Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ВОСТОКА





Социальные структуры Востока весьма разнообразны: здесь и замкнугые касты (Индия), и возможность перехода из одной со­циальной группы в другую путем сдачи государственных экзаме нов (Китай). Не менее причудливыми были и политико-экономи­ческие формы. Так, империю Тан в Китае именуют феодальным государством. Однако со своих земель китайская знать не полу­чала ни гроша. Все доходы поступали в казну, а уже оттуда (в виде жалованья) к феодалам, занимавшим различные посты в государ­ственном аппарате. Этим они низводились фактически до роли простых чиновников. Социальные роли в обществе были четко закреплены, и изменения в положении его членов жестко конт­ролировались. Конфуций говорил: «Правитель должен быть пра­вителем, а подданный —подданным, отец—отцом, а сын —сы­ном». Казалось бы, какая тут особая мудрость. Однако речь идет о важном: в человеческом сообществе каждый играет определен­ную роль и менять ее человеку не дано.

Поскольку общество восточного типа было построено на прин­ципах коллективизма, там отсутствовала классовая структура и классовые категории к нему неприменимы. Это страны, где не существовало рыночной экономики и ярко выраженной социаль­но-классовой дифференциации. В таком обществе есть бедные, есть богатые, но нет собственности как производящего и умно­жающегося капитала. Понятие частной собственности в полном смысле отсутствовало. Речь могла идти о коллективном (община, племя, корпоративное объединение) праве на пользование, вла­дение ресурсами (водой, землей и т.п.). Верховным собственни­ком всего выступало государство, власть. Принадлежность к вла­сти (должность) опосредованно давала право на собственность (она могла быть и наследственной). Но это не частная собствен­ность.



Восточное общество построено на особом типе связей, которые имели исключительно вертикальный характер, т.е. все связи в обществе замкнуты на властных структурах. Горизонтальные, не­зависимые от власти, связи (экономические, духовные, полити­ческие) межу общинами отсутствуют. Власть единоличного пра­вителя ничем не ограничена, и он рассматривался как наместник бога на земле. Тип государства — деспотия. Подобное устройство находило опору в религиозных системах. Конфуций выдвинул тезис: государство — это та же семья, хотя и большая. Ему при­надлежит идея разумного управления государством через мудрых и справедливых чиновников. Добродетельное правление, как ут­верждалось, приведет к социальной гармонии. Социальная ста­бильность обеспечивалась за счет уравнительности, недифференцированности общества.

Возникающие на протяжении историичастнособственнические тенденции неизбежно подавлялись государством или ставились в зависимость от него, государство и общество нераздельны, сли­ты. Ни одно лицо, ни богатые, ни бедные, ни знать, ни просто­людины не имели никаких прав, ни возможностей отстаивать свою личную и имущественную неприкосновенность. В таких услови­ях не могли возникать политические партии, борьба идей.

Традиция, апробированная опытом многих поколений, канони­зировалась как высшая общественная ценность. Здесь не было места для проблемы «отцов и детей», разрыва между поколения­ми не наблюдалось, всемерно поддерживались знаки почтения и уважения к старшим.

Необходимо отметитьособенности массовых движений на Вос­токе. Они были направлены не против системы; их главная при­чина — произвол власти, нарушение принципов социальной спра­ведливости, признанных в обществе нормой. Мечта восставших — ликвидировать возникшие нарушения (присвоение крестьянской земли богачами, гнет и побор чиновников и т. п.) и вернуть утра­ченную норму. Эти движения не ведут общество вперед, не выра­жают потребность в ином типе развития. Они лишь признак сбоев в системе, которая после кризиса восстанавливается с небольшими изменениями. Характерно, что при таком медленном, циклическом развитии общество имело богатейшую духовную жизнь, высокоразвитую науку, культуру, философию, тончайшее искусство, поражающие мир открытия и т. п. И это при том, что личность на Востоке не имела собственной ценности. В соответствии с восточными пред­ставлениями человек —это песчинка на берегу океана вечности.

Лекция 4. Античная культура

Культура Древней Греции

Культура Древнего Рима

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (лат. antiguus — древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Не умаляя значения других древних циви­лизаций, следует признать, чтоособое влияние на историю народов Европы оказали Древняя Греция, эллинистические государства и Древний Рим.

Культура Древней Греции

С великолепных образцов греческого гения, проявившихся во всех сферах духовной и социально-политической жизни — в по­эзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и пра­ве, начинается наше знакомство с мировой культурой. Греки со­здали науку, которую некоторые исследователи называют «мыш­лением по способу греков». Целая плеяда блестящих имен открывает страницы античной культуры: писатели и поэты Гомер, Гесиод, Эзоп, драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид, историки Геродот, Фукидид, математики Евклид и Пифагор, философы Сократ, Платон, Аристотель... Этот список —только небольшая часть интеллектуальной элиты Древней Греции. В истории античной Греции выделяют следующие периоды: го­меровский и раннеархаический (IX—VIII вв. до н.э. — распад ро-доплеменного общества); (VII—VI вв. до н.э. — становление ра­бовладельческих государств — полисов); классический (V в. — до последней трети IV в. до н.э. — расцвет полисов); эллинистичес­кий (последняя треть IV в. —до сер. II в. до н.э. — упадок поли­сов, империя Македонского, эллинистические государства).

Однакодо античности в истории Древней Греции существова­лакрито-микенская культура. Ее центрами считались остров Крит и город Микены. Время возникновения критской культуры (или минойской — по имени легендарного царя Крита Миноса) — ру­беж III—II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э.

Вся жизнь наКрите сосредоточивалась вокруг дворцов, воспри­нимавшихся как единый архитектурный ансамбль. Особого вни­мания заслуживает замечательная настенная живопись внутри помещений, коридоров и портиков. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, — прекрасные фрески, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолеп­ная полихромная (многоцветная) керамика. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (Владычица) — центральная фигура минойского пантеона богов.

Важную роль в жизни Крита играла религия, там сложилась особая форма царской власти —теократия, при которой светс­кая и духовная власть принадлежала одному лицу.

Расцвет микенской (или ахейской) цивилизации приходится на XV—XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основное воплощение куль­туры — дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Мике-нах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. В этот период на смену шахтным погребениям приходит новый вид царской усыпальни­цы — толос (или купольная гробница). Самый большой из них — гробница Атрея в Микенах. Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность.

В концеXIII в. до н.э. огромная масса северобалканских вар­варских, не затронутых крито-микенской цивилизацией племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преиму­ществом перед ахейцами — более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII—XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

Культура гомеровского периода. Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским —по имени великогоГо­мера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н.э., — важнейший источник информации об этом вре­мени. В этот период происходит как бы накопление сил перед новым стремительным подъемом. Огромное значение имело ко­ренное обновление технической базы — широкое распростране­ние железа и его внедрение в производство. Это подготовило путь исторического развития, вступив на который, греки смогли в те­чение 3—4 веков достигнуть невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса, оставив далеко по­зади своих соседей как на Востоке, так и на Западе.

Культура архаического периода. Архаический период греческой истории охватывает VIII—VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация — освоение греками побережий Средизем­ного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после круше­ния крито-микенской культуры. Греки научились многому у дру­гих народов: у лидийцев — чеканке монет, у финикийцев — ал­фавитному письму, которое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. Эти и другие элементы чужих культур орга­нично вошли в греческую культуру.

В VIII—VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и политическое развитие достигло такого уровня, который придав античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности. К этим явлениям относятся: класси­ческое рабство, система денежного обращения и рынка,полисосновная форма политической организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления. Наиболее крупные полисы — Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Важными цен­трами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в ре­зультате слияния местных культов.

Важной составляющей духовной жизнибыла мифология, чрез­вычайно богатая и увлекательная. Более двух тысячелетий она остается источником вдохновения многих поэтов и художников. Замечательно творчество Гесиода (VIII—VII вв. до н.э.), написав­шего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни». В «Теогонии» предпринята попытка систематизировать не только родословную богов, но и историю происхождения мира. В истории античной Греции выделяют следующие периоды: го­меровский и раннеархаический (IX—VIII вв. до н.э. — распад родоплеменного общества); (VII—VI вв. до н.э. — становление ра­бовладельческих государств — полисов); классический (V в. — до последней трети IV в. до н.э. — расцвет полисов); эллинистичес­кий (последняя треть IV в. —до сер. II в. до н.э. — упадок поли­сов, империя Македонского, эллинистические государства).

Однакодо античности в истории Древней Греции существова­лакрито-микенская культура. Ее центрами считались остров Крит и город Микены. Время возникновения критской культуры (или минойской — по имени легендарного царя Крита Миноса) — ру­беж III—II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э.

Вся жизнь наКрите сосредоточивалась вокруг дворцов, воспри­нимавшихся как единый архитектурный ансамбль. Особого вни­мания заслуживает замечательная настенная живопись внутри помещений, коридоров и портиков. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, — прекрасные фрески, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолеп­ная полихромная (многоцветная) керамика. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (Владычица) — центральная фигура минойского пантеона богов.

Важную роль в жизни Крита играларелигия, там сложилась особая форма царской власти —теократия, при которой светс­кая и духовная власть принадлежала одному лицу.

Расцветмикенской (или ахейской) цивилизации приходится на XV—XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основное воплощение куль­туры — дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Мике-нах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. В этот период на смену шахтным погребениям приходит новый вид царской усыпальни­цы — толос (или купольная гробница). Самый большой из них — гробница Атрея в Микенах. Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность.

В конце XIII в. до н.э. огромная масса северобалканских вар­варских, не затронутых крито-микенской цивилизацией племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преиму­ществом перед ахейцами — более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII—XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

Культура гомеровского периода. Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским — по имени великогоГо­мера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н.э., — важнейший источник информации об этом вре­мени. В этот период происходит как бы накопление сил перед новым стремительным подъемом. Огромное значение имело ко­ренное обновление технической базы — широкое распростране­ние железа и его внедрение в производство. Это подготовило путь исторического развития, вступив на который, греки смогли в те­чение 3—4 веков достигнуть невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса, оставив далеко по­зади своих соседей как на Востоке, так и на Западе.

Культура архаического периода. Архаический период греческой истории охватывает VIII—VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация — освоение греками побережий Средизем­ного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после круше­ния крито-микенской культуры. Греки научились многому у дру­гих народов: у лидийцев — чеканке монет, у финикийцев — ал­фавитному письму, которое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. Эти и другие элементы чужих культур орга­нично вошли в греческую культуру.

В VIII—VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и политическое развитие достигло такого уровня, который придал античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности. К этим явлениям относятся: класси­ческое рабство, система денежного обращения и рынка, полис — основная форма политической организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления. Наиболее крупные полисы — Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Важными цен­трами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в ре­зультате слияния местных культов.

Важной составляющей духовной жизни были мифология, чрез­вычайно богатая и увлекательная. Более двух тысячелетий она остается источником вдохновения многих поэтов и художников. Замечательно творчество Гесиода (VIII—VII вв. до н.э.), написав­шего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни». В «Теогонии» предпринята попытка систематизировать не только родословную богов, но и историю происхождения мира. В эпоху архаики возникла первая философская система антич­ности — натурфилософия.Ее представители (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) пытались осмыслить природу и ее закономернос­ти, выявить первооснову всего сущего, при этом они восприни­мали мир как единое материальное целое. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования перво­причины мира, основой всего сущего они считали числа и число­вые отношения, внесли значительный вклад в развитие математи­ки, астрономии и теории музыки.

В VIII—VI вв. до н.э. зарождается греческая историография. К этому же времени относится и возникновение греческого те­атра.

Несмотря на то, что вархаический период Греция не представ­ляла собой единой страны, регулярные торговые связи между от­дельными полисами вели к формированию этнического самосоз­нания — греки постепенно стали осознавать себя единым наро­дом, отличным от других. Одним из проявлений такого самосознания были знаменитые Олимпийские игры (первые — в 776 г. до н.э.), на которые допускались только эллины.

Классический период (от рубежа VI—V вв. до н. э. до 339 г. до н.э.) — расцвет полисной организации общества. Свобода во всех сферах общественной жизни — особая гордость граждан гречес­кого полиса.

Центром греческой культуры стали Афины. Афинское государ­ство только за одно столетие (V в. до н. э.) дало человечеству та­ких вечных «спутников» его истории и культуры, как Сократ и Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт. Этот феномен назван «гре­ческим чудом».

Внешнее проявление внутренней свободы греков — ихдемок­ратия. Становление греческой демократии начинается с «военной демократии» гомеровских времен, затем реформы Солона и Клисфена (VI в. до н.э.), и, наконец, ее развитие в «золотой век» Перикла (время правления 490—429 до н.э.). Граждане полиса, подражая природе и богам, обслуживаемые рабами, вполне наслаждались благами жизни в благоустроенных, по их представлению, неболь­ших государствах, ощущая себя подлинно независимыми и полнов­ластными. Сложилось убеждение, что быть гражданином—значит быть прекрасным. Ощущение близости перспектив нашло отраже­ние в другом важнейшем (наряду с агонистикой — состязательнос­тью) элементе древнегреческого бытия и культуры — принципе калокагатии (от слова «колос» — прекрасный и «кай агатос» — доб­лестный), объединяющем физические и нравственные добродете­ли. Вырабатывалась иполисная система ценностей: твердая уверен­ность в том, что полис — высшее благо, что существование чело­века вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. К его ценностям относились и признание превосходства земледельческого труда над всеми други­ми видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта), осуждение стремления к прибыли, желание сохранить неизменны­ми и экономическую основу, и все остальные условия жизни по­лиса, приоритет традиций.

Особую отличительную черту от других цивилизаций составля­ет античныйантропоцентризм. Именно в Афинах философ Прота-гор из Абдеры (ок. 490 — ок. 420 до н.э.) провозглашает знамени­тое изречение «человек есть мера всех вещей», а в софокловской «Антигоне» лучше всего выражено удивление свершениями чело­века. Для греков человек —олицетворение всего сущего, прообраз всего созданного и создаваемого; он стал не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства. Такое са­мочувствие греков отразилось в искусстве архаического и класси­ческого периодов, которое не знает образцов не только духовного, но и телесного страдания. Мирон, Поликлет, Фидий — величай­шие скульпторы этой поры — изображали богов и героев. Их «олим­пийское» спокойствие, величественность, состояние духа, лишен­ное сомнений и волнений, выражают то совершенство, которого человек если и не достиг, то достичь может и должен.

Только в IV в. до н.э. —поздняя классика, — когда греки об­наружили в жизни новые, неподвластные им грани, место вели­чия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти, порывы. Эти процессы проявляются как в скульптуре, так и в литературе. Трагедии Эсхила (поздняя архаика) выражают идеи (идеальное долженствование) человеческого подвига, патриоти­ческого долга вообще. Софокл (классика) славит уже человека, причем сам он говорит, что изображает люде и, какими они дол­жны быть. Еврипид (поздняя классика) стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками.

В V в. до н.э. активно развивается греческаяисториография. «Отцом истории» еще древние называли Геродота (454—430 гг. до н.э.). Он написал законченное, прекрасно изложенное произведе­ние — «Историю», на основе сюжетов греко-персидских войн. Великий историк античности Фукидид (ок. 460-^400 гг. до н.э.) в своей «Истории Пелопоннесской войны» впервые применил на учно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовать росту политических знаний.

Главная задача искусства V в. до н.э., его основа — правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоин­ства и равновесия душевных сил — победителя в персидских вой­нах, свободного гражданина полиса. В это время расцвета дости­гает реалистическая скульптура в мраморе (который, как в архаи­ческую эпоху, раскрашивали) и бронзе. Великолепны работы Фидия («Афина-Воительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона в Афинах, «Зевс» — для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол»), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кос­ти, «Дорифор», «Раненая амазонка»).

Гармония, соразмерность, классические пропорции — вот то, что завораживает нас в античном искусстве и на века определило ев­ропейские каноны красоты и совершенства. Чувства порядка и меры — важнейшие для античности: зло понималось как безмер­ность, а благо — как умеренность. «Меру во всем соблюдай!» — учил древнегреческий поэт Гесиод. «Ничего слишком!» — гласи­ла надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.

Цивилизация эллинизма. В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Нача­ло этому положил Восточный поход Александра Македонского (356—323 до н.э.) и массовый колонизационный поток эллинов во вновь завоеванные земли. Это привело к разрушению полисной демократии. В результате постепенно сложилась новая ступень развития материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов. Распространение и вли­яние цивилизации эллинизма было чрезвычайно широким: Запад­ная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Север­ная Африка. Наступилаэпоха эллинизма синтез эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры.

Культура эллинистической цивилизации сочетала в себе мест­ные устойчивые традиции с традициями культуры, привнесенной завоевателями и переселенцами, греками и негреками.

Эти изменения обусловили потребность эллинов разобраться в своем внутреннем мире. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм (философия в Греции всегда считалась не столько предметом изучения, сколь­ко руководительницею жизни). Главным был вопрос: откуда бе­рутся зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу? Даже беглое перечисление достижений культуры эллинизма показывает ее непреходящее значение в истории человечества. Эллинизм обогатил мировую цивилизацию новыми открытиями в области научных знаний и изобретательства. Достаточно назвать в этой связи имена Евклида (III в, до н.э.) и Архимеда (ок. 287— 212 до н.э.) В рамках философии зародились и получили разви­тие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство. Сокровищница мирового искусства пополнилась та­кими шедеврами, как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший центром работ и применения научных зна­ний. Эти и другие достижения культуры, унаследованные позднее Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд обще­человеческой культуры.

Достоинство греческой культуры и в том, что она открыла че­ловека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и сво­боды, идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более цен­ного, чем сам человек.

Принято считать, что собственно греческий период античной истории заканчивается падением под натиском римлян г. Коринфа в 146 г. до н. э.

Культура Древнего Рима

Древнеримская культура — совокупность достижений в облас­ти духовной и материальной культуры Римской республики (V—I вв. до н.э.) и Римской империи (I в. до н.э. —V в. н.э.). По­нятие древнеримской культуры в узком смысле слова относится только к культуре римской Италии, -а в широком — к культуре объединенного римлянами Средиземноморья.

Древнеримская цивилизация прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культур­ные традиции Древней Греции, испытав влияние народов древ­него Востока. Римская культура стала питательной почвой куль­туры романо-германских народов Европы. Она дала миру клас­сические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое,

Историю Древнего Рима принято делить на три основных пе­риода: царский (VIII — начало VI вв. до н.э.); республиканский и общество должны идти на самоограничение. Человек, забывший об интересах общества, и правитель, забывший об интересах граж­дан, — не римляне, а варвары. Противоположностью варварства является культура, и потому самое главное в Римской республи­ке то, что она — государство культуры.

Взаимодействие греческого и римского элементов в культуре со­здали европейскую цивилизацию, европейца как культурный фено­мен: единство слова и дела, идеи и воплощения, теории и прак­тики, гармонии и пользы — вот то драгоценное наследие антич­ности, которое, чем дальше, тем больше, привлекает к себе восхищенные взоры.

Именно от античности нынешние европейская и американская цивилизации унаследовали:

основы современных наук, хотя их отдельные элементы нача­ли формироваться еще в более древних обществах — у шумеров, на территориях нынешнего Египта, Китая и Индии; основные эстетические формы, о чем свидетельствует общий стиль совре­менного западного искусства и архитектуры по сравнению с от­нюдь не похожими на них восточными образцами; основные нор­мы государственности и права, до сих пор составляющие теоре­тический фундамент западной демократии с ее разделением властей, выборностью, равенством граждан перед законом и т.п.;

основные нравственные нормы и основную религию —христиан­ство, возникшее в условиях кризиса античной цивилизации.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.