Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Причина возникновения культурогенеза





Цель изучения: всестороннее рассмотрение культурогенеза

Изучив данную тему, студент должен:

а) знать что такое культурогенез

б) уметь объяснить сущность культурогенеза

в) знать основные фазы культурогенеза

При изучении данной темы необходимо:

4) изучать данные лекции;

5) верно ответить на тесты к теме;

6) желательно обращаться к дополнительной литературе (Коган Л. Теория культуры. Екатеринбург. 1993 г.).

 

1. Культурогенез- один из видов социальной и исто­рической динамики культуры, заключающийся в порож­дении новых культурных форм и их интеграции в сущест­вующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза- процесс постоянного самообнов­ления культуры не только методами трансформацион­ной изменчивости уже имеющихся форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существу­ющих в культуре ранее. Культурогенез - это не проис­хождение культуры в эпоху первобытной древности человечества, а процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем.

 

 

2. Причина возникновения культурогенеза- не­обходимость в адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем вы­работки новых форм деятельности и социального взаимодействия. Вопросы исторического происхожде­ния культуры затрагивались многими историками и фи­лософами. Первые системные исследования в этой области связаны с работами эволюционистов XIX в. и их последователей. В XX в. проблемами исторического генезиса культуры и ее отдельных специализирован­ных областей занимались историки, социологи, искус­ствоведы, религиоведы и др. Общая теория культуро­генеза стала предметом изучения и разработки лишь в самое последнее время.



В культурогенезе выделяют следующие процессы:

1)генезис культурных форм и норм;

2)формирование новых культурных систем человече­
ских сообществ;

3)формирование новых межэтнических культурных об­
щностей и исторических типов культурных систем,
отличающихся спецификой своих экзистенциальных

ориентации. Генезис культурных форм структурируется на сле­дующие фазы: 1)новаций;

2) создания новых культурных форм; 3)«конкурса»их функциональной и технологической эффективности и внедрения новых форм в со­циальную практику.

Генезис культурных норм по существу - продолже­ние формогенеза, при котором в процессе интеграции форм в социальную практику часть из них обретает ста­тус новых норм и стандартов деятельности и взаимо­действия в данном сообществе. Генезис социокультур­ных идей проходит следующие стадии:

1)вызревание «социального заказа» на новые виды
деятельности;

2)практическое формирование технологий, приемов
и навыков этих новых направлений в процессе раз­
деления труда;

3)выделение субъектов, специализирующихся в этих
областях социальной практики.

Генезис этнокультурных систем, к которым в конечном итоге могут быть отнесены любые сообщества, формируе­мые по территориальному принципу, включает такие фазы: 1) появление факторов, локализующих группы людей на определенных территориях и стимулирующих повы­шение уровня их коллективного взаимодействия; 2(накопление исторического опыта их совместной

жизнедеятельности;

3)аккумуляция этого опыта в ценностных ориентаци-ях и преобразование их в системы образов иден­тичности данных сообществ. Исследование генезиса межэтнических культурных конфигураций и исторических типов культуры с раз­ными экзистенциальными ориентациями относится к области чисто теоретического моделирования в силу лишь частичной системности самих изучаемых объек­тов.

 

 


Тема № 5. Исторические типы культур. Вопросы типологии культурных образований.

План темы:

1) Основные вехи культурной эволюции человечества.

2) Вопросы типологии культуры:

Цели изучения: определение основных исторических типов культур. Анализ и сравнение основных философских теорий о типологии культур.

Изучив данную тему, студент должен:

1) знать основные философские учения о типологии философские учения о типологии культур.

2) уметь охарактеризовать основные философские учения о типологии культур;

3) приобрести навыки классификации основных мировых культур.

При изучении данной темы необходимо:

1) изучать данные лекции;

2) ответить на тесты к теме;

3) подготовить доклады по темам:

а) культура Древнего Китая;

б) культура Древнего Египта;

в) древнегреческая культура;

г) культура Древнего Рима;

д) исламская культура (Арабского Востока);

е) христианская культура (Романо-германская);

ж) культура Возрождения.


1. Выявлять периоды культурного развития человечества весьма сложно. Главная трудность состоит в том, что нет временных границ, четко разделяющих периоды развития культур.

Логика культурного развития, несомненно, существует, но она весьма сложна и ни в коем случае не прямолинейна.

Поэтому можно лишь наметить основные «вехи» культурной эволюции:

1) архаическая (древняя) культура;

2) культура царств Древнего Востока – колыбели цивилизации (Древний Египет, Шумер, Вавилон, Древние Индия и Китай);

3) античная (Греко - римская) культура;

4) средневековая культура Запада (христианская);

5) средневековая культура Востока (исламская);

6) культура Возрождения;

7) культура Нового времени;

8) современная культура.

Наиболее сложным является вопрос о современной культуре. Современны (т.е. реально существует в нашем времени) и европейская христианская и исламская и китайская и российская культуры, но существуют также и «примитивные культуры племен, затерянных в Африке и Океании. Помимо этого существуют светские «массовая» и «элитарная культуры.

Даже поверхностный наблюдатель скажет, что эти культуры обладают весьма значимыми различиями.

Культурология пытается обнаружить: 1) причины появления культур; 2) общий «сценарий» развития культур; 3) обстоятельства, которые приводят к сравнению культур и цивилизации. Нарисовать убедительную общую картину «хода» культурных процессов пока не удастся.

Одной из первых оформившихся классификаций культуры является историко – этнографическая типология, которая сложилась в рамках этнографии, изучающей происхождение, состав и расселение народов мира на уровне их быта и жизненного уклада.

Здесь могут выделяться такие аспекты существования человека как: 1) принадлежность к различным расам, нациям; 2) территориальная общность людей на основе сходства хозяйственно- бытовой деятельности; 3) общность языков.

 

 

2. На уровне философского понимания вопрос о классификации культур еще более сложен.

Реально здесь имеются два варианта:

1) Не существует единого культурного процесса в человеческой истории; культуры характерны именно обособлением;

2) Универсальность во всемирной истории существует. Эта универсальность и способность к формированию единой линии развития, которая ведет к созданию единой общечеловеческой культуры.

В истории культурологи каждый исследователь предлагал свое решение проблемы. Причем здесь затрагивается не только вопрос классификации культур, но и вопросы существования культур во времени, взаимодействия культур между собой.

Немецкий философ О. Шпенглер, утверждал, что каждая культура живет примерно тысячу лет. Причем культура у Шпенглера – это «живое существо высшего порядка», которое вырастает из стихий жизни. Жизненным началом любой культуры является ее «душа», которая стремиться воплотить себя, обрести устойчивость своих внешних выражений. Глубинный психологический строй коллективной души народа выступает основой типологии культур, которые достигли своего завершения. Это китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, западноевропейская, майя (американская). На стадии возникновения, по его мысли, находится русско- сибирская.

По мысли Шпенглера, каждая отдельная культура возникает, расцветает и умирает, не оставляя после себя ничего. Культурный диалог оказывается невозможным.

Несколько ранее свое представление о типологии культур выдвинул русский мыслитель Н.П. Данилевский.

В основу разделения культур Данилевский положил принцип деятельности. Он полагал четыре важнейших для человека вида деятельности: (1) религиозная, (2) собственно культурная; (3) политическая, (4) экономическая. Данилевский отрицал европоцентристцкий эволюционный принцип объяснения истории. Культурные образования человечества не могут развиваться однородно, поскольку само человечество состоит из отдельных национальных организмов. Отсюда невозможна теория такого всемирного общества, которое управилось бы всеобщим законами. В реальности каждая культура имеет свою судьбу и свое лицо, и именно деятельность в различном сочетании ее видов придает своеобразный и неповторимый характер той или иной культуре.

Опираясь на принцип деятельности, Данилевский предложил концепцию локальных «культурно-исторических типов», которые в своем развитии проходят стадии рождения, расцвета, упадка и гибели.

Положительную роль, по Данилевскому, сыграли в истории одиннадцать культурно-исторических типов:

1) египетский; 2) китайский; 3) шумеро-вавилонско-финикийский; 4) древнесемитский; 5) индийский; 6) иранский; 7) греческий; 8) еврейский; 9) греческий; 10) аравийский; 11) Романо-германский или европейский.

Карл Ясперс, выдающийся немецкий философ и психиатр.

В отличие от О. Шпенглера, Ясперс выдвинул идею о том, что человечество имеет: 1) единое происхождение; 2) единый путь развития. В своем движении человечество проделало весьма длинный путь, который заключает в себе четыре этапа. Этим этапам соответствуют четыре вполне определенных типа культуры:

- доисторический первобытный период (5000 лет до н.э.);

- эпоха великих культур древности (Месопотамия, Египет, Китай – 4000 – 2000 лет до н.э.);

- «осевое время» - эпоха формирования основ человеческого бытия, здесь формируется гуманистическая культура древности (с 8 до 1в. до н.э.);

- «имперская» эпоха, которая опирается на развитие науки и техники (становление научно – технической цивилизации в Европе).

Ясперс особо подчеркивает значение третьей эпохи: именно здесь закладываются основы гуманистического миропонимания. Он называет ее культурой «осевого времени». В это время люди осознают себя и свои возможности.

В концепции Ясперса «осевое время»- это наиболее важная опорная точка, центр исторических событий. «Осевое время», внесло изменения в сам способ человеческого существования.

«В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющихся жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности» - так писал Ясперс.

 

Тема 6. Виды культуры

План темы:

Традиционная культура

Молодежная культура

Классовая культура

Субкультура и контркультура

Элитарная Культура

Массовая Культура

Экономическая культура

Информационная культура

Цель изучения: получение знаний о видах культуры

Изучив данную тему, студент должен:

а) знать понятия основных видов культуры

б) уметь различать и объяснять виды культуры

в) понимать специфику различных видов культуры

При изучении данной темы необходимо:

а) изучать данные лекции;

б) верно ответить на тесты к теме;

 

Помимо типов культуры существуют виды культуры. Среди них можно выделить традиционную культуру, современную культуру, молодежную культуру, классовую культуру, информационную и экономическую культуры.

Отдельную нишу занимают субкультуры и контркультуры.

1. Традиционная культура- общество, в котором регуляция осуществляется на основании обычаев, традиций, установлений. Функционирование совре­менного общества обеспечивается кодифицирован­ным правом, сводом законов, издаваемых государ­ственными органами, которые избираются народом. Изучение современного общества включает в себя противопоставление традиционного и современного типа культуры.

Традиционная культура распространена в общест­вах, в которых изменения не заметны для жизни одно­го поколения - прошлое взрослых становится буду­щим их детей. В такой культуре царят обычай и сохраняемая и передаваемая из поколения в поко­ление традиция.

Единицы общественной организации состоят из знакомых людей. Традиционная культура органично со­четает в себе составляющие ее элементы, человек не чувствует разлада с обществом.

Данная культура органично взаимодействует с при­родой. Такой тип общества ориентируется на сохра­нение самобытности, культурного своеобразия. Авто­ритет старшего поколения непререкаем, он источник знаний и умений.

Традиционная культура - доиндустриальная. Основ­ной род занятий - сельское хозяйство. Есть культуры, которые до сих пор находятся на стадии охоты и соби­рательства.

Такие общества имеются в Южной Америке, Афри­ке, Австралии. Реальное воплощение индустриаль­ной культуры - США, урбанизированная часть Европы. Существует тенденция сохранения тради­ционного образа жизни преимущественно в сельской Современный тип культурыхарактеризуется достаточно быстрым темпом изменений, происходя­щих в процессе беспрерывной модернизации. Источ­ник умений, знаний, культурных навыков - институа-лизированная система воспитания и обучения. Типична семья «дети - родители», третье поколение отсутствует. Авторитет старшего поколения не так высок, как в традиционной культуре. В явной форме выражен конфликт «отцов и детей». Одна из причин существования конфликта - изменяющаяся культур­ная действительность, каждый раз обусловливающая новые параметры жизненного пути нового поколения.

Современное общество унифицировано-индуст­риально. Такое общество существует в основном в городах. Специфическая черта современной куль­туры - отчуждение человека от человека, наруше­ние общения, коммуникации, существование людей как атомизированных индивидов.

Существуют страны, в которых могут быть объеди­нены два типа культуры:

1{унифицирование индустриальная;

2{этнически самобытная.

Россия представляет собой сочетание традицион­ной и современной культур.

Традиционная и современная культуры - два полю­са в широком спектре межкультурных исследований.

Выделяют также смешанный типобщественной культуры, когда она оказывается вовлеченной в индуст­риальную среду, но тем не менее сохраняет свой са­мобытные традиции. В этом типе гармонично сочетают­ся элементы модернизации и этнически самобытные черты культуры, обычаев, национальных особенностей мироощущения (например, Япония, страны Юго-Вос­точной Азии и Китай).

 

 

2. Молодежная культуракак особый вид культуры сформировалась в XX в.

К молодежи относятся молодые люди от 12-14 до 35 лет. В данный возрастной период человек нахо­дится в процессе овладения социальными ролями.

Одна из особенностей молодежи связана с ускорен­ным соматическим развитием, которое может быть неадекватно умственному развитию человека, уров­ню сформированное™ психических процессов.

Другая особенность молодежи - экономическая нестабильность. Молодежь обладает четко выражен­ной склонностью к компромиссам. Ей не свойствен консерватизм. Ценности бабушек и дедушек воспринима­ются в модифицированном виде.

Данная социальная группа имеет низкую статусную позицию внутри страта, что определяется низкой ква­лификацией и малым опытом. У молодежи выявляют-*ся социально-психологические особенности, несов­падающие с физиологическими.

Социологи выделяют несколько психологических возрастов молодежи.

Первый психологический возраст молодежи харак­теризуется переходом от детства к юности, когда мо­лодые люди начинают осознавать себя освобожден­ными от родительской опеки.

Второй психологический возраст О. Консчитает искусственно замедленным, зависящим от социаль­но-демографической ситуации в стране. Следствием могут стать неблагоприятные последствия, напри­мер инфантилизм. Это незрелость эмоционально-во­левой сферы, непринятие самостоятельных решений, чувство незащищенности, понижение критичности к себе.

Также очень часто свойственно молодежи нега­тивное отношение к социальной действительности. Наложение факта плюрализма ценностных ориента­ции и жесткого прессинга, осуществляемого общест­вом порождает черный юмор со стороны молодежи. Молодежь - наиболее динамичная система любого общества. Для динамического развития общества она выступает как мобильное, новое мощное средство для введения новых технологий. Яркий пример тому -Япония.

Третий возраст - социальный. Стартовое ожидание и овладение социальными ролями.

Четвертый возраст- хронологический. Современ­ный хронологический возраст увеличивается. Чело­век может жить до 180 лет. Социальный возраст зави­сит от замещающего поколения, того, насколько одно поколение способно заменить другое.

Не в малой степени социальные ориентиры зави­сят от типа и ситуации в семье, где воспитывается ребенок.

Здесь выделяется три типа семьи: 1 {тоталитарная семья. 35 % семей в нашей стране являются тоталитарными. Глава семьи - мать. Это волевая женщина. Дети очень часто безвольные, безынициативные, не формируются ценностные ориентации на семью. Очень часто это семьи пе­дагогов;

2{попустительская семья. Родители занимаются толь­ко собой. Ребенок недисциплинированный,невро­тик;

3)эгалитарная семья. Родители равны. Кэтомутипу относится 15-20 % семей. Семья формирует поло­жительную установку. Семьи со средним достатком, в основном инженерно-технических работников. Тип семьи, эмоциональные отношения в ней, при­вязанности определяют дальнейшее развитие ребенка и способ вхождения его в социальную среду общест­ва, гармоничное функционирование в ней.

 

Классовая культура

Классы- это большие группы людей, отличающие­ся по их месту в системе общественного производ­ства, по их отношению к средству производства, по их роли в общественной организации труда.

Основополагающей в теории классов считается теория марксизма. Главными отправными пунктами в марксизме являются частная собственность и клас­совое устройство общества. Частная собственность возникает из разделения труда, это общественная функция присвоения прибавочного продукта для нужд общества. В основе деления общества на классы ле­жит закон разделения труда. Господствующий класс -группа людей, выполняющая определенную общест­венную функцию. Сегодня понятие класса включает в себя характеристики подвижности, гибкости, а так же понятие страт - «строй, настил». Стратификация общества учитывает доход, власть, престиж и статус.

Д. Ленский ввел понятие статусного профиля. Так, устойчивые страты организации людей с одинаковым профилем - это организации, включающие людей с оди­наковыми параметрами. Статусный профиль является характеристикой неравенства. В социологии исполь­зуются 7 классов вертикальной стратификации: 1) класс администраторов; 2(технические специалисты среднего уровня; 3) коммерческий класс; 4)мелкая буржуазия; 5(технические руководители; 6(квалифицированные рабочие; 7) неквалифицированные рабочие.

Классификация У. Уотсона: 1) высший класс - владельцы империй, монополий

типа «Форд», «Морган»;

. 2) низший высший класс-владельцы крупных фирм, банкиры; 3) высший средний класс - бизнесмены, юристы, из­вестные врачи, ученые;

4)низший средний класс. Это наемные работники, учителя, руководители подразделений, научные работники, высококвалифицированные рабочие;

высший низший класс - рабочие;

низший низший класс - нищие, безработные.

Н. М. Римашевская, изучая российское общество, подразделила его на 7 классов: 1)общероссийские элитные группы; 2) региональные и корпоративные элиты; 3)российский верхний средний класс; 4(российский динамический средний класс; 5 {аутсайдеры; 6)моргеналы;

7) криминалитет.

Система неравенства формируется исходя из дохода, происхождения, должности, власти, образования и др. Образующиеся социальные слои имеют разные установ­ки, идеалы, нормы поведения и т. д. Социальные слои объединяются в социальные классы, обладающие опре­деленным отношением к средствам производства, соб­ственной субкультурой и возможностями для занятия более привлекательных социальных статусов. В целях эффективной реализации своих интересов господствую­щий класс стремится придать им характер всенародно­сти. В демократическом обществе это в известной степе­ни осуществляется. В условиях тоталитарного режима всенародность власти носит иллюзорный характер.

В результате различных противоречий между клас­сами возникают классовые конфликты. Классовые конфликты представляют наибольшую опасность для общества. В-их основе лежат чисто экономические интересы, социальные противоречия между богаты­ми и бедными. Классовая структура общества обла­дает уникальными специфическими чертами и под­вержена изменениям в ходе общественного развития.

 

Субкультура и контркультура

В культурологии наряду с другими гуманитарными науками используется понятие субкультуры.

Субкультура - это частичная культурная подсисте­ма «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную ориентацию и менталитет ее носи­телей. Субкультурой может выступать культура какой-либо социальной или демографической группы. Вы­деляют следующие субкультуры на основании этапов человеческой жизни: 1 (детскую субкультуру;

2)молодежную субкультуру;

3)культуру пожилых.

Субкультурные явления характеризуются в сфере ментальности специфической настроенностью от­дельных групп. Субкультуры в отдельной мере авто­номны, закрыты, не претендуют на замещение собой господствующей культуры, имеют особый кодекс пра­вил и моральных норм.

Субкультура призвана держать свои социокультур­ные признаки в определенной изоляции от иных куль­турных слоев, не превращаясь в официоз.

Контркультура- это социально-культурные уста­новки, которые противостоят фундаментальным прин­ципам «основной» культуры. Возникновение контркуль­туры связано с тем, что локальные культурные ценности проникают в более широкие социальные груп­пы, выходя за рамки собственной культурной среды.

Контркультурные тенденции - выход локальных цен­ностей и практических установок за рамки собствен­ной культурной среды, претензия на их признание ши­рокими социальными общностями.

В Европе вплоть до эпохи Возрождения дети рас­сматривались как маленькие взрослые. Им шили ту же одежду, они носили ту же обувь. Однако позднее V мир ребенка отделили от мира взрослых, и появилась своеобразная субкультура, которая и сохраняла, и вос­производила себя. Но она вовсе не стремилась пре­вратить взрослых в детей - контркультурных тенден­ций в ней не содержалось.

К. Мангейм рассматривает субкультуру как след­ствие тех различий, которые характерны для разных поколений людей.

В современной культурологии и социологии поня­тие «контркультура» используется в двух смыслах.

Во-первых, контркультура - это социально-культур­ные установки, противостоящие фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной куль­туре.

Во-вторых, контркультура отождествляется с запад­ной молодежной субкультурой 60-х гг. XX в., отразив­шей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов».

Понятие «контркультура» появилось в западной ли­тературе в 1960 г., отразив либеральную оценку ран­них хиппи и битников. Битничество зародилось в 1944-1945 гг. Родиной поколения битников оказа­лась Калифорния. Этот социокультурный полигон дал позднее миру Джимми Хендрикса и Дженис Джоплин, Джефферсон Эйрплейн, психоделический рок. Битни­чество поначалу не оформилось как литературное или художественное течение. Это была идеологическая агрессивная группировка, пытавшаяся отыскать в концептуально разнородной теоретической литера­туре обоснование новому жизнепониманию.

Определение понятия «контркультура» принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку, попытав­шемуся объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен.

 

Элитарная Культура

Народная культура в свете анализа ее современ­ной наукой противостоит элитарной культуре.

Элитарность - особое свойство культуры. Эли­тарность характеризуется следующими признаками:

1) культурные ценности создаются вне народной сре­
ды и без опоры на народную культуру;

2) культурные ценности создаются для «избранных»
в расчете на интеллектуальную верхушку общества.
Для адекватного восприятия элитарной культуры

необходима специальная подготовка, овладение за­пасом культурных знаний и навыков, которые не при­ходят сами собой. Элитарность - категория исторически подвижная.Например, романы И. Тургенева, живопись П. Пикассо,элитарные в свое время, с развитием общей культурынарода, под влиянием пропаганды, под воздействием.системы образования утратили свою элитарность.

Сильные стороны элитарности: 1)обеспечение прогрессивного развития культуры;

2)создание новых культурных ценностей;

3)расширение культурного диапазона национальной
и мировой культуры;

4)поддержание интеллектуального уровня культуры,
путем выполнения в обществе роли культурного
лидера.

Практически ни одна общественная культура не может обойтись без интеллектуальной верхушки: при отсутствии таковой общество захлестнет волна мас­совой культуры. Отрицательная сторона элитарности проявляется в опасности непоправимого отрыва от народных, национальных основ культуры, что может оказаться роковым для культуры в целом. Пример -Римская империя эпохи упадка.

Развитие культуры-выработало особую, крайнюю форму элитарности - эзотеризм, особенно распрост раненный в религии и искусстве. Эзотерические об­разы содержат иносказательность и могут восприни­маться адекватно малым кругом избранных.

Демократизм и элитарность для культуры личности играют также неоднозначную роль. К демократической культуре человек причастен с самого раннего дет­ства и для большинства приобщение к культуре этим ограничивается. Возможность же освоения челове­ком элитарной культуры зависит от его интеллекту­альной зрелости, особенностей воспитания и обра­зования.

Как в демократической, так и в элитарной культуре человек может чувствовать себя и комфортно, и дис­комфортно. Идеалом принято считать полноценную причастность личности как к демократической, так и к элитарной культуре.

Основная задача элитарной культуры - сохранение в культуре творческого начала, формирование цен­ностей и создание новых эстетических форм.

Творческая элита - динамическая социокультура образования, малочисленная, но влиятельная. Люди, принадлежащие к творческой элите, активные, ярко одаренные, способные к созиданию новых форм. Все, что они создают, ново, ломает существующие стерео­типы и правила и осознается обществом как нечто враждебное.

Элитарность - это свойство культуры, которое обус­ловлено исторической особенностью эпохи. Это ос­новное русло развития культуры, которого придержи­вается большинство. Элитарности противостоит массовая культура, становящаяся все более актив­ной в последнее время.

Массовая Культура

Массовая культура - своеобразный феномен со­циальной дифференциации современной культуры. Хотя аналогии родственных массовой культуре явлений встре­чаются в древней истории, зарождается она только в Но­вое время. Выделяют следующие факторы, способство­вавшие тому, что культура приняла вид массовой: 1(индустриализация и урбанизация; 2)трансформация сословных обществ в нацио­нальные;

3)становление всеобщей грамотности населения; 4)деградация многих традиций обыденной культуры

доиндустриального типа;

5) развития технических средств тиражирования и транс­ляции информации и т. п.

Массовая культура XX в. - полная противополож­ность элитарной культуре. Основные ее черты - анти­модернизм и антиавангардизм. Тогда как модернизм и авангардизм тяготеют к усложненной технике вос­произведения культурных произведений, массовая культура основывается на простой, отработанной тех­нике. Модернизм и авангардизм опираются на нова­торство; оно является условием их существования. Массовая культура консервативна и традиционна. Она опирается на усредненную языковую норму.

Политические сдвиги, способствовавшие возникно­вению массовой культуры,-установление демократий. Наиболее целостно концепция массового общест­ва и массовой культуры была представлена испан­ским философом, искусствоведом и критиком X. Ор-тегой-и-Гасетом.

Основная его работа - «Восстание масс». Позиция X. Ортеги-и-Гасета: 1 (современное общество и его культура тяжело больны; 2) бездуховность и бесцельность существования обы-

 

вателя навязывают стиль жизни обществу в целом; 3) обезличенная «масса» представляет собой «скопи­ще посредственностей», не следующих за «элитар­ным» меньшинством, восстающих против него; 4(элита вытесняется из традиционных для нее об­ластей - политики и культуры,что приводит к со­циальным катаклизмам XX в.; 5(человек «массы» - это не пролетарий, эксплуати­руемый труженик, а усредненный индивид. Он не способен к критическому мышлению, пассивен и самодоволен, ему достаточно относительного благополучия. При этом не имеет значения, к како­му социальному слою он принадлежит - высшему или низшему.

Среди факторов массовизации культуры и общества X. Ортега-и-Гассет выделяет «скученность» - голо­вокружительный рост населения, скапливание большого количества людей в городах. Так, сосредо­точенные в городах люди утрачивают традиционную культуру, духовно деградируют.

Представитель франкфуртской школы Г. Маркузе полагает, что к формированию массовой культуры приводят технологизация и бюрократизация современ­ного общества.

Массовая культура в современных условиях пре­вращается в самую прибыльную отрасль экономики -это индустрия развлечений, поп-культура, коммерче­ская культура, индустрия досуга и др.

По своему психологическому содержанию массо­вая культура несет в себе жизнелюбивые установки, избегает неприятных для аудитории сюжетов. Так, счастливый конец в кинофильме становится симво­лом масскультуры.

 

7. Экономическая культура- понятие, возникшее в работах ученых, посвященных рассмотрению хозяй­ственной деятельности в аспекте соответствия воз­никающих в ее процессе экономических отноше­ний с определенной системой ценностей. Согласно этой системе, определяемой общей культурой, раз­витием человека в целом, основной ценностью явля­ется собственность и коммерческий успех.

Экономическая культура предполагает: 1) уважительное отношение к собственности; 2{коммерческий успех (расценивается как большое

социальное достижение); 3)создание благоприятных условий для развития

предпринимательства и т. д.

Составными частями экономической культуры вы­ступают культура труда,распределение и потребле­ние материальных и духовных благ, культура рацио­нального использования времени.

Структурированный состав экономической культу­ры имеет следующий вид:

1)культура производства (контроль за качеством продукции);

2)культура распределения (разумное планирование производства и продвижения продукции соответ­ственно нуждам и запросам потребителей);

3)культура обмена (соблюдение условий договоров);

4)культура потребления (профессионализм работни­ ков торговли, права потребителей);

5)культура управления, культура труда (подбор, под­готовка, расстановка кадров, организация рабочих мест, система снабжения, процессы производства и сбыта продукции, распределения, потребления и создания условий труда в целом).

Особо в структуре экономической культуры высту-V пают организационная культура - совокупность обы- чаев, традиции, норм и правил поведения, сложив­шихся в данной организации, и экономико-экологи­ческая культура - соблюдение принципа разумной достаточности.

Качества людей, участвующих в процессе экономи­ческих отношений,- еще один аспект проявления экономической культуры.

Выделяют два уровня хозяйственной культуры лич­ности в зависимости от характера участия в экономи­ческой системе:

1) уровень повседневной хозяйственной культуры, где проявляются массовые, обыденные представления; 2)уровень профессиональной хозяйственной культу­ры, где концентрируются научные знания об эконо­мике, управлением ею и осуществляется практи­ческая управленческая деятельность. Профессиональный уровень экономической дея­тельности основывается на следовании трем прин­ципам:

1)рыночная (или какая-либо другая) экономика не является целью экономической реформы. Она
только средство, позволяющее каждому члену об­щества достигнуть уровня достойной жизни;

2)принцип дополнительности и гарантированной со­циальной защиты, который предполагает при
необходимости проведения интенсивных экономи­ческих реформ использовать только такие пути их
осуществления, которые могут быть в той или иной мере компенсированы определенными социально-экономическими гарантиями;

3)принцип адекватности цены реформы, соотноше­ния цены и результатов.

Экономист С. В. Шахнович считает, что своеобра­зие современной экономической культуры в том, что она выступает синтезом материально-экономической и духовной жизни, выражает целостность экономиче­ской системы.

 

8. Информационная культура,возникшая вместе с научно-техническим прогрессом, представляет собой процесс получения информации при помощи новых способов, производственной и научной дея­тельности. Доступ к информационным сетям, зна­нию - определяющая основа для стратификации, раз­деления общества. На основе автоматизированного доступа к системам связи индивид или группа лиц могут получить информацию, необходимую для реше­ния профессиональных или личных задач. Происхо­дит процесс автоматизации и роботизации производ­ства и управления.

Культура в человеческом обществе - большое ин­формационное поле. Оно включает в себя: 1 (машинный язык;

2) память;

3) программы переработки информации.
Культура дает обществу языки - знаковые системы.

Ее необходимый компонент - социальная память, в которой хранятся духовные достижения человечест­ва, содержатся программы человеческого поведе­ния, отражающие опыт многих поколений предков.

Культура - это информационное обеспечение об­щества, где общество само создает свое информа­ционное обеспечение. Мир культуры предстает в трех основных аспектах:

1)как мир артефактов;

2)как мир смыслов;

3)как мир знаков.

Культура - это любые артефакты (искусственные созданные людьми предметы и явления), несущие в се­бе смыслы, т. е. выступающие как знаки, обладающие значениями. Совокупности знаков образуют тексты, в которых содержится социальная информация. Ин-\/формационная функция культуры позволяет обеспе- чить историческую преемственность и передачу со­циального опыта, сохранение, приумножение и рас­пространение во времени и пространстве накоплен­ных духовных богатств.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.