|
Промежуточный вывод из проблем 1, 2, 3.
Для решения ключевых проблем (проблемы 1 – 3) необходимо решить следующие задачи: · создать механизм системного и планомерного размещения нестационарных торговых объектов для восполнения дефицита торговых площадей, так как одна из функций нестационарной торговли – восполнение дефицита стационарных магазинов шаговой доступности; · создать действенный механизм обеспечения исполнения заявленной товарной специализации, иных условий договора. Для решения вышеназванных задач необходимо усовершенствовать прежде всего правовые механизмы, процедуры, критерии и нормативы, содействующие развитию мелкорозничной торговли: · упреждающие чрезмерные нагрузки на городскую инфраструктуру, позволящие быстро передислоцировать объект при наступлении случаев, когда место размещения объекта требуется изъять для целей развития города (см. ниже); · ориентированные на потребности жителей (то есть спрос); · способствующие рентабельному для предпринимателей бизнесу; · содействующие развитию новых форматов современного сегмента мелкой розницы (мобильная торговля, вендинг и пр.); · укрепляющие механизмы саморегулирования и разграничивающие ответственность между городом и бизнес-сообществом.
Для выполнения указанных задач необходимо обеспечить решение определенных технических, процедурных и юридических вопросов, не нашедших отражения в действующей редакции постановления Правительства Москвы № 26-ПП, а именно:
4. Проблема отсутствия четких критериев и принципов размещения объектов [15]: a. В действующих нормативных актах не содержится четких, прозрачных и исчерпывающих правили критериев, по которым в Схему размещения включались или не включались существующие объекты с оформленными земельно-правовыми отношениями, а также по которым возможно однозначно определить, можно ли в данном месте размещать новые объекты; b. В результате часто указанная работа ведется по субъективным критериям, что способствует серьезным злоупотреблениям на местах; c. Механизмы принятия объективных решений о включении того либо иного существующего объекта в Схему в настоящее время отсутствуют. Эти решения остаются полностью на усмотрение чиновников. Одобрение на МВК выступает в данном случае как некое снятие ответственности с местных властей и размывание ее на коллегиальный орган; d. Вследствие отсутствия чётких критериев размещения объектов всякая работа по размещению новых нужных для города объектов превращается в понятийные обсуждения с субъективными решениями. Ни бизнес, ни граждане в такой ситуации не застрахованы от произвола и нарушения своих прав и интересов. 5. Проблема неурегулированности либо недостаточного правового регулирования отдельных сегментов мелкорозничной торговли, необходимых современному мегаполису и востребованных как гражданами, так и предпринимателями: a. Мобильная торговля (торговля через специализированные автомагазины и автокафе) – мелкорозничный формат, который наиболее подходит для условий мегаполиса с его дефицитом пространства, объективно меняющимися планами по развитию территорий[16]; b. Автоматизированная торговля (вендинг)[17]; c. Торговля в подуличном пространстве[18]; d. Временные торговые мероприятия – торговое обслуживание праздничных, массовых мероприятий, временная праздничная торговля (например, торговля цветами в связи с 8-м марта, торговля цветами в дни массовых посещений кладбищ и пр.); e. Сезонная торговля с лотков овощами, фруктами и ягодами при стационарных магазинах и нестационарных объектах со специализацией «овощи-фрукты»[19]; f. Торговля прессой со стендов (в прошлом «с рук»). Эта форма торговли традиционна для всех современных городов и очень востребована издателями периодической печатной продукции. 6. К предыдущей проблеме примыкает проблема несанкционированной торговли, которая в значительной мере является следствием: i. Дефицита торговых объектов и большой востребованностью мест для торговли у предпринимателей ii. Отсутствия возможности у предпринимателей осуществлять легальную торговлю из-за административных барьеров (простого и понятного порядка от принятия решения о размещении объекта до получения разрешительных документов на руки). iii. После утверждения Схемы размещения в апреле 2011г. количество легальных мест для уличного фаст-фуда сократилось почти в три раза, хотя уличный фаст-фуд – типичная инфраструктура комфорта и гостеприимства для современного открытого мегаполиса. Так как этот сегмент очень востребован, очевидно, что его часть перетекла из легального сектора в теневой. Схожая ситуация по другим специализациям, где произошло административное сокращение количества легальных мест. 7. Проблема сроков (проблема «что после 2015 года?») как одна из основных проблем устойчивого и цивилизованного развития малого торгового бизнеса: i. В действующих нормативных актах ничего не говорится ни о продлении, ни о прекращении прав по истечении трехлетнего срока для тех, кто выиграл места на аукционах. ii. Вместе с тем не имеется экономического или иного смысла в том, чтобы каждые три года производить передел рынка посредством аннулирования прав и разыгрывания их заново. Это ставит бизнес в положение временщика, хотя и с более твердыми и долгими правами, чем было до 2011 года, но все равно очень короткими в масштабах планирования и развития любого бизнеса. 8. Проблема слабой вовлеченности бизнес-сообществ в регулирование мелкорозничной торговли. Очевидно, что органы власти (прежде всего управы и префектуры) взвалили на себя совершенно несвойственные им обязанности, в частности, по подбору мест для организации торговли i. Результатом является достаточно низкая ориентированность Схемы размещения на спрос жителей. Однако, если бы процесс подбора мест исходил от предпринимательского сообщества, которое действовало бы в рамках заданных критериев (см. проблему 4), ситуация была бы другой. ii. Необходим механизм участия профильных профессиональных ассоциаций, союзов и объединений как в формировании Схемы размещения, так и в последующем распределении мест среди членов таких объединений. 9. Проблемы юридико-технического и процедурного характера: a. необходимо уточнение типологии нестационарных (мелкорозничных) торговых объектов, формулирование исчерпывающих критериев того или иного типа объекта; b. необходимо уточнение порядка изменения Схем размещения, в том числе: i. с целью дифференциации по типам объектов (например, понятие «места размещения» для мобильных объектов, пресс-стендов, которые могут и должны самостоятельно перемещаться, должно отличаться от понятия места размещения киоска, который устанавливается на длительный срок, и т.д.); ii. Для вовлечения бизнес-ассоциаций в процесс подбора наиболее благоприятных для жителей и востребованных мест; c. Необходимо установление правил и нормативов по размещению и минимальной обеспеченности объектов конкретных специализаций на территории: i. нормативов минимальной обеспеченности объектами ключевых социально-значимых специализаций в доступности от мест жительства и работы граждан на конкурентных началах; ii. Требований по размещению объектов в зависимости от специализаций (например, продовольственные специализации – преимущественно в жилых массивах, уличный фаст-фуд, театральные кассы, печать, вендинг – в проходимых местах, печать,в том числе в пределах транспортных узлов, и пр.); d. Необходим механизм исполнения единой торговой политики в отношении всех территорий независимо от ведомственной принадлежности (ООПТ, ПК, учреждения культуры, городские территории, Метрополитен, РЖД, Гормост и пр.) i. Регламентация взаимоотношений органов исполнительной власти для реализации единой торговой политики; ii. Регламентация формирования единого информационного пространства, единых городских баз данных и информационного портала «Наш город» с установлением четких процедур и разграничения ответственности; iii. Создание для предпринимателей интерактивного сервиса по поиску, предложению мест для осуществления мелкорозничной торговли, а также по участию в процедурах на занятие данных мест. e. требуется введение процедуры подбора компенсационных мест в случае, когда градостроительная ситуация требует изъятия места размещения объекта i. Отсутствует определение изменений градостроительной ситуации (городского случая), что дает фактически неограниченные возможности в руки органов власти по произвольному его толкованию[20] f. необходимо введение четкого механизма контроля за исполнением предпринимателями условий договоров; g. требуется уточнение и унификация по городу процедур заключения, исполнения и расторжения договоров на размещение, введение полного единообразия в оформлении и регулировании договорных отношений города с предпринимателем; h. необходимы уточнение и унификация, с учетом особенностей специализаций, вопросов размера платежей, порядка их взимания и администрирования доходов бюджета i. Решение вопроса размеров и порядка платежей при перемещении объектов на компенсационные места; ii. Решение вопроса размеров и порядка платежей при возможном продлении сроков размещения объектов (см. проблему 7); iii. Решение вопроса размеров и порядка платежей при распределении мест для размещения объектов посредством профильных ассоциаций, а также для осуществления мобильных форматов мелкорозничной торговли. i. Необходимо решение проблемы разобщенности и бессистемности правовых актов, регулирующих функционирование нестационарных. Инкорпорирование всех нормативных правовых, регулирующих данные отношения, в единый нормативный акт – новую редакцию 26-пп.
![]() ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|