Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Искренность консультативного контакта (конгруэнтность)





Искренность — один из важнейших элементов создания терапевтического климата. Искренности нельзя научиться, однако консультант должен уметь вести себя с клиентами так, чтобы они восприняли вхождение в свой внутренний мир как поддержку, а не как угрозу. По мнению С. Rogers (1957), конгруэнтность означает, что "в межличностных от­ ношениях консультант непринужденно и самобытно выра­ жает свои переживания... Конгруэнтность представляет со­ бой осознанную или неосознаваемую противоположность демонстрации фасада... Известно, что проявление самости не считается в психотерапии идеальным стилем. Терапевту вов­ се и не следует демонстрировать интегрированность высшей степени на каждом шагу. Достаточно оставаться самим собой во время психотерапевтического контакта".

Итак, искренность консультанта — это его способность оставаться самим собой и отсутствие потребности демонст­ рировать профессиональный фасад. Искренний консультант не прячется за маской и не старается исполнить роль. Он естественен в контакте, потому что чуток к своим реакциям и чувствам, добросовестен и правдив в передаче их клиентам. Искренность предполагает соответствие высказываний чув­ ствам и невербальному поведению, спонтанность. Конгруэн­ тное взаимодействие позволяет клиенту тоже не скрываться за фасадом в общении с консультантом. Открытый своим чувствам, мыслям, установкам и одновременно не испыты­ вающий тревоги консультант способствует комфортному со­ стоянию клиента.

Следует отметить, что изложенная точка зрения на про­ явление искренности консультантом в ситуации консульти­ рования не единственная. Хотя никто не утверждает, что консультант должен быть неискренен или может обманывать клиента, однако насколько ему следует делиться с клиентом собственными чувствами, соображениями о консультирова­ нии — мнения не совпадают. В общем консультанты аналити­ ческой ориентации значительно меньше делятся с клиента­ ми своими чувствами, нежели это делают консультанты эк­ зистенциально-гуманистической ориентации. Тем не менее все согласны, что откровенность консультанта в отношениях с клиентом имеет предел — консультант не обсуждает и не решает собственных проблем с клиентом.

Эмпатия в консультировании

Позитивное значение эмпатического понимания для ре­ зультатов консультирования лучше всего подтверждено эм­ пирически. Этого значения не оспаривают представители всех ориентации.

Эмпатия является sine qua non (непременным условием) консультирования и психотерапии. Она включает идентифи­ кацию с другим лицом, при которой становится возмож­ ным взаимопонимание разных людей. Это довольно таин­ ственный процесс. А. Аdler (цит. по: Мау, 1967) пишет:

"Эмпатия появляется, когда один человек разговаривает с другим. Невозможно понять другого индивида, если не идентифицировать себя с ним... Если мы пытаемся обнару­ жить, откуда возникает способность действовать и чувство­ вать наподобие другого человека, то открываем существова­ ние врожденного социального чувства. Оно носит космичес­ кий характер и представляет собой непременную характери­ стику бытия человека".

По мнению С. Jung (цит. по: Мау, 1967), здесь происхо­ дит процесс слияния, в котором изменяются как консуль­ тант, так и клиент:

"Встреча двух личностей подобна соединению химичес­ ких субстанций; если возникает реакция, они обе изменя­ ются. Считается, что доктор оказывает влияние на пациента в каждом случае эффективного лечения психики, но это влияние возможно, если и на него влияет пациент".

Таким образом, проявление эмпатии в общении означа­ ет, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразу­ мевается способность "вжиться" в субъективный мир клиен­ та и понять смысл разных событий в этом мире. Такое "вхождение" должно быть безоценочным, не разделяющим содержание иного мира на правильную и неправильную, хорошую и плохую части. Безоценочная установка консуль­ танта позволяет клиентам в большей мере принимать себя. Когда консультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства — злобу, страх, враждебность, тре­ вогу, радость, — клиент имеет возможность лучше услы­ шать и понять себя.

Эмпатия также помогает консультанту разобраться в при­ чинах недостаточной откровенности клиента: о чем-то клиент не говорит, поскольку этому препятствует бессознательное сопротивление, что-то просто скрывает и о чем-то не расска­ зывает из-за опасений не быть услышанным (Сох, 1988).

Войдя в мир другого человека, консультанту важно оста­ ваться автономным от клиента, т.е. сохранить самость. Здесь существует некоторая опасность, которую выразил С. Rogers (1961):

"Если я действительно открыт тому, как понимает жизнь другой человек, и принимаю его мир в свой, то рискую начать смотреть на жизнь его глазами и вследствие утраты самости сопротивляться изменению вместе с ним. Другая крайность состоит в полном сохранении собственного взгля­ да на мир, скрупулезном анализе и излишней оценке, и тогда понимание другого человека становится недоступно".

Поэтому сопереживание консультанта клиенту никогда не должно быть тотальным, а только частичным и времен­ ным.

Эмпатия означает способность консультанта не только со­ переживать, но и понимать клиента. В этом смысле она пред­ ставляет собой аффективный и когнитивный навык — аф­ фективный, поскольку позволяет консультанту идентифици­ ровать чувства клиента, а когнитивный — поскольку обязы­ вает консультанта устанавливать события, вызывающие соот­ ветствующие чувства (George, Cristiani, 1990). Таков взгляд большинства представителей психологического консультиро­ вания на эмпатию как на многоступенчатый процесс. По мне­ нию Gladstein (1983), во-первых, эмпатическое познание осуществляется прежде всего эмоционально, через сопережи­ вание клиенту. Сопереживание не бывает полным. Скорее это процесс, в котором консультант частично испытывает чувства клиента, одновременно сохраняя необходимую отстранен­ ность. Во-вторых, эмпатия является когнитивным процессом, в котором консультант внимательно анализирует то, с чем столкнулся в субъективном мире клиента, и передает смысл содержания клиенту. В-третьих, как отмечает С. Rogers (1975), важна передача эмпатии клиенту.

Эмпатическое понимание можно показать клиенту самы­ ми разными способами — молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией, рассказывая ка­ кую-нибудь историю, точной метафорой и т.п.

В последние годы (обзор Наckley (1978); цит. по:Gelso, Fretz, 1992) наблюдается тенденция сводить субъективный опыт эмпатии, который консультант может выражать раз­ личными способами, к умелому общению. Делается попытка сузить то, что Rogers понимал как "способ существования", до навыка, поддающегося тренировке. Эта тенденция прояв­ ляется также в приравнивании эмпатии к одной из техник психологического консультирования — отражению чувств (консультант перефразирует и отражает чувства клиента, чтобы помочь ему в их выражении). Хотя отражение облегча­ ет передачу эмпатического понимания, но сложный и мно­ гоступенчатый процесс эмпатии отнюдь не исчерпывается частной техникой.

Поскольку эмпатия не является простым навыком, неяс­ ным остается вопрос обучения. Уникальная способность консультанта к эмпатии состоит в своеобразном видении клиента — умении вникнуть в его невербальное поведение и чувства, сказанное об этих чувствах и на основании интуи­ ции понять, что клиент говорит откровенно и о чем умалчи­ вает и т.д.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.