|
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ1. Проведение организационных изменений в рамках TQM. Организационные изменения в рамках TQM основаны на следующих принципах: 1. Перестать жить вчерашним днем 2.Планово совершенствовать существующий бизнес 3.Иницииорвание перемен Уровни изменений Для достижения целей внедрения TQM требуется целостное и профессиональное управление изменениями (переменами). Управляя изменениями, надо иметь в виду не только экономические, организационные и технологические аспекты, но и ментально-культурные факторы и ценности. Для анализа культурных ценностей и разработки высокоэффективных методов управления изменениями можно применить модель Г. Бейтсона. Она устанавливает систему, в которой изменения и познания идут на пяти уровнях. Уровень 1. Самоидентификация (кто я?): - какова миссия и степень зрелости бизнес-процессов; - ощущают ли работники свою принадлежность к организации, отделу, процессу; - каким традициям привержены работники? Уровень 2. Убеждения (что я думаю?): - что думают работники об организации, ее отделах, процессах, клиентах, руководителе; - что думают работники об управлении, доверии, ошибках, обучении, информационных технологиях? Уровень 3. Возможности (что я умею делать?): - какова основная подготовка работников; - способны ли они обучаться, готовы ли к переменам; - на что похожи изобретения руководства; - насколько подготовлены команды; - как хорошо работники представляют картину изменений в целом? Уровень 4. Поведение (что я делаю?): - как работники реагируют на конфликты и ошибки; - как распространяется информация; - какова роль команд; - как осуществляется обратная связь и признание; - какая стратегия используется для решения проблем; - насколько хорошо поддерживаются согласованные цели? Уровень 5. Окружающая среда (к чему приводят данные условия?): - каков имидж внутренних потребителей и других отделов; - какой опыт имеют внешние потребители во взаимоотношениях с вашими сотрудниками: стресс, разочарование, признательность, уважение; - насколько успешен бизнес (качество, время, затраты); - каковы структуры (команды, иерархия) и системы (вознаграждения, рост карьеры)? Согласно приведенной структуризации должно соблюдаться правило: изменения на более высоких уровнях (наивысший — уровень 1) всегда приводят к изменениям на более низких уровнях, а обратное — не обязательно. Часто проекты изменений опираются в основном на уровни 4 и 5 и лишь изредка привлекаются некоторые факторы из уровня 3. При таком подходе упускается тот факт, что факторы нижних уровней — только симптомы причин в верхних уровнях. В этом случае ослабляются лишь симптомы, а причины остаются. Следовательно, управление изменениями надо применять ко всем уровням. Фазы процессов изменения Процесс изменений состоит из последовательного процесса обновлений. В первой фазе необходимо точно сформулировать цель изменений. Чтобы направить всю энергию работников на осуществление изменений, важно разработать для них привлекательное и желаемое видение состояния, которого надо достичь. Сильные и стабильные соблазны, привлекающие людей к переменам,— это не финансовые выгоды, новые инструменты или новая схема процесса, а, скорее, ментальные и психологические факторы, такие как культура доверия, возможность самоорганизации, более высокая ответственность. Во второй фазе надо анализировать не только технологическую и организационную ситуацию, но и ментально-культурные условия коллектива. Для этого приходится иметь дело со следующими факторами: доверие, самостоятельность, инициатива и готовность к действию, кооперация и культура, отождествление себя с компанией, стиль лидерства и т.д. С помощью такого диагноза получается картина, показывающая, будут ли люди противиться запланированным изменениям, или, напротив, приветствовать их. Станет очевидным потребность в переменах на разных организационных уровнях и их потенциал. После этого целесообразно разработать и смоделировать превентивные вмешательства, которые помогут преодолеть барьеры и сопротивление процессу перемен. Разрабатывается сценарий перемен. Для этого, как в любом плане, определяются конечные цели. Одновременно в компании устанавливаются внутренние системы связи и организуется поддержка «пособникам» перемен. Далее разрабатываются системы материального и нематериального поощрения. Основанные на четких критериях достижения желаемых изменений, они благоприятствуют успеху, если, с другой стороны, «саботажники» будут как-то морально наказаны.
Сравнительные характеристики теорий организационных изменений приведены в таблице 1. Таблица1
Ключевая проблема эффективной перестройки работы предприятий лежит в продуманном управлении изменениями корпоративной структуры как в стратегическом и деловом планировании, так и в управлении деятельностью предприятия. Перед тем как приступать к модернизации, необходимо проанализировать качество и эффективность текущей работы предприятия, продумать программу управления изменениями, оценить возможные барьеры на этом пути, особенно в части сопротивления изменениям со стороны персонала. Внедрение TQM и новых подходов к управлению человеческими ресурсами требует от организации особых усилий для того, чтобы преодолеть структурные и культурные препятствия. Сопротивление изменениям может быть открытое, непосредственное, подразумеваемое или отсроченное. Конечно, наиболее легко иметь дело с сопротивлением открытым и непосредственным. Более сложная проблема — столкнуться с сопротивлением подразумеваемым или отсроченным. Под подразумеваемым сопротивлением понимаются: - потеря лояльности к организации; - потеря мотивации к работе; - увеличение погрешности или ошибки; - увеличение числа прогулов и т.д. Понимание причин сопротивления необходимо для разработки стратегий управления изменениями вообще и реагирования на сопротивление в частности. Ощущение бесконтрольности ситуации. Изменяясь, система стремится сохранить свою уникальную сущность, таким образом, сопротивление выступает агентом защиты стабильности. Сопротивление должно послужить сигналом к замедлению темпа проведения изменений, поскольку указывает на то, что скорость изменений превышает возможную скорость адаптации. Нужно дать людям возможность вновь почувствовать себя достаточно уверенно, чтобы адаптироваться. ![]() ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|