|
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ВОСТОКАСоциальные структуры Востока весьма разнообразны: здесь и замкнугые касты (Индия), и возможность перехода из одной социальной группы в другую путем сдачи государственных экзаме нов (Китай). Не менее причудливыми были и политико-экономические формы. Так, империю Тан в Китае именуют феодальным государством. Однако со своих земель китайская знать не получала ни гроша. Все доходы поступали в казну, а уже оттуда (в виде жалованья) к феодалам, занимавшим различные посты в государственном аппарате. Этим они низводились фактически до роли простых чиновников. Социальные роли в обществе были четко закреплены, и изменения в положении его членов жестко контролировались. Конфуций говорил: «Правитель должен быть правителем, а подданный —подданным, отец—отцом, а сын —сыном». Казалось бы, какая тут особая мудрость. Однако речь идет о важном: в человеческом сообществе каждый играет определенную роль и менять ее человеку не дано. Поскольку общество восточного типа было построено на принципах коллективизма, там отсутствовала классовая структура и классовые категории к нему неприменимы. Это страны, где не существовало рыночной экономики и ярко выраженной социально-классовой дифференциации. В таком обществе есть бедные, есть богатые, но нет собственности как производящего и умножающегося капитала. Понятие частной собственности в полном смысле отсутствовало. Речь могла идти о коллективном (община, племя, корпоративное объединение) праве на пользование, владение ресурсами (водой, землей и т.п.). Верховным собственником всего выступало государство, власть. Принадлежность к власти (должность) опосредованно давала право на собственность (она могла быть и наследственной). Но это не частная собственность. Восточное общество построено на особом типе связей, которые имели исключительно вертикальный характер, т.е. все связи в обществе замкнуты на властных структурах. Горизонтальные, независимые от власти, связи (экономические, духовные, политические) межу общинами отсутствуют. Власть единоличного правителя ничем не ограничена, и он рассматривался как наместник бога на земле. Тип государства — деспотия. Подобное устройство находило опору в религиозных системах. Конфуций выдвинул тезис: государство — это та же семья, хотя и большая. Ему принадлежит идея разумного управления государством через мудрых и справедливых чиновников. Добродетельное правление, как утверждалось, приведет к социальной гармонии. Социальная стабильность обеспечивалась за счет уравнительности, недифференцированности общества. Возникающие на протяжении истории частнособственнические тенденции неизбежно подавлялись государством или ставились в зависимость от него, государство и общество нераздельны, слиты. Ни одно лицо, ни богатые, ни бедные, ни знать, ни простолюдины не имели никаких прав, ни возможностей отстаивать свою личную и имущественную неприкосновенность. В таких условиях не могли возникать политические партии, борьба идей. Традиция, апробированная опытом многих поколений, канонизировалась как высшая общественная ценность. Здесь не было места для проблемы «отцов и детей», разрыва между поколениями не наблюдалось, всемерно поддерживались знаки почтения и уважения к старшим. Необходимо отметить особенности массовых движений на Востоке. Они были направлены не против системы; их главная причина — произвол власти, нарушение принципов социальной справедливости, признанных в обществе нормой. Мечта восставших — ликвидировать возникшие нарушения (присвоение крестьянской земли богачами, гнет и побор чиновников и т. п.) и вернуть утраченную норму. Эти движения не ведут общество вперед, не выражают потребность в ином типе развития. Они лишь признак сбоев в системе, которая после кризиса восстанавливается с небольшими изменениями. Характерно, что при таком медленном, циклическом развитии общество имело богатейшую духовную жизнь, высокоразвитую науку, культуру, философию, тончайшее искусство, поражающие мир открытия и т. п. И это при том, что личность на Востоке не имела собственной ценности. В соответствии с восточными представлениями человек —это песчинка на берегу океана вечности. Лекция 4. Античная культура Культура Древней Греции Культура Древнего Рима Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (лат. antiguus — древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Не умаляя значения других древних цивилизаций, следует признать, что особое влияние на историю народов Европы оказали Древняя Греция, эллинистические государства и Древний Рим. Культура Древней Греции С великолепных образцов греческого гения, проявившихся во всех сферах духовной и социально-политической жизни — в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве, начинается наше знакомство с мировой культурой. Греки создали науку, которую некоторые исследователи называют «мышлением по способу греков». Целая плеяда блестящих имен открывает страницы античной культуры: писатели и поэты Гомер, Гесиод, Эзоп, драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид, историки Геродот, Фукидид, математики Евклид и Пифагор, философы Сократ, Платон, Аристотель... Этот список —только небольшая часть интеллектуальной элиты Древней Греции. В истории античной Греции выделяют следующие периоды: гомеровский и раннеархаический (IX—VIII вв. до н.э. — распад ро-доплеменного общества); (VII—VI вв. до н.э. — становление рабовладельческих государств — полисов); классический (V в. — до последней трети IV в. до н.э. — расцвет полисов); эллинистический (последняя треть IV в. —до сер. II в. до н.э. — упадок полисов, империя Македонского, эллинистические государства). Однако до античности в истории Древней Греции существовала крито-микенская культура. Ее центрами считались остров Крит и город Микены. Время возникновения критской культуры (или минойской — по имени легендарного царя Крита Миноса) — рубеж III—II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э. Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов, воспринимавшихся как единый архитектурный ансамбль. Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись внутри помещений, коридоров и портиков. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, — прекрасные фрески, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепная полихромная (многоцветная) керамика. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (Владычица) — центральная фигура минойского пантеона богов. Важную роль в жизни Крита играла религия, там сложилась особая форма царской власти — теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу. Расцвет микенской (или ахейской) цивилизации приходится на XV—XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основное воплощение культуры — дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Мике-нах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. В этот период на смену шахтным погребениям приходит новый вид царской усыпальницы — толос (или купольная гробница). Самый большой из них — гробница Атрея в Микенах. Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность. В концеXIII в. до н.э. огромная масса северобалканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами — более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII—XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация. Культура гомеровского периода. Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским —по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н.э., — важнейший источник информации об этом времени. В этот период происходит как бы накопление сил перед новым стремительным подъемом. Огромное значение имело коренное обновление технической базы — широкое распространение железа и его внедрение в производство. Это подготовило путь исторического развития, вступив на который, греки смогли в течение 3—4 веков достигнуть невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса, оставив далеко позади своих соседей как на Востоке, так и на Западе. Культура архаического периода. Архаический период греческой истории охватывает VIII—VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация — освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки научились многому у других народов: у лидийцев — чеканке монет, у финикийцев — алфавитному письму, которое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. Эти и другие элементы чужих культур органично вошли в греческую культуру. В VIII—VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и политическое развитие достигло такого уровня, который придав античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности. К этим явлениям относятся: классическое рабство, система денежного обращения и рынка, полис — основная форма политической организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления. Наиболее крупные полисы — Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов. Важной составляющей духовной жизни была мифология, чрезвычайно богатая и увлекательная. Более двух тысячелетий она остается источником вдохновения многих поэтов и художников. Замечательно творчество Гесиода (VIII—VII вв. до н.э.), написавшего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни». В «Теогонии» предпринята попытка систематизировать не только родословную богов, но и историю происхождения мира. В истории античной Греции выделяют следующие периоды: гомеровский и раннеархаический (IX—VIII вв. до н.э. — распад родоплеменного общества); (VII—VI вв. до н.э. — становление рабовладельческих государств — полисов); классический (V в. — до последней трети IV в. до н.э. — расцвет полисов); эллинистический (последняя треть IV в. —до сер. II в. до н.э. — упадок полисов, империя Македонского, эллинистические государства). Однако до античности в истории Древней Греции существовала крито-микенская культура. Ее центрами считались остров Крит и город Микены. Время возникновения критской культуры (или минойской — по имени легендарного царя Крита Миноса) — рубеж III—II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э. Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов, воспринимавшихся как единый архитектурный ансамбль. Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись внутри помещений, коридоров и портиков. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, — прекрасные фрески, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепная полихромная (многоцветная) керамика. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (Владычица) — центральная фигура минойского пантеона богов. Важную роль в жизни Крита играла религия, там сложилась особая форма царской власти — теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу. Расцвет микенской (или ахейской) цивилизации приходится на XV—XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основное воплощение культуры — дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Мике-нах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. В этот период на смену шахтным погребениям приходит новый вид царской усыпальницы — толос (или купольная гробница). Самый большой из них — гробница Атрея в Микенах. Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность. В конце XIII в. до н.э. огромная масса северобалканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами — более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII—XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация. Культура гомеровского периода. Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским — по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н.э., — важнейший источник информации об этом времени. В этот период происходит как бы накопление сил перед новым стремительным подъемом. Огромное значение имело коренное обновление технической базы — широкое распространение железа и его внедрение в производство. Это подготовило путь исторического развития, вступив на который, греки смогли в течение 3—4 веков достигнуть невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса, оставив далеко позади своих соседей как на Востоке, так и на Западе. Культура архаического периода. Архаический период греческой истории охватывает VIII—VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация — освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки научились многому у других народов: у лидийцев — чеканке монет, у финикийцев — алфавитному письму, которое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. Эти и другие элементы чужих культур органично вошли в греческую культуру. В VIII—VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и политическое развитие достигло такого уровня, который придал античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности. К этим явлениям относятся: классическое рабство, система денежного обращения и рынка, полис — основная форма политической организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления. Наиболее крупные полисы — Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов. Важной составляющей духовной жизни были мифология, чрезвычайно богатая и увлекательная. Более двух тысячелетий она остается источником вдохновения многих поэтов и художников. Замечательно творчество Гесиода (VIII—VII вв. до н.э.), написавшего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни». В «Теогонии» предпринята попытка систематизировать не только родословную богов, но и историю происхождения мира. В эпоху архаики возникла первая философская система античности — натурфилософия. Ее представители (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования первопричины мира, основой всего сущего они считали числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. В VIII—VI вв. до н.э. зарождается греческая историография. К этому же времени относится и возникновение греческого театра. Несмотря на то, что в архаический период Греция не представляла собой единой страны, регулярные торговые связи между отдельными полисами вели к формированию этнического самосознания — греки постепенно стали осознавать себя единым народом, отличным от других. Одним из проявлений такого самосознания были знаменитые Олимпийские игры (первые — в 776 г. до н.э.), на которые допускались только эллины. Классический период (от рубежа VI—V вв. до н. э. до 339 г. до н.э.) — расцвет полисной организации общества. Свобода во всех сферах общественной жизни — особая гордость граждан греческого полиса. Центром греческой культуры стали Афины. Афинское государство только за одно столетие (V в. до н. э.) дало человечеству таких вечных «спутников» его истории и культуры, как Сократ и Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт. Этот феномен назван «греческим чудом». Внешнее проявление внутренней свободы греков — их демократия. Становление греческой демократии начинается с «военной демократии» гомеровских времен, затем реформы Солона и Клисфена (VI в. до н.э.), и, наконец, ее развитие в «золотой век» Перикла (время правления 490—429 до н.э.). Граждане полиса, подражая природе и богам, обслуживаемые рабами, вполне наслаждались благами жизни в благоустроенных, по их представлению, небольших государствах, ощущая себя подлинно независимыми и полновластными. Сложилось убеждение, что быть гражданином—значит быть прекрасным. Ощущение близости перспектив нашло отражение в другом важнейшем (наряду с агонистикой — состязательностью) элементе древнегреческого бытия и культуры — принципе калокагатии (от слова «колос» — прекрасный и «кай агатос» — доблестный), объединяющем физические и нравственные добродетели. Вырабатывалась и полисная система ценностей: твердая уверенность в том, что полис — высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. К его ценностям относились и признание превосходства земледельческого труда над всеми другими видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта), осуждение стремления к прибыли, желание сохранить неизменными и экономическую основу, и все остальные условия жизни полиса, приоритет традиций. Особую отличительную черту от других цивилизаций составляет античный антропоцентризм. Именно в Афинах философ Прота-гор из Абдеры (ок. 490 — ок. 420 до н.э.) провозглашает знаменитое изречение «человек есть мера всех вещей», а в софокловской «Антигоне» лучше всего выражено удивление свершениями человека. Для греков человек —олицетворение всего сущего, прообраз всего созданного и создаваемого; он стал не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства. Такое самочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, которое не знает образцов не только духовного, но и телесного страдания. Мирон, Поликлет, Фидий — величайшие скульпторы этой поры — изображали богов и героев. Их «олимпийское» спокойствие, величественность, состояние духа, лишенное сомнений и волнений, выражают то совершенство, которого человек если и не достиг, то достичь может и должен. Только в IV в. до н.э. — поздняя классика, — когда греки обнаружили в жизни новые, неподвластные им грани, место величия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти, порывы. Эти процессы проявляются как в скульптуре, так и в литературе. Трагедии Эсхила (поздняя архаика) выражают идеи (идеальное долженствование) человеческого подвига, патриотического долга вообще. Софокл (классика) славит уже человека, причем сам он говорит, что изображает люде и, какими они должны быть. Еврипид (поздняя классика) стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками. В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. «Отцом истории» еще древние называли Геродота (454—430 гг. до н.э.). Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение — «Историю», на основе сюжетов греко-персидских войн. Великий историк античности Фукидид (ок. 460-^400 гг. до н.э.) в своей «Истории Пелопоннесской войны» впервые применил на учно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовать росту политических знаний. Главная задача искусства V в. до н.э., его основа — правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил — победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса. В это время расцвета достигает реалистическая скульптура в мраморе (который, как в архаическую эпоху, раскрашивали) и бронзе. Великолепны работы Фидия («Афина-Воительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона в Афинах, «Зевс» — для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол»), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Раненая амазонка»). Гармония, соразмерность, классические пропорции — вот то, что завораживает нас в античном искусстве и на века определило европейские каноны красоты и совершенства. Чувства порядка и меры — важнейшие для античности: зло понималось как безмерность, а благо — как умеренность. «Меру во всем соблюдай!» — учил древнегреческий поэт Гесиод. «Ничего слишком!» — гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах. Цивилизация эллинизма. В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Начало этому положил Восточный поход Александра Македонского (356—323 до н.э.) и массовый колонизационный поток эллинов во вновь завоеванные земли. Это привело к разрушению полисной демократии. В результате постепенно сложилась новая ступень развития материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов. Распространение и влияние цивилизации эллинизма было чрезвычайно широким: Западная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Северная Африка. Наступила эпоха эллинизма — синтез эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры. Культура эллинистической цивилизации сочетала в себе местные устойчивые традиции с традициями культуры, привнесенной завоевателями и переселенцами, греками и негреками. Эти изменения обусловили потребность эллинов разобраться в своем внутреннем мире. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм (философия в Греции всегда считалась не столько предметом изучения, сколько руководительницею жизни). Главным был вопрос: откуда берутся зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу? Даже беглое перечисление достижений культуры эллинизма показывает ее непреходящее значение в истории человечества. Эллинизм обогатил мировую цивилизацию новыми открытиями в области научных знаний и изобретательства. Достаточно назвать в этой связи имена Евклида (III в, до н.э.) и Архимеда (ок. 287— 212 до н.э.) В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство. Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами, как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший центром работ и применения научных знаний. Эти и другие достижения культуры, унаследованные позднее Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры. Достоинство греческой культуры и в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более ценного, чем сам человек. Принято считать, что собственно греческий период античной истории заканчивается падением под натиском римлян г. Коринфа в 146 г. до н. э. Культура Древнего Рима Древнеримская культура — совокупность достижений в области духовной и материальной культуры Римской республики (V—I вв. до н.э.) и Римской империи (I в. до н.э. —V в. н.э.). Понятие древнеримской культуры в узком смысле слова относится только к культуре римской Италии, -а в широком — к культуре объединенного римлянами Средиземноморья. Древнеримская цивилизация прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции Древней Греции, испытав влияние народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое, Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода: царский (VIII — начало VI вв. до н.э.); республиканский и общество должны идти на самоограничение. Человек, забывший об интересах общества, и правитель, забывший об интересах граждан, — не римляне, а варвары. Противоположностью варварства является культура, и потому самое главное в Римской республике то, что она — государство культуры. Взаимодействие греческого и римского элементов в культуре создали европейскую цивилизацию, европейца как культурный феномен: единство слова и дела, идеи и воплощения, теории и практики, гармонии и пользы — вот то драгоценное наследие античности, которое, чем дальше, тем больше, привлекает к себе восхищенные взоры. Именно от античности нынешние европейская и американская цивилизации унаследовали: основы современных наук, хотя их отдельные элементы начали формироваться еще в более древних обществах — у шумеров, на территориях нынешнего Египта, Китая и Индии; основные эстетические формы, о чем свидетельствует общий стиль современного западного искусства и архитектуры по сравнению с отнюдь не похожими на них восточными образцами; основные нормы государственности и права, до сих пор составляющие теоретический фундамент западной демократии с ее разделением властей, выборностью, равенством граждан перед законом и т.п.; основные нравственные нормы и основную религию — христианство, возникшее в условиях кризиса античной цивилизации. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|