|
Что же такое социальный (общественный) прогресс?Социальный прогресс означает нарастающие, восходящие изменения во всех областях жизни. Чтобы понять, о каких изменениях идет речь, необходимо выделить основной критерий общественного прогресса. Таким критерием в условиях современной цивилизации является освобождение человека. Вместе с тем, мы знаем, что выдающиеся мыслители, творцы прогресса каждое достижение связывали с гуманистической идеей улучшения жизни людей. «Я убежден, — писал А.Д. Сахаров, — что «сверхзадачей» человеческих институтов, в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое — радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства... (курсив наш. — Б.К.). И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке»*. Избавить человека от материальных тягот, создать ему достойные условия повседневной жизни, предоставить и гарантировать широкий спектр прав и свобод, духовно раскрепостить и обогатить его — в этом смысл социального прогресса. Глобальные проблемы можно решить только при условии, что новый миропорядок будет основываться на следующих исходных принципах, составляющих суть современной культуры мышления: • признание приоритета общечеловеческих ценностей, отношение к человеческой жизни и миру как высшим ценностям; • отказ от войны и насильственных революций как средства для решения спорных вопросов, неустанный поиск во всех случаях политических путей разрешения конфликтов и проблем; • признание права народов свободно и самостоятельно выбирать свою судьбу; • понимание современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей. Правомерно заключить, что культурная эволюция человека и мировая солидарность человечества представляются как единственное средство спасения жизни планеты и выживания человека, его цивилизации, радикального духовного обновления всего человечества. При этом развитие культуры должно быть связано с духовным, интеллектуальным, нравственным, естественным и целостным социальным возвышением человека. В центре растущей культуры стоит человек, с его вечными проблемами, способом отношения к другим людям и с его реализующимся субъективным потенциалом. Ценности, на базе которых складывается современная цивилизация Мы показали особенности социокультурного развития XX в., его противоречивый характер, глобальные проблемы, которые предстоит решать человечеству уже в третьем тысячелетии. Но ушедший век не только сконцентрировал противоречия. Он определил, сформировал и закрепил основные ценности, на базе которых развивается современная цивилизация:, • экономические — товарно-денежные отношения, рынок, регулирующий производство и потребление, свободное предпринимательство; • политические — правовое государство, действующее на основе демократических законов и принципов; • духовные — выдающиеся достижения науки и произведения искусства, высоконравственные нормы поведения людей.
Краткое описание семинарских и практических занятий (планы, задания для проведения семинарских и практических занятий, СРСП, СРС); Тема № 1. Культурология как наука Вопросы для обсуждения: 1 Предмет и объект культурологии 2. Понятие культуры. 2. Структура культуры и. функции культуры. 4. Антиномии культуры и природы в античной философии. 5. Проблема культуры в европейской культурологической мысли до XIX в. 6. Развитие и упадок цивилизаций. Проблема типологии культур. 7. Культурологическая мысль в ХХ в. Методические указания При определении культуры необходимо отметить многозначность это-го понятия, разницу в понимании культуры на обыденном и научном уров-нях. Отдельного обсуждения требует вопрос о содержании понятия "куль-тура", о том, можно ли исключить из определения культуры негативные аспекты общественной жизни. Необходимо провести сравнительно-аналитический обзор трех-четырех определений культуры. Чтобы лучше понять специфику культуры, необходимо обратить вни-мание на ее многофункциональность. Также следует показать понимание культуры как многоуровневой системы (мировая культура и национальная культура; материальная и духовная культура). Следует обратить внимание на особенности разных подходов к периодизации историко-культурного процесса (хронологический, формационный, художественно-стилевой и др.) и показать знание основных логических параметров культурологической типологии (диахрония - синхрония и линейность – дискретность). При обсуждении психоаналитической, социологической, игровой концепций важно отметить значимость проблем, поставленных в их рамках, для современного изучения культуры, объяснить, например, какова роль игрового начала, моральных запретов, культурных ценностей в жизни современного человека. Темы самостоятельных работ: 1. Этногенез в концепции Л. Гумилева. 2. Проблема «Восток – Запад»: противостояние или диалог культур? 3. Тенденции и перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации. 4. Критика классического образа культуры. Кризис рационализма (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, К. Маркс). 5. Классический эволюционизм (Г. Спенсер, Э.-Б. Тайлор). 6. Проблема типологии культур (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, П. Со-рокин, М. Вебер, А. Тойнби). 7. Концепция “осевого времени” К. Ясперса. 8. Психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда. 9. Биологическое направление (А. Гобино). 10. Игровая концепция культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гес-се). 11. Концепция круговорота "локальных цивилизаций" А. Дж. Тойнби. 12. Учение А. Швейцера о культуре. 13. Структурализм. Концепции К. Леви-Строса, Ю.М. Лотмана. 14. Постмодернизм. 15. Этологическое направление в культурологии. 16. Религиозная культурология (Ж. Маритен, Э. Жильсон, М. Бубер). 17. Концепция «дегуманизации искусства» Х. Ортеги-и-Гассета. 18. Концепция локально – исторических типов культур Н.Я. Данилевского. 19. Культурная антропология как научная дисциплина. 20. Структурный функционализм в культурологии. 21. Принципы семиотического анализа культуры. 22. Просветительская концепция культуры и цивилизации. 23. «Идеи к философии истории человечества» И.Г. Гердера в истории культурологии. 24. Социология М. Вебера как пример культурно-аналитического подхода. 25. «Культурная морфология» О. Шпенглера. 26. Динамика культуры А.Д. Тойнби. 27. Социодинамика культуры П. Сорокина. 28. Культура как проблема психоанализа (З. Фрейд). 29. Архетипы коллективного бессознательного К. Г. Юнга. 30. Экзистенциалистская концепция культуры. Рекомендуемая литература: 1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произ-ведения. М., 1990. 2. Гегель Г. Феноменология духа. М., 1993. 3. Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. 4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. 5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1990; СПб., 1995. 6. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1997. 7. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. 8. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 9. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. Кри-тика способности суждения. 1995. 10. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985. 11. Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. СПб., 2000. 12. Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999. 13. Медоуз Д. и др. Пределы роста. М., 1991. 14. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. 15. Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж. П. // Сумерки бо-гов. М., 1989. 16. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. 17. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 18. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. 19. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1983. 20. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991, 1996. 21. Тоффлер А. Третья волна. М., 1999. 22. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. 23. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. 24. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1998. 25. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие. М., 1993. 26. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. 27. Швейцер А. Культура и этика. М., 1989. 28. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. 29. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991. 30. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. Тема № 2. Первобытная культура Вопросы для обсуждения: 1. Производственная и бытовая культура первобытности. 2. Мифология и картина мира первобытного человека. 3. Происхождение и ранние формы искусства. Методические указания Изучение вопроса о производственной культуре первобытного челове-ка целесообразно начать с периодизации первобытности по материалу для изготовления основных орудий труда. Далее следует рассмотреть процесс развития первобытных орудий труда и оружия, а также охарактеризовать основные отрасли первобытной экономики. Говоря о бытовой культуре, необходимо остановиться на таких ее сторонах, как строительство жилища, приготовление пищи, изготовление одежды, обуви, украшений. Готовя доклад по вопросу о мифологии и картине мира первобытного человека, надо рассмотреть особенности первобытного мышления, дать определение первобытной мифологии, перечислить ее функции, назвать основные сюжеты мифов. После этого требуется охарактеризовать содержание позитивных знаний первобытного человека, указать причины их ограниченности. Доклад о происхождении и ранних формах искусства должен включать в себя перечисление и краткий анализ основных версий о природе искусства и причинах его возникновения, а также характеристику основных этапов и форм его становления и развития. Обязателен рассказ о «палеолитических венерах», пещерной живописи, петроглифах, мегалитах, «зверином стиле». Темы самостоятельных работ: 1. Первобытность как предмет культурологического исследования. 2. Основные этапы антропогенеза. 3. Основные этапы социогенеза. 4. Развитие первобытных орудий труда и оружия. 5. Отрасли первобытного хозяйства. 6. Бытовая культура первобытных людей. 7. Архаическая мифология. 8. Картина мира первобытного человека. 9. Первобытные верования. 10. Мышление, речь и позитивные знания первобытного человека. 11. Происхождение и ранние формы архитектуры. 12. Культовые, погребальные и мемориальные сооружения первобытности. 13. Первобытное искусство. 14. Архаические культуры современности. Рекомендуемая литература: 1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М.: Высш. школа, 1990. 2. Всемирная история в 24 тт. Т. 1. Каменный век. Мн., Литература, 1996. 3. Всемирная история в 24 тт. Т. 2. Бронзовый век. Мн., Литература, 1996. 4. Гладкий В.Д. Древний мир: Энциклопедический словарь в 2-х тт. До-нецк, Отечество, 1997. 5. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. 6. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983. 7. Окладников А.П. Утро искусства. Л.: Искусство, 1967. 8. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. 9. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. Л., 1985. 10. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Наука, 1989. 11. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. 12. Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М.: Наука, 1980. 13. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Полит-издат, 1983. 14. Химик И.А. Художественная культура первобытного общества: Хре-стоматия. СПб.: Изд-во «СЛАВИЯ», 1994. 15. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государст-ва // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. М.: Политиздат, 1960. Т. 21. С. 23-178. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|