Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема №5 Культура средневековья





1. Христианство и средневековая картина мира.

2. Сословные субкультуры Средневековья.

3. Художественная культура Западной Европы в средние века.

5. Основные этапы становления и развития арабо-мусульманской культуры.

6. Коран как смыслообразующее ядро ислама.

7. Мусульманская художественная культура.

Методичесикие указания

Отвечая на первый вопрос темы, следует подчеркнуть, что христианство стало идеологическим стержнем духовной жизни средневекового общества, всей его культуры в целом. Целесообразно кратко напомнить историю возникновения христианства, сравнить его с язычеством, перечислить двенадцать частей христианского символа веры, проследить, как под влиянием христианства сформировались средневековые представления о пространстве и времени. Говоря о картине мира человека той поры, надо охарактеризовать и развитие основных направлений средневековой науки.

По вопросу о сословных субкультурах Средневековья нужно кратко описать социальную структуру европейского средневекового общества и дать подробную характеристику духовно-монастырской, придворно-рыцарской, крестьянской и городской субкультур.

При подготовке к семинару по культуре арабо-мусульманского мира необходимо учесть креативный фактор субъекта культуры (личности Мухаммада) и обратить внимание на формирование ислама как условия становления культуры, ценностей и нормативных особенностей. Следует отметить сакральный статус Корана, его значение в арабизации и исламизации подконтрольных территорий, выявить религиозную специфику художественной культуры арабо-мусульманского мира и компенсирующее значение различных жанров поэтического творчества.

Темы самостоятельных работ:

1. Общая характеристика средневековой европейской культуры.

2. Античное наследие Средневековья.

3. Культура варварских племен.

4.Христианство как мировоззренческая основа западноевропейской средневековой культуры.

5. Церковно-монастырская культура Средневековья.

6. Придворно-рыцарская культура.

7. Народная культура Средневековья.

8. Городская культура Средневековья.

9. Картина мира средневекового человека.

10. Наука и образование в Средневековье.

11. Основные жанры средневековой литературы.

12.Зрелищная культура Средневековья: театр, цирк, представления скоморохов и жонглеров, карнавалы.

13. Символический характер средневекового искусства.

14. Романика как первый общеевропейский художественный стиль.

15. Средневековая европейская готика.

20. Место ислама в авраамической традиции.

21. Коран как источник мусульманского права.

22. Сакральный смысл мечети.

23. Жанры арабской поэзии.

24. Литература на персидском литературном языке – фарси (поэзия Руда-ки, Низами, Фирдоуси, Руми, Саади, Джами).

25. Арабская литература мусульманского Запада – Магриба и Испании (XI – XII вв.).

26. Сборник сказок «Тысяча одна ночь».

27. Роль фальсафы в трансляции греческой философии.

28. Ибн Сина: ученый-энциклопедист, философ, врач, писатель.

29. Арабо-мусульманское искусство: каллиграфия, орнамент, арабеска.

30. Арабский средневековый город.

Рекомендуемая литература

Культура западноевропейского Средневековья

1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992.

2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

3. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М., 1988.

4. Гофф Ж. Ле. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

6. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.

7. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

8. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская и праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв. М., 1988.

9. Иванов К.А. Многоликое средневековье. М., 1996.

10. Иванов К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. М., 1997.

11. История средних веков. В 2-х тт. / Под. ред. Э.В. Удальцовой и С.П. Карпова. М., 1990.

12. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

13. Руа Ж.Ж. История рыцарства. М., 1996.

14. Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения в пяти частях. М., 1994.

15. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.

Культура арабо-мусульманского мира

1. Акбулатов И.М., Булгаков Р.М. Праздники в исламе. Уфа, 1992.

2. Арабская средневековая культура и литература. М., 1978.

3. Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. М., 1984.

4. Грюнебаум Г.Э., фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981.

5. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.

6. Журавский А.В. Христианство и ислам: социокультурные проблемы диалога. М., 1990.

7. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.

8. Коран / Пер. с араб. и коммент. М.Н. Османова. М., 1995.

9. Лундин А.Г. Древнеарабская мифология // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1992.

10. Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.

11. Очерки истории арабской культуры V – XV вв. М., 1982.

12. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

13. Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2001.

14. Соловьев В.С. Магомет, его жизнь и религиозное учение. СПб., 1992.

15. Хисматуллин А.А. Суфизм. СПб., 1999.

Тема № 6.

Культура западноевропейского Возрождения и Просвещения

Вопросы для обсуждения:

4. Общая характеристика культуры эпохи Возрождения.

5. Искусство Итальянского Возрождения.

6. Северное Возрождение.

7. Реформация и ее влияние на культуру эпохи.

1. Социокультурные предпосылки Нового времени в Западной Европе.

2. Идеи эпохи Просвещения.

3. Барокко, классицизм, рококо.

4. Технический прогресс и развитие культуры в XIX в.

5. Романтизм и реализм в разных видах и жанрах искусства.

6. Импрессионизм и постимпрессионизм.

7. Эклектика и модерн.

Методические указания

Разговор о художественной культуре Западной Европы в средние века следует начать с архитектуры и изобразительного искусства раннего средневековья, затем проследить этапы становления и развития архитектуры и скульптуры романского и готического стилей.

Изучение темы «Культура эпохи Возрождения» надо начать с общей характеристики и периодизации эпохи. Следует выделить причины появления новых тенденций в развитии культуры Италии – в городах Флоренции, Венеции, Риме. Особое внимание обратить на формирование нового гуманистического мировоззрения, секуляризации, антропоцентризма, необыкновенно высокого представления о Человеке. При анализе отдельных периодов развития культуры Возрождения (дученто, треченто, кватроченто) обозначить их достижения и назвать наиболее известных мастеров.

Рассмотрение культуры Северного Возрождения можно начать с его отличительных черт, которые заключаются в том, что итальянское Возрождение носит, в основном, светский, гуманистический характер, а Северное Возрождение опирается на идеалы религиозного обновления.

При рассмотрении вопросов, касающихся темы Реформации, обратить внимание на причины появления новой религиозной тенденции, в результате которой протестантизм выделился в самостоятельную конфессию христианства. Обосновать связь протестантизма с буржуазной либеральной идеологией.

Исследуя ступени развития новоевропейской культуры, важно отметить, что рационализм в целом и рациональные подходы к науке, морали и религии определили эпоху, которую назвали эпохой Просвещения, во многом обусловившую ценности и регулятивы современной западноевропейской мировоззренческой концепции.

Исследуя социокультурные предпосылки Нового времени, необходимо обратить внимание на значение протестантской этики в формировании бур-жуазных отношений, на религиозное и экономическое освобождение человека, рассмотреть политическую программу английского Просвещения, научную революцию и промышленный переворот, а также отметить значение идей Просвещения для французской революции 1789 г.

Нужно обратить внимание на многообразие стилей художественной культуры, выражающих мировоззренческие концепты различных социальных структур и общественных сегментов. При рассмотрении проблем XIX в. следует обратить внимание на изменение условий развития культуры, связанные с техническим прогрессом, экспериментальной наукой, индустриализацией, развитием буржуазной цивилизации и демократии. Утвердились новые тенденции в развитии общественной и философской мысли – рационализм, антропоцентризм, сциентизм, а также начался процесс формирования мировой культуры как целого. Это поставило задачу разрешения проблемы диалога культур. Необходимо раскрыть основные причины и характерные черты новых направлений в искусстве: романтизма, реализма, импрессионизма, постимпрессионизма и модерна.

Темы самостоятельных работ:

1. Общая характеристика эпохи Возрождения.

2. Особенности итальянского Возрождения.

3.Гуманизм и гуманисты эпохи Возрождения (Петрарка, Валла, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли).

4.Литература эпохи Возрождения (Данте, Петрарка, Боккаччо, Рабле, Сервантес, Шекспир).

5. Музыка и театр эпохи Возрождения.

6.Проторенессанс и раннее Возрождение (Джотто, Мартини, Мазаччо, Боттичелли и др.).

7.Архитектура итальянского Возрождения (Брунеллески, Браманте, Микеланджело, Виньола, Палладио).

8.Титаны высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело).

9.Венецианское Возрождение (Беллини, Джорджоне, Тициан, Тинторет-то, Веронезе).

10. Французская архитектура зрелого Возрождения (Лувр, замки Луары).

11. Искусство Северного Возрождения (Ян ван Эйк, Босх, Брейгель, Дюрер и др.).

12. Реформация и ее влияние на европейскую культуру.

13.Протестантские конфессии эпохи Реформации (лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.)

14. Реформация и Контрреформация (М. Лютер, Э. Роттердамский).

15. Протестантская этика и капитализм.

16. Научная революция: ньютоно-картезианская парадигма (И. Ньютон – Р. Декарт).

17 Культ разума и природы.

18. Представители английского Просвещения (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Мандевиль, Д. Дефо, Дж. Свифт).

19. Представители французского Просвещения (Вольтер, Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо).

20. Представители немецкого Просвещения (Кант, Лессинг, Шиллер, Гете, Гердер).

21. Программа просвещенного абсолютизма.

22. Барокко в европейской культуре.

23. Классицизм: художественный стиль и эпоха.

23. Рококо в искусстве и жизни светского общества.

24. Сентиментализм (С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж. Грез, Ж.-Ж. Руссо).

25. Основные тенденции развития культуры в XIX в.: разнообразие форм культурной жизни, технический прогресс, демократизм.

26. Понятие природы, человека, культуры в XIX в.

27. Мораль Нового времени.

28. Классицизм: художественный стиль и эпоха.

29. Романтизм в живописи, литературе, музыке.

30. Эстетические принципы романтизма. Немецкий романтизм (Э.Т. Гофман, И. Гете, Ф. Шиллер, Г. Гейне).

31. Реализм в живописи, литературе, музыке.

32. Критический реализм XIX в. (Золя, Диккенс, Теккерей, Бальзак, Стен-даль, Мопассан, Флобер).

33. Архитектура Франции эпохи Наполеона I.

34. Музыка. Шедевры оперного искусства XIX в. (оперы Э.Т. Гофмана, Д. Верди, Р. Вагнера, Ж. Бизе и др.).

35. Театр, балет, оперетта.

36. Франсиско Гойя.

37. Графика. Оноре Домье.

38. Архитектура первой половины XIX в. - новое пространственное реше-ние городской среды.

39. Импрессионизм и постимпрессионизм как отражение иррационального представления о мире и человеке.

Рекомендуемая литература:

Культура эпохи Возрождения

1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995.

2. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.

3. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.

4. Брагина Л.М. и др. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1996.

5. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996.

6. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Тт.1 – 5. М., 1956-1971; М., 1996.

7. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

8. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990.

9. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М., 2000.

10. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Под ред. А.М. Брагиной. М., 1999.

11. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л., 1984.

12. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

13. Роттердамский Э. Философские произведения. М., 1986.

14. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974.

15. Эстетика Ренессанса. Антология. Тт. 1-2. М., 1981.

Культура Нового Времени

1. Арган Дж. К. История итальянского искусства. Ч. 3. Неоклассицизм. Романтизм. М., 2000.

2. Бринтон К. Истоки западного образа мысли. М., 2003.

3. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и ка-питализм. XIV - XVIII вв. В 3-х тт. М., 1992.

4. Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.

5. Ванцлов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966.

6. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

7. Вольтер. Философские сочинения. М., 1996.

8. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма: Гельдерлин, Шлейермахер. М., 1989.

9. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

10. Гоббс Т. Соч. в 2-х тт. М., 1989-91.

11. Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. СПб., 1992.

12. Европейский романтизм. М., 1979.

13. Западноевропейская художественная культура XVIII в. М., 1980.

14. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.: Высшая школа, 1993.

15. История зарубежного искусства. М., 1983.

16. Кассирер Э. Философия Просвещения. М., 2004.

17. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

18. Локк Дж. Соч. в 3-х тт. М., 1985-88.

19. Мандевиль Б. Басня о пчелах. М., 1974.

20. Монтескье Ш. О духе законов. М., 1999.

21. Очерки по истории мировой культуры / Учебное пособие под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1997.

22. Петров С.М. Критический реализм. М., 1974.

23. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.

24. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 2001.

25. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. К., 1983.

26. Фридлендер Г.М. История и историзм в век Просвещения // XVIII век. Сб. 13. Л., 1981.

27. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М.: ТерраПресс, 1996.

28. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. М.: Терра-Пресс, 1996.

29. Чегодаев А.Д. Импрессионисты. Москва, 1971.

30. Эпоха реализма. М., 1982.

Тема № 7.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика европейской культуры рубежа XIX-XX вв.

2. Эстетика и художественная практика символизма.

3. Особенности и пространственно-временные характеристики модерна.

4. Художественный авангард.

5. Литература модернизма.

6. Постмодернизм как выражение духа времени.

7. Глобальный кризис в современной культуре.

Методические указания

Приступая к изучению данной темы, прежде всего, нужно вспомнить о важнейших исторических событиях второй половины ХIХ в., оказавших определяющее влияние на формирование мировоззрения современников. Далее надо обратить внимание на новые тенденции в развитии русской и европейской культуры рубежа ХIХ-ХХ в. и ознакомиться с наиболее выдающимися достижениями культуры этого периода.

Следует на фактическом материале продемонстрировать знание стилевых этапов культуры ХХ в. (модерн-авангард / модернизм-постмодерн). Необходимо выявить черты, определяющие европейский и русский варианты символизма, показать особенности этапов развития, иметь представление о теории и практике русского символизма. Рассматривая архитектуру и живопись указанного периода, следует связать этапы и формы их развития с эволюцией социальных и философских воззрений ХХ в. Оценивая результаты развития культуры ХХ в., нужно подчеркнуть ее сложный состав, охарактеризовать некоторые его этапы периода тоталитаризма. На основе этой темы необходимо уяснить основные типологические черты культуры ХХ в. и их влияние на развитие художественной культуры. Необходимо выявить, каковы причины и возможности разрешения глобального кризиса в культуре; определить основные проблемы современного российского общества в области культуры, выделить основные цели и задачи, способы и формы сохранения культурного наследия России на современном этапе.

Темы самостоятельных работ

1. Проблемы самосознания европейской культуры (прогресс, европоцентризм, колониализм, модернизация).

2. Становление теории и практики символизма.

3. Стиль модерн в европейской архитектуре.

4. Театр рубежа веков.

5. Музыка рубежа веков.

6. Революция как социокультурный феномен.

7. Советская культура: специфика и основные этапы развития.

8. Тоталитаризм в культуре ХХ в.

9. Массовая культура как феномен ХХ в.

10. Элитарное и массовое искусство ХХ в.

11. Авангард и постмодернизм как культурная стратегия ХХ в.

12. Основные направления авангарда в искусстве и литературе ХХ в.

13. Архитектура конструктивизма и функционализма.

14. Музыка, театр и кинематограф ХХ в.

15. Постмодернизм в культуре ХХ в.

16. Специфика и основные черты техногенной цивилизации.

17. Тенденции и перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации.

18. Толерантность как способ достижения мирного сосуществования.

Рекомендуемая литература:

1. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.

2. Белый А. Революция и культура. М., 1917.

3. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

4. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XX века // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрь-ского зарубежья. М., 1990.

5. Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. М., 1993.

6. Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978.

7. Гиляров А.Н. Предсмертные мысли в XIX веке во Франции. Очерк миропо-нимания Франции по ее крупнейшим литературным произведениям. Киев, 1901.

8. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994.

9. Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ веков: трактаты, статьи, эссе / Сост. Г.К. Косиков. М. 1987.

10. Иванов Вяч. По звездам: Статьи и афоризмы // Иванов В. Избранное. М., 1996. С. 126-198.

11. Ильин И.А. Наши задачи. Исторические судьбы и будущее России. Тт. 1-2. М., 1992.

12. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

13. Культурология. XX век: Антология. М., 1999

14. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.

15. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1995.

16. Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М., 1991.

17. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.

18. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.

19. Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века / Сост. Л.Г. Андреев. М., 1986.

20. Неоавангардистские течения в зарубежной литературе 1950−1960 гг. М., 1982.

21. Пронин В.А., Толкачев С.П. Современный литературный процесс за рубежом. М., 2000.

22. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

23. Серс Ф. Тоталитаризм и авангард. В преддверии запредельного. М., 2004.

24. Советское богатство. Статьи о культуре, литературе и кино. СПб., 2002.

25. Соколов Е.Г. Аналитика масскульта. СПб., 2001.

26. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.

27. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. N 3.

28. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996.

29. Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм / Пер. с фр. — М., 2002.

30. Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноис-кусство: Сб. статей. М., 1966.

 

Методические рекомендации по организации СРС и СРСП по дисциплине «Культурология»

Согласно рабочей учебной программе для СРС отведены 30 часов. Они даны для самостоятельного изучения вопросов, не вошедших в материал лекционных и семинарских занятий, но необходимых для усвоения фундаментальных философских проблем. СРС предназначены так же для сдачи всех видов рубежных контролей, отработок пропущенных занятий и запланированных индивидуальных заданий.

В рамках СРС студент в течении семестра должен:

1.Защитить реферат (темы прилагаются)

2. Выступить с докладом или сообщением(темы прилагаются)

3. Написать 3 эссе(темы прилагаются)

4.Составить глоссарий по дисциплине

5. Составить кроссворд

6. Подготовиться к письменным ответам на вопросы (контрольные вопросы по темам)

1.Реферат. Студент имеет право выбора одной темы, по которой должен собрать материал, подготовить реферат с последующей защитой. Защита рефератов в зависимости от выбора темы и в назначенное преподавателем время (по расписанию).







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.