|
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКАЦенности и противоречия культуры XX в. Массовая культура»: сущность и проявления. Элитарная культура. 4. Человек в аспекте глобальных проблем современности. XX в. сконцентрировал в себе все особенности сосуществования природы и человека, имеет огромный потенциал равно для дальнейшего прогресса и для уничтожения природной среды, самого человеческого общества. С таким противоречивым багажом вошло человечество в третье тысячелетие от Рождества Христова. Рассматривая особенности развития культуры XX в., мы будем употреблять понятия «культура» и «цивилизация», как тождественные — именно в XX в. они стали тесно переплетаться. В то же время — культура и цивилизация —два различных способа реализации творческих сил человека. В культуре все материальное и практическое служит духу. В рамках цивилизации дух служит материальному и практическому. Цивилизация характеризуется способом и уровнем овладения силами природы, а культура возникает в результате овладения человеком своей собственной природой. Но переход от Homo sapiens (человека разумного) к Homo intelligens (человеку понимающему, сведущему) возможен только с изменением мировосприятия. Что же представляет собой современная цивилизация? Каковы ее особенности? Цивилизация сконцентрировала в себе все высшие достижения человеческого разума и отражает высший уровень техногенного развития. Доказательство тому — революционные достижения научно-технического прогресса в XX в.: открытие и использование ядерной энергии, лазера, освоение космического пространства, создание принципиально новой информационной системы с массовым внедрением компьютерной техники и др. Техногенная цивилизация существует чуть более 300 лет (от изобретения паровой машины) и оказалась динамичной, подвижной, очень агрессивной: она подавляет, подчиняет себе и переворачивает, буквально поглощает традиционные общества и культуры. Преобразующая деятельность рассматривается здесь как главное предназначение человека. Но, приобретая большие полномочия, цивилизационные процессы начинают выходить из-под контроля человека, превращаясь в стихию «нового типа», нарушая природное равновесие на планете. В связи с этим к началу XXI в. значительно обострилась экологическая проблема. Развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы ее роста. Возникли планетарные затруднения: проблемы экологического выживания, проблемы сохранения личности и биологических основ человеческого бытия. Возникла угроза разрушения современным техногенезом биологии человека. Каковы (кроме научно-технических) предпосылки, повлиявшие на формирование современной культуры последнего века двухтысячелетней истории? Люди XX в. пережили ряд глобальных событий и потрясений, которые наложили свой отпечаток на современную эпоху. К таким важнейшим событиям следует отнести: первую мировую войну, а вместе с ней и крушение идеалов гуманизма, прочно утверждавшихся в мировом общественном сознании; октябрьскую революцию в России и как следствие разрушение культурных ценностей, геноцид против огромной армии творческой интеллигенции, обман миллионов людей идеями мировой революции, способной якобы обеспечить всеобщее счастье человечеству; вторую мировую войну, которая стала не только трагедией для сотен миллионов, но и обусловила крах идеологии фашизма; распад колониальной системы; «холодную войну» между двумя противоположными мировыми системами — капитализмом и социализмом, окончание которой привело к реализации идей конвергенции; разрушение социалистической системы и СССР — крах планов насильственного проведения мировой революции, идей единомыслия и тоталитаризма; стремительный ход научно-технической революции и формирование планетарного мышления. Характеристика каждой эпохи, ее культуры и особенностей цивилизации, как и анализ каждого общества, правомерно начинается с материальных основ их развития. Феномен XX в. — быстрые темпы научно-технической революции (НТР). По своей сути современная цивилизация —индустриальная, техногенная. Огромные промышленные комплексы составляют ее технологическую базу. Цель индустриальной цивилизации —материальное обогащение, что достигается завоеванием, принуждением, насилием, будь то природа, этносы или духовные ценности. Следует отметить, что понятие «индустриальное общество» обозначает одну из стадий поступательного движения общества в рамках концепции, разделяющей его историческое развитие на доин-дустриальное (аграрное, традиционное), индустриальное и постиндустриальное. Данная концепция сформулирована в двух вариантах французским философом Р. Ароном (1905—1983) в лекциях в Сорбонне (1956—1959 гг.) и американским экономистом и политологом У. Ростоу (р. 1916) в книге «Стадии экономического роста», вышедшей в 1960 г. Теория «индустриального общества» сводит социальный прогресс к переходу от отсталого аграрного традиционного общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому промышленно развитому индустриальному обществу с массовым рыночным производством и либерально-демократическим строем. В основе этого перехода лежит научно-техническая революция, которая привела к последовательности технических нововведений в производстве и управлении, что в свою очередь обусловило радикальные изменения общественной жизни, культуры, начиная с форм поведения и социального общения и кончая рационализацией мышления в целом. К середине XX столетия индустриальная цивилизация превратилась в общество массового производства и потребления. Известный американский ученый О. Тоффлер пишет: «Каждое индустриальное общество, независимо от того, является ли оно капиталистическим или социалистическим, конвергентным, восточным или западным, руководствуется определенными принципам! Стандартизация, централизация, максимализация, гигантомания, дезинформация, специализация, синхронизация —пришельцы с Марса обнаружили бы повсюду одно и то же» '. Распространяя свое активно преобразующее влияние на пр; роду и социальные процессы, люди вступили в период масштаб ных социальных экспериментов, последствия которых нередко не соответствовали первоначальным замыслам. Возникла проблема; не разрушает ли человечество само себя и окружающую среду? Есть ли пределы роста. Можно ли найти выход из кризиса, в котором оказалась индустриальная, техногенная цивилизация? Современное индустриальное общество (имеются в виду высокоразвитые страны) переходит в постиндустриальную, информационную цивилизацию. Электронно-вычислительная и компьютерная техника пронизывает буквально все сферы жизни. Расширяются коммуникативные возможности (многоканальное и спутниковое телевидение, личные компьютеры и т.д.). Однако постиндустриальное общество —отнюдь не только европейский образец: его особенности свойственны всем развитым странам. Следующий шаг к информационному обществу, к его цивилизации еще предстоит сделать, и он будет неизбежно синтезом цивилизаций Востока и Запада. Только объединение культур Востока и Запада даст то разнообразие, без которого трудно ожидать, что планетарное сообщество найдет нужную стратегию выживания. Процесс информатизации общества и создания искусственного интеллекта как совокупности программных средств обеспечивают успехи и использование компьютерной техники. Возникла целая отрасль производственной деятельности, связанная с информатизацией. В свою очередь, информатизация как процесс вызвала к жизни новые направления в науке — сегмент новой культуры, меняющей постепенно облик производственной и духовной жизни человека. Этот процесс идет с нарастающей скоростью. Все происходящее в рамках технического и технологического процесса непосредственно влияет на судьбы общества, меняет его приоритеты и социальную природу. Возникает необходимость в подготовке образованного во всех отношениях специалиста. Этические, культурные различия уже не рассматриваются как помеха на пути развития общества. Разрабатываются концепции перехода к супериндустриальному обществу. Супериндустриальное общество характеризуется двумя главными чертами: демассификация и дестандартизация всех сторон экономической и социальной жизни, а также высокий уровень инно-вативности, быстрая скорость происходящих в обществе изменений. Но здесь возникают новые трудности и тупики. И самыми опасными становятся те из них, которые затрагивают все человечество: экологический кризис, изобретение новых видов вооружения и их совершенствование, демографический взрыв и др. тенденцию к шаблону и однообразию в ущерб любым видам оригинальности и самобытности. Происходящие изменения способствовали появлению социологических и философско-исторических концепций так называемого массового общества, а на их базе возникли и теории массовой культуры. Наиболее законченная концепция «массового общества» с прямым выходом на вопросы культурологии была предложена испанским философом и искусствоведом Хосе Ортегой-и-Гассетом — автором знаменитого эссе «Восстание масс» (1930 г.)*. По Ортеге, обезличенная «масса» — скопище посредственностей — вместо того, чтобы следовать рекомендациям естественного «элитарного» меньшинства, поднимается против него, вытесняет «элиту» из традиционных для нее областей — политики и культуры, что, в конечном счете, приводит ко всем общественным бедам нашего века. Для испанского философа человек «массы» — это не обездоленный и эксплуатируемый труженик, готовый к революционному подвигу, а прежде всего средний индивид, «всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и все», и не только не удручен, но и доволен собственной неотличимостью. Ортега-и-Гассет говорит о появлении «новой породы людей» — «массового» человека. В связи с быстрым ростом населения Европы — «все новые и новые толпы, которые с таким ускорением низвергаются на поверхность истории, что не успевают проникаться традиционно культурой». «Особенность нашего времени в том, — пишет он, — что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду». Именно отсутствие традиционной культуры в современном обществе приводит к его духовной деградации и падению нравственности. На формирование идеи «массового общества» оказала также влияние мысль о растлевающем влиянии процесса демократизации вообще. Н,А. Бердяев в работе «Философия неравенства» отмечал, что от демократизации культура всюду понижается в своем качестве и в своей ценности. Она делается более дешевой, более доступной, более широко разлитой, более полезной и комфортабельной, но и более плоской, пониженной в своем качестве, лишенной стиля» Среди основных направлений и проявлений современной массовой культуры можно выделить следующие: • индустрия «субкультуры детства» (детская литература и искусство, промышленно производимые"игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированные и др. организации и т.п.), преследующая цели явно или закамуфлированной универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм личностной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений; • массовая общеобразовательная школа в определенной мере совпадает с целевыми установками «субкультуры детства», стандартизирует знания и представления учащихся на основе типовых программ и использования упрощенных форм детского сознания; • средства массовой информации, сообщающие населению текущие новости и сведения, актуальные сточки зрения интересов владельцев данного СМ И и властных структур; • система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность \\ желательное электоральное поведение людей; • массовая социальная мифология (национал-шовинизм, социальная демагогия, псевдорелигиозные и паранаучные учения и пр.); • массовые политические движения, инициируемые правящими или оппозиционными группами с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения; • система организации и стимулирования массового потребительского спроса, формирующая в общественном сознании стандарты престижных интересов и потребностей; • индустрия досуга, включающая массовую художественную культур*. Примечательно, что негативное отношение общества к «массовой культуре» нередко способствует укреплению ее воздействия на массы. Это объясняется тем, что для своего нормального функционирования она вынуждена использовать все современные достижения социально-гуманитарного знания, а само это знание не может развиваться без изучения массовых процессов, происходящих в духовной культуре. Контркультура Неотъемлемой частью любой духовной культуры являются те феномены культуры, которые находятся в оппозиции к господствующим образцам и отрицают их, опираясь на аргументацию, восходящую к прошлому, к его давним традициям, или апеллируя к будущему. В качестве реакции на «массовую культуру» и ее использование в идеологическом противостоянии «капитализма» и «социализма» в 60—70-х гг. XX в. определенных слоях общества, особенно молодежной и материально обеспеченной среде промышлен-но развитых стран, складывается неформальный комплекс поведенческих установок, получивших название «контркультура» (лат. contra — против). Для нее характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры; культ бессознательного проявления природных страстей и мистического экстаза души. Теория контркультуры ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованным насилием над личностью. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом, «левацким» радикализмом; «непотребительский» образ жизни, проникнутый культурным нигилизмом, технофобией, религиозным поиском. Наиболее значимой в жизни современного человечества стала молодежная контркультура (и как часть субкультуры), в первую очередь как культура протеста против технократизма индустриального общества (например, движения «хиппи», «панков» и «битников»). Собственность, семья, нация, этика труда, личная ответственность и.другие фундаментальные ценности современной цивилизации провозглашались ненужными предрассудками, а их защитники рассматривались как ретрограды. Молодежную контркультуру 70-х гг. XX в. на Западе называли культурой протеста, поскольку именно в эти годы молодежь особенно резко выступила против системы ценностей отцов. Но это движение зашло в тупик и распалось на множество разнохарактерных групп. Субкультура Современные общества независимо от существующих в них политических режимов имеют не монолитную, не расчлененную духовную культуру, а объединение целого ряда субкультур (нем. subkultur, лат. sub — ниже, под + нем. kultur — культура; англ. subculture). Субкультура — это: 1) совокупность символов, идей, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, принимаемых тем или иным сообществом или какой-либо социальной группой (национальной, профессиональной и т.д.); 2) выделение некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (делинквентная культура); 3) форма организации молодежи как автономного целостного образования внутри господствующей культуры; 4) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, выступающая либо как позитивная (профессиональная субкультура), либо как негативная (делинквентная и некоторые молодежные субкультуры) реакция на социальные и культурные потребности общества. Культура любой эпохи обладает относительной цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри конкретной культуры городская среда отличается от деревенской, официальная — от народной, аристократическая — от демократической, христианская — от языческой, взрослая — от детской. Субкультурные образования культуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на место господствующей культуры. Субкультурные тенденции в обществе во многом вызваны к жизни стремлением «официальной культуры» заполнить собой все поры социального организма. Партийная идеология автоматически рождала диссидентство. Тотальный рационализм не может не вызвать ответную аналогичную реакцию. Субкультуры обладают стойкостью и в то же время не оказывают воздействия на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняются, а ведущий строй культуры при этом сохраняется. Таким образом, субкультура — особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА В качестве культурологической оппозиции массовой культуре выступает элитарная культура, выдвигающая задачу сохранения в культуре творческого начала и пафоса. Элитарная (высокая) кульмеждународным терроризмом. К этим проблемам академик А.Д. Сахаров добавлял еще: угрозу голода; угрозу расизма, национализма, милитаризма и диктаторских режимов; угрозу интеллектуальной свободе*. Среди глобальных проблем, наиболее связанных с судьбами культуры, но остающихся как бы на втором плане в их еще не закрытом списке, некоторые ученые особо выделяют проблему растущего отчуждения современного человека от себе подобных и от окружающей среды. В области духа ярким симптомом отчуждения стала уже известная нам «массовая культура» и ее популяризация, позволяющие людям упрощенно относиться к жизни. Во второй половине XX в. одним из значимых параметров цивилизации становится экологическая культура. Обострение экологической ситуации поставило человечество перед выбором: либо продолжение борьбы с природой, стремление к «господству» над ней и как следствие этого — экологическая смерть всей планеты, либо основанное на лучших гуманистических традициях и разработках современной науки создание новой техники и технологии, таких производств, которые остановят разрушение среды обитания человечества. Социокультурные процессы современности, и в особенности неконтролируемое техногенное вмешательство человека в биосферные процессы, со всей очевидностью показали, что необходимо совместное природное и искусственное развитие планеты на основе коэволюции. Академик Н.Н. Моисеев подчеркивает, что коэволюция означает целенаправленное и согласованное развитие биосферы и общества, ибо ее разрушение эквивалентно гибели цивилизации. На фоне усложнения социально-экономической жизни, «наступления» цивилизационных процессов, в значительной мере создающих новые проблемы существования человечества, остро встает вопрос о месте и роли человека в этом мире, его духовном развитии, о путях разрешения туго сплетенных противоречий. По сути мировая цивилизация, вступившая в XXI в., переживает глубокий социокультурный кризис. Преодоление кризиса культуры и цивилизации означает движение человечества по пути мирового социального прогресса. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|