|
Лекция 5. Культура средневековьяАрабо-мусульманская культура Культура христианского средневековья Особо следует сказать о мусульманском мире, который при всех отличиях от классического Востока остается в рамках второго типа цивилизации (циклического развития). В начале VII в. с принятием ислама (622 г.) было создано огромное государство —Арабский халифат. Под его властью оказались территории от Атлантического океана до границ Китая: Северная Африка, Испания, Сицилия, Армения, Азербайджан, Иран, Афганистан, часть Индии и др. Примечательно, что кочевники, жившие по законам природы, выйдя за пределы Аравийского полуострова, столкнувшись с древними цивилизациями, не только не ассимилировались, но, наоборот, они смогли навязать им свою религию — ислам, свой язык и, в какой-то степени, свой менталитет. Что же вывело мусульманские народы на авансцену истории? Что превратило их в активный элемент, создающий новую арабско-мусульманскую цивилизацию, одну из богатейших по культуре? Принятие новой системы духовных ценностей — ислама — явилось сильнейшим стимулом для активной исторической деятельности. Никакой экономический интерес не сравнится по силе воздействия с духовными ценностями. Именно духовная общность делает толпу народом. Ислам как система духовных ценностей зародился на Ближнем Востоке от одного корня с иудаизмом и христианством. Пророк Мухаммед, основатель ислама и первой общины мусульман, был хорошо знаком с обеими религиями. Видимо, благодаря этой связи в исламе в отличие от старых восточных религий — индуизма, буддизма —достаточно ярко выражена идея развития. Ислам в буквальном смысле значит путь к спасению. Путь — это движение, развитие. Для ислама, так же как и для христианства, характерно представление о линейном, прогрессирующем времени. Идея развития обогащалась в ходе становления арабско-мусульманской цивилизации (VII—XII вв.). Активно впитывалась христианская традиция. Но особенно много перешло в культуру мусульманского Востока от древнегреческой рационалистической культуры (эллинизма). За счет этого арабский мир резко вырвался вперед. Академик В.В. Бартольд писал: «Восток в мусульманскую эпоху продолжил культурную работу, прерванную в греко-римском мире, и в течение нескольких веков занимал в культурном отношении первое место». Однако в исторической перспективе мусульманский мир потерял динамизм в своем развитии, рационалистическая тенденция в культуре оказалась подавленной. Давление религиозной харизмы на общественное сознание стало более жестким и сильным, чем в старых восточных религиях. В исламе широко представлены правовые вопросы: уголовное, гражданское право, общегосударственные установления, правила ведения войны. Все законоположения преследовали возвышение ислама. Глубокое проникновение религии во все сферы общественной жизни приводит к тому, что исламские духовные институты стремятся подчинить себе государство и превратить его в религиозную организацию. Это явление в современном мире принято называть исламским фундаментализмом. Средневековая культура — европейская культура в период с V в. н.э. до XVII в. (условно подразделяется на три этапа: культу ра раннего Средневековья V—XI вв.; средневековая культура XI— XIII вв.; культура позднего Средневековья XIV—XVII вв.). Начало Средневековья совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец —с ее. возрождением в Новое время. Материальную основу средневековой культуры составляли феодальные отношения. Политическая сфера Средневековья представляла прежде всего господство военного сословия — рыцарства, основанное на сочетании прав на землю с политической властью С образованием централизованных государств формировались сословия, составляющие социальную структуру средневекового общества — духовенство, дворянство и остальные жители («третье сословие», народ). Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными и военпы- ми делами, народ —трудился. Общество стало делиться на «тех, кто работает» и «тех, кто воюет». Средневековье — это эпох; многочисленных войн. Только «крестовых походов» (1096—1270) официальная история насчитывает восемь. Средневековью свойственно объединение людей в различные корпорации: монашеские и рыцарские ордена, крестьянские общины, название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин «Возрождение» указывал на связь новой Культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества — искусство, философия, литература, образование, наука. С разрушением старых феодально-религиозных представлений и с созданием новой системы ценностей, соответствовавшей зарождавшейся буржуазной эпохе, был связан и антропоцентризм (от гр. anthropos — человек) нового мировоззрения. Центром мироздания объявлен человек, понимаемый как часть природы и наиболее совершенное ее творение. Человек как мера всех вещей, как героическая, независимая, всесторонне развитая личность, как творческая сила в борьбе с натурой и гнетом церковно-феодального принуждения. Этот лейтмотив находит яркое отражение во всех отраслях искусства. Было определено новое отношение человека к самому себе — у гуманистов сформулированное Рабле: «Делай, что хочешь — твори добро», в протестантизме закрепившееся в двух девизах: «личного спасения» и «всеобщей полезности людей друг другу». Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек — творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность; важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей. Лекция 6. Этапы развития европейской культуры Возрождение (ренессанс) и реформация. Византийская культура. 3.Европейская культура и цивилизация Нового времени.' Идеальный человек, по мнению гуманистов, это «универсальный человек», человек-созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрож дения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом. В конце концов люди вступят на территорию небесных светил, обоснуются там и сами станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в Средние века святых. Наслаждение земным бытием — это непременная часть культуры Возрождения. У истоков Возрождения («Раннего Возрождения») в Италии стоял великий Данте Алигьери, автор «Комедии», которую потомки, выражая свое восхищение, назвали «Божественной комедией». Всемирную известность получили сонеты Франческа Петрарка (1304—1374) на жизнь и смерть мадонны Лауры. Последователь Петрарки — Джованни Боккаччо (1313—1375), автор «Декамерона», собрания реалистических новелл, объединенных общим гуманистическим идеалом и представляющих единое целое. Знаменитые поэты Возрождения создали итальянский литературный язык. Их сочинения еще при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы. Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445—1510), Джотто (1266—1337), Мазаччо (1401—1428). Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386—1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представивший в скульптуре обнаженное тело. Крупнейший архитектор Раннего Возрождения — Брунеллески (1377—1446). Он стремился сочетать элементы древнеримского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы. На смену Раннему Возрождению пришло Высокое Возрождение — время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титанами Высокого Возрождения назвали Леонардо да Винчи (1456—1519), Рафаэль Санти (1483—1520), Микеланджело Буонаротти (1475—1564). Гуманистическое движение признано общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна торых она соткана, — противоречия свободы и рабства, рационализма и магии, чувственности и аскетизма. Реформация (лат. reformatio — преобразование) — важнейший этап в культурно-историческом развитии Западной и Центральной Европы. Это религиозно-идеологическое и социально-политическое движение, начавшееся в первой четверти XVI в. в Германии с выступления М. Лютера и направленное на преобразование и исправление христианской религии, сложившейся в форме католического вероисповедания. Реформация выразила идеологию новых социальных и политических процессов в форме протестантизма. Главный идеологический тезис сторонников Реформации —требование «дешевой церкви» и отрицание духовенства в качестве посредника Бога на земле, а также утверждение, что спасение своей души достигается лишь внутренней верой каждого. Объявляя причиной Реформации «порчу церкви», ее идеологи говорили об искажении учения Христа и целью Реформации считали возвращение к «истинному» христианству апостольских времен. В Реформации можно выделить три основных направления: бюргерско-буржуазное (М. Лютер, Ж. Кальвин), королевско-княжеское и народное (Т. Мюнцер). Первое характеризуется стремлением утвердить власть буржуа, второе — борьбой за сохранение власти богатых феодалов за счет захвата церковных земель, третье — попыткой устранить феодальную эксплуатацию, поддерживаемую католической церковью, и установить социальное равенство. В результате Реформации католическая церковь в ряде стран утратила свое монопольное положение и оказалась в большей зависимости от государственной власти. Духовная диктатура была сломлена. Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества — автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках, подготавливая этим почву для идеи прав человека. В носителях протестантских идей выразился новый, буржуазный тип личности с новым отношением к миру. ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В период Средневековья особенно важно подчеркнуть роль Византии (IV — сер. XV вв.). Она оставалась единственной хранительницей эллинистических культурных традиций. Однако наследие поздней античности Византия существенно преобразовала, создав художественный стиль, уже целиком принадлежащий духу и букве Средневековья. Причем в средневековом европейском искусстве именно византийское было в наибольшей степени ортодоксально христианским. - В истории византийской культуры выделяются следующие периоды: 1-й период (IV — сер. VII вв.) — Византия становится преемницей Римской империи. Происходит переход от античной к средневековой культуре. Протовизантийская культура этого периода носит еще городской характер, но постепенно центрами культурной жизни становятся монастыри. Становление христианского богословия происходит при сохранении достижений античной научной мысли. 2-й период (сер. VII — сер. IX вв.) — происходит культурный спад, связанный с экономическим упадком, аграризацией городов и потерей ряда восточных провинций и культурных центров (Антиохии, Александрии). Центром промышленного развития, торговли, культурной жизни, «золотыми воротами» между Востоком и Западом для византийцев стал Константинополь. 3-й период (сер. X—XII вв.) — период идейной реакции, обусловленный экономическим и политическим упадком Византии. В 1204 г. крестоносцы в ходе 4-го крестового похода осуществили раздел Византии. Константинополь становится столицей нового государства — Латинской империи. Православное патриаршество заменяется католическим. В мировой культуре византийской цивилизации принадлежит особое место. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, вобравшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Для византийской культуры характерны расцвет искусства, развитие научной и философской мысли, серьезные успехи в области образования. В период X—XI вв. в Константинополе получила распространение школа светских наук. Вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы. Первые византийские концепции в сфере культуры и эстетики сформировались в IV—VI вв. Они представляли собой сплав идей эллинистического неоплатонизма и ранней средневековой патристики (Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Псевдо-Дионисий Ареопагит). Идеалом ранневизантийской культуры становится христианский Бог как источник «абсолютной красоты». В трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста закладывался фундамент средневекового христианского богословия и философии. В центре философских исканий находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и человека. В поздневизантийский период широчайшие познания прославленных философов, богословов, филологов, риторов — Георгий Гемист Плифон, Дмитрий Кидонис, Мануил Хрисолор, Виссарион Никейский и др. — вызывали восхищение итальянских гуманистов. Многие из них стали учениками и последователями византийских ученых. Особенности византийской культуры включают: 1) синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении греко-римских традиций; 2) сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации; 3) Византийская империя в отличие от раздробленной средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество; 4) отличие православия от католичества, что проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных теологов и философов Востока, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии. Признавая свою культуру как высшее достижение человечества, византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний: лишь сXI в. они начали привлекать опыт арабской медицины, переводить памятники восточной литературы; позднее возник интерес к арабской и персидской математике, к латинской схоластике и литературе. Среди ученых энциклопедического характера, пишущих по широкому кругу проблем — от математики до богословия и художественной литературы, следует выделить Иоанна Дамаскина (VIII в.), Михаила Пселла (XI в.), Никифора Влем-мида (III в.), Феодора Метохита (XIV в.). Стремление к систематизации и традиционализм, характерные для византийской культуры, особенно отчетливо проявились в юридической науке, начало которой положено систематизацией римского права, составлением сводов гражданского права, наиболее значительный из которых — Кодификация Юстиниана. Неоценим вклад византийской цивилизации в развитие мировой культуры. Он заключался прежде всего в том, что Византия стала «золотым мостом» междузападной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивое воздействие на'развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова. Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым — все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью, что способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|