|
Старайтесь не давать советы и избегайте поспешных решенийРаздача советов имеет социальные корни — большинство людей любят, когда к ним обращаются за советами и охотно дают их. Это щекочет самолюбие советчика. Психологическое консультирование не представляет исключения. Консультан ту очень легко попасть в западню раздачи советов, потому что чаще всего страдающий клиент обращается к нему, бук вально требуя советов. Клиента не удовлетворяет обсуждение возможных альтернатив решения проблем — он хочет, что бы мудрый консультант сам разрешил его проблемы. Не следует забывать слова С. Jung: "Хороший совет — это сомнительное лекарство, но не особенно опасное из-за ма лой эффективности". Личность нельзя изменить советами. Дать хороший совет — одна из самых трудных задач. Еще труднее получившему совет человеку реализовать его, по скольку жизненный опыт советующего довольно сильно от личается. Выдающийся психотерапевт М. Вalint указывает: "Никогда не давайте советы пациенту, пока не поймете, в чем заключается реальная проблема". Часто при выяснении подлинной проблемы клиент способен самостоятельно раз решить ее. Совет всегда бывает поверхностным, похожим на одностороннее движение, в то время как консультирование - обоюдное дело равноправных личностей. Наконец, иногда обращение за советом представляет собой известную мани-пулятивную игру "да, но...", и если консультант зависает на этом крючке, клиент его просто эксплуатирует, найдя удоб ную мишень. Советы бывают не только неэффективными, но и вред ными. Поэтому важно знать основные причины, по которым консультант должен воздерживаться от прямых советов кли ентам. Раздача советов нарушает автономию личности — даже из этических соображений мы не вправе решать за других. По добная тактика ставит консультанта в положение человека, который берет на себя ответственность за выбор вариантов жизни другого человека. Например, клиент спрашивает кон сультанта: "Разводиться ли мне с женой?" Если консультант посоветует развестись и клиент послушает его совета, а впоследствии сочтет развод ошибкой, то может обвинить консультанта во вмешательстве в чужую жизнь. Если клиент последует совету не разводиться, опять же вся вина за не сложившуюся жизнь ляжет на консультанта. Стало быть, со ветчик в любом случае становится ответственным. Но задача консультанта — помочь клиенту найти собственные решения и осознать свободу действий. Раздача советов также увеличивает зависимость клиента от консультанта и тем самым отдаляет от окончательных целей консультирования. С проблемами, которые поднимают клиенты в кон сультировании, сталкиваемся мы все, и консультант не может быть единственным экспертом. Наконец, большин ство этих проблем не имеет определенных ответов. Идет ли речь о женитьбе, выборе работы или отношении к преста релым родителям — на такие вопросы не существует одно значных ответов. Некоторые из решений связаны с нрав ственностью. В подобной ситуации консультант может только помочь клиенту принять самостоятельное реше ние, опираясь на действительные намерения и подлинные чувства. Давая советы в консультировании, не следует забывать и то обстоятельство, что клиент прежде мог получить много противоречивых советов, и еще один совет лишь увеличит неразбериху в его голове. Кроме того, люди часто просят совета, уже приняв решение. В этом случае любой противоре чащий совет воспринимается как неправильный и вызывает сомнения в компетентности консультанта. Когда клиент настойчиво спрашивает, как ему вести себя, правомерны встречные вопросы: "Что Вы сами об этом думаете?", "Какие видите возможности для разреше ния проблемы?", "Если я сейчас предложу ответ, что Вы будете делать со своими проблемами в будущем?", "Вы хо тите, чтобы я принял на себя ответственность за Вас?". Ког да консультант поощряет ответственное поведение клиента и помогает ему, клиент склонен самостоятельно решать свои проблемы. Собственные решения значительно проще реали зовать на практике. Известно, что не бывает правил без исключений. Кон сультант обязан давать прямые советы, когда клиент не спо собен сделать выбор и представляет повышенную опасность для себя и окружающих. В случае сильного беспокойства и дезорганизации поведения конкретные советы помогают взять ситуацию под контроль. Наконец, клиенты нередко просят советов в вопросах, которые не являются проблема ми личности. Предоставление помощи в таких проблемах за висит от дополнительных познаний, но это нельзя назвать консультированием. С предоставлением советов связана еще одна возможная ошибка начинающего консультанта — поспешное предло жение решений клиенту. Консультанту следует иметь в виду, что проблема, которую представил клиент в начале беседы, может быть не самой важной и вообще не той, из-за которой он обратился. Рассуждения о псевдопроблемах только заслоняют подлинные проблемы. Пагубно само предложение решений клиенту. Консультант проявит пре тенциозность, если будет думать, что знает решение любых проблем, с которыми сталкиваются клиенты. Предложение клиенту непосредственных решений нередко означает све дение сложностей его жизни к элементарным проблемам. С. Rogers утверждает, что, если консультант уже взялся за внимательное выслушивание клиента, он должен уважать и сложности его жизни. Попытки решать проблемы вместо клиента свидетельствуют о неверии в него как человека, способного самостоятельно ответить на вопросы, постав ленные жизнью.
Не морализируйте и не поучайте Когда консультант морализирует, он оценивает поведе ние клиента, его воззрения и дает указания, что клиент обязан делать и какие чувства испытывать. Такая очевидная попытка изменить клиента, заставляя его принять ценности консультанта, вызывает у клиента чувство вины и не имеет ничего общего с целями психологического консультирова ния. Заявления типа: "Вы не имеете права ненавидеть свою мать", "Вы не должны так вести себя со своими детьми", "Аборт — это человекоубийство" — могут быть частью сис темы ценностей некоего человека, однако из уст консуль танта они звучат как идеологические лозунги и демонстри руют не попытку понимания, а явное осуждение. Завершение консультирования Прекращение консультативного контакта чаще всего происходит естественно, когда клиент начинает ясно осоз навать свои проблемы и свободу выбора решений или когда проблемы исчерпываются в ходе консультирования. Вопрос о прекращении консультативных встреч клиент и консуль тант решают вместе. Последняя встреча должна быть посвя щена подведению итогов и установлению важнейших ре зультатов терапии. Лучше, чтобы первым это сделал сам клиент. Только он способен сформулировать действитель ные результаты. Консультант должен помочь клиенту точ нее и конкретнее обозначить изменения, которые про изошли за период консультирования. Именно конкретность свидетельствует об осознанном принятии клиентом проис шедших перемен. Однако мнения клиента и консультанта о сроке оконча ния консультирования иногда не совпадают. Здесь возмож ны два варианта. В первом варианте консультанту кажется, что пора прекратить консультирование, но клиент чувству ет себя не готовым к этому и хочет продолжать встречи с консультантом. Единственным способом продлить терапию становится тогда сохранение симптомов или проблем и даже возникновение новых затруднений. Поэтому консуль танту важно разобраться в причинах и степени желания клиента продолжать консультирование. Как правило, все объясняется зависимостью клиента от консультанта и стремлением клиента к окончательному разрешению про блем. Нередко играют роль и реакции переноса. Не выяснив до конца мотивы настойчивости клиента, нельзя прерывать консультирование. Во втором варианте к окончанию консультирования стремится клиент, хотя, по мнению консультанта, необхо димые результаты еще не достигнуты. Консультант опять же должен разобраться в действительных причинах побуждений клиента и разъяснить ему возможные последствия несвоев ременного окончания консультирования. Нередко причина желания клиента поскорее прекратить консультирование со стоит в неудовлетворенности консультативным контактом. Другая причина заключается в расхождении поставленных клиентом и консультантом целей: клиент добивается крат косрочных, ближайших целей (решения конкретной пробле мы, ослабления симптома и т.п.), а консультант — долго срочных, перспективных целей. Разумеется, приоритет отда ется целям клиента. Во всяком случае консультант не может заставить клиента продолжать консультирование против его воли. Порой возникает вопрос о необходимости встреч с кли ентом по окончании консультирования. Нужно оставить воз можность клиенту обращаться к консультанту в случае на добности, при возникновении новых проблем, но с другой стороны, не стоит поощрять такие обращения. Если консуль тирование было эффективным, у клиента не должно воз никнуть потребности в новых встречах. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|