Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ





Распределение этих двух сфер психологической помощи — сложная задача, поскольку в немалом числе случаев про­ фессионалу трудно сказать, занимается он психологическим консультированием или психотерапией. Как в консультиро­ вании, так и в психотерапии используются те же самые профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта, одинаковы; процеду­ ры, используемые в консультировании и психотерапии, тоже подобны. Наконец, в первом и втором случаях помощь клиенту основывается на взаимодействии между консуль­ тантом (психотерапевтом) и клиентом. Из-за трудности раз­ деления этих двух областей некоторые практики используют понятия "психологическое консультирование" и "психоте­ рапия" как синонимы, аргументируя свою точку зрения схожестью деятельности психотерапевта и консультанта-психолога.

Но поскольку в большинстве стран данные профессии существуют как отдельные, важно найти основания, по ко­ торым их можно было хотя бы частично разделить. Вгаmer и Shostrom (1982), говоря о соотношении консультирования и психотерапии, прибегают к представлению о двух полюсах континуума. На одном полюсе работа профессионала затрагивает в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых индивидов. Здесь расположена область консультирования. На другом полюсе — большее стремление к глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности. Здесь расположена об­ ласть психотерапии. Область между полюсами принадлежит деятельности, которую можно называть как консультирова­ нием, так и психотерапией.

Gelso, Fretz (1992), Вloshег (1966) выделяют специфи­ ческие черты психологического консультирования, отлича­ ющие его от психотерапии:

— консультирование ориентировано на клинически здо­ ровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невроти­ ческого характера, а также люди, чувствующие себя хоро­ шо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего разви­ тия личности;

— консультирование сориентировано на здоровые сторо­ ны личности независимо от степени нарушения; эта ориен­ тация основана на вере, что "человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста" (Jordan с соавт.; цит. по: Муегs с соавт., 1968);

— консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;

— консультирование обычно ориентируется на краткос­ рочную помощь (до 15 встреч);

— консультирование ориентируется на проблемы, возни­ кающие во взаимодействии личности и среды;

— в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;

— консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

 

1.3. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ И ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно пере­ оценить. Можно сказать, что попытка квалифицированно по­ мочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориенти­ ров. Такой "летчик" в консультировании не только не эффекти­ вен, но иногда и опасен. В психологическом консультировании роль карты выполняет теория личности, открывающая широ­ кую перспективу понимания проблем клиента и указывающая эффективные методы их разрешения. Теория помогает консуль­ танту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезорганизованным внутрен­ ним миром некоторых клиентов. Вramer, Shostrom (1982) под­ черкивают, что консультант, не усвоивший теоретические ос­ новы своей профессии, не ознакомившийся с исследованиями, выполненными в данной области, не сможет ничего сделать для клиента, кроме применения частной техники.

Каждая теория выполняет четыре основные функции: обобщает накопленную информацию; делает более понятными сложные явления; предсказывает последствия разных об­ стоятельств; способствует поиску новых фактов (George, Cristiani, 1990).

Эти функции вполне подходят к любой теории, лежащей в основе консультативной практики. Теория помогает кон­ сультанту обобщить опыт работы с самыми разными клиен­ тами, понять природу большинства их проблем и формы про­ явления конфликтов, способствует эффективному примене­ нию конкретных методов. Благодаря теоретической подготов­ ке консультант может выдвигать гипотезы в своей практичес­ кой работе и предвидеть результаты консультирования.

Каждый консультант на основе практики "конструирует" свою теорию, которая чаще всего опирается на уже извест­ ные теоретические парадигмы, или ориентации (психоана­ литическую, поведенческо-когнитивную, экзистенциаль­ но-гуманистическую). С накоплением опыта постоянно про­ исходит корректировка, расширение, укрепление теоретической базы. От чего зависит выбор той или иной теорети­ ческой ориентации? Прежде всего его определяет точка зре­ ния консультанта на природу человека. От нее зависит ха­ рактер ответов на принципиальные вопросы:

— что есть человек?

— какие врожденные тенденции ему свойственны?

— свободен ли выбор человека при любых обстоятель­ ствах или же определяется наследственностью и событиями прошлого?

— существуют ли предпосылки изменения человека и как он может изменяться?

Ответы на эти вопросы определяют, как консультант по­ нимает структуру личности, детерминацию поведения, ге­ незис патологии, перспективу нормального развития.

Как видно из табл.2, главные принципы основ­ ных школ психологического консультирования и психотера­ пии существенно отличаются (Georgе, Сristiani, 1990).

Каждый консультант волен выбрать ту или иную кон­ цепцию как основу практики в зависимости от особеннос­ тей своей личности, мировоззрения, теоретико-психологи­ ческих симпатий. Одновременно подчеркнем неправильность утверждений об истинности постулатов какой-либо един­ ственной психотерапевтической школы вопреки другим школам. Результаты многочисленных исследований показы­ вают, что в практике при ориентации на любое направление можно добиться сходной эффективности консультирования. Решающее значение имеет не столько сама теория, сколько зрелость личности консультанта и его профессиональная подготовка, подразумевающая высокую интеграцию теоре­ тических познаний и практических навыков.

В настоящее время в мире распространяется эклектичное консультирование, представляющее собой попытку интегра­ ции лучших сторон различных школ. Конечно, имеется в виду не набор разных теоретических принципов, воззрений или на­ копление методов и методик, доказавших практическую эф­ фективность независимо от контекста возможного применения. Эклектичное консультирование опирается на системную ин­ теграцию нескольких теоретических подходов в стремлении найти единое начало и проверить, как новая система "работа­ ет" на практике. Можно сказать, что создание эклектического подхода в консультировании — это итог всей профессиональ­ ной деятельности. Большинство специалистов, продолжитель­ ное время работающих в области психологического консульти­ рования и психотерапии, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектичную, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из них.

 

Таблица 2. Теоретические принципы современ­ ных психологических направлений.

 

Направление Основные теоретические принципы
Психоаналитическое направление Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго и суперэго. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями. Патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции.
Адлерианское направление Акцентируется позитивная природа человека. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, человек творит свою судьбу. Поведение человека мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. Жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни. Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели
Терапия поведения Человек – продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения
Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis) Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонностью к паралогичности. Он может стано­ виться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возни­ кают из-за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция прини­ маемых решений  
Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers) Акцентируется позитивная природа человека — свойственное ему врож­ денное стремление к самореализа­ ции. Проблемы возникают при вы­ теснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опы­ та. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я реальному Я, достигаемое реали­ зацией потенциала собственной личности, и стремление к самопо­ знанию, уверенности в себе, спон­ танности  
Экзистенциальная терапия Основное внимание уделяется спо­ собности человека познавать свой внутренний мир, свободно выби­ рать свою судьбу, ответственности и экзистенциальной тревоге как ос­ новному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бес­ смысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временно­ сти жизни и проблеме смерти. Нормальное развитие личности ос­ новывается на уникальности каж­ дого индивида.






ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.