Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 8: Движение культуры во времени.





План темы:

1) Цикличность культуры.

2) Идея пассионарности.

3) Прогресс и культура.

4) Культура и цивилизация.

Цели изучения: ознакомление с теорией цикличности культур и идей пассионарности. Анализ соотношения прогресса и культуры, культуры и цивилизаций.

Студент, изучивший тему, должен:

а) знать основные положения теорий цикличности культур и теорий пассионарности;

б) иметь представление о соотношении прогресса и культуры;

в) уметь объяснять различия между западными и восточными цивилизациями:

При изучении темы необходимо:

а) изучать данные лекций;

б)ответить на тесты к теме;

в) обратиться к дополнительной литературе (Культурология П.С. Гуревич. М. 2006 г.)

 


1. Ведущей тенденцией любой культуры является идея «самосохранения». В то же время существующая культурная традиция не может оставаться неизменной. Никакое человеческое поколение не является копией поколения, которое ему предшествовало. С течением времени любая культурная традиция приобретает новый облик. Преображение культуры связано с тем, что она незаметно вбирает в себя нечто новое и это новое способствует ее большей устойчивости. Причем новое появляется в культуре, когда ее системная целостность начинает нуждаться в самоорганизации более высокого порядка. Иными словами, культура является самоорганизующийся системой, которая сама себя корректирует или приспосабливает к требованиям времени. Нельзя не видеть, что от простоты и примитива культура со временем продвигается к уровням большей сложности.

Начиная с конца VI в. до н.э. представители древнегреческой мысли придерживались идеи, что движение мира во времени циклично. Так, в частности, греческий философ Гераклит, глубинным основанием мира считал «огонь», который то вспыхивает, то гаснет. То есть изменения мира являют собой периоды расцвета и угасания. В течении двух последних столетий идея цикличного развития поддерживалась ведущими отечественными и зарубежными мыслителями. Этой идеи придерживались О. Шпенглер и Н.Я. Данилевский (лекция №3).

Британский историк А. Тойнби известен созданием теорий круговорота локальных цивилизаций. Тойнби разрабатывал «драматическое понимание истории». В какой-то момент исторического времени, обществу сама жизнь предлагает некий «вызов», который ставит под угрозу само существование общества. Общество должно ответить на эти вызовы. «Вызовы» и «ответы» в жизни общества непрерывно чередуются. Каждый из них служит энергетическим толчком к развитию.

Тойнби отрицает предопределенность угасания и гибели культуры, подчеркивает, что культура не есть организм с жестко заданным циклом существования. Пока человечество способно к творческим усилиям, культура будет вполне жизнеспособна. Развитие культуры не является вполне плавным и поступательным. Для развития культуры и человеческих обществ необходимы толчки или импульсы.

2. Известнейший отечественный ученый Л.Н. Гумилев, признавая теорию цикличности, стремился выявить причины, которые стимулируют наступление каждого нового периода. Ученый, исследуя большой исторический материал, пришел к выводу, что в основе всех крупных изменений в жизни общества, страны лежит некий эмоциональный импульс к действию, который следует понимать как «пассионарный толчок» (от лат. passio – страсть). Для целей научного анализа Гумилев предложил специальный термин – пассионарность.

Носители пассионарности – это люди, готовые жертвенно служить идеалу даже если он мнимый (Александр Македонский, Наполеон, Жанна д' Арк). Важно и то, что пассионарии владеют даром увлекать вполне нормальных людей своими идеями.

По мысли Гумилева, именно пассионариям человечество обязано очень многим. «Если бы пассионарии погибали, - пишет Гумилев, - не успев ничего сделать, то мы бы до сих пор приносили в жертву младенцев…Не было бы не пирамид, не открытия Америки, ни полетов в космос».

 

 

3. Развитие культуры тесно связано с идеей прогресса. Прогресс в развитии культуры связан с открытиями и завоеваниями человечества, которые открывают новые горизонты и перспективы развития человеческих обществ. В качестве наиболее яркого примера прогресса в культуре сложно привести изобретение письменности, которое позволило сохранять накопленные знания. Помимо несомненной ценности культурных нововведений всегда имеются скрытые до поры негативные побочные последствия.

Очень часто, говоря о прогрессе, мы имеем ввиду технические «завоевания». Эти завоевания выглядят весьма убедительно, но только в том случае, когда мы судим о качестве прогресса с позиции самой техники. Развивающаяся техника меняет и общающегося с ней человека. Но всегда ли в лучшую сторону?

В ХХ в. энергетические и преобразовательные возможности человека и природы уравновесились. Причем уравновесились весьма опасно, так как современный человек своими действиями способен внести хаос в гармоничное существование природы. Примеров тому масса; это и загрязнение промышленными отходами, и радиоактивная опасность и глобальное потепление. Человек стал опасен природе, а значит и самому себе. Он согласен рисковать, развивая атомную энергетику, он готов воздействовать на генетику ради невиданной урожайности, широко применять антибиотики, а также создавать новые виды оружия.

Современные философы и культурологи отмечают, что несмотря на цивилизованное (и безбедное) существование современного западного общества, оно сохраняет прежний настрой на достижение еще большего «изобилия» и жизненного предельного комфорта. Проблема в том, что современное общество слишком технокретично.

Об изъянах технического прогресса говорил Э.Фромм, один из виднейших философов к возведению технического века. Он полагал, что тенденция к возведению технического прогресса в высшую ценность имеет опасную оборотную сторону. У человека возникает «эмоциональная привязанность ко всему механическому, неживому…». Но такое пристрастие, согласно Фролиму, «ведет человека к безразличию по отношению к жизни вместо благоговения перед ней».

 

 

4. Культура и цивилизация.

Сам термин «цивилизация» имеет множество определений и широко применяется во многих науках. Довольно часто «цивилизованный» является эквивалентом слова «культурный».

Впервые слово «цивилизация» встречается у французского философа и писателя Мирабо. Цивилизация у него есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания.

Философ П. Мужоль подчеркивает, что понятие «цивилизация» охватывает собой совокупность всех открытий и изобретений, сделанных человеком. Цивилизация выражает степень совершенства науки, техники и культуры. И.И. Семеникова определяет цивилизацию как сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политических, культурных и экономических отношениях.

Цивилизации различаются по господствующей хозяйственной деятельности на:

1) земледельческие; 2) приморские; 3) континентальные.

Довольно часто цивилизованный мир делят на Запад и Восток. Э.Тоффлер выделяет следующие тысячелетние цивилизованные циклы: 1) сельскохозяйственная цивилизация; 2) индустриальная; 3) постиндустриальная.

В работах Ю.В. Яковца представлены семь мировых цивилизаций: 1) неолитическая; 2) раннерабовладельческая; 3) антическая; 4) раннефеодальная; 5) позднефеодальная; 6) индустриальная; 7) постиндустриальная. В этой классификации специфика культурного развития не рассматривается. В настоящее время распространена концепция о двух типах цивилизационного развития в истории человечества (автор – В.С. Степин): 1) традиционный тип развития; 2) техногенный тип развития. Данная концепция исходит из того, что типы цивилизации, их стратегии определяются культурой. Цивилизация есть воплощение проектных представлений культуры. Опираясь на культуру, люди и строят цивилизацию. Цивилизация есть уже нечто свершенное, устоявшееся. Ряд современных исследователей (Ю.И. Романов, Ю.В. Яковец) полагают, что только западноевропейская культура вышла на уровень цивилизации.

Прочих цивилизаций просто нет. На мой взгляд эта теория ошибочна. Собственно говоря теория эта европоцентрична и не отражает всего многообразия культур нашего мира. Более того, западноевропейская цивилизация, в настоящее время является цивилизацией техногенной. В рамках этой цивилизации природа воспринимается как мастерская и кладовая, а человек – как работник. Техногенная культура и цивилизация создала все предпосылки для впечатляющего прогресса человеческого общества, но вместе с тем она вплотную подвела человечество к гибели, породив острейший экологический кризис и разрушение человеческой духовности. Существенная черта техногенной цивилизации – утрата человеком власти над техническим прогрессом и его последствиями. Деление цивилизации на восточные и западные, предполагает не географический, а философский подход. И прежде всего это проявляется в понимании природы и места человека в ней. Если в западноевропейской техногенной культуре природа – работник, то на Востоке в обществе пропагандируют принцип невмешательства в природу.

Если в западноевропейской цивилизации человек – активное существо, призванное преобразовывать мир, то в восточных цивилизованных понятиях, мир следует не изменять, а адаптироваться к нему, не навязывать свою волю, а угадывать ритмы изменения мира.

Западноевропейский тип мышления предполагает направленность деятельности человека вовне, на преобразование окружающей среды. В восточной культуре доминирует стремление к самосовершенствованию человека (т.е. прежде, чем изменить мир, человек должен сам измениться в лучшую сторону).

Однако есть и общее для современных цивилизаций Запада и Востока. Прежде всего – это критерий принадлежности страны к цивилизованному мировому сообществу. Эти критерии универсальны и полезны для любого государства:

1) государство гарантирует основные права граждан (право на жизнь, достоинство, частную собственность и т.д.);

2) государство обеспечивает дипломатические и информационные связи;

3) государство имеет работающую административную систему и эффективно управляет своей территорией;

4) цивилизованное общество в лице государства утверждает гуманные нормы общественной жизни.

 








Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.