Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 3 Культура древнего Востока





Культура Междуречья

Культура Древнего Китая

Культура древней Индии

Древним Востоком в литературе обычно называется совокуп­ность культур, расположенных на восток и юго-восток от греко-римского мира. Разумеется, сам этот термин является весьма ус­ловным, поскольку граница между греко-римским миром и древ­невосточными культурами никогда не была резкой. С одной стороны, восточные народы иногда проникали далеко на запад. С другой — древние греки, проводя активную колонизацию, выхо­дили далеко на восток. Кроме того, граница между «Востоком» и «Западом» в разные исторические эпохи проводилась по-разному, и ее расположение в процессе исторического рассмотрения сле­дует каждый раз уточнять.

Древний Восток как культурная целостность включает культу­ры Южной Азии и Северной Африки, а также Индии и Китая. По мнению исследователей, древние культуры Южной Америки, культуры майя, ацтеков, инков, хотя в чисто географическом смысле и не являются «Востоком», типологически должны быть отнесены к древневосточной цивилизации. Представляется, что такая точка зрения не лишена оснований, поскольку типологичес­кое сходство действительно очень велико.

Культура Древней Месопотамии (Двуречья)

В IV—III тыс. до н. э. на территории Двуречья — долине рек Тигр и Евфрат — возникла и утвердилась цивилизация высочай­шей культуры, один из древнейших очагов человеческой цивили­зации. При этом в Двуречье стремительно (по историческим мер­кам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран, переме­шивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепо­сти, города. Динамичной, разнообразной была история и культу­ра Двуречья.



Древнейшая культура Двуречья — шумеро-аккадская. Именно шумеры, по мнению большинства современных востоковедов, являются родоначальниками всейвавилонской культуры. Их куль­турные достижения бесспорны: шумеры создали первые в чело­веческой истории поэмы о «Золотом веке», написали первые эле­гии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры — авторы первых и древнейших в мире медицинских книг — сбор­ника рецептов: они разработали и записали первый календарь зем­ледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях.

Древнейшая на земле письменность — шумерская клинопись — принадлежит этому же народу. Она очень декоративна и, как по­лагают исследователи, берет начало от рисунков. Клинопись воз­никла как идеографическо-ребусное письмо, впоследствии превра­тившееся в словесно-слоговое.

Наследницей шумеро-аккадской цивилизации признана Вавило­ния. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи (правил в 1792— 1750 гг. до н.э.) город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаме­нитыйСвод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Со­гласно Своду, каждый человек имел определенные обязанности и права в соответствии с положением, занимаемым на иерархичес­кой лестнице. В верованиях древних обитателей Двуречья огромную роль иг­рал культ воды. Другим важным культом считался культ небесных светил. Внимание к звездам и планетам способствовало быстро­му развитию математики и астрономии. Так, созданная матема­тиками шестидесятиричная система и по сей день существует в исчислении времен (в минутах, секундах). Вавилонские астроно­мы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений и в целом значительно опередили в астрономических наблюдениях египтян. Накоплен­ные в течение тысячелетий народами Древнего Двуречья знания о мире и его устройстве, сущности и предназначении человека ста­ли исходным материалом для последующих евразийских цивили­заций.

Пафос силы и жестокости характеризуетассирийское искусст­во (I тыс. до н.э.). В нем примечательны изображения грандиоз­ных и высокомерных крылатых быков, с надменными человечес­кими лицами и сверкающими глазами. Беспримерны для миро­вого искусства изображения царской жестокости: сцены сажания

на кол, вырывания у пленных языка, сдирания кожи в присут­ствии царя, что свидетельствует о невысокой религиозности ас­сирийского общества. В городах Ассирии преобладали не культо­вые сооружения, а дворцы и светские постройки, так же, как в рельефах и росписях ассирийских дворцов — не культовые, а свет­ские сюжеты.

Следует отметитьархитектуру Вавилона. В городе имелось 24 больших проспекта. Достопримечательности того времени: Ва­вилонская башня — одно из семи «чудес света»; грандиозный се­миярусный зиккурат высотой 90 м.; озелененные террасы Вави­лонской башни или «висячие сады» Семирамиды.

На смену Вавилону и Ассирии пришла в VI в. до н.э.Иранская империя. Искусство Ирана, как полагают исследователи, — более светское и придворное: в нем почти нет той жестокости, прису­щей искусству ассирийцев. В IV в. до н.э. Иран, как и Египет, был завоеван Александром Македонским и включен в сферу влияния

эллинистической культуры.

Государственная религия Ирана — зороастризм (по имени ос­нователя этой религии Заратуштры — Зороастра в европейской транскрипции). Исходные положения зороастризма — поклонение огню и вера в борьбу добра — света со злом и тьмой, которая ле­жит в основе мироздания.

Смена господствующей религии относится к VII в., когда Иран был завоеван арабами, ради утверждения новой веры (ислама) раз­рушавшими цветущие города. Территория государства получила названиеИрак.

Культура Древнего Египта

Древний Египет — первая великая могущественная держава, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное госу­дарство. Основные принципы, на которых строилась верховная власть Египта, — её незыблемость и непостижимость. Сакральный характер древнеегипетской культуры проявляет­ся в ее глубокой символичности. Главные символы: сфинкс, фа­раон, боги Ра и Осирис, пирамида, анкх.

Сфинкс как олицетворение тайной мудрости — универсальный символ цивилизации Древнего Египта, имеющий облик фантастического существа с человеческим лицом и телом льва. Он рас­крывает загадку сущности человека, которая мыслилась египтя­нами как сочетание духовного и природного естества, мысли­тельной и физической силы. Выступая в качестве посредника между царством живых (бога Ра) и царством мертвых (бога Оси­риса), сфинкс словно говорит: человеческая жизнь — это крат­ковременный промежуток между двумя несоразмерными про­странствами — прошедшего и будущего. Самый большой сфинкс выполнен в первой половине I тыс. до н.э., он до сих пор стере­жет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз больше человеческой, а длина тела 57 м.

Сфинкс выступает олицетворениемфараона, имеющего двой­ную природу: божественную и человеческую. В Дрернем Египте фараон считался потомком и наместником богов, призванным устанавливать божественный порядок и вершить справедливость (маат) на земле. Человек не вправе нарушать устновленные бога­ми и фараонами законы, а должен повиноваться им.

Священный атрибут богов, знак их мудрости и власти,анкх или египетский крест с петлей, «ключ Нила». Он символизирует жизнь как точку сообщения между мирами — божественным и земным, духовным и материальным. Анкх выражает фундамен­тальную для древнеегипетской культуры идею бессмертия чело­веческого существования. Смерть рассматривалась как переход к иной, лучшей жизни.

Египтяне полагали, что вечной, нехрупкой душе удобнее все­го вернуться в свое прежнее и отныне — тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпаль­ницы —пирамиды. Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не толь­ко царь или вельможа обладал вечной жизненной силой — «ка», т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ри­туал погребения. Забота о сохранении тела умершего привела к воз­никновению искусства изготовления мумий и бальзамирования.

Идея бессмертия, неуничтожимости человеческой сущности нашла наглядное воплощение в произведениях архитектуры (пи­рамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина), в скульптуре (статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет), в живописи (росписи гробниц в Саккаре, в Луксоре) и в литературе («Тексты пирамид»). Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом.

Важнейшая составная часть культуры Древнего Египта —ри­суночное символическое письмо (иероглифы). Характерно, что в

дальнейшем оно превратилось в слоговое. Тайна древнеегипетс­ких иероглифов разгадана лишь вXIX в. французским ученым Франсуа Шампольоном.

В духовной культуре особое значение приобретают просвещение (создание при дворцах фараонов, а затем и в храмах первоначаль­ных школ, позднее в крупных государственных учреждениях, где шло обучение чтению, письму, счету); техника (мотыги, арки, гон­чарный круг, журавль, водоподъемное колесо и др.); технология (обработка металла, бронзы, меди, золота, серебра, керамики, тка­чество); наука — астрономия (знаки зодиака, изобретение кален­даря^; математика (введение десятичной системы исчисления, дроби, элементы алгебраических исчислений, вычислена поверх­ность шара и др.); медицина (бальзамирование, знание анатомии, зачатки терапии, хирургии, стоматологии); география — торговля и военные экспедиции расширили познания в этой области. В це­лом следует считать, что зарождение и развитие научных представ­лений египтян тяготело к естественным наукам. Не случайно гре­ки всегда смотрели на египтян как на страну древнейшей мудрос­ти и считали египтян своими учителями.

Тип циклического развития, возникший в глубокой древности, в разных вариантах имеет широкое распространение и сейчас. Поскольку главные черты сформулированы на примере стран Востока — прежде всего Индии, Китая, где он нашел классичес­кое выражение, его можно назвать восточным типом цивилиза­ции. Эта цивилизация охватывает большой временной отрезок — с серединыII тыс. до н.э. по XVII в. н.э.

Общество, относящееся к подобному типу развития, существует в рамках исторического времени, образующего: прошлое, настоя­щее и будущее. Однако представление о времени имеет свои осо­бенности: время земное, в котором живут люди, и время небес­ное, в котором обитают боги, течет как бы одновременно. На Востоке боги, небесные силы рассматриваются как часть живой природы — будучи рядом с людьми, они участвуют в их жизни и влияют на нее. Душа человека на Востоке считается бессмертной и лишь меняет форму проявления. Так, существуют в настоящем, но в другой форме, умершие предки (прошлое), и неродившиеся потомки (т.е. будущее). В некоторых обществах время восприни­мается как циклическое, периодически возвращающееся к исход­ной точке. С подобными представлениями о времени связана по­этизация прошлого. «Золотой век» для этих народов всегда в про­шлом, которое содержит образцы поступков и действий. Устойчивость восточной цивилизации — главная особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый ры­вок (античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономичес­ких структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплош­ная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации, а органично, вписываются в старое и растворяются в нем. Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые ему элементы. Так, нашествия «варваров» не только не уничто­жили Китайское государство, но даже не прервали его существо­вания.

Кроме того (в отличие от Европы), Восток всегда был многоконфессиональным. И даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживается с иными традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения ни происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.

Второй важной особенностью Востока являлось то, чтообще­ство здесь не утратило связи с природой. Цивилизации Востока и Европы в этом отношении шли разными путями. Европейцы из­брали простой путь. Убедив себя, что человек есть венец творе­ния и все в этом мире создано исключительно для его пользова­ния, европейцы принялись расхищать богатства природы и пере­краивать ее на свой лад, не считаясь с наносимым ей ущербом. В отличие от них человек Востока никогда не терял связи со сре­дой обитания. Свои помыслы он направил не на создание меха­низмов, возмещающих собственное несовершенство, а, напротив, на совершенствование своей души и тела.

Китайская философия, например, учила, что мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему, поэтому его не нужно переделывать. Напротив, нужно самоустраниться, уподо­биться природе, чтобы не мешать существованию гармонии. Из­начально природе присущи пять совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), искренность (синь) и мудрость (чжи). С точки зрения великого китайского философа Конфуция (551—479 до н.э.), личность получает свое со­держание непосредственно от природы. Природа награждает ее талантом, и ее талант — следствие могучего творческого процесса в природе. Следовательно, в этом мире человек — не господин, а

Под варварами здесь понимаются кочевые племена, жившие на границах Китая и находившиеся на стадии разложения первобытнообщинного строя.

лишь одна из составных частей природы. А раз так, то целью че­ловека должна являться не вражда, а стремление быть с приро­дой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Показательно, что даже стили различных бое­вых искусств произошли из наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медведя, обезьяны и др.). До сих пор не имеет себе равных восточная медицина.

Таким образом,в основе гармонии общества и природы лежала идея социо-этико-политического порядка, санкционированного великим Небом. И эта идея поддерживалась и развивалась в уче­ниях даосизма и конфуцианства.

Не испортил эту идею и буддизм, составивший вместе с дао­сизмом и конфуцианством философско-религиозную триаду (саньцзяо), духовный стержень китайской культуры.

Глубоким значением единства человека и природы проникну­такультура Индии. Об этом свидетельствуют источники древней письменности —религиозно-философские тексты («Веды», «Ригведы» и «Упанишады»). В них ставятся вопросы о едином творении мира, о назначении человека, т.е. выдвигаются и обсуждаются вопросы космологии (устройства мира), теологии (учения о боге), сотериологии (учения о спасении). В данном контексте принци­пиальным выступает то обстоятельство, что авторы ведических гимнов, переходя от единства мира к его многообразию, «усмат­ривают единый закон развертывания этого многообразия (одно­временно космический, социальный и моральный)»*.

Важность указанного закона (именуется «ритой», реже «дхармой») состоит в том, что он, с одной стороны, открывает путь к микрокосмосу, где господствует закон, воздаяния за доброе и злое — карма, с другой — включает социоприродный порядок в порядок космический. Идея кармы, как и идея вечного круго­ворота жизни, перерождения души (сансары), направляла раз­мышления о жизненном пути в русло самосовершенствования:

твое перерождение определяется суммой хорошего и плохого в жизни предыдущей. С этим многие современные ученые свя­зывают характерные для всей индийской культуры признаки род­ственности всего живого в природе, неутилитарное отношение к ней, стремление к изменению не внешнего мира, а внутрен­него — самоограничение, самосовершенствование.

Отличительной чертой индо-буддийской культуры являлось почитание знаний. Древнеиндийские афоризмы гласят: «Высшим благом среди всех зовут знание: его не отнять, оно неоценимо, оно никогда не иссякает»; «не сравнится власть с ученостью. Царя чтут лишь в его стране, ученого — повсюду»; «лишенный знания — словно скотина».

Для цивилизаций Востока характерна особенная привержен­ность традициям. Возникающее новое получает оправдание толь­ко тогда, когда можно подыскать что-нибудь подобное в древно­сти. Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменя­ясь, но сохраняя при этом обязательно черты сходства. На протяжении 3000 лет на Востоке можно было встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д. В Китае любое неоправдан­ное нарушение традиций (даже самых незначительных) осужда­лось.

В Индии особая приверженность традициям в социальной жиз­ни проявлялась в организации сельской общины. На протяжении многих веков сельская община защищалась от произвола центра религиозными верованиями, обычаями, традициями. Замкнутый образ жизни общин ставил их вне политических бурь и потрясе­ний. «Основой политического строя, —писал выдающийся поли­тический деятель Индии Дж. Неру (1889—1964), —была самоуп­равляющаяся деревня, которая сохранялась без существенных из­менений, в то время как правители приходили и уходили. Новые переселения извне и захватчики затрагивали лишь поверхность этого строя, но не его корни. Власть государства при всем ее внеш­нем деспотизме обуздывалась тысячами обычаев и законодатель­ных ограничений, и ни один правитель не мог свободно нарушать права и привилегии сельской общины»*.

РЕЛИГИЯ

Один из показателей в характеристике любой цивилизации — отношение к религии. На Востоке это отношение весьма отлича­ется от западного. Да и сами религии здесь разнообразны. К при­меру,конфуцианство. Его называют религией, но это, скорее, на­бор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе. Боги не очень-то волнуют Конфуция. «Богов я почитаю, но дер­жусь от них подальше» — вот его жизненный принцип.

Другая религия—индуизм (Индия). В ней боги, вроде бы вла­ствуя над природой, одновременно являются ее частью и находят­ся в зависимости от нее. Пример: на Западе монахи вели праведный аскетический образ жизни, так как именно такая жизнь угод­на Богу и обеспечивает райское блаженство. В индуизме же аске­тизм —способ сравняться с богами, а иногда и превзойти их. От­шельник-индус благодаря аскетизму приобретал такую силу, что мог налагать на богов проклятье и насылать на них всяческие не­счастья.

Зная могучую силу аскетизма, ему нередко следуют и сами боги. Еще одной религией, возникшей на Востоке и ставшей впоследствии мировой, являетсябуддизм. Его основатель — Буд­да — одновременно представляет собой и некий космический разум, с которым стремятся слиться его последователи путем освобождения от суетных желаний и страстей, привязывающих людей к Земле и заставляющих рождаться вновь и вновь в раз­ных обликах. Достигнув же нирваны (просветления), человек переходит в новое качество — неземное. И, наконец, вдаосизме(возникшем в Китае) бог как таковой вообще отсутствовал. Вме­сто него здесь присутствовало понятие «дао» (путь) — некая пер­вооснова всех вещей, познав законы которой и следуя им, чело­век становился совершенным.

Религии Востока — это прежде всего пути самосовершенство­вания, а через них — и совершенствования окружающего мира.

Существенную часть мировоззрения людей Востока составля­ла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений каждого че­ловека в разных обликах, причем будущий человеческий облик следовало заслужить праведной жизнью. В противном случае воз­никала опасность возродиться кем угодно. Подобная теория по­родила представление о вечном движении всего живого в замкну­том цикле (все когда-то уже было и когда-нибудь повторится вновь).

Отсюда же берет происхождение и знаменитый фатализм Вос­тока — вера в невозможность и ненужность изменения предназ­наченной судьбы. Вот как рассуждал Конфуций, заехавший в раз­бойничьи земли: «Если небу угодно погубить мудрость, заключен­ную во мне, — так и будет. А если нет, то что могут сделать мне эти разбойники?».









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.