Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие, черты и поведение на рынке монополистического конкурента





 

Монополистическая конкуренция – это такая ситуация, когда на рынке действует относительно большое число небольших фирм, выпускающих похожую, но не одинаковую продукцию.

Черты монополистической конкуренции

1. Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. При этом фирм больше, чем при олигополии, но меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.

2. Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере необходимо учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Данная модель широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления: в легкой и пищевой промышленности, а также в сфере услуг. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя.

3. Важную роль в дифференциации продукта играет неценовая конкуренция, т.е. конкуренция в сфере качества, гарантий, обслуживания и т.п. Такую конкуренцию можно назвать конкуренцией мини-монополистов.

4. Незначительный контроль над ценой, т.к. доля каждого производителя на рынке небольшая и существуют товары конкурентов. Степень контроля над ценой зависит от степени дифференциации продукции. Чем меньше дифференцирована продукция, тем в больше контроль над ценой.

5. Выбирая объем производства и цену, максимизирующие прибыль, монополистический конкурент руководствуется правилом: MC = MR, поэтому график, описывающий его поведение, такой же как в условиях монополии и олигополии.

6. Легкое вступление в отрасль. Однако оно не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, торговые марки, но они не носят исключительного характера, поскольку патентуются товары-заменители.

7. В условиях монополистической конкуренции число фирм больше, чем необходимо, вследствие чего возникает неполная загрузка производственных мощностей и повышаются цены с целью компенсации издержек.

8. Правило эффективного использования ресурсов: P = AC = MC, не соблюдается, т.к. P >MC, P >AC. Однако это компенсируется большим разнообразием товаров и услуг и наличием конкуренции.

 

Ключевые понятия

Олигополия. Модель ломаной кривой спроса. Модель Курно. Лидерство в ценообразовании. Монополистическая конкуренция.

Примеры тестов для самоконтроля

1. В отрасли действуют 3 крупные фирмы и 10 маленьких. Крупные получают экономическую прибыль, а маленькие – обычную. Каковы источники экономической прибыли крупных фирм?

а) ограбление маленьких; б) ограбление потребителей;

в) экономия на масштабах производства; г) завышение цен.

Ответ: в) – т. к. крупные предприятия имеют в расчете на единицу продукции более низкие постоянные издержки.

 

2. Монополистическая конкуренция возникает на рынках тех товаров, где эластичность спроса

а) как правило низка; б) как правило высока;

в) может быть какой угодно.

Ответ: б) – т. к. на рынках с монополистической конкуренцией существуют товары – заменители.

Тестовый самоконтроль

Укажите на один правильный ответ.

 

1. Рынки совершенной конкуренции и монополистической конкуренции схожи тем, что

а) выпускают однородные товары;

б) цена превышает предельные издержки;

в) нет барьеров для вступления конкурентов в отрасль;

г) эластичность спроса ниже, чем на рынке чистой монополии.

 

2. Олигополистический рынок схож с рынком монополистической конкуренции в том, что

а) отсутствуют любые барьеры для входа в отрасль;

б) существуют труднопреодолимые барьеры для входа в отрасль;

в) действует незначительное количество продавцов;

г) фирма обладает монопольной властью.

 

3. Среди главных целей слияний и поглощений нельзя найти

а) захват новых рынков сбыта;

б) увеличение производительности труда;

в) повышение эффективности за счет объединения ресурсов;

г) диверсификацию риска.

 

4. Какой из перечисленных ниже продуктов никогда не производился в рамках картельного соглашения производителей?

а) нефть; б) бананы; в) кофе; г) пшеница.

 

5. Сторонники точки зрения об эффективности монополистической конкуренции утверждают, что

а) дифференциация продукции благоприятствует лучшей реализации разнообразных вкусов потребителей;

б) в условиях монополистической конкуренции фирмы производят эффективный с точки зрения рынка объем продукции;

в) в условиях монополистической конкуренции достигается эффективное с точки зрения общества использование ресурсов;

г) конкуренция ведет к ожесточенной ценовой войне между фирмами.

 

6. Олигополия – это рыночная структура, где оперирует

а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородную продукцию;

б) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированную продукцию;

в)небольшое количество конкурирующих фирм;

г) только одна крупная фирма.

 

7. Если на олигополистическом рынке фирма повысит или снизит цену или объем выпуска продукции, то это

а) не окажет влияние на на продажи и прибыль фирм – конкурентов;

б) окажет влияние на на продажи и прибыль фирм – конкурентов;

в) окажет влияние на продажи и прибыль небольших фирм – конкурентов и не окажет влияние на продажи и прибыль крупных фирм – конкурентов;

г) возможен любой вариант.

 

8. Соперничество олигополистов сопровождается в большей степени

а)ценовой, чем неценовой конкуренцией;

б) неценовой, чем ценовой конкуренцией;

в) ценовой конкуренцией по отношению к небольшим фирмам и неценовой конкуренцией по отношению к крупным фирмам;

г) возможен любой вариант.

 

9. В монополистической конкуренции и олигополистических отраслях

а) объемы выпуска продукции ниже, а цены выше, чем в условиях совершенной конкуренции;

б) объемы выпуска продукции выше, а цены ниже, чем в условиях совершенной конкуренции;

в) объемы выпуска продукции и цены могут быть и выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции;

г) имеющейся информации недостаточно, т. к. необходимо учитывать еще и взаимозависимость между фирмами.

 

10. На рынках с монополистической конкуренцией

а) не достигается эффективное использование ресурсов;

б) достигается эффективное использование ресурсов;

в) достигается в долгосрочном периоде и не достигается в краткосрочном периоде;

г) в одних фирмах обеспечивается эффективное использование ресурсов, а в других не обеспечивается.

Примеры адач для самостоятельного решения

1. В отрасли действуют три фирмы одинакового размера. Предельные издержки каждой фирмы одинаковы и равны 298. Спрос на продукцию отрасли представлен в таблице:

P          
Q          

Если фирмы объединятся в картель и поделят рынок поровну, какова будет равновесная цена и какое количество продукта произведет каждая фирма?

Решение: на основании данных таблицы запишем функцию спроса: Р = 1800 – 3q, где q – объем производства отдельной фирмы. Определим функцию выручки: ТR = P*Q = (1800 – 3q)*q = 1800q – 3q2. Найдем предельный доход (МR) как производную по валовому доходу (ТR), в результате чего получим, что МR = 18000 – 6q.

Приравняем MR и MC: 18000 – 6q = 298, и найдем q. Объем выпуска отдельной фирмы равен 250. Подставим 250 в функцию спроса: Р = 18000 – 3*250 = 1050, и найдем цену (Р). Р = 1050.

Ответ: равновесная цена 1050, объем производства фирмы 250.

 

2. На рынке дуополии функции реагирования каждой фирмы имеют вид:

; .

Изобразите функции реагирования графически и вычислите пропорции раздела рынка между ними.

Решение: функции реагирования можно представить в виде системы из двух уравнений:

Выразим одно неизвестное через другое, например Q2 через Q1: Q1 = 100 – 2(100 – 2Q1) = 100 – 200 + 4Q1, откуда получим, что Q1 = 331/3. Подставим 331/3 в любую функцию реагирования (Q2 = 100 – 2*331/3) и найдем Q2. Q2 = 331/3.

 

Q2

Кривая реагирования Q2

50

331/3 Кривая реагирования Q1

 
 


0 331/3 50 100 Q1

Кривые реагирования строим по максимальным точкам. Максимальные точки первой кривой реагирования: Q1 = 0 (0 = 100 - 2Q2), Q2 = 50. Соответственно, максимальные точки второй кривой реагирования: Q1 = 50, Q2 = 0.

Ответ: пропорции раздела рынка: Q1 = 331/3, Q2 = 331/3.

 

3. Художник продает картины через художественный салон. Спрос на картины составляет: . Все издержки по реализации картин несет магазин. MC продажи одной картины – 48. Художник получает 40 % выручки. Рассчитайте P и Q магазина и P и Q художника, если бы он сам продавал свои картины.

Решение: перепишем функцию спроса: Р = 160 - 4Q, и запишем функцию выручки: ТR = P*Q = (160 - 4 Q)*Q = 160Q - 4Q2. Найдем предельный доход (МR) как производную по валовому доходу (ТR). МR = 160 - 8Q.

Приравняем МС к МR с учетом того, что магазин получает 60% выручки: 0,6(160 - 8Q) = 48, откуда Qмагазина = 10, а Рмагазина = 120.

Найдем Q и Р художника, учитывая при этом, что он получит 40% выручки и его МС равны нулю: 0,4(160 - 8Q) = 0, откуда Qхуд. = 20, а Рхуд. = 80.

Ответ: Qмагаз. = 10, а Рмагаз. = 120; Qхуд. = 20, а Рхуд. = 80.

 

4. В отрасли действуют 2 фирмы. Спрос на продукцию составляет . Предельные издержки обоих фирм равны 60. Найдите долю продаж каждой фирмы в общем выпуске и цену.

Решение: вариант - равновесие по Курно.

Q = Q1 + Q2. Спрос на продукцию первой фирмы будет: Р = 800 - Q1 - Q2, а выручка: ТR = Р* Q = (800 - Q1 - Q2)* Q1 = 800Q1 - Q12 - Q1* Q2. Возьмем производную по выручке (ТR) и найдем предельный доход (МR): МR = 800 - 2 Q1 - Q2.

Приравняем МR и МС: 800 - 2 Q1 - Q2 = 60, и найдем Q1. Q1 = (740 - Q2)/2 = 370 - Q2/2.

Так как фирмы абсолютно одинаковы, то Q1 = Q2, поэтому Q2 = 370 – Q1/2.

Найдем объем выпуска отдельной фирмы выразив одно неизвестное через другое: Q1 = (740 - Q2)/2 = (740 – (740 - Q1)/2)/2 = 246,6. Соответственно и Q2 = 246,6, а Р = 306,8.

Вариант 2 – фирмы образовали картель.

В этом случае будет иметь место ситуация монополии. Найдем выручку (ТR): ТR = Р*Q = (800 – Q)*Q = 800Q – Q2. Возьмем производную по выручке и найдем предельный доход: МR = 800 - 2Q.

Приравняем предельный доход к предельным издержкам и найдем объем выпуска картеля: 800 - 2Q = 60, а Q = 370, Q1 = Q2 = 185, а Р = 430.

Ответ: в ситуации равновесия по Курно Q1 = Q2 = 246,6, Р = 306,8;

в случае картельного соглашения Q1 = Q2 = 185, а Р = 430.

 

5. Монополистический конкурент имеет: , и минимальные AC = 25. Найдите избыточные производственные мощности фирмы в процентах, если принять за 100 % мощности, которые задействовала бы она на рынке совершенной конкуренции.

Решение: найдем объем производства для фирмы - монополистического конкурента приравняв МR и МС: 3Q + 10 = 30 – 2Q, откуда Q = 4.

Найдем объем производства фирмы – совершенного конкурента приравняв предельные и средние издержки: 25 = 3Q + 10, откуда Q = 5.

Разница между двумя Q (5 - 4) равна 1 – это и есть избыточные производственные мощности фирмы. В процентном отношении – это 20% (1/5 = 0,2, или 20%).

Ответ: избыточные производственные мощности фирмы составляют 20%

Задачи для самостоятельного решения

1. В отрасли действует фирма-лидер, которая устанавливает цену, и мелкие фирмы, которые предлагают на рынке все вместе 1,5 P единиц продукции. Отраслевой спрос задан функцией . Сколько продукции поставит фирма-лидер и сколько остальные фирмы, и по какой цене, если MC фирмы-лидера равны 30?

Варианты ответов:

а) 40, 60 и 20; б) 20, 60 и 40; в) 40, 20 и 60; г) 40, 60 и 40.

 

2. В отрасли действуют 2 фирмы. Спрос на продукцию составляет: Р = 30 – Q. Предельные издержки обоих фирм равны 0. Найдите долю продаж каждой фирмы в общем выпуске и цену в ситуации равновесия по Курно и в случае картельного соглашения.

Варианты ответов:

а) 8 и 10; 9 и 1,6; б) 8,5 и 8,5; 6,4 и 2,5;

в)10 и 10; 7,5 и 15; г) 12 и 12; 6,3 и 4,8.

 

3. Монополистический конкурент имеет: МС = 3Q – 10, а MR = 20 – 2Q и минимальные AC = 11. Найдите избыточные производственные мощности фирмы.

Варианты ответов:

а) 1; б) 2; в) 6; г) 7.

 

4. На рынке дуополии функции реагирования каждой фирмы имеют вид:

Q1 = 80 – 4Q2, Q2 = 80 – 4Q1. Определите максимальные точки, по которым графически можно построить функции реагирования и вычислите пропорции раздела рынка между фирмами.

Варианты ответов:

а)Q1 = 0, Q2 = 2 и Q1 = 2, Q2 = 0; Q1 = Q2 = 16;

б) Q1 = 0, Q2 = 4 и Q1 = 4, Q2 = 0; Q1 = Q2 = 18;

в) Q1 = 0, Q2 = 6 и Q1 = 6, Q2 = 0; Q1 = Q2 = 20;

г) Q1 = 0, Q2 = 8 и Q1 = 8, Q2 = 0; Q1 = Q2 = 26.

 

 

ГЛАВА 12. РЫНКИ РЕСУРСОВ

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.