|
ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИПереход к Новому времени Для Европы Новое время (XVII—XIX вв.) — единый пространственный континуум2 культуры. У него единый базис — буржуазный способ производства, единый ориентир — развитие человеческой индивидуальности. Новое время — время восходящего развития современной, промышленной цивилизации. Вместе с тем XVII, XVIII и XIX вв. качественно своеобразны. XVII в. — эпоха зарождения, становления рационализма («век гениев»); XVIII в. — век Просвещения; XIX столетие — век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя наиболее всесторонне и полно. XVII в. для Западной Европы — период становления капитализма, и предпосылка — великие географические открытия XV-XVI вв., освоение европейскими государствами практически всех частей света. В материальной культуре происходит качественно новый рост промышленности, основанный на более высоких, чем раньше, темпах научно-технического прогресса. Расширение владений, а с этим и развитие мореплавания заставили европейские страны заниматься строительством флотов. В XVII в. создаются надежные и вместительные суда и хорошо вооруженные, маневренные военные корабли. В армию на вооружение поступает огнестрельное оружие. Интенсивное совершенствование науки, все более ориентирующейся на решение задач экономического и политического развития европейского общества, по сути ознаменовало начало научной революции. Рационализм эпохи Возрождения создал предпосылки для принципиальных открытий в области математики. Р. Декарт (1596— 1650) закладывает основы аналитической геометрии, П. Ферма (1601—1665) создает теорию чисел, Г.В. Лейбниц (1646—1716) выпускает труды по дифференциальному и интегральному исчислению. Достижения математики способствуют совершению важных физических открытий: И. Ньютон (1643—1727) выдвигает корпускулярно-волновую теорию света, формулирует основные законы механики, открывает закон всемирного тяготения; X. Гюйгенс (1629—1695) раскрывает тайну кольца Сатурна, а Э. Торричелли (1608—1647) выступает создателем гидравлики и метеорологии. Развиваются астрономия, естественные и гуманитарные науки. Вот почему это время называют «веком гениев». В этот период изменяется и понимание задач науки и философии. Девиз материалистов-философов и естествоиспытателей нового времени — не «наука для науки», а увеличение власти человека над природой, совершенствование, рост силы, здоровья, красоты человека. Ф. Бэкон в Англии, Р. Декарт во Франции, Б. Спиноза в Голландии — при всех различиях между ними — сходятся между собой в этом новом понимании целей и задач знания. Следует отметить и особенности подхода к изучению общественного развития. Общество рассматривается как единая система, действующая по своим законам. Появляются теории «общественного договора», согласно которым люди передали свои «естественные права» государству полностью (по концепции Т. Гоббса) или частично (по концепции Дж. Локка), с тем чтобы государственная система обеспечила им безопасность. Вкупе с формулой Ф. Бэкона «знание — сила» антропологический рационализм концепции естественного права являлся огромным шагом европейской культуры по пути утверждения гражданского общества, правового государства, что делает XVII в. во многом близким и созвучным нашему времени. Для литературы и искусства того времени характерезовать и человека. В первой половине столетия в европейской литературе продолжают сохраняться ренессансные тенденции, проявляющиеся не только в творчестве поздних гуманистов (Сервантеса, Шекспира, Мольера), но и в социальной утопии Томмазо Кампанеллы («Город Солнца»). Классицизм и барокко — два главных направления XVII в., но к концу века проявляется усиление революционной публицистики. Изобразительное искусство подарило нам таких выдающихся мастеров, как Караваджо, Рубенс и др. В XVII в. в европейских государствах происходит окончательное разграничение светской и духовной власти и правовое оформление положения человека в обществе. XVIII в. — век Просвещения Просвещение — политическая идеология, философия и культура, прогрессивное идейное течение эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества. Главные центры — Франция, Германия, Англия, а хронологически оно охватывает конец XVII-XVIII вв. Кант предлагал рассматривать Просвещение как необходимую историческую эпоху развития человечества, цель которого он видел в широком использовании человеческого разума для осуществления социального прогресса. Гегель характеризовал Просвещение как рационалистическое движение XVIII в. в области культурной и духовной жизни, основанное на отрицании существующего способа правления, государственного устройства, политической идеологии, права и судопроизводства, религии, искусства, морали. Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Кондорсе, Тюрго) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию духовности человека. История общества понималась как постепенное его развитие от ступени варварства и невежества к просвещенному и культурному состоянию. Невежество — «мать всех пороков», а просвещенность человека — высшее благо и добродетель. Культ разума становится синонимом культуры. Основные черты идейно-культурного движения Просвещения: стремление человеческого разума проникнуть в тайны бытия, поиск гармонии индивидуальной и общественной жизни, вера в искусство как средство достижения такой гармонии. Большинство просветителей воспринимало искусство в его целостности, что впервые позволило рассматривать вопрос о развитии искусства, прогрессивных и регрессивных тенденциях его как социального явления. В идеологии эпохи Просвещения как социального протеста выделялись следующие направления: антикрепостничество, антифеодализм, антирелигиозность, критика идеализма, критика искусства классицизма и борьба за реализм, критика догматизма, критика правовой системы и развращенности двора. Наиболее известные представители Просвещения: Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро — во Франции, Г. Лессинг, И. Гердер, Ф. Шиллер, И. Гёте — в Германии, М. Ломоносов, Н. Новиков, Д. Фонвизин — в России и др. красного идеала как реальности, осуществляемой хотя бы в мечтах, — сущностная сторона романтизма. Для романтизма этого периода были характерны: во-первых, уход в природу, которая была либо камертоном бурных душевных переживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты. Романтизм заглядывает в иные регионы, экзотические страны (восточная тема поэзии Байрона), создает воображаемые конструкции (фантастические миры Гофмана, Гейне, Вагнера); во-вторых, уход от действительности — переход в иное время (рыцарские романы В. Скотта, оперы Вагнера), патриархальный быт крестьян (Коль-ридж, Ж. Санд и др.); в-третьих, уход в собственный внутренний мир (сказки Э. Т. А. Гофмана, В. Гауфа, X. К. Андерсена, портретный жанр у Т. Жерико, Э. Делакруа и др.). Устремлениям романтиков к отображению эмоциональной жизни человека прекрасно соответствовала музыка. Она позволяла обращаться к внутреннему миру психологически сложного лирического героя (произведения Шуберта, Шумана, Листа, Вагнера и др.). Прослеживаются в музыке XIX в. и реалистические тенденции (Ж. Бизе, А. Брукнер, И. Брамс). Зачастую они переплетаются с романтическими (оперы Дж. Верди). Наряду с романтизмом в 40-е гг. XIX в. складывается и утверждается как самостоятельное течение реализм. На передний план выдвигается социальный роман, причем, как отмечал О. Бальзак, французская литература создала тип общественного человека в многочисленных его проявлениях (Стендаль, Ги де Мопассан, Г. Флобер и другие французские представители этого направления). Английский социальный роман представлен такими видными мастерами, как Ч. Диккенс, Д. Голсуорси, У. Теккерей, Т. Гарди и др. На базе реализма в 80-е гг. XIX в. возникает натурализм (братья Гонкур, А. Доде, Э. Золя). Но если реализм был пропитан «тоской по идеалу», натурализм совершенно лишен какой-либо идеальной поэзии человеческих ценностей. Искусство Европы с конца 50-х гг. вступило в эпоху декаданса. Декаданс (франц. decadence — упадок) — в своем генезисе явление сложное и противоречивое. Этот термин употребляется в качестве обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества (Д. Рескин, А. Рембо, О. Уайльд и др.). В определенных кругах пользуются повышенным спросом идеи иррационалистической философии. Эти процессы выражаются в разнообразии стилей. Один из ведущих стилей — импрессионизм {франц. — впечатление). Импрессионисты (К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар и др.) ставили перед собой задачу непосредственного наблюдения и изучения окружающей действительности в ее разнообразных индивидуальных проявлениях и переноса в искусство результатов своих наблюдений. Иначе говоря, они стремились выразить не только то, что видишь, но и как видишь, а новое виденье обращалось преимущественно к «зрительной сущности» вещей. Наметившийся кризис реалистической традиции более отчетливое выражение нашел в постимпрессионизме П. Сезанна, В. Ван-Гога, П. Гогена и др. Для него характерны черты ярко выраженного субъективизма, мистицизма, символичности в отображении действительности. Эти же качества последовательное воплощение нашли в символизме, у истоков которого стоит Ш. Бодлер с его книгой «Цветы зла». К концу XIX — началуXX вв. идеи романтизма, вдохновлявшие общество в первой половине века, сменяются нигилистическим отношением к идее технического прогресса. Один из авторитетнейших культурологовXX в. X. Ортега-и-Гассет называет Гете и Ницше пророками современного кризиса культуры. Прогресс, угрожающий культуре, цивилизация, несущая ей смерть, — эта проблема со всей остротой встала уже в конце XIX в. И то, что такая постановка вопроса имела под собой весьма серьезные основания, подтвердил не только опыт грядущих десятилетий, но и ближайшее будущее — август 1914 г. — начало первой мировой войны, а вместе с тем — новой эпохи великих потрясений и действительно грандиозных переоценок всех человеческих ценностей Лекция 8. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|