
2. Консультант  
     
2.1 Роль и место консультанта в консультировании  
2.2 Требования к личности консультанта – модель эффективного консультанта  
2.3 Система ценностей консультанта  
2.4 Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта  
2.5 Профессиональная подготовка консультанта  
     
3. Консультативный контакт  
3.1 Определение консультативного контакта  
3.2 Терапевтический климат. Физические компоненты терапевтического климата  
3.3 Эмоциональные компоненты терапевтического климата  
3.4 Навыки поддержания консультативного контакта  
3.5 Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии  
     
4. Процесс психологического консультирования  
4.1 Первая встреча с клиентом  
4.2 Оценка проблем клиентов  
4.3 Процедуры и техники консультирования  
4.4 Советы начинающему консультанту  
     
5. Специальные проблемы психологического консультирования  
5.1 Консультирование тревожных клиентов  
5.2 Консультирование при реакциях страха и фобиях  
5.3 Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов  
5.4 Особенности консультирования «немотивированных» клиентов  
5.5 Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования  
5.6 Консультирование при переживании вины  
5.7 Особенности консультирования плачущих клиентов  
5.8 Консультирование истерических личностей  
5.9 Консультирование обсессивных личностей  
5.10 Консультирование при параноидальных расстройствах  
5.11 Консультирование шизоидных личностей  
5.12 Консультирование асоциальных личностей  
5.13 Консультирование при алкоголизме  
5.14 Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами  
5.15 Консультирование клиентов с депрессией и суицидными намерениями  
5.16 Консультирование при переживании утраты  
5.17 Особенности беседы с умирающим человеком  
5.18 Консультирование при сексуальных проблемах  
     
6. Этические принципы в психологическом консультировании  
     
  Послесловие. О книге Р.Кочюнаса «Основы психологического консультирования » В.В.Макаров  

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К СЕРИИ "БИБЛИОТЕКА ПСИХОЛОГИИ-ПСИХОАНАЛИЗА-ПСИХОТЕРАПИИ"

На протяжении советской эпохи русскоязычные читатели не имели возможности знакомиться с большинством произ­ ведений классической и современной мировой литературы по психологии и психотерапии.Тем не менее потребность в таких знаниях оказалась столь велика, что породила целую индустрию по производству ксерокопий подпольных пере­ водов западных изданий. Подбор произведений был очень неровный, а качество переводов оставляло желать лучшего. И все же первая волна информации о современной психоте­ рапии и практической психологии сыграла позитивную роль. К концу 80-х годов начали появляться книги зарубежных психологов и психотерапевтов, в основном классиков, из­ данные уже типографским способом, постепенно они скла­ дывались в серии. Одна из подобных серий ("Библиотека психологии и психотерапии") издавалась под нашей редак­ цией.

В настоящее время по психологии и психотерапии выхо­ дит множество книг, и все-таки их явно недостаточно. Труд­ ности в преодолении дефицита объясняются как огромным интересом к психологическим знаниям, так и чрезвычайно быстрыми темпами развития психологии и психотерапии. Конкретизируем данное положение:

— практическая психология и психотерапия в нашей стране становятся все более популярными специальностями;

— расширяется сеть психологических учебных заведений и спектр образовательных программ по психотерапии. Так, недавно нам предоставили право проводить обучение по программе, предусматривающей вручение Европейского сертификата психотерапевта;

— об интенсивности развития мировой психотерапии свидетельствует хотя бы факт увеличения количества психо­ терапевтических методов (от 150 до 500) всего лишь за пос­ ледние пятнадцать лет. Печатные издания просто не успева­ ют отражать новейшие научные достижения;

— следует особо подчеркнуть, что отечественными спе­ циалистами накоплен значительный опыт, подчас уникаль­ ный, который до сих пор не опубликован в масштабных изданиях.

В предлагаемую читателям серию в отличие от большин­ ства аналогичных серийных изданий войдут наряду с произ­ ведениями известных зарубежных авторов труды отечествен­ ных специалистов. Условием опубликования будет тщатель­ ный конкурсный отбор с учетом сбалансированности высо­ кого научного уровня и доступности изложения материала. Предполагается широкая публикация учебных пособий.

Надеемся, что нам удастся по-новому осветить проблемы психоанализа и психотерапии как для профессионалов, так и для подлинных любителей психологии.

Профессор В.В.Макаров

ОТ АВТОРА

Москва, ноябрь 1998г.

Монография познакомит читателей с важнейшими теоре­ тическими положениями и понятиями, основными техника­ ми и процедурами психологического консультирования. В ней изложены универсальные принципы психологического консультирования, а не какой-то один теоретический под­ ход (хотя признаюсь в симпатии к экзистенциально-гума­ нистической психологии).

Монография может служить учебником для студентов, изучающих психологию, медицину, педагогику. Для них особенно полезны знания об условиях установления и под­ держания профессионального контакта, о психологическом понимании основных человеческих проблем. Надеюсь, мой труд актуален и для специалистов, уже работающих в облас­ ти психологического консультирования и психотерапии, он поможет им усовершенствовать профессиональные навыки, легче преодолевать возникающие в работе проблемы, более гибко применять свои знания. Наконец, рассчитываю на ин­ терес всех читателей, увлекающихся психологией.

Эта книга — результат многолетней практической работы в качестве психолога-психотерапевта, но мое профессио­ нальное становление было бы невозможно без всесторонней помощи. Хочется прежде всего поблагодарить моего первого учителя, д-ра Александра Алексейчика, и коллег, с которыми, долгие годы работая вместе, мы учились решать пробле­ мы других людей и справляться с собственными трудностя­ ми. Я также благодарен сотням клиентов, встреча с которы­ ми помогла значительно глубже понять сложности и проти­ воречия человеческого существования, поверить в реаль­ ность изменения жизни в сторону большего благополучия.


 

 

г.Вильнюс, июль 1998г. Р.Кочюнас

1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИ­ ЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Варианты определений

Психологическое консультирование как профессия явля­ ется относительно новой областью психологической практи­ ки, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возник­ ла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. По­ этому в психологическом консультировании мы сталкива­ емся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк:

трудности на работе (неудовлетворенность работой, конф­ ликты с коллегами и руководителями, возможность уволь­ нения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии реше­ ний, трудности в завязывании и поддержании межличност­ ных отношений и т.п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менед­ жеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: "Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь чело­ веку в разрешении проблем и принятии решений относи­ тельно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершен­ ствования личности и межличностных отношений". Н. Вurks и В. Stefflre (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: "Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют бо­ лее двух человек. Цель консультирования — помочь клиен­ там понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознан­ ного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера".

Имеется много сходных определений, и все они включа­ ют несколько основных положений:

1. Консультирование помогает человеку выбирать и дей­ ствовать по собственному усмотрению.

2. Консультирование помогает обучаться новому поведе­ нию.

3. Консультирование способствует развитию личности.

4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах при­ нимать самостоятельные решения, а консультант создает ус­ ловия, которые поощряют волевое поведение клиента.

5. Сердцевиной консультирования является "консульта­ тивное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии.

Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого направления:

а) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

б) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

в) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.

КОНСУЛЬТАНТ

 

2.1. РОЛЬ И МЕСТО КОНСУЛЬТАНТА В КОНСУЛЬ­ ТИРОВАНИИ

В практике психологического консультирования и пси­ хотерапии ежедневно приходится сталкиваться с важней­ шими аспектами жизни человека. Консультант всегда со­ вместно с клиентом обсуждает незначительные и суще­ ственные проблемы своего подопечного и стремится по­ мочь клиенту:

— разобраться в мотивировке повседневных выборов и наступающих последствий;

— разрешить множество эмоциональных проблем и запу­ танные межличностные отношения;

— преодолеть чувство внутреннего хаоса — сделать непо­ нятное и изменчивое позитивным и целесообразным.

Поэтому консультант должен осознавать, кто он, кем может стать и каким его надеется видеть клиент. Иначе гово­ ря, возникает вопрос определения роли консультанта. Пред­ ставляет ли собой консультант друга клиента, профессио­ нального советчика, учителя, эксперта, спутника клиента в блужданиях по закоулкам жизни или гуру — излучателя аб­ солютной истины? Многих, особенно начинающих консуль­ тантов, приводит в замешательство отсутствие универсаль­ ного ответа на вопрос о роли консультанта в процессе оказа­ ния психологической помощи. Эта роль обычно зависит от принадлежности консультанта к определенной теоретичес­ кой ориентации, его квалификации, личностных черт, на­ конец, от ожиданий клиента.

Эффективность деятельности специалиста во многом обусловлена тем, насколько ясно он представляет свое место в консультировании. Когда нет такой ясности, консультант в своей работе будет руководствоваться не определенными теоретическими принципами, а лишь ожиданиями и потреб­ ностями клиента, другими словами, будет делать лишь то, на что надеется и чего хочет клиент. Клиенты же чаще всего ожидают, что консультант возьмет на себя ответственность за успех их дальнейшей жизни и разрешит насущные про­ блемы — где учиться, как уладить конфликты на работе, разводиться ли с супругом и т.д.

Самолюбию начинающего консультанта может льстить, что люди, ищущие ответы на сложные вопросы своей жизни, обращаются именно к нему, и существует опасность, что консультант возомнит себя знающим отве­ ты на все вопросы клиента или еще хуже — будет навязы­ вать клиенту свои решения. В этой ситуации неправильное понимание консультантом своей роли только увеличит за­ висимость клиента от него и помешает помочь клиенту в самостоятельном принятии решений. Никакой консуль­ тант не может указывать другому человеку, как ему жить. В практике психологического консультирования и психо­ терапии следует чаще вспоминать слова знаменитого пси­ хотерапевта J. Bugental (1987) о тайне и знании: "Тайна охватывает знание, в ней скрыта информация. Тайна бес­ конечна, знание имеет предел: когда возрастает знание, еще больше становится тайна... Психотерапевтов подстере­ гает соблазн вступить в сговор с клиентами и отвергнуть тайну. В этой отвратительной сделке подразумевается, но редко раскрывается иллюзия, что существуют ответы на все жизненные проблемы, что можно раскрыть значение каждого сна или символа и что идеальной целью здоровой психической жизни является рациональный контроль. Психотерапевты обязаны много знать, но одновременно испытывать преклонение и покорность перед тайной. Бу­ дем откровенны — мы никогда не обладаем и не способны обладать полнотой знаний. Притворяться, что мы знаем нужды клиента и можем подсказать ему правильный вы­ бор, — значит предать клиента. В любой терапии следует помочь клиенту принять тайну в себе и нашу всеобщую тайну..."

Самый общий ответ о роли консультанта кроется в пони­ мании сущности процесса консультирования. Основная зада­ ча консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию. Консультант также должен помочь клиенту понять, каким он хочет стать. Кли­ ентам во время консультирования следует искренне оцени­ вать свое поведение, стиль жизни и решить, каким образом и в каком направлении они хотели бы изменить качество своей жизни.

М. Сох (1988) называет это "структурированием процесса терапии", который может быть первичным и вторичным. Под первичным структурированием имеется в виду личное присутствие консультанта (психотерапевта) в терапевтичес­ ком пространстве и значение этого присутствия для клиента. Вторичное структурирование — это деятельность консуль­ танта, обеспечивающая максимальный уровень раскрытия клиентов. В первом случае мы отвечаем на вопрос, кем явля­ ется консультант, а во втором — что он делает. Структурируя терапевтический процесс, консультант предоставляет клиен­ ту инициативу в самораскрытии. Иногда инициативу прихо­ дится ограничивать, если консультант чувствует, что в дан­ ный момент клиент слишком энергичен. Другими словами, консультант активирует и контролирует "потенциал рас­ крытия" клиентов,

Руководствуясь таким пониманием процесса консульти­ рования, С. Wrenn (1965) сформулировал важнейшие роле­ вые функции консультанта:

— построение отношений с клиентом на взаимном дове­ рии;

— выявление альтернатив самопонимания и способов де­ ятельности клиентов;

— непосредственное "вхождение" в жизненные обстоя­ тельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми;

— создание вокруг клиентов здорового психологического климата;

— постоянное совершенствование процесса консультиро­ вания.

Если таким образом в общих чертах представить содержа­ ние роли консультанта, становится очевидным, что очень существенной составляющей процесса консультирования яв­ ляется ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА.

 

2.2. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ КОНСУЛЬТАНТА - МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА

Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты. Известный английский психоанали­ тик венгерского происхождения М. Balint в 1957 г. говорил о полном забвении того, что психотерапия — это не теорети­ ческое знание, а навыки личности. Ему вторит не менее знаменитый представитель гуманистической психологии С. Rogers (1961), подчеркивая, что теория и методы консуль­ танта менее важны, нежели осуществление им своей роли. А. Gombs и сотруд. (1969; цит. по: George, Сristiani, 1990) на основании нескольких исследований установили, что преус­ певающего консультанта отличают от неудачника черты лич­ ности. S. Freud на вопрос о критериях успешности психотера­ певта ответил, что психоаналитику не обязательно медицинс­ кое образование, а необходима наблюдательность и умение проникать в душу клиента. Итак, по существу основная тех­ ника психологического консультирования — это "я-как-инструмент", т.е. основным средством, стимулирующим совер­ шенствование личности клиента, является личность консуль­ танта (А. Аdler: "техника лечения заложена в Вас").

А. Storr (1980) отмечает, что психотерапию и психологи­ ческое консультирование принято считать необычными про­ фессиями, поскольку многих людям трудно представить, как можно целыми днями выслушивать чужие истории о несчастной жизни и трудностях. Поэтому представителей этих профессий считают или ненормальными, или мирски­ ми святыми, преодолевшими человеческую ограниченность. Ни первое, ни второе не является верным. Отсюда вопрос:

"КТО ТАКОЙ КОНСУЛЬТАНТ, А ТОЧНЕЕ, ЧТО ПРЕД­ СТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОНСУЛЬТАНТ-КАК ЧЕЛОВЕК, КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ К НЕМУ КАК К ЛИЧНОСТИ, ЧТО ДЕЛАЕТ ЕГО ПРОФЕССИО­ НАЛЬНЫМ ПОМОЩНИКОМ В ЗАПУТАННЫХ ПРО­ БЛЕМАХ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ?"

Прежде всего следует сказать, что никто не рождается психотерапевтом или консультантом. Требуемые качества не врожденные, а развиваются в течение жизни. Обобщая ска­ занное, подчеркнем, что эффективность консультанта опре­ деляется свойствами личности, профессиональными знания­ ми и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, кото­ рый и является стержнем психологического консультирова­ ния. В итоге от консультативного контакта зависит оконча­ тельный эффект консультирования — изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта. Нисколько не умаляя значения теоретической и практической подготовки, мы все же склонны отдать предпочтение фактору личности консультанта. В свое время М. Ваlint и Е. Ваlint писали:

"Знание можно получить из книг или лекций, навыки при­ обретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без совершенствования личности психотерапевта. Психотерапия становится ремеслом, вымощенным добрыми намерениями, если ее не поднимают на профессиональный уровень соответ­ ствующие качества личности психотерапевта".

Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивало бы успех консультирования?

Хотя исследований в этой области достаточно много, од­ нако однозначного ответа о свойствах личности, способству­ ющих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет. Очень часто при описании преуспевающего консультанта как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: "открытый", "теплый", "внимательный", "ис­ кренний", "гибкий", "терпимый". Предпринимались по­ пытки выделить свойства личности, необходимые консуль­ танту для работы по профотбору. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности (цит. по: George, Сristiani, 1990):

— проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. [М. Вuber (1961) охарактеризовал этот фактор как интерес к людям в силу их бытия, а не потому, что некоторые из них шизофреники или психопаты];

— чувствительность к установкам и поведению других людей;

— эмоциональная стабильность и объективность;

— способность вызывать доверие других людей;

— уважение прав других людей.

В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необ­ ходимых консультанту (цит. по: Оеог§е, СпзНаш, 1990):

— доверие к людям;

— уважение ценностей другой личности;

— проницательность;

— отсутствие предубеждений;

— самопонимание;

— сознание профессионального долга.

L. Wolberg (1954) акцентирует такие особенности: чут­ кость, объективность (неотождествление себя с клиентами), гибкость, эмпатию и отсутствие собственных серьезных проблем. К особо ВРЕДНЫМ для консультанта чертам он относит авторитарность, пассивность и зависимость, замк­ нутость, склонность использовать клиентов для удовлетво­ рения своих потребностей, неумение быть терпимым к раз­ личным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег.

А. Gombs с соавт. в своем исследовании установил, что преуспевающий консультант обычно воспринимает других как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождеств­ ляться с людьми, а не с предметами.

Н. Strupp с соавт. (1969; цит. по: Schneider, 1992), иссле­ довавший черты "хорошего консультанта" с позиции кли­ ентов, указывает на внимательность, умение выслушать, теплоту, сердечность, умудренность в дружеских советах.

По мнению А. Storr (1980), идеальным психотерапевтом или консультантом в состоянии быть симпатичный человек, откровенный и открытый чувствам других; способный отождествляться с самыми разными людьми; теплый, но не сентиментальный, не стремящийся к самоутверждению, од­ нако имеющий свое мнение и способный его защитить; уме­ ющий служить на благо своим клиентам.

Если продолжить обзор многочисленных источников ли­ тературы о свойствах личности, которые необходимы кон­ сультанту, чтобы оказывать помощь, представлять собой ка­ тализатор самопознания, изменения и совершенствования другого человека, мы приблизимся к модели ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА. Подобный перечень личностных особенностей мог бы послужить основой про­ граммы по подготовке консультантов. Речь идет, конечно, о "подвижной" модели, поскольку каждый консультант име­ ет возможность ее дополнить. Рассмотрим факторы, способ­ ные составить остов такой модели.

Аутентичность. J. Bugental (1965) называет аутентичность стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзис­ тенциальной ценностью. Он выделяет три основных призна­ ка аутентичного существования:

— полное осознание настоящего момента;

— выбор способа жизни в данный момент;

— принятие ответственности за свой выбор. Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего это выражение искреннос­ ти по отношению к клиенту. Аутентичный человек жаждет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их дей­ ствительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный чело­ век, если в данный момент чувствует враждебность. Трудно­ сти большинства людей в том и заключаются, что они мно­ го энергии расходуют на проигрывание ролей, на создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на ре­ шение реальных проблем. Если консультант большую часть времени будет прятаться за профессиональной ролью, кли­ ент тоже спрячется от него. Если консультант выполняет роль только технического эксперта, отмежевываясь от своих личных реакций, ценностей, чувств, консультирование бу­ дет стерильным, а его эффективность - сомнительной. Со­ прикоснуться с жизнью клиента мы можем, только остава­ ясь живыми людьми. Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов, служащая примером гиб­ кого поведения.

Открытость собственному опыту. Здесь открытость по­ нимается не в смысле откровенности перед другими людь­ ми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чув­ ства, особенно отрицательные. Ребенку говорят: "Замолчи, большие дети (или мальчики) не плачут!" Взрослым окру­ жающие говорят то же: "Не плачь!" или "Не нервничай!" Давление окружающих заставляет вытеснять печаль, раздра­ жительность, злость. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Толь­ ко в таком случае можно успешно контролировать свое по­ ведение, поскольку вытесненные чувства становятся ирра­ циональными, источником неконтролируемого поведения. Когда мы осознаем свои эмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашего поведения. Консультант способен содействовать по­ зитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоцио­ нальных реакций.

Развитие самопознания. Ограниченное самопознание оз­ начает ограничение свободы, а глубокое самопознание уве­ личивает возможность выбора в жизни. Чем больше кон­ сультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше консультант познает своих клиен­ тов, тем глубже понимает себя. Как говорит Е. Кеnnedy (1977), неумение услышать, что творится внутри нас, уве­ личивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эф­ фективность, кроме того, возрастает вероятность пасть жер­ твой удовлетворения в процессе консультирования своих неосознанных потребностей. Очень важно реалистично отно­ ситься к себе. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.

Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жиз­ нью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консуль­ танту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.

Толерантность к неопределенности. Многие люди неуют­ но чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает структуры, ясности, определенности. Но поскольку одной из предпосылок становления личности является "прощание" человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на "незнакомую территорию", консультанту со­ вершенно необходима уверенность в себе в ситуациях нео­ пределенности. По существу именно такие ситуации и со­ ставляют "ткань" консультирования. Ведь мы никогда не знаем, с каким клиентом и проблемой столкнемся, какие придется принимать решения. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности при­ нимаемых решений и способность рисковать — все эти каче­ ства помогают переносить напряжение, создаваемое неопре­ деленностью при частом взаимодействии с клиентами.

Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои дей­ ствия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Лич­ ная ответственность помогает более конструктивно воспри­ нимать критику. В таких случаях критика не вызывает меха­ низмов психологической защиты, а служит полезной обрат­ ной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.

О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобраз­ ные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Такой характер отношений с клиентами весьма важен, тем не менее следует принять во внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими. Некото­ рым кажется, что выражение положительных чувств обя­ зывает, ограничивает свободу, делает уязвимым. Кого-то страшит неприятие партнером положительных чувств, от­ клонение их, поэтому более безопасной представляется от­ срочка углубления межличностных отношений. Эффектив­ ному консультанту чужды такие страхи, он способен сво­ бодно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами.

Постановка реалистичных целей. Обычно успех побуждает ставить перед собой большие цели, а неудача, наоборот — опустить ниже планку притязаний. Иногда этот механизм самозащиты нарушается, и тогда слишком большая цель бу­ дет заранее обречена на неудачу или стремление к незначи­ тельной цели не доставит никакого удовлетворения. Итак, эффективный консультант должен понимать ограничен­ ность своих возможностей. Прежде всего, важно не забы­ вать, что любой консультант независимо от профессиональ­ ной подготовки не всемогущ. В действительности ни один консультант не способен построить правильные взаимоотно­ шения с каждым клиентом и помочь всем клиентам разре­ шить их проблемы. Такой наивный оптимизм может стать причиной "холодного душа" в повседневном консультиро­ вании и постоянно вызывать чувство вины. Консультант должен отказаться от нереального стремления стать совер­ шенным. В консультировании мы всегда можем выполнять свою работу "хорошо", но не идеально. Тот, кто не в состо­ янии признать ограниченность своих возможностей, живет иллюзиями, что способен полностью познать и понять дру­ гого человека. Такой консультант постоянно винит себя за ошибки вместо извлечения полезных уроков, и в результате его деятельность неэффективна. Если мы допускаем соб­ ственную ограниченность, то избегаем ненужного напряже­ ния и чувства вины. Тогда отношения с клиентами становят­ ся более глубокими и реалистичными. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.

Об эмпатии, которая является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта, более подробно по­ говорим при обсуждении вопроса о взаимоотношениях в процессе консультирования.

Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффек­ тивный консультант — это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профес­ сиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства и попросту слушать, что говорит клиент, — это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. Иногда следует интерпретировать его поведение, а подчас и побуждать кли­ ента толковать смысл своего поведения. Порой в консульти­ ровании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без опреде­ ленной структуры. В консультировании, как и в жизни, сле­ дует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших устано­ вок зрелого консультанта.

К. Scheider (1992) выделяет три важные постулата ква­ лифицированного психологического консультирования и психотерапии:

1. Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

2. Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффектив­ но решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.

3. Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.

Нарисованная нами модель эффективного консультанта с первого взгляда может показаться слишком величествен­ ной и далекой от действительности. При этом <







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.