|
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ1. Проведение организационных изменений в рамках TQM. Организационные изменения в рамках TQM основаны на следующих принципах: 1. Перестать жить вчерашним днем 2.Планово совершенствовать существующий бизнес 3.Иницииорвание перемен Уровни изменений Для достижения целей внедрения TQM требуется целостное и профессиональное управление изменениями (переменами). Управляя изменениями, надо иметь в виду не только экономические, организационные и технологические аспекты, но и ментально-культурные факторы и ценности. Для анализа культурных ценностей и разработки высокоэффективных методов управления изменениями можно применить модель Г. Бейтсона. Она устанавливает систему, в которой изменения и познания идут на пяти уровнях. Уровень 1. Самоидентификация (кто я?): - какова миссия и степень зрелости бизнес-процессов; - ощущают ли работники свою принадлежность к организации, отделу, процессу; - каким традициям привержены работники? Уровень 2. Убеждения (что я думаю?): - что думают работники об организации, ее отделах, процессах, клиентах, руководителе; - что думают работники об управлении, доверии, ошибках, обучении, информационных технологиях? Уровень 3. Возможности (что я умею делать?): - какова основная подготовка работников; - способны ли они обучаться, готовы ли к переменам; - на что похожи изобретения руководства; - насколько подготовлены команды; - как хорошо работники представляют картину изменений в целом? Уровень 4. Поведение (что я делаю?): - как работники реагируют на конфликты и ошибки; - как распространяется информация; - какова роль команд; - как осуществляется обратная связь и признание; - какая стратегия используется для решения проблем; - насколько хорошо поддерживаются согласованные цели? Уровень 5. Окружающая среда (к чему приводят данные условия?): - каков имидж внутренних потребителей и других отделов; - какой опыт имеют внешние потребители во взаимоотношениях с вашими сотрудниками: стресс, разочарование, признательность, уважение; - насколько успешен бизнес (качество, время, затраты); - каковы структуры (команды, иерархия) и системы (вознаграждения, рост карьеры)? Согласно приведенной структуризации должно соблюдаться правило: изменения на более высоких уровнях (наивысший — уровень 1) всегда приводят к изменениям на более низких уровнях, а обратное — не обязательно. Часто проекты изменений опираются в основном на уровни 4 и 5 и лишь изредка привлекаются некоторые факторы из уровня 3. При таком подходе упускается тот факт, что факторы нижних уровней — только симптомы причин в верхних уровнях. В этом случае ослабляются лишь симптомы, а причины остаются. Следовательно, управление изменениями надо применять ко всем уровням. Фазы процессов изменения Процесс изменений состоит из последовательного процесса обновлений. В первой фазе необходимо точно сформулировать цель изменений. Чтобы направить всю энергию работников на осуществление изменений, важно разработать для них привлекательное и желаемое видение состояния, которого надо достичь. Сильные и стабильные соблазны, привлекающие людей к переменам,— это не финансовые выгоды, новые инструменты или новая схема процесса, а, скорее, ментальные и психологические факторы, такие как культура доверия, возможность самоорганизации, более высокая ответственность. Во второй фазе надо анализировать не только технологическую и организационную ситуацию, но и ментально-культурные условия коллектива. Для этого приходится иметь дело со следующими факторами: доверие, самостоятельность, инициатива и готовность к действию, кооперация и культура, отождествление себя с компанией, стиль лидерства и т.д. С помощью такого диагноза получается картина, показывающая, будут ли люди противиться запланированным изменениям, или, напротив, приветствовать их. Станет очевидным потребность в переменах на разных организационных уровнях и их потенциал. После этого целесообразно разработать и смоделировать превентивные вмешательства, которые помогут преодолеть барьеры и сопротивление процессу перемен. Разрабатывается сценарий перемен. Для этого, как в любом плане, определяются конечные цели. Одновременно в компании устанавливаются внутренние системы связи и организуется поддержка «пособникам» перемен. Далее разрабатываются системы материального и нематериального поощрения. Основанные на четких критериях достижения желаемых изменений, они благоприятствуют успеху, если, с другой стороны, «саботажники» будут как-то морально наказаны.
Сравнительные характеристики теорий организационных изменений приведены в таблице 1. Таблица1
Ключевая проблема эффективной перестройки работы предприятий лежит в продуманном управлении изменениями корпоративной структуры как в стратегическом и деловом планировании, так и в управлении деятельностью предприятия. Перед тем как приступать к модернизации, необходимо проанализировать качество и эффективность текущей работы предприятия, продумать программу управления изменениями, оценить возможные барьеры на этом пути, особенно в части сопротивления изменениям со стороны персонала. Внедрение TQM и новых подходов к управлению человеческими ресурсами требует от организации особых усилий для того, чтобы преодолеть структурные и культурные препятствия. Сопротивление изменениям может быть открытое, непосредственное, подразумеваемое или отсроченное. Конечно, наиболее легко иметь дело с сопротивлением открытым и непосредственным. Более сложная проблема — столкнуться с сопротивлением подразумеваемым или отсроченным. Под подразумеваемым сопротивлением понимаются: - потеря лояльности к организации; - потеря мотивации к работе; - увеличение погрешности или ошибки; - увеличение числа прогулов и т.д. Понимание причин сопротивления необходимо для разработки стратегий управления изменениями вообще и реагирования на сопротивление в частности. Ощущение бесконтрольности ситуации. Изменяясь, система стремится сохранить свою уникальную сущность, таким образом, сопротивление выступает агентом защиты стабильности. Сопротивление должно послужить сигналом к замедлению темпа проведения изменений, поскольку указывает на то, что скорость изменений превышает возможную скорость адаптации. Нужно дать людям возможность вновь почувствовать себя достаточно уверенно, чтобы адаптироваться. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|