Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема № 7. Религиозная культура человечества.





План темы:

1) Религия как форма культуры.

2) Функции религий.

3) Понятие и функции мифа.

4) Христианство:

5) Православие;

6) Католицизм и протестантизм.

7) Ислам.

8) Буддизм.

Цели изучения: определение понятия и функции религии. Познание основ мировых религий.

Изучив данную тему, студент должен:

1) знать, что такое религия и каковы ее функции;

2) уметь охарактеризовать понятие мифа;

3) приобрести навыки объяснения основных мировых религий и их характерных черт.

При изучений данной темы необходимо:

1) изучать данные лекции;

2) ответить на тесты к теме;

3) желательно обратиться к дополнительной литературе.


1. Религиозная культура человечества представляет собой совокупный идеальный материал, имеющий свою неповторимую историю и множество отличительных особенностей. Важной частью как религиозной, так и духовной культуры в целом, является система ценностей, которая во многом определяется соответствующими религиозными представлениями.

Атеистически настроенные исследователи выделяют социальные, гносеологические и психологические причины возникновения той или иной религии.

Богословы в вопросе о происхождении религии опираются на Священное Писание, где говорится о создании мира и человека. Подобным образом объясняется происхождение религии и в Библии и в Коране. В основе религиозного сознания лежит вера, которая является одной из внесших человеческих ценностей, выработанных нашей цивилизацией за несколько десятков тысяч лет ее развития. Вера не требует доказательств и является крайне важной нравственной нормой, согласно которой человек мыслит, чувствует и живет.

В истории общества нередки периоды, когда религия дает нации такую сверхсилу, которая способна объединить все ее интересы, чувства и идеи, рождая новый религиозный дух. Главным содержанием всякой религий является вопрос о Создателе всего сущего и о божественном миропорядке. Для верующего человека в Боге бытие находит себе объяснение и оправдание, свою причину и конечную цель.



Большинство мировых религии утверждают, что Бог есть абсолютно свободная личность, наимощнейшая сила, самопричина и причина причин, совершеннейщий разум и безграничная любовь. Бог помогает людям (даже самым грешным) в их свободном стремлений к высочайшим проявлениям духа.

Личность простого человека считается несовершенной и ограниченной. Однако, являясь таковой, она представляет собой отражение другой личности, совершенной и абсолютной.

Для верующего человека существует лишь телесная смерть, т.к. душа человеческая бессмертна.

Практически для всех религий характерно понятие посмертного воздаяния. То есть от поступков человека во время его жизни зависит, получит душа этого человека награду или наказание после смерти.

Вообще, земная жизнь для верующего человека – это всего лишь подготовка, испытание перед переходом в мир иной. Религия настолько глубоко проникла в культуру, сознание, саму жизнь той или иной нации или группы людей, что представить их существование вне религии просто невозможно.

2. Все мировые религии играют важнейшую роль в жизни общества и выполняют присущие ей социальные и нравственные функции. Главными, из которых являются миротворческая и мировоззренческая функции, последняя формирует определенную систему взглядов на мир и общественные отношения.

Религии присуще также организационная, регулятивная, воспитательная и коммуникативная функции. Религиозные организации могут осуществлять и нерелигиозные функции, относящиеся к области экономики, политике и культуре. Кроме того, на определенных этапах своего существования религия активно концентрировала в себе научно-практический опыт и знание как в области специальных (астрономия, медицина), так и гуманитарных наук (литература, философия).

 

 

3. На раннем этапе существования человеческих обществ, все они обладали верой в природные стихии и культ умерших предков. Общее название такой культуры – язычество.

Первобытный человек не отделял себя от природы. А потому он и объяснял ее через посредство самого. Природа для древних людей представлялась живым организмом и события в ней уподоблялись человеческим отношениям. Человеческие страхи и надежды заставляли людей персонифицировать проявления закономерностей природы. Облик предполагаемых носителей природных событий и их отношений оказывались весьма сходным с обликом самих людей. Каждому природному явлению соответствовало свое божество. Не «ветер дует» в следствии перепадов атмосферного давления (современная трактовка), а дует бог ветра Борей (у древних греков), что-то замысливший или на что-то обидевшийся. У славян богом ветра был Стрибог.

Богов этих можно было задобрить («договориться» с ними) посредством заклинаний или жертвоприношений. Иногда в жертву приносили овощи, фрукты, хлеб, а иногда и животных, а то и людей. Именно человеческих жертвоприношений требовал бог войны Перун (у славян).

Все события, происходящие на земле, объяснялись для древнего человека участием божеств. Мир наполнялся богами и их непредсказуемыми поступками. Сложилась мифологическая картина мира.

«Миф» есть греческое слово, означающее «сказание», «предание».

Миф – это совершенно особая форма человеческого размышления. Само пространство мифа по этим же причинам характеризует целым рядом определений. По мнению авторитетного отечественного мыслителя А.Ф. Лосева миф есть:

- не просто вымысел;

- личная форма понимания мира, окружающего человека;

- миф принадлежит конкретной исторической эпохе;

- чудо повседневного существования.

В мифах Древнего мира и философия и метафизика и чувственная картина мира. В человеческой культуре миф выступил как важный фактор организации внутреннего единства людей.

Миф выполняет следующие функции:

- выстраивает существующие верования в систему;

- мотивирует смыслы обрядов и культов;

- находит должные обоснования для человеческих действий;

- способствует психологической консолидации (объединению) первобытного общества.

«Культ предков» означал веру древних людей в то, что их умершие предки существуют в виде духов, которые могут оказывать влияние на жизнь своих потомков. К умершим предкам обращались за помощью и защитой.

Тысячи лет языческой культуры не могли исчезнуть бесследно. До наших дней в видоизмененной форме дошел и «культ предков» и вера в приметы, гадания. Следами языческого прошлого являются: амулеты в автомобиле и реактивном самолете, татуировки, боязнь темноты, привидений и т.д. Рождение, наступление зрелости, брак, болезнь, смерть, похороны – во всех этих ритуалах, иногда вполне видимо, а иногда неявно, проступает культура язычества.

 

 


Христианство

Самая крупная по числу последователей религия (на 1996 г. 1млрд. 955 млн. человек).

Возникла в Палестине вокруг личности Иисуса Христа, в результате Его деятельности, а также деятельности Его последователей.

Дата Рождения Иисуса Христа была положена в основу нового летоисчисления (высокообразованным монахом Дионисием Малым).

Иисус Христос родился в небольшом палестинском городке Вифлееме в семье плотника Иосифа и его жены Марии. О большей части жизни Христа (вплоть до 30 лет)известно мало. О последних годах жизни Христа, когда он начал проповедовать новую веру. Весьма подробно сообщается в священной книге христиан – Библий.

Часть иудейской элиты, недовольная проповедью новой веры, сфабриковала против Иисуса Христа ложное обвинение. В результате чего Христос был осужден и распят. По истечении трех дней, после смерти, согласно Библии, Иисус Христос Воскрес из мертвых и был вознесен на небо.

Своей смертью Иисус Христос избавил мир от первородного греха, взяв на себя грехи всего мира.

Христианство, благодаря деятельности последователей Христа (особенно Апостолов) весьма быстро получило широкое распространение. К IV в. христианство стало государственной религией Римской империи. К XIII в. в христианство была обращена вся Европа. С конца 15 в. началась христианизация Америки. В 19-20 вв. в христианство была обращена значительная часть населения Африки и Океании. Людей, принимающей христианство привлекали в нем его очень высокие гуманистические принципы, его обращенность ко всем расовым, этническим и социальным группам.

Христиане почитают Иисуса Христа как второе лицо Божественной Троицы, которая представляет собой единое Божество в 3 лицах: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. В краткой форме основные догматы христианства изложены в Символе Веры (в трех исторических редакциях). В Символе Веры дана краткая формулировка 2 важнейших доктрин Христианства: учений о Святой Троице и о воплощении Иисуса Христа. Помимо этого, основная часть христиан принимает и другие христианские догматы, содержащиеся в символах веры: они верят в боговоплощение, крестную жертву Иисуса Христа, своей мучительной смертью искупившего грехи людей, вознесение Его на небо, грядущее второе пришествие Христа, будущее воскрешение мертвых и вечную жизнь после воскресения.

Большинство христиан признает необходимость совершения таинств – священных действий, призванных сообщить верующим Божью благодать.

Однако в вопросе о числе таинств и их пониманий различные христианские концессий далеко не единодушны.

Очень разнородная и богослужебная практика у христиан разных направлений.

В результате разделения единой Христианской Церкви в 1054 г., Христианство разделилось на католичество и православие.


5. Православие, одно из основных направлений христианства.

В 1054г., после раскола единой христианской церкви на Восточную (Православную) и Западную (Католическую), православие утвердилось в основном на территории современной Восточной и Южной Европы.

Из всех христианских направлений Православие в наибольшей степени сохранило черты и традиций раннего христианства. Согласно православному символу веры, православные верят в – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа – Божественную Троицу.

Также православные верят в искупительную жертву Иисуса Христа. Ради спасения грешного человечества. Он пришел на землю и принял мученическую смерть на кресте.

Они верят в воскресение Иисуса Христа и вознесение его на небо. Православные ожидают пришествия Иисуса Христа и установления на Земле Царства Божьего.

Православная церковь является единой, святой, соборной и апостольской. Она едина, потому что Бог един и потому что единый глава Церкви – Иисус Христос. Святость церкви исходит от Бога. Церковь считается соборной, поскольку она полная, законченная и не нуждается в дополнениях. Церковь является апостольской, т.к. она основана апостолами, посланным Христом распространять веру. Приобщение к церкви происходит через крещение.

Православные верят в посмертное воздаяние – рай и ад.

Религиозным символом у православных является крест, причем признается и четырех, и шести, и восьмиконечный крест.

В Православии признается семь таинств священнодействий, в которых под видимым знаком дается невидимая Божественная благодать. Это крещение, миропомазание, исповедь, брак, причащение, священство и елеосвящение. Особо выделяются евангельские таинства – крещение и причащение, которые непосредственно установлены Иисусом Христом. Крещение рассматривается как духовное рождение, во время которого умирает греховный природный человек и рождается новый.

Причащение – это приобщение Тела и Крови Христовых, в которые во время таинства пресуществляется хлеб и вино. Сразу же после крещения в православной церкви совершается таинство миропознания. Оно означает всеобщее рукоположение в звание мирян, во время которого человек призван получить дар Святого Духа. Таинство исповеди (покаяния) имеет целью примирить человека с Богом. На исповеди человеку отпускаются личные грехи. Таинство елеосвящения дает человеку оздоровление и исцеление от болезней. Таинство брака освящает супружеский союз мужчины и женщины. Священство – это таинство передачи через епископское рукоположение даров Св. Духа. Священнослужителям.

Наряду с 7 отмеченными таинствами в церкви совершаются и др. действия, сообщающие благодать. Это освящение икон и крестов, освящение воды, хлеба, жилища. Православные признают как Священное Писание, так и Священное Предание. Священное Писание (Библия) состоит из Ветхого и Нового Заветов. В Новый Завет входят четыре Евангелия, а также книги «Деяния Святых Апостолов», 21 послание Апостолов и книга «Откровение Иоанна Богослова».

Священное Предание в широком смысле слова – это живая память церкви. Сюда относятся постановления признаваемых церковью соборов и учения отцов Церкви.

По православному вероучению, для спасения человеку необходима помощь духовенства. Начало православному духовенству положено апостолами.

В настоящее время у православного духовенства существует трехстепенная иерархия: 1) диаконы; 2) иереи (священники) и 3) архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи). У православных практикуется монашество. В зависимости от пострижения или непострижения в монашество, православное духовенство делится на черное (монашествующее) и белое. Для белого духовенства доступны лишь две первые иерархические степени. В архиереи рукополагаются только монашествующие священники. Черное духовенство дает обет безбрачия.

В Православии распространено почитание Богородицы, ангелов и святых, принято общение с Богом и святыми перед иконами.

У православных сложный, детально разработанный и чрезвычайно торжественный культ. Богослужения более длительные, чем у др. конфессий. Во время богослужения возжигаются свечи, употребляется ладан, духовенство одето в нарядные облачения.

Православное богослужение сопровождается хоровым пением.

У православных нет жестокой церковной централизации. Крупные местные церкви полностью самостоятельны (автокефальные). Все автокефальные церкви равноправны.

У православных нет единого календаря. Большинство православных церквей перешло на григорианский календарь. Юлианского календаря по прежнему придерживаются Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская церкви.

Самым большим праздником у православных считается - Пасха – «праздник праздников». Еще 12 праздников считаются главными. К ним относятся: Рождество (7 января), Крещение Господне (19 января), Сретение (15 февраля), Преображение Господне (19 августа), Успение Пресвятой Богородицы (28 августа), Воздвиженье Креста Господня (27 сентября), Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, День Св.Троицы.

Перед некоторыми праздниками соблюдается многодневные посты. Особенно строгим считается пост перед Пасхой. Общая численность православных в 1996-182 млн. человек. Наибольшее число их имеется в России – около 100 млн. человек. Также – на Украине (30 млн. человек), Румынии (20 млн. человек), Греции (10 млн. человек), Сербии (7 млн. человек), Белоруссии (6 млн. человек).

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.