Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СТРУКТУРА ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ





Ни одна из теоретических ориентации или школ психологи­ ческого консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента. Поэтому рассмотрим са­ мую общую модель структуры консультативного процесса, назы­ ваемую эклектической (В. Е. Gilland и сотрудники; 1989). Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.

 

 

1. Исследование проблем. На этой стадии консультант уста­ навливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, гово­ рящего о своих трудностях, и проявить максимальную ис­ кренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и мани­ пулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рас­ смотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консуль­ тант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; про­ блемы определяются конкретными понятиями. Точное опре­ деление проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуть­ ся к стадии исследования.

3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы ре­ шения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консуль­ тант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навя­ зывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче срав­ нивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

4. Планирование. На этой стадии осуществляется крити­ ческая оценка выбранных альтернатив решения. Консуль­ тант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения пре­ дыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Со­ ставление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разре­ шимы. Некоторые проблемы требуют слишком много вре­ мени; другие могут быть решены лишь частично посред­ ством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.).

5. Деятельность. На этой стадии происходит последова­ тельная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоя­ тельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пони­ манием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения пробле­ мы, связывая все действия с конечной целью.

6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (сте­ пень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые ре­ зультаты. В случае надобности возможно уточнение плана ре­ шения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Эта модель, отражающая консультативный процесс, по­ могает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практи­ ческой работе одни стадии смыкаются с другими, и их вза­ имозависимость сложнее, чем в представленной схеме.

Здесь следует еще раз подчеркнуть то, о чем упоминалось выше, — в процессе консультирования важны не столько схемы (хотя общее представление и понимание хода кон­ сультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта. Ее составляют мно­ гие элементы, речь о которых пойдет ниже. Перечислим об­ щие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным:

1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций кон­ сультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, раз­ виваются, существуют в контексте уникальных человечес­ ких жизней, то и сами проблемы в действительности явля­ ются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаи­ модействие уникально и неповторимо.

2. В процессе консультирования клиент и консультант по­ стоянно изменяются сообразно их отношениям; в психоло­ гическом консультировании нет статичных ситуаций.

3. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Виде­ ние собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.

4. В процессе консультирования чувство безопасности кли­ ента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.

5. Стремясь помочь клиенту, консультант обязан "подклю­ чить" все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.

6. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каж­ дой отдельно взятой консультативной встречи — решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, по­ тому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.

7. Компетентный консультант знает уровень своей про­ фессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов.

8. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода.

9. Некоторые проблемы — это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы (например, проблема экзистенциальной вины). В таких случаях консультант дол­ жен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и сми­ риться с ней.

10. Эффективное консультирование — это процесс, кото­ рый выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.

К вопросу структуры процесса мы еще вернемся при конкретном обсуждении хода консультирования.

 

КОНСУЛЬТАНТ

 

2.1. РОЛЬ И МЕСТО КОНСУЛЬТАНТА В КОНСУЛЬ­ ТИРОВАНИИ

В практике психологического консультирования и пси­ хотерапии ежедневно приходится сталкиваться с важней­ шими аспектами жизни человека. Консультант всегда со­ вместно с клиентом обсуждает незначительные и суще­ ственные проблемы своего подопечного и стремится по­ мочь клиенту:

— разобраться в мотивировке повседневных выборов и наступающих последствий;

— разрешить множество эмоциональных проблем и запу­ танные межличностные отношения;

— преодолеть чувство внутреннего хаоса — сделать непо­ нятное и изменчивое позитивным и целесообразным.

Поэтому консультант должен осознавать, кто он, кем может стать и каким его надеется видеть клиент. Иначе гово­ ря, возникает вопрос определения роли консультанта. Пред­ ставляет ли собой консультант друга клиента, профессио­ нального советчика, учителя, эксперта, спутника клиента в блужданиях по закоулкам жизни или гуру — излучателя аб­ солютной истины? Многих, особенно начинающих консуль­ тантов, приводит в замешательство отсутствие универсаль­ ного ответа на вопрос о роли консультанта в процессе оказа­ ния психологической помощи. Эта роль обычно зависит от принадлежности консультанта к определенной теоретичес­ кой ориентации, его квалификации, личностных черт, на­ конец, от ожиданий клиента.

Эффективность деятельности специалиста во многом обусловлена тем, насколько ясно он представляет свое место в консультировании. Когда нет такой ясности, консультант в своей работе будет руководствоваться не определенными теоретическими принципами, а лишь ожиданиями и потреб­ ностями клиента, другими словами, будет делать лишь то, на что надеется и чего хочет клиент. Клиенты же чаще всего ожидают, что консультант возьмет на себя ответственность за успех их дальнейшей жизни и разрешит насущные про­ блемы — где учиться, как уладить конфликты на работе, разводиться ли с супругом и т.д.

Самолюбию начинающего консультанта может льстить, что люди, ищущие ответы на сложные вопросы своей жизни, обращаются именно к нему, и существует опасность, что консультант возомнит себя знающим отве­ ты на все вопросы клиента или еще хуже — будет навязы­ вать клиенту свои решения. В этой ситуации неправильное понимание консультантом своей роли только увеличит за­ висимость клиента от него и помешает помочь клиенту в самостоятельном принятии решений. Никакой консуль­ тант не может указывать другому человеку, как ему жить. В практике психологического консультирования и психо­ терапии следует чаще вспоминать слова знаменитого пси­ хотерапевта J. Bugental (1987) о тайне и знании: "Тайна охватывает знание, в ней скрыта информация. Тайна бес­ конечна, знание имеет предел: когда возрастает знание, еще больше становится тайна... Психотерапевтов подстере­ гает соблазн вступить в сговор с клиентами и отвергнуть тайну. В этой отвратительной сделке подразумевается, но редко раскрывается иллюзия, что существуют ответы на все жизненные проблемы, что можно раскрыть значение каждого сна или символа и что идеальной целью здоровой психической жизни является рациональный контроль. Психотерапевты обязаны много знать, но одновременно испытывать преклонение и покорность перед тайной. Бу­ дем откровенны — мы никогда не обладаем и не способны обладать полнотой знаний. Притворяться, что мы знаем нужды клиента и можем подсказать ему правильный вы­ бор, — значит предать клиента. В любой терапии следует помочь клиенту принять тайну в себе и нашу всеобщую тайну..."

Самый общий ответ о роли консультанта кроется в пони­ мании сущности процесса консультирования. Основная зада­ ча консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию. Консультант также должен помочь клиенту понять, каким он хочет стать. Кли­ ентам во время консультирования следует искренне оцени­ вать свое поведение, стиль жизни и решить, каким образом и в каком направлении они хотели бы изменить качество своей жизни.

М. Сох (1988) называет это "структурированием процесса терапии", который может быть первичным и вторичным. Под первичным структурированием имеется в виду личное присутствие консультанта (психотерапевта) в терапевтичес­ ком пространстве и значение этого присутствия для клиента. Вторичное структурирование — это деятельность консуль­ танта, обеспечивающая максимальный уровень раскрытия клиентов. В первом случае мы отвечаем на вопрос, кем явля­ ется консультант, а во втором — что он делает. Структурируя терапевтический процесс, консультант предоставляет клиен­ ту инициативу в самораскрытии. Иногда инициативу прихо­ дится ограничивать, если консультант чувствует, что в дан­ ный момент клиент слишком энергичен. Другими словами, консультант активирует и контролирует "потенциал рас­ крытия" клиентов,

Руководствуясь таким пониманием процесса консульти­ рования, С. Wrenn (1965) сформулировал важнейшие роле­ вые функции консультанта:

— построение отношений с клиентом на взаимном дове­ рии;

— выявление альтернатив самопонимания и способов де­ ятельности клиентов;

— непосредственное "вхождение" в жизненные обстоя­ тельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми;

— создание вокруг клиентов здорового психологического климата;

— постоянное совершенствование процесса консультиро­ вания.

Если таким образом в общих чертах представить содержа­ ние роли консультанта, становится очевидным, что очень существенной составляющей процесса консультирования яв­ ляется ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА.

 

2.2. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ КОНСУЛЬТАНТА - МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА

Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты. Известный английский психоанали­ тик венгерского происхождения М. Balint в 1957 г. говорил о полном забвении того, что психотерапия — это не теорети­ ческое знание, а навыки личности. Ему вторит не менее знаменитый представитель гуманистической психологии С. Rogers (1961), подчеркивая, что теория и методы консуль­ танта менее важны, нежели осуществление им своей роли. А. Gombs и сотруд. (1969; цит. по: George, Сristiani, 1990) на основании нескольких исследований установили, что преус­ певающего консультанта отличают от неудачника черты лич­ ности. S. Freud на вопрос о критериях успешности психотера­ певта ответил, что психоаналитику не обязательно медицинс­ кое образование, а необходима наблюдательность и умение проникать в душу клиента. Итак, по существу основная тех­ ника психологического консультирования — это "я-как-инструмент", т.е. основным средством, стимулирующим совер­ шенствование личности клиента, является личность консуль­ танта (А. Аdler: "техника лечения заложена в Вас").

А. Storr (1980) отмечает, что психотерапию и психологи­ ческое консультирование принято считать необычными про­ фессиями, поскольку многих людям трудно представить, как можно целыми днями выслушивать чужие истории о несчастной жизни и трудностях. Поэтому представителей этих профессий считают или ненормальными, или мирски­ ми святыми, преодолевшими человеческую ограниченность. Ни первое, ни второе не является верным. Отсюда вопрос:

"КТО ТАКОЙ КОНСУЛЬТАНТ, А ТОЧНЕЕ, ЧТО ПРЕД­ СТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОНСУЛЬТАНТ-КАК ЧЕЛОВЕК, КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ К НЕМУ КАК К ЛИЧНОСТИ, ЧТО ДЕЛАЕТ ЕГО ПРОФЕССИО­ НАЛЬНЫМ ПОМОЩНИКОМ В ЗАПУТАННЫХ ПРО­ БЛЕМАХ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ?"

Прежде всего следует сказать, что никто не рождается психотерапевтом или консультантом. Требуемые качества не врожденные, а развиваются в течение жизни. Обобщая ска­ занное, подчеркнем, что эффективность консультанта опре­ деляется свойствами личности, профессиональными знания­ ми и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, кото­ рый и является стержнем психологического консультирова­ ния. В итоге от консультативного контакта зависит оконча­ тельный эффект консультирования — изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта. Нисколько не умаляя значения теоретической и практической подготовки, мы все же склонны отдать предпочтение фактору личности консультанта. В свое время М. Ваlint и Е. Ваlint писали:

"Знание можно получить из книг или лекций, навыки при­ обретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без совершенствования личности психотерапевта. Психотерапия становится ремеслом, вымощенным добрыми намерениями, если ее не поднимают на профессиональный уровень соответ­ ствующие качества личности психотерапевта".

Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивало бы успех консультирования?

Хотя исследований в этой области достаточно много, од­ нако однозначного ответа о свойствах личности, способству­ ющих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет. Очень часто при описании преуспевающего консультанта как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: "открытый", "теплый", "внимательный", "ис­ кренний", "гибкий", "терпимый". Предпринимались по­ пытки выделить свойства личности, необходимые консуль­ танту для работы по профотбору. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности (цит. по: George, Сristiani, 1990):

— проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. [М. Вuber (1961) охарактеризовал этот фактор как интерес к людям в силу их бытия, а не потому, что некоторые из них шизофреники или психопаты];

— чувствительность к установкам и поведению других людей;

— эмоциональная стабильность и объективность;

— способность вызывать доверие других людей;

— уважение прав других людей.

В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необ­ ходимых консультанту (цит. по: Оеог§е, СпзНаш, 1990):

— доверие к людям;

— уважение ценностей другой личности;

— проницательность;

— отсутствие предубеждений;

— самопонимание;

— сознание профессионального долга.

L. Wolberg (1954) акцентирует такие особенности: чут­ кость, объективность (неотождествление себя с клиентами), гибкость, эмпатию и отсутствие собственных серьезных проблем. К особо ВРЕДНЫМ для консультанта чертам он относит авторитарность, пассивность и зависимость, замк­ нутость, склонность использовать клиентов для удовлетво­ рения своих потребностей, неумение быть терпимым к раз­ личным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег.

А. Gombs с соавт. в своем исследовании установил, что преуспевающий консультант обычно воспринимает других как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождеств­ ляться с людьми, а не с предметами.

Н. Strupp с соавт. (1969; цит. по: Schneider, 1992), иссле­ довавший черты "хорошего консультанта" с позиции кли­ ентов, указывает на внимательность, умение выслушать, теплоту, сердечность, умудренность в дружеских советах.

По мнению А. Storr (1980), идеальным психотерапевтом или консультантом в состоянии быть симпатичный человек, откровенный и открытый чувствам других; способный отождествляться с самыми разными людьми; теплый, но не сентиментальный, не стремящийся к самоутверждению, од­ нако имеющий свое мнение и способный его защитить; уме­ ющий служить на благо своим клиентам.

Если продолжить обзор многочисленных источников ли­ тературы о свойствах личности, которые необходимы кон­ сультанту, чтобы оказывать помощь, представлять собой ка­ тализатор самопознания, изменения и совершенствования другого человека, мы приблизимся к модели ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА. Подобный перечень личностных особенностей мог бы послужить основой про­ граммы по подготовке консультантов. Речь идет, конечно, о "подвижной" модели, поскольку каждый консультант име­ ет возможность ее дополнить. Рассмотрим факторы, способ­ ные составить остов такой модели.

Аутентичность. J. Bugental (1965) называет аутентичность стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзис­ тенциальной ценностью. Он выделяет три основных призна­ ка аутентичного существования:

— полное осознание настоящего момента;

— выбор способа жизни в данный момент;

— принятие ответственности за свой выбор. Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего это выражение искреннос­ ти по отношению к клиенту. Аутентичный человек жаждет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их дей­ ствительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный чело­ век, если в данный момент чувствует враждебность. Трудно­ сти большинства людей в том и заключаются, что они мно­ го энергии расходуют на проигрывание ролей, на создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на ре­ шение реальных проблем. Если консультант большую часть времени будет прятаться за профессиональной ролью, кли­ ент тоже спрячется от него. Если консультант выполняет роль только технического эксперта, отмежевываясь от своих личных реакций, ценностей, чувств, консультирование бу­ дет стерильным, а его эффективность - сомнительной. Со­ прикоснуться с жизнью клиента мы можем, только остава­ ясь живыми людьми. Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов, служащая примером гиб­ кого поведения.

Открытость собственному опыту. Здесь открытость по­ нимается не в смысле откровенности перед другими людь­ ми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чув­ ства, особенно отрицательные. Ребенку говорят: "Замолчи, большие дети (или мальчики) не плачут!" Взрослым окру­ жающие говорят то же: "Не плачь!" или "Не нервничай!" Давление окружающих заставляет вытеснять печаль, раздра­ жительность, злость. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Толь­ ко в таком случае можно успешно контролировать свое по­ ведение, поскольку вытесненные чувства становятся ирра­ циональными, источником неконтролируемого поведения. Когда мы осознаем свои эмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашего поведения. Консультант способен содействовать по­ зитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоцио­ нальных реакций.

Развитие самопознания. Ограниченное самопознание оз­ начает ограничение свободы, а глубокое самопознание уве­ личивает возможность выбора в жизни. Чем больше кон­ сультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше консультант познает своих клиен­ тов, тем глубже понимает себя. Как говорит Е. Кеnnedy (1977), неумение услышать, что творится внутри нас, уве­ личивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эф­ фективность, кроме того, возрастает вероятность пасть жер­ твой удовлетворения в процессе консультирования своих неосознанных потребностей. Очень важно реалистично отно­ ситься к себе. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.

Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жиз­ нью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консуль­ танту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.

Толерантность к неопределенности. Многие люди неуют­ но чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает структуры, ясности, определенности. Но поскольку одной из предпосылок становления личности является "прощание" человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на "незнакомую территорию", консультанту со­ вершенно необходима уверенность в себе в ситуациях нео­ пределенности. По существу именно такие ситуации и со­ ставляют "ткань" консультирования. Ведь мы никогда не знаем, с каким клиентом и проблемой столкнемся, какие придется принимать решения. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности при­ нимаемых решений и способность рисковать — все эти каче­ ства помогают переносить напряжение, создаваемое неопре­ деленностью при частом взаимодействии с клиентами.

Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои дей­ ствия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Лич­ ная ответственность помогает более конструктивно воспри­ нимать критику. В таких случаях критика не вызывает меха­ низмов психологической защиты, а служит полезной обрат­ ной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.

О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобраз­ ные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Такой характер отношений с клиентами весьма важен, тем не менее следует принять во внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими. Некото­ рым кажется, что выражение положительных чувств обя­ зывает, ограничивает свободу, делает уязвимым. Кого-то страшит неприятие партнером положительных чувств, от­ клонение их, поэтому более безопасной представляется от­ срочка углубления межличностных отношений. Эффектив­ ному консультанту чужды такие страхи, он способен сво­ бодно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами.

Постановка реалистичных целей. Обычно успех побуждает ставить перед собой большие цели, а неудача, наоборот — опустить ниже планку притязаний. Иногда этот механизм самозащиты нарушается, и тогда слишком большая цель бу­ дет заранее обречена на неудачу или стремление к незначи­ тельной цели не доставит никакого удовлетворения. Итак, эффективный консультант должен понимать ограничен­ ность своих возможностей. Прежде всего, важно не забы­ вать, что любой консультант независимо от профессиональ­ ной подготовки не всемогущ. В действительности ни один консультант не способен построить правильные взаимоотно­ шения с каждым клиентом и помочь всем клиентам разре­ шить их проблемы. Такой наивный оптимизм может стать причиной "холодного душа" в повседневном консультиро­ вании и постоянно вызывать чувство вины. Консультант должен отказаться от нереального стремления стать совер­ шенным. В консультировании мы всегда можем выполнять свою работу "хорошо", но не идеально. Тот, кто не в состо­ янии признать ограниченность своих возможностей, живет иллюзиями, что способен полностью познать и понять дру­ гого человека. Такой консультант постоянно винит себя за ошибки вместо извлечения полезных уроков, и в результате его деятельность неэффективна. Если мы допускаем соб­ ственную ограниченность, то избегаем ненужного напряже­ ния и чувства вины. Тогда отношения с клиентами становят­ ся более глубокими и реалистичными. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.

Об эмпатии, которая является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта, более подробно по­ говорим при обсуждении вопроса о взаимоотношениях в процессе консультирования.

Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффек­ тивный консультант — это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профес­ сиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства и попросту слушать, что говорит клиент, — это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. Иногда следует интерпретировать его поведение, а подчас и побуждать кли­ ента толковать смысл своего поведения. Порой в консульти­ ровании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без опреде­ ленной структуры. В консультировании, как и в жизни, сле­ дует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших устано­ вок зрелого консультанта.

К. Scheider (1992) выделяет три важные постулата ква­ лифицированного психологического консультирования и психотерапии:

1. Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

2. Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффектив­ но решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.

3. Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.

Нарисованная нами модель эффективного консультанта с первого взгляда может показаться слишком величествен­ ной и далекой от действительности. При этом напрашивается утверждение, что черты эффективного консультанта совпа­ дают с чертами преуспевающего человека. К такой модели и должен стремиться консультант, если желает быть не тех­ ничным ремесленником, а художником психологического консультирования. Наконец, свойства личности эффектив­ ного консультанта могут быть и целью психологического консультирования — появление этих свойств у клиента в этом случае становится показателем эффективности кон­ сультирования.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.