Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие, виды и черты монополии





 

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греческого слова «моно» - один, «полио» - продаю).

Монополия – это рынок, имеющий только одного продавца и множество покупателей продукта, не имеющего близких заменителей.

Монополия в чистом виде – редкое явление, особенно на национальном рынке. Однако на местном рынке такая ситуация довольно типична: одна электростанция, одна железная дорога, одно крупное предприятие, одна компания, обеспечивающая население теплом, водой, газом и др. В США 5 % ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии. Рассмотрим виды монополии.

1. Закрытая монополия. Это монополия, защищенная административными барьерами, наложенными на конкуренцию: лицензиями, патентами, авторскими правами, разного рода разрешениями (разработка месторождений нефти, газа, угля, железной руды, золота, алмазов, предоставление банковских, образовательных, медицинских услуг и др.).

2. Естественная монополия. Это монополия, в основе которой лежит экономия на масштабах, т.е. такая ситуация, когда в силу сложившейся техники и технологии на рынке эффективна одна фирма. Если будет больше фирм, то уменьшатся объемы продаж, и они не окупят свои затраты (сфера жилищно-коммунальных услуг: водо-, тепло-, газоснабжение населения, услуги общедоступной почтовой связи, услуги железнодорожных компаний, терминалов, аэропортов, нефте- и газопроводы и др.).

В силу того, что естественные монополии неизбежны в экономике, некоторые параметры их деятельности регулируются государством. В Российской Федерации согласно Федеральному Закону «О естественных монополиях» используется два метода:

· ценовое регулирование, т.е. прямое установление цен или их допустимых размеров (тарифы на электроэнергию, тарифы на услуги водного и железнодорожного транспорта, коммунальные услуги, водоснабжение, муниципальный транспорт, эвакуация и переработка отходов, предельные надбавки к ценам на жизненно-важные лекарства и др.);

· нормативное определение потребностей для обязательного обслуживания.

3. Государственная монополия. Это монополия государства на производство и реализацию продукции (печатание денег, производство атомной энергии, производство оружия, боеприпасов и др.).

4. Технологическая монополия. Это монополия, основанная на высоком

уровне нововведений, недоступном другим фирмам (JBM - на рынке больших компьютеров, Россия – на рынке боевой авиации и др.).

3. Предпринимательская монополия. Это доминирующая фирма, которая занимается монополистической деятельностью, т.е. деятельностью, направленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также нарушение прав потребителей.

В Российской Федерации доминирующей признается фирма, доля которой на рынке какого-либо продукта составляет не менее 35 %. Такая фирма попадает в «Реестр фирм, занимающих доминирующее положение на рынке», и она обязана согласовывать ряд своих действий с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), которая, в свою очередь, обязана осуществлять контроль за данной фирмой.

Что касается монополистической деятельности, то она запрещается антимонопольным законодательством. В Российской Федерации – ФЗ «О защите конкуренции», вступившем в силу с 26.10.2006 г.

4. Монополию можно рассматривать и как сговор между фирмами по

поводу ограничения конкуренции. В качестве примера можно привести картельсоглашение между фирмами по поводу цен, рынков, объемов продаж. Картели встречаются в сфере международной торговли (ОПЕК – нефтяной картель, объединяющий 13 стран – экспортеров нефти Ближнего и Cреднего Востока, действующий с 1973 года), поскольку запрещаются национальным антимонопольным законодательством во многих странах.

В России картельные соглашения принимают форму тайных соглашений, поскольку формально они не заключаются, но, тем не менее, существуют, например, между торговыми сетями.

Черты монополии

1. Фирма – единственный продавец товара на рынке, а рынок состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. В силу этого спрос на продукцию монополиста является рыночным и графически представлен нисходящей кривой.

2. У продукта монополиста нет близких или хороших заменителей, в известной степени он уникален. Это делает монопольный спрос неэластичным.

3. Монополист осуществляет абсолютный контроль над ценой. Манипулируя количеством предложенного продукта, он может вызвать изменение цены продукта. Следовательно, монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену. При этом цена превышает предельных доход (P>MR).

4. Определяя объем производства и цену, максимизирующие прибыль, монополист руководствуется принципом: MR = MС. Выбор монополиста представлен на графике (рис.49).

5. Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Барьеры – это любые препятствия, которые мешают новым фирмам на равных конкурировать с существующими.

Виды возможных барьеров:

1. Экономия на масштабах, т.е. эффективность крупных предприятий.

2. 2. Административные барьеры – патенты и лицензии. Согласно патентному праву в Российской Федерации изобретатель имеет исключительной право контроля над своим изобретением в течение 15 лет, а в США – 17 лет.

 
 


P,C,R MC

 

Рм

P

MR

 
 


QM Q

Рис. 49. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

 

Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как «Ксерокс», «JBM», «Сони», «Истман Кодак» и т.д. Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капитальных вложений в НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти.

Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем лицензий. В СШАподлежит лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты, трубочистыи многие другие).

3. Исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Классическим примером является деятельность компании «Де Бирс», которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и поэтому контролирует мировой рынок алмазов.

4. Нечестная конкуренция – демпинг цен, т.е. их необоснованное снижение с целью устранения конкурентов, ложная информация о конкурентах и их товарах и даже физическое устранение конкурентов и причинение ущерба их имуществу.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.