Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 5. Культура средневековья





Арабо-мусульманская культура

Культура христианского средневековья

Особо следует сказать о мусульманском мире, который при всех отличиях от классического Востока остается в рамках второго типа цивилизации (циклического развития). В начале VII в. с приня­тием ислама (622 г.) было создано огромное государство—Араб­ский халифат. Под его властью оказались территории от Атланти­ческого океана до границ Китая: Северная Африка, Испания, Сицилия, Армения, Азербайджан, Иран, Афганистан, часть Ин­дии и др. Примечательно, что кочевники, жившие по законам природы, выйдя за пределы Аравийского полуострова, столкнув­шись с древними цивилизациями, не только не ассимилировались, но, наоборот, они смогли навязать им свою религиюислам, свой язык и, в какой-то степени, свой менталитет.

Что же вывело мусульманские народы на авансцену истории? Чтопревратило их в активный элемент, создающий новую арабско-мусульманскую цивилизацию, одну из богатейших по культуре? Принятие новой системы духовных ценностей — ислама — яви­лось сильнейшим стимулом для активной исторической деятель­ности. Никакой экономический интерес не сравнится по силе воз­действия с духовными ценностями. Именно духовная общность делает толпу народом. Ислам как система духовных ценностей за­родился на Ближнем Востоке от одного корня с иудаизмом и хри­стианством. Пророк Мухаммед, основатель ислама и первой об­щины мусульман, был хорошо знаком с обеими религиями. Ви­димо, благодаря этой связи в исламе в отличие от старых восточных религий — индуизма, буддизма —достаточно ярко вы­ражена идея развития. Ислам в буквальном смысле значит путь к спасению. Путь — это движение, развитие. Для ислама, так же как и для христианства, характерно пред­ставление о линейном, прогрессирующем времени. Идея развития обогащалась в ходе становления арабско-мусульманской циви­лизации (VII—XII вв.). Активно впитывалась христианская тра­диция. Но особенно много перешло в культуру мусульманского Востока от древнегреческой рационалистической культуры (эл­линизма). За счет этого арабский мир резко вырвался вперед. Академик В.В. Бартольд писал: «Восток в мусульманскую эпоху продолжил культурную работу, прерванную в греко-римском мире, и в течение нескольких веков занимал в культурном от­ношении первое место».



Однако в исторической перспективе мусульманский мир потерял динамизм в своем развитии, рационалистическая тенденция в куль­туре оказалась подавленной. Давление религиозной харизмы на общественное сознание стало более жестким и сильным, чем в старых восточных религиях. В исламе широко представлены пра­вовые вопросы: уголовное, гражданское право, общегосударствен­ные установления, правила ведения войны. Все законоположения преследовали возвышение ислама. Глубокое проникновение религии во все сферы общественной жизни приводит к тому, что исламские духовные институты стре­мятся подчинить себе государство и превратить его в религиозную организацию. Это явление в современном мире принято на­зывать исламским фундаментализмом.

Средневековая культура — европейская культура в период с V в. н.э. до XVII в. (условно подразделяется на три этапа: культу ра раннего Средневековья V—XI вв.; средневековая культура XI— XIII вв.; культура позднего Средневековья XIV—XVII вв.). Нача­ло Средневековья совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец —с ее. возрождением в Новое время.

Материальную основу средневековой культуры составляли фе­одальные отношения.Политическая сфера Средневековья представ­ляла прежде всего господство военного сословия — рыцарства, основанное на сочетании прав на землю с политической властью С образованием централизованных государств формировались сословия, составляющиесоциальную структуру средневекового общества — духовенство, дворянство и остальные жители («тре­тье сословие», народ). Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными и военпы-ми делами, народ —трудился. Общество стало делиться на «тех, кто работает» и «тех, кто воюет». Средневековье — это эпох; многочисленных войн. Только «крестовых походов» (1096—1270) официальная история насчитывает восемь.

Средневековью свойственно объединение людей в различные корпорации: монашеские и рыцарские ордена, крестьянские общины, название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин «Возрожде­ние» указывал на связь новой Культуры с античностью. В это вре­мя итальянское общество начинает активно интересоваться куль­турой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи антич­ных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравне­нию с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независи­мыми от церкви становятся различные сферы жизни общества — искусство, философия, литература, образование, наука.

С разрушением старых феодально-религиозных представлений и с созданием новой системы ценностей, соответствовавшей за­рождавшейся буржуазной эпохе, был связан и антропоцентризм (от гр. anthropos — человек) нового мировоззрения.Центром ми­роздания объявлен человек, понимаемый как часть природы и наи­более совершенное ее творение. Человек как мера всех вещей, как героическая, независимая, всесторонне развитая личность, как творческая сила в борьбе с натурой и гнетом церковно-феодального принуждения. Этот лейтмотив находит яркое отражение во всех отраслях искусства. Было определено новое отношение че­ловека к самому себе — у гуманистов сформулированное Рабле:

«Делай, что хочешь — твори добро», в протестантизме закрепив­шееся в двух девизах: «личного спасения» и «всеобщей полезнос­ти людей друг другу».

Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные каче­ства, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чув­ство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и все­сторонне развитая личность, человек — творец самого себя и сво­ей судьбы.

В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает не­виданную ранее ценность; важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уров­ня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведше­го мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей.

Лекция 6. Этапы развития европейской культуры

Возрождение (ренессанс) и реформация.

Византийская культура.

3.Европейская культура и цивилизация Нового времени.'

Идеальный человек, по мнению гуманистов, это «универсальный человек», человек-созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрож­дения считали, что возможности человеческого познания беспре­дельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом. В конце концов люди вступят на территорию небесных светил, обоснуются там и сами станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чти­ли, как в Средние века святых. Наслаждение земным бытием — это непременная часть культуры Возрождения.

У истоков Возрождения («Раннего Возрождения») в Италии стоял великий Данте Алигьери, автор «Комедии», которую потом­ки, выражая свое восхищение, назвали «Божественной комедией». Всемирную известность получили сонеты Франческа Петрарка (1304—1374) на жизнь и смерть мадонны Лауры. Последователь Петрарки — Джованни Боккаччо (1313—1375), автор «Декамеро­на», собрания реалистических новелл, объединенных общим гу­манистическим идеалом и представляющих единое целое. Знаме­нитые поэты Возрождения создали итальянский литературный язык. Их сочинения еще при жизни получили широкую извест­ность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время ста­новится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совер­шенных людей. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445—1510), Джотто (1266—1337), Мазаччо (1401—1428). Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386—1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности пред­ставивший в скульптуре обнаженное тело. Крупнейший архитектор Раннего Возрождения — Брунеллески (1377—1446). Он стре­мился сочетать элементы древнеримского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы.

На сменуРаннему Возрождению пришлоВысокое Возрожде­ние — время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой выска­заны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предна­значении на Земле. Титанами Высокого Возрождения назвали Леонардо да Винчи (1456—1519), Рафаэль Санти (1483—1520), Микеланджело Буонаротти (1475—1564).

Гуманистическое движение признано общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распрост­раняется по всем западноевропейским странам. Каждая страна торых она соткана, — противоречия свободы и рабства, рациона­лизма и магии, чувственности и аскетизма.

Реформация (лат. reformatio — преобразование) — важнейший этап в культурно-историческом развитии Западной и Централь­ной Европы. Это религиозно-идеологическое и социально-поли­тическое движение, начавшееся в первой четверти XVI в. в Гер­мании с выступления М. Лютера и направленное на преобразо­вание и исправление христианской религии, сложившейся в форме католического вероисповедания. Реформация выразила идеологию новых социальных и политических процессов в форме протестан­тизма.

Главный идеологический тезис сторонников Реформации —тре­бование «дешевой церкви» и отрицание духовенства в качестве посредника Бога на земле, а также утверждение, что спасение сво­ей души достигается лишь внутренней верой каждого. Объявляя причиной Реформации «порчу церкви», ее идеологи говорили об искажении учения Христа и целью Реформации считали возвра­щение к «истинному» христианству апостольских времен.

В Реформации можно выделить три основных направления:

бюргерско-буржуазное (М. Лютер, Ж. Кальвин), королевско-княжеское и народное (Т. Мюнцер). Первое характеризуется стремле­нием утвердить власть буржуа, второе — борьбой за сохранение власти богатых феодалов за счет захвата церковных земель, тре­тье — попыткой устранить феодальную эксплуатацию, поддержи­ваемую католической церковью, и установить социальное равен­ство. В результате Реформации католическая церковь в ряде стран утратила свое монопольное положение и оказалась в большей за­висимости от государственной власти. Духовная диктатура была сломлена.

Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества — автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках, подготавливая этим почву для идеи прав человека. В носителях протестантских идей выразился новый, буржуазный тип личности с новым отношением к миру.

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

В период Средневековья особенно важно подчеркнуть роль Византии (IV — сер. XV вв.). Она оставалась единственной храни­тельницей эллинистических культурных традиций. Однако насле­дие поздней античности Византия существенно преобразовала,

создав художественный стиль, уже целиком принадлежащий духу и букве Средневековья. Причем в средневековом европейском искусстве именно византийское было в наибольшей степени ор­тодоксально христианским.

- В истории византийской культуры выделяются следующие пе­риоды:

1-й период (IV — сер.VII вв.) — Византия становится преем­ницей Римской империи. Происходит переход от античной к сред­невековой культуре. Протовизантийская культура этого периода носит еще городской характер, но постепенно центрами культур­ной жизни становятся монастыри. Становление христианского богословия происходит при сохранении достижений античной научной мысли.

2-й период (сер. VII — сер. IX вв.) — происходит культурный спад, связанный с экономическим упадком, аграризацией горо­дов и потерей ряда восточных провинций и культурных центров (Антиохии, Александрии). Центром промышленного развития, торговли, культурной жизни, «золотыми воротами» между Восто­ком и Западом для византийцев стал Константинополь.

3-й период (сер. X—XII вв.) — период идейной реакции, обу­словленный экономическим и политическим упадком Византии. В 1204 г. крестоносцы в ходе 4-го крестового похода осуществи­ли раздел Византии. Константинополь становится столицей но­вого государства — Латинской империи. Православное патриар­шество заменяется католическим.

В мировой культуре византийской цивилизации принадлежит особое место. В течение всего тысячелетнего существования Ви­зантийская империя, вобравшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр сво­еобразной и поистине блестящей культуры. Для византийской культуры характерны расцвет искусства, развитие научной и фи­лософской мысли, серьезные успехи в области образования. В период X—XI вв. в Константинополе получила распространение школа светских наук. Вплоть до XIII в. Византия по уровню раз­вития образованности, по напряженности духовной жизни и кра­сочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.

Первые византийские концепции в сфере культуры и эстети­ки сформировались в IV—VI вв. Они представляли собой сплав идей эллинистического неоплатонизма и ранней средневековой патристики (Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Псевдо-Диони­сий Ареопагит). Идеалом ранневизантийской культуры становится христианский Бог как источник «абсолютной красоты». В трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисско­го, в речах Иоанна Златоуста закладывался фундамент средневе­кового христианского богословия и философии. В центре фило­софских исканий находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и чело­века. В поздневизантийский период широчайшие познания про­славленных философов, богословов, филологов, риторов — Геор­гий Гемист Плифон, Дмитрий Кидонис, Мануил Хрисолор, Вис­сарион Никейский и др. — вызывали восхищение итальянских гуманистов. Многие из них стали учениками и последователями византийских ученых.

Особенности византийской культуры включают: 1) синтез запад­ных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении гре­ко-римских традиций; 2) сохранение в значительной степени тра­диций античной цивилизации; 3) Византийская империя в отли­чие от раздробленной средневековой Европы сохранила государ­ственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все возрастающем вли­янии христианства никогда не затухало светское художественное творчество; 4) отличие православия от католичества, что прояв­лялось в своеобразии философско-богословских воззрений право­славных теологов и философов Востока, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии.

Признавая свою культуру как высшее достижение человечества, византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний:

лишь сXI в. они начали привлекать опыт арабской медицины, переводить памятники восточной литературы; позднее возник интерес к арабской и персидской математике, к латинской схола­стике и литературе. Среди ученых энциклопедического характе­ра, пишущих по широкому кругу проблем — от математики до богословия и художественной литературы, следует выделить Иоан­на Дамаскина (VIII в.), Михаила Пселла (XI в.), Никифора Влем-мида (III в.), Феодора Метохита (XIV в.).

Стремление к систематизации и традиционализм, характерные для византийской культуры, особенно отчетливо проявились в юридической науке, начало которой положено систематизацией римского права, составлением сводов гражданского права, наибо­лее значительный из которых — Кодификация Юстиниана.

Неоценим вклад византийской цивилизации в развитие мировой культуры. Он заключался прежде всего в том, что Византия стала

«золотым мостом» междузападной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивое воздействие на'развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения вли­яния византийской культуры весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова. Древ­няя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым — все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованнос­тью, что способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.