Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 14: Уникальность и своеобразие российской цивилизации и культуры





План темы:

1) Двойственность и противоречивость российской цивилизации.

2) Факторы, повлиявшие на формирование российской цивилизации.

3) Державность и соборность как основные доминанты российского исторического развития.

4) Споры об историческом и культурном путях России.

 

Цели изучения: познание самобытности и уникальности русской цивилизации. Анализ факторов, повлиявших на становление русской цивилизации и культуры.

Студент, изучивший данную тему, должен:

а) уметь объяснить двойственность и противоречивость российской цивилизации;

б) знать основные факторы, повлиявшие на становление русской цивилизации;

в) понимать термины «державность» и «соборность» и уметь анализировать их.

При изучении темы необходимо:

а) изучать данные лекций;

б) ответить на тесты к теме;

в) обращаться к дополнительной литературе.

 

1. Российская цивилизация обладает общими чертами и по отношению к европейской цивилизации и по отношению к традиционным цивилизациям Азии. Это объясняется нахождением российской цивилизации на межцивилизационном пространстве между Востоком и Западом. Вместе с тем российская цивилизация является молодой, у нее «под ногами» нет древних, первичных цивилизаций, которые заложили бы ее основы, повлияли бы на нее. Тем не менее, российская цивилизация испытывала, конечно, влияние европейской (особенно византийской) цивилизации. Но оставаясь при этом уникальной и самобытной.

Исторически Киевская Русь формировалась на европейской половине межцивилизационного пространства, но затем Московская Русь переместилась на его восточную половину. И киевская, и московская культуры оказались двуосновными. Московия несла в себе генетически закрепленные европейские качества и в то же время вобрала в себя азиатские черты Золотой Орды.

Двойственность, противоречивость многих характеристик России вытекают из ее своеобразия:

1) лесные и степные пространства России, породившие различия в хозяйствовании и в быте;

2) вековое подчинение власти и отторжение от нее;

3) континентальность и огромная морская линия на Севере и Востоке страны;

4) чувство державного величия, гордости за державу и чувство индивидуальной приниженности, зависимости;

5) подчиненность, долготерпение и бунтарство. Централизованное, иерархическое государство наверху и общинность внизу.

Современная историческая наука полагает, что российская цивилизация возникла в 12-13 вв. на Северо-Востоке Руси (Владимиро-Суздальское княжество).

 

 

2. К концу 16 в. российская цивилизация обрела свои определенные черты и характеристики, которые складывались под воздействием ряда факторов.

Прежде всего, это географический и природно-климатические факторы. К ним относятся величина страны, богатство природных ресурсов, слабая и неравномерная заселенность страны, северное расположение, отсутствие по периметру России труднопреодолимых природных рубежей. Последний фактор в ранней истории Руси способствовал движению завоевателей с Востока на Запад. Но он же облегчил колонизацию русских на Север и Восток вплоть до Тихого океана.

Крупнейший русский историк С.М. Соловьев первым установил прямую связь между северными природно-климатическими условиями и отличиями в повседневной жизни россиян от населения Западной Европы. Такие факторы как холодная затяжная зима, скудные почвы, огромные расстояния, отсутствие хороших дорог наложили глубокий отпечаток, как на характер русского общества, так и на форму государства.

Русские земледельцы веками были заложниками природы. Россия имела и имеет почти 70% земли непригодной к продуктивному земледелию.

На Западе сельскохозяйственный цикл – 200 дней. На Руси, в средней полосе, сельскохозяйственный год 100-120 рабочих дней. Это меньше, чем в Прибалтике или Скандинавии. Главную крестьянскую работу, которую европеец выполнял за 40 дней, русский должен был выполнить за 22 дня. Отсюда постоянная потребность в коллективном труде, в общине.

На северо-востоке Руси, где ядро российской цивилизации, неплодородные почвы (всего 15 см. плодородного слоя). Природно-климатические условия стали главным фактором экстенсивного расширения территории Руси на Восток и Юг. Они же определили и характер Российского государства с сильным центром и авторитарной властью. Богатство природных ресурсов, характерное для России только на первый взгляд выглядит как благо. Довольно часто изобилие ресурсов становится фактором, развращающим общество и власть.

Геополитические факторы прямо связаны с природными условиями, веками выводя на первый план высокую степень милитаризации и централизации огромной державы для обеспечения сохранности и единства. Ключевыми чертами геополитического положения России являются:

- центральность территорий и затрудненность доступа к открытому океану;

- положение на стыке двух миров: мира земледельцев и мира кочевников, мира азиатского и европейского, христианского и мусульманского, католического и православного;

- континентальность, гигантские размеры территории.

Не менее важным является и религиозный фактор. Российская цивилизация – православная, но в то же время многоконфессиональная (т.к. в России представлены и ислам, буддизм, иудаизм, католичество).

Социально-психологические и культурные факторы тесно связаны со славяно-православной основой, византийским и ордынским влиянием, сложными отношениями с Западом и мусульманским Востоком. Русская цивилизация всегда была многоэтничной. На территории России смешивались славяне, угро-финны, балты, тюрки, монголы и т.д. Многоэтничность наложила отпечаток на историческое развитие страны.

 

 

3. Основными доминантами российского исторического развития являются «державность» и «соборность». Изначально державность насаждалась «сверху» и объяснялась необходимостью защиты от внешнего врага, соборность складывалась «снизу» в процессе взаимопомощи в общине. Обе доминанта сыграли большую роль в истории страны, влияя на исход многих исторических событий. При этом державность – это не только примат государственного начала, она постепенно перерастала в идеологию централизации власти, и далее в авторитаризм и тоталитаризм.

Соборность – это не только общинность, но и подавляющий личность коллективизм. Отсюда надежда в решении проблем не на собственные силы, а на государство.

 

 

4. Со всеми этими факторами связаны и особенности русского мышления, а затем и русской философии. Русская культура уходит своими корнями в жизнь русского народа. Она развивалась из осмысления русскими людьми их христианско-православного наследия. Ведущим представителем русской философии был славянофил А. Хомяков. Славянофилы выступали против западного эгоистического мышления. В противоположность европейскому возвеличиванию «я» восточное укоренено в «мы». Славянофильство – направление, приверженцы которого настаивали на самобытном развитии России, на уникальности и своеобразии нашей страны. Славянофилы стремились доказать, что славянский мир призван обновить Европу своими нравственными и религиозными достижениями.

Славянофилам возражали западники, которые считали неизбежным для России повторение европейского пути. Приверженцы западничества отвергали идею «избранности» и уникальности России.

Для русской цивилизации характерно четкое разделение народа и власти, общества и власти. Власть, правительство сами по себе, народ и общество сами по себе. Более того, народ этой власти не доверяет, а общество эту власть постоянно критикует. Это можно объяснить авторитарным, деспотическим характером к царской и советской власти. Власть почти всегда не спрашивала мнения общества, не советовалась с ним. А у общества не было возможности хоть как-то контролировать эту власть.

 


Глоссарий.

Авторитарный – властный

Аксиология – учение о ценностях

Антисциентизм – концепция, оценивающая науку как силу, враждебную человечеству.

Геополитика – концепция, использующая географические данные для обоснования империалистической политики.

Доктрина – учение, научная или философская теория.

Доминанта –господствующая идея.

Канонический – свод обязательных правил.

Коммуникация – общение, связь.

Культурогенез – происхождение культуры.

Культурная матрица – культурный стандарт, схема.

Менталитет – определенный образ мыслей, совокупность духовных установок.

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний.

Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога.

Семиотика – наука о знаках и знаковых системах.

Сциентизм – концепция, заключающая в абсолютизации роли науки в системе культуры.

Социокод – кодирование социальных знаний.

Феномен – необычное, редкое явление.

Ценностная ориентация- система ценностей, которыми человек руководствуется при совершении поступков.

Эпос – повествование о событиях, предполагаемых в прошлом.

Цивилизация – уровень, степень общественного развития материальной и духовной культуры.

 


Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Гуревич П.С. Культурология. М., 2005 г.

2. Кармин А.С. Новикова Е.С. Культурология – СПб., 2005г.

3. Кравченко А.И. Культурология. – М., 2005г.

4. Розин В.М. Теория культуры. М., 2005г.

5. Соколов Э.В. Культурология. М, 1994г.

6. Культура и культурология: Словарь /сост. А.И. Кравченко. М., 2003г.

7. Народыи регии мира /Энциклопедия, М.,1999г.

8. Мифы народов мира /Энциклопедия, т.1,2. М., 1998г.

9. Культурология 20 в.: Энциклопедия, СПб., 1998г.

10. Лосев А. Философия. Мифология. Культура. М., 1991г.

11. Лихачев Д. Культура как целостная среда //Новый мир. 1994г. -№8.

12. Метцев В. Проблемы теории культуры. М.,1997г.

13. Мень А. История религий: в поисках Пути, Истины и Жизни, М., 1994г.

14. Религия М. Писманина. М., 1998г.

15. Степин В. Философия науки и техники. М., 1995г.

16. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1992г.

17. Тойнби Н. Постижение истории. М.. 1991г.

18. Эрн, Флоренский, Булгаков. История религии. М., 1991г.

19. Юркевич А. Цапенко И. Мифы о науке.//Вопросы философии – 1996г. №8.

20. БердяевН.А. Смысл истории. М., 1994г.

21. ясперс К. Смысл и назначение истории. М.. 1991г.

22. Гийу А. Византийская цивилизация. Екатеринбург, 2005г.

23. Д. Сурдель, Ж. Сурдель. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург, 2005г.

24. Жан Ле Гофф. Цивилизация средневекового запада. Екатеринбург, 2005г.

25. П.Шоню. Цивилизация классической Европы. Екатеринбург, 2005г.

 

Ресурсы Интернет:

1. http://www.kyoturolog.Narod.ru;

2. http://www.filosofia.ru;

3. http:www.philosophy.nsc.ru/life/journals.html.

 


Вопросы к экзамену (зачету)

1) Понятие культурологий. Появление термина «культурология».

2) Цели культурологии.

3) Методы культурологии.

4) Определение и функции теоретической культурологии.

5) Прикладная культурология, ее цели и методы.

6) Понятие культуры.

7) Классификация определений культуры.

8) Смысл и функции культуры.

9) Основные вехи культурной эволюции человечества.

10) Вопросы типологии культур.

11) Типология О. Шпенглера.

12) Типология Н.Я. Данилевского.

13) Типология К.Ясперса

14) Религия как форма культуры.

15) Функции религии

16) Понятие и функции мифа

17) Христианство как мировая религия

18) Православие как одно из основных течений в христианстве

19) Протестантизм и католичество

20) Ислам как мировая религия

21) Буддизм как мировая религия

22) Цикличность культуры

23) Идея па ссионарности Л.Н. Гумилева

24) Прогресс и культура

25) Культура и цивилизация

26) Понятие ценности в культуре

27) Понятие «аксиологии».

28) Поляризация ценностей.

29) Высшие ценности

30) Понятие науки и ее функции

31) Синергетика – новый взгляд на мир

32) Ответственность науки

33) Понятие, содержание т функции культуры

34) Виды искусства

35) Направления (течения) в искусстве

36) Понятия «этнос» и «нация»

37) Этнокультурные стереотипы (понятие и виды).

38) Менталитет и ментальность

39) Национальный характер. Национальные характеры русских, американцев, англичан, японцев.

40) Знаковые системы.

41) Понятие и природа символа

42) Культурные коды.

43) Социокод

44) Двойственность и противоречивость российской цивилизации

45) Факторы, повлиявшие на становление российской цивилизации

46) Державность и соборность как основные доминанты российского исторического развития.

47) Споры об историческом и культурном путях развития России.

48) Отношение к власти в русской культуре.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.