|
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯРаспределение этих двух сфер психологической помощи — сложная задача, поскольку в немалом числе случаев про фессионалу трудно сказать, занимается он психологическим консультированием или психотерапией. Как в консультиро вании, так и в психотерапии используются те же самые профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта, одинаковы; процеду ры, используемые в консультировании и психотерапии, тоже подобны. Наконец, в первом и втором случаях помощь клиенту основывается на взаимодействии между консуль тантом (психотерапевтом) и клиентом. Из-за трудности раз деления этих двух областей некоторые практики используют понятия "психологическое консультирование" и "психоте рапия" как синонимы, аргументируя свою точку зрения схожестью деятельности психотерапевта и консультанта-психолога. Но поскольку в большинстве стран данные профессии существуют как отдельные, важно найти основания, по ко торым их можно было хотя бы частично разделить. Вгаmer и Shostrom (1982), говоря о соотношении консультирования и психотерапии, прибегают к представлению о двух полюсах континуума. На одном полюсе работа профессионала затрагивает в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых индивидов. Здесь расположена область консультирования. На другом полюсе — большее стремление к глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности. Здесь расположена об ласть психотерапии. Область между полюсами принадлежит деятельности, которую можно называть как консультирова нием, так и психотерапией. Gelso, Fretz (1992), Вloshег (1966) выделяют специфи ческие черты психологического консультирования, отлича ющие его от психотерапии: — консультирование ориентировано на клинически здо ровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невроти ческого характера, а также люди, чувствующие себя хоро шо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего разви тия личности; — консультирование сориентировано на здоровые сторо ны личности независимо от степени нарушения; эта ориен тация основана на вере, что "человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста" (Jordan с соавт.; цит. по: Муегs с соавт., 1968); — консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов; — консультирование обычно ориентируется на краткос рочную помощь (до 15 встреч); — консультирование ориентируется на проблемы, возни кающие во взаимодействии личности и среды; — в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам; — консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.
1.3. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ И ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно пере оценить. Можно сказать, что попытка квалифицированно по мочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориенти ров. Такой "летчик" в консультировании не только не эффекти вен, но иногда и опасен. В психологическом консультировании роль карты выполняет теория личности, открывающая широ кую перспективу понимания проблем клиента и указывающая эффективные методы их разрешения. Теория помогает консуль танту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезорганизованным внутрен ним миром некоторых клиентов. Вramer, Shostrom (1982) под черкивают, что консультант, не усвоивший теоретические ос новы своей профессии, не ознакомившийся с исследованиями, выполненными в данной области, не сможет ничего сделать для клиента, кроме применения частной техники. Каждая теория выполняет четыре основные функции: обобщает накопленную информацию; делает более понятными сложные явления; предсказывает последствия разных об стоятельств; способствует поиску новых фактов (George, Cristiani, 1990). Эти функции вполне подходят к любой теории, лежащей в основе консультативной практики. Теория помогает кон сультанту обобщить опыт работы с самыми разными клиен тами, понять природу большинства их проблем и формы про явления конфликтов, способствует эффективному примене нию конкретных методов. Благодаря теоретической подготов ке консультант может выдвигать гипотезы в своей практичес кой работе и предвидеть результаты консультирования. Каждый консультант на основе практики "конструирует" свою теорию, которая чаще всего опирается на уже извест ные теоретические парадигмы, или ориентации (психоана литическую, поведенческо-когнитивную, экзистенциаль но-гуманистическую). С накоплением опыта постоянно про исходит корректировка, расширение, укрепление теоретической базы. От чего зависит выбор той или иной теорети ческой ориентации? Прежде всего его определяет точка зре ния консультанта на природу человека. От нее зависит ха рактер ответов на принципиальные вопросы: — что есть человек? — какие врожденные тенденции ему свойственны? — свободен ли выбор человека при любых обстоятель ствах или же определяется наследственностью и событиями прошлого? — существуют ли предпосылки изменения человека и как он может изменяться? Ответы на эти вопросы определяют, как консультант по нимает структуру личности, детерминацию поведения, ге незис патологии, перспективу нормального развития. Как видно из табл.2, главные принципы основ ных школ психологического консультирования и психотера пии существенно отличаются (Georgе, Сristiani, 1990). Каждый консультант волен выбрать ту или иную кон цепцию как основу практики в зависимости от особеннос тей своей личности, мировоззрения, теоретико-психологи ческих симпатий. Одновременно подчеркнем неправильность утверждений об истинности постулатов какой-либо един ственной психотерапевтической школы вопреки другим школам. Результаты многочисленных исследований показы вают, что в практике при ориентации на любое направление можно добиться сходной эффективности консультирования. Решающее значение имеет не столько сама теория, сколько зрелость личности консультанта и его профессиональная подготовка, подразумевающая высокую интеграцию теоре тических познаний и практических навыков. В настоящее время в мире распространяется эклектичное консультирование, представляющее собой попытку интегра ции лучших сторон различных школ. Конечно, имеется в виду не набор разных теоретических принципов, воззрений или на копление методов и методик, доказавших практическую эф фективность независимо от контекста возможного применения. Эклектичное консультирование опирается на системную ин теграцию нескольких теоретических подходов в стремлении найти единое начало и проверить, как новая система "работа ет" на практике. Можно сказать, что создание эклектического подхода в консультировании — это итог всей профессиональ ной деятельности. Большинство специалистов, продолжитель ное время работающих в области психологического консульти рования и психотерапии, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектичную, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из них.
Таблица 2. Теоретические принципы современ ных психологических направлений.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|