|
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯНи одна из теоретических ориентации или школ психологи ческого консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента. Поэтому рассмотрим са мую общую модель структуры консультативного процесса, назы ваемую эклектической (В. Е. Gilland и сотрудники; 1989). Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.
1. Исследование проблем. На этой стадии консультант уста навливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, гово рящего о своих трудностях, и проявить максимальную ис кренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и мани пулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рас смотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение. 2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консуль тант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; про блемы определяются конкретными понятиями. Точное опре деление проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуть ся к стадии исследования. 3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы ре шения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консуль тант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навя зывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче срав нивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно. 4. Планирование. На этой стадии осуществляется крити ческая оценка выбранных альтернатив решения. Консуль тант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения пре дыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Со ставление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разре шимы. Некоторые проблемы требуют слишком много вре мени; другие могут быть решены лишь частично посред ством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.). 5. Деятельность. На этой стадии происходит последова тельная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоя тельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пони манием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения пробле мы, связывая все действия с конечной целью. 6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (сте пень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые ре зультаты. В случае надобности возможно уточнение плана ре шения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям. Эта модель, отражающая консультативный процесс, по могает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практи ческой работе одни стадии смыкаются с другими, и их вза имозависимость сложнее, чем в представленной схеме. Здесь следует еще раз подчеркнуть то, о чем упоминалось выше, — в процессе консультирования важны не столько схемы (хотя общее представление и понимание хода кон сультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта. Ее составляют мно гие элементы, речь о которых пойдет ниже. Перечислим об щие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным: 1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций кон сультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, раз виваются, существуют в контексте уникальных человечес ких жизней, то и сами проблемы в действительности явля ются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаи модействие уникально и неповторимо. 2. В процессе консультирования клиент и консультант по стоянно изменяются сообразно их отношениям; в психоло гическом консультировании нет статичных ситуаций. 3. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Виде ние собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта. 4. В процессе консультирования чувство безопасности кли ента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента. 5. Стремясь помочь клиенту, консультант обязан "подклю чить" все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности. 6. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каж дой отдельно взятой консультативной встречи — решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, по тому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом. 7. Компетентный консультант знает уровень своей про фессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов. 8. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода. 9. Некоторые проблемы — это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы (например, проблема экзистенциальной вины). В таких случаях консультант дол жен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и сми риться с ней. 10. Эффективное консультирование — это процесс, кото рый выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента. К вопросу структуры процесса мы еще вернемся при конкретном обсуждении хода консультирования.
КОНСУЛЬТАНТ
2.1. РОЛЬ И МЕСТО КОНСУЛЬТАНТА В КОНСУЛЬ ТИРОВАНИИ В практике психологического консультирования и пси хотерапии ежедневно приходится сталкиваться с важней шими аспектами жизни человека. Консультант всегда со вместно с клиентом обсуждает незначительные и суще ственные проблемы своего подопечного и стремится по мочь клиенту: — разобраться в мотивировке повседневных выборов и наступающих последствий; — разрешить множество эмоциональных проблем и запу танные межличностные отношения; — преодолеть чувство внутреннего хаоса — сделать непо нятное и изменчивое позитивным и целесообразным. Поэтому консультант должен осознавать, кто он, кем может стать и каким его надеется видеть клиент. Иначе гово ря, возникает вопрос определения роли консультанта. Пред ставляет ли собой консультант друга клиента, профессио нального советчика, учителя, эксперта, спутника клиента в блужданиях по закоулкам жизни или гуру — излучателя аб солютной истины? Многих, особенно начинающих консуль тантов, приводит в замешательство отсутствие универсаль ного ответа на вопрос о роли консультанта в процессе оказа ния психологической помощи. Эта роль обычно зависит от принадлежности консультанта к определенной теоретичес кой ориентации, его квалификации, личностных черт, на конец, от ожиданий клиента. Эффективность деятельности специалиста во многом обусловлена тем, насколько ясно он представляет свое место в консультировании. Когда нет такой ясности, консультант в своей работе будет руководствоваться не определенными теоретическими принципами, а лишь ожиданиями и потреб ностями клиента, другими словами, будет делать лишь то, на что надеется и чего хочет клиент. Клиенты же чаще всего ожидают, что консультант возьмет на себя ответственность за успех их дальнейшей жизни и разрешит насущные про блемы — где учиться, как уладить конфликты на работе, разводиться ли с супругом и т.д. Самолюбию начинающего консультанта может льстить, что люди, ищущие ответы на сложные вопросы своей жизни, обращаются именно к нему, и существует опасность, что консультант возомнит себя знающим отве ты на все вопросы клиента или еще хуже — будет навязы вать клиенту свои решения. В этой ситуации неправильное понимание консультантом своей роли только увеличит за висимость клиента от него и помешает помочь клиенту в самостоятельном принятии решений. Никакой консуль тант не может указывать другому человеку, как ему жить. В практике психологического консультирования и психо терапии следует чаще вспоминать слова знаменитого пси хотерапевта J. Bugental (1987) о тайне и знании: "Тайна охватывает знание, в ней скрыта информация. Тайна бес конечна, знание имеет предел: когда возрастает знание, еще больше становится тайна... Психотерапевтов подстере гает соблазн вступить в сговор с клиентами и отвергнуть тайну. В этой отвратительной сделке подразумевается, но редко раскрывается иллюзия, что существуют ответы на все жизненные проблемы, что можно раскрыть значение каждого сна или символа и что идеальной целью здоровой психической жизни является рациональный контроль. Психотерапевты обязаны много знать, но одновременно испытывать преклонение и покорность перед тайной. Бу дем откровенны — мы никогда не обладаем и не способны обладать полнотой знаний. Притворяться, что мы знаем нужды клиента и можем подсказать ему правильный вы бор, — значит предать клиента. В любой терапии следует помочь клиенту принять тайну в себе и нашу всеобщую тайну..." Самый общий ответ о роли консультанта кроется в пони мании сущности процесса консультирования. Основная зада ча консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию. Консультант также должен помочь клиенту понять, каким он хочет стать. Кли ентам во время консультирования следует искренне оцени вать свое поведение, стиль жизни и решить, каким образом и в каком направлении они хотели бы изменить качество своей жизни. М. Сох (1988) называет это "структурированием процесса терапии", который может быть первичным и вторичным. Под первичным структурированием имеется в виду личное присутствие консультанта (психотерапевта) в терапевтичес ком пространстве и значение этого присутствия для клиента. Вторичное структурирование — это деятельность консуль танта, обеспечивающая максимальный уровень раскрытия клиентов. В первом случае мы отвечаем на вопрос, кем явля ется консультант, а во втором — что он делает. Структурируя терапевтический процесс, консультант предоставляет клиен ту инициативу в самораскрытии. Иногда инициативу прихо дится ограничивать, если консультант чувствует, что в дан ный момент клиент слишком энергичен. Другими словами, консультант активирует и контролирует "потенциал рас крытия" клиентов, Руководствуясь таким пониманием процесса консульти рования, С. Wrenn (1965) сформулировал важнейшие роле вые функции консультанта: — построение отношений с клиентом на взаимном дове рии; — выявление альтернатив самопонимания и способов де ятельности клиентов; — непосредственное "вхождение" в жизненные обстоя тельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми; — создание вокруг клиентов здорового психологического климата; — постоянное совершенствование процесса консультиро вания. Если таким образом в общих чертах представить содержа ние роли консультанта, становится очевидным, что очень существенной составляющей процесса консультирования яв ляется ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА.
2.2. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ КОНСУЛЬТАНТА - МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты. Известный английский психоанали тик венгерского происхождения М. Balint в 1957 г. говорил о полном забвении того, что психотерапия — это не теорети ческое знание, а навыки личности. Ему вторит не менее знаменитый представитель гуманистической психологии С. Rogers (1961), подчеркивая, что теория и методы консуль танта менее важны, нежели осуществление им своей роли. А. Gombs и сотруд. (1969; цит. по: George, Сristiani, 1990) на основании нескольких исследований установили, что преус певающего консультанта отличают от неудачника черты лич ности. S. Freud на вопрос о критериях успешности психотера певта ответил, что психоаналитику не обязательно медицинс кое образование, а необходима наблюдательность и умение проникать в душу клиента. Итак, по существу основная тех ника психологического консультирования — это "я-как-инструмент", т.е. основным средством, стимулирующим совер шенствование личности клиента, является личность консуль танта (А. Аdler: "техника лечения заложена в Вас"). А. Storr (1980) отмечает, что психотерапию и психологи ческое консультирование принято считать необычными про фессиями, поскольку многих людям трудно представить, как можно целыми днями выслушивать чужие истории о несчастной жизни и трудностях. Поэтому представителей этих профессий считают или ненормальными, или мирски ми святыми, преодолевшими человеческую ограниченность. Ни первое, ни второе не является верным. Отсюда вопрос: "КТО ТАКОЙ КОНСУЛЬТАНТ, А ТОЧНЕЕ, ЧТО ПРЕД СТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОНСУЛЬТАНТ-КАК ЧЕЛОВЕК, КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ К НЕМУ КАК К ЛИЧНОСТИ, ЧТО ДЕЛАЕТ ЕГО ПРОФЕССИО НАЛЬНЫМ ПОМОЩНИКОМ В ЗАПУТАННЫХ ПРО БЛЕМАХ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ?" Прежде всего следует сказать, что никто не рождается психотерапевтом или консультантом. Требуемые качества не врожденные, а развиваются в течение жизни. Обобщая ска занное, подчеркнем, что эффективность консультанта опре деляется свойствами личности, профессиональными знания ми и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, кото рый и является стержнем психологического консультирова ния. В итоге от консультативного контакта зависит оконча тельный эффект консультирования — изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта. Нисколько не умаляя значения теоретической и практической подготовки, мы все же склонны отдать предпочтение фактору личности консультанта. В свое время М. Ваlint и Е. Ваlint писали: "Знание можно получить из книг или лекций, навыки при обретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без совершенствования личности психотерапевта. Психотерапия становится ремеслом, вымощенным добрыми намерениями, если ее не поднимают на профессиональный уровень соответ ствующие качества личности психотерапевта". Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивало бы успех консультирования? Хотя исследований в этой области достаточно много, од нако однозначного ответа о свойствах личности, способству ющих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет. Очень часто при описании преуспевающего консультанта как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: "открытый", "теплый", "внимательный", "ис кренний", "гибкий", "терпимый". Предпринимались по пытки выделить свойства личности, необходимые консуль танту для работы по профотбору. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности (цит. по: George, Сristiani, 1990): — проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. [М. Вuber (1961) охарактеризовал этот фактор как интерес к людям в силу их бытия, а не потому, что некоторые из них шизофреники или психопаты]; — чувствительность к установкам и поведению других людей; — эмоциональная стабильность и объективность; — способность вызывать доверие других людей; — уважение прав других людей. В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необ ходимых консультанту (цит. по: Оеог§е, СпзНаш, 1990): — доверие к людям; — уважение ценностей другой личности; — проницательность; — отсутствие предубеждений; — самопонимание; — сознание профессионального долга. L. Wolberg (1954) акцентирует такие особенности: чут кость, объективность (неотождествление себя с клиентами), гибкость, эмпатию и отсутствие собственных серьезных проблем. К особо ВРЕДНЫМ для консультанта чертам он относит авторитарность, пассивность и зависимость, замк нутость, склонность использовать клиентов для удовлетво рения своих потребностей, неумение быть терпимым к раз личным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег. А. Gombs с соавт. в своем исследовании установил, что преуспевающий консультант обычно воспринимает других как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождеств ляться с людьми, а не с предметами. Н. Strupp с соавт. (1969; цит. по: Schneider, 1992), иссле довавший черты "хорошего консультанта" с позиции кли ентов, указывает на внимательность, умение выслушать, теплоту, сердечность, умудренность в дружеских советах. По мнению А. Storr (1980), идеальным психотерапевтом или консультантом в состоянии быть симпатичный человек, откровенный и открытый чувствам других; способный отождествляться с самыми разными людьми; теплый, но не сентиментальный, не стремящийся к самоутверждению, од нако имеющий свое мнение и способный его защитить; уме ющий служить на благо своим клиентам. Если продолжить обзор многочисленных источников ли тературы о свойствах личности, которые необходимы кон сультанту, чтобы оказывать помощь, представлять собой ка тализатор самопознания, изменения и совершенствования другого человека, мы приблизимся к модели ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА. Подобный перечень личностных особенностей мог бы послужить основой про граммы по подготовке консультантов. Речь идет, конечно, о "подвижной" модели, поскольку каждый консультант име ет возможность ее дополнить. Рассмотрим факторы, способ ные составить остов такой модели. Аутентичность. J. Bugental (1965) называет аутентичность стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзис тенциальной ценностью. Он выделяет три основных призна ка аутентичного существования: — полное осознание настоящего момента; — выбор способа жизни в данный момент; — принятие ответственности за свой выбор. Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего это выражение искреннос ти по отношению к клиенту. Аутентичный человек жаждет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их дей ствительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный чело век, если в данный момент чувствует враждебность. Трудно сти большинства людей в том и заключаются, что они мно го энергии расходуют на проигрывание ролей, на создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на ре шение реальных проблем. Если консультант большую часть времени будет прятаться за профессиональной ролью, кли ент тоже спрячется от него. Если консультант выполняет роль только технического эксперта, отмежевываясь от своих личных реакций, ценностей, чувств, консультирование бу дет стерильным, а его эффективность - сомнительной. Со прикоснуться с жизнью клиента мы можем, только остава ясь живыми людьми. Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов, служащая примером гиб кого поведения. Открытость собственному опыту. Здесь открытость по нимается не в смысле откровенности перед другими людь ми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чув ства, особенно отрицательные. Ребенку говорят: "Замолчи, большие дети (или мальчики) не плачут!" Взрослым окру жающие говорят то же: "Не плачь!" или "Не нервничай!" Давление окружающих заставляет вытеснять печаль, раздра жительность, злость. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Толь ко в таком случае можно успешно контролировать свое по ведение, поскольку вытесненные чувства становятся ирра циональными, источником неконтролируемого поведения. Когда мы осознаем свои эмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашего поведения. Консультант способен содействовать по зитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоцио нальных реакций. Развитие самопознания. Ограниченное самопознание оз начает ограничение свободы, а глубокое самопознание уве личивает возможность выбора в жизни. Чем больше кон сультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше консультант познает своих клиен тов, тем глубже понимает себя. Как говорит Е. Кеnnedy (1977), неумение услышать, что творится внутри нас, уве личивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эф фективность, кроме того, возрастает вероятность пасть жер твой удовлетворения в процессе консультирования своих неосознанных потребностей. Очень важно реалистично отно ситься к себе. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни. Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жиз нью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консуль танту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях. Толерантность к неопределенности. Многие люди неуют но чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает структуры, ясности, определенности. Но поскольку одной из предпосылок становления личности является "прощание" человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на "незнакомую территорию", консультанту со вершенно необходима уверенность в себе в ситуациях нео пределенности. По существу именно такие ситуации и со ставляют "ткань" консультирования. Ведь мы никогда не знаем, с каким клиентом и проблемой столкнемся, какие придется принимать решения. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности при нимаемых решений и способность рисковать — все эти каче ства помогают переносить напряжение, создаваемое неопре деленностью при частом взаимодействии с клиентами. Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои дей ствия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Лич ная ответственность помогает более конструктивно воспри нимать критику. В таких случаях критика не вызывает меха низмов психологической защиты, а служит полезной обрат ной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни. О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобраз ные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Такой характер отношений с клиентами весьма важен, тем не менее следует принять во внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими. Некото рым кажется, что выражение положительных чувств обя зывает, ограничивает свободу, делает уязвимым. Кого-то страшит неприятие партнером положительных чувств, от клонение их, поэтому более безопасной представляется от срочка углубления межличностных отношений. Эффектив ному консультанту чужды такие страхи, он способен сво бодно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами. Постановка реалистичных целей. Обычно успех побуждает ставить перед собой большие цели, а неудача, наоборот — опустить ниже планку притязаний. Иногда этот механизм самозащиты нарушается, и тогда слишком большая цель бу дет заранее обречена на неудачу или стремление к незначи тельной цели не доставит никакого удовлетворения. Итак, эффективный консультант должен понимать ограничен ность своих возможностей. Прежде всего, важно не забы вать, что любой консультант независимо от профессиональ ной подготовки не всемогущ. В действительности ни один консультант не способен построить правильные взаимоотно шения с каждым клиентом и помочь всем клиентам разре шить их проблемы. Такой наивный оптимизм может стать причиной "холодного душа" в повседневном консультиро вании и постоянно вызывать чувство вины. Консультант должен отказаться от нереального стремления стать совер шенным. В консультировании мы всегда можем выполнять свою работу "хорошо", но не идеально. Тот, кто не в состо янии признать ограниченность своих возможностей, живет иллюзиями, что способен полностью познать и понять дру гого человека. Такой консультант постоянно винит себя за ошибки вместо извлечения полезных уроков, и в результате его деятельность неэффективна. Если мы допускаем соб ственную ограниченность, то избегаем ненужного напряже ния и чувства вины. Тогда отношения с клиентами становят ся более глубокими и реалистичными. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели. Об эмпатии, которая является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта, более подробно по говорим при обсуждении вопроса о взаимоотношениях в процессе консультирования. Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффек тивный консультант — это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профес сиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства и попросту слушать, что говорит клиент, — это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. Иногда следует интерпретировать его поведение, а подчас и побуждать кли ента толковать смысл своего поведения. Порой в консульти ровании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без опреде ленной структуры. В консультировании, как и в жизни, сле дует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших устано вок зрелого консультанта. К. Scheider (1992) выделяет три важные постулата ква лифицированного психологического консультирования и психотерапии: 1. Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе. 2. Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффектив но решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам. 3. Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде. Нарисованная нами модель эффективного консультанта с первого взгляда может показаться слишком величествен ной и далекой от действительности. При этом напрашивается утверждение, что черты эффективного консультанта совпа дают с чертами преуспевающего человека. К такой модели и должен стремиться консультант, если желает быть не тех ничным ремесленником, а художником психологического консультирования. Наконец, свойства личности эффектив ного консультанта могут быть и целью психологического консультирования — появление этих свойств у клиента в этом случае становится показателем эффективности кон сультирования. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|