Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отраслевая инвестиционная привлекательность





*См. так же модуль «Управление маркетингом»
Отраслевая инвестиционная привлекательность опре­деля­ется стратегией фирмы-инноватора. Поэтому на рынке нова­ций для обеспечения конкурентоспособностиновшества про­водится маркетинговый отраслевой ана­лиз*, разрабаты­ва­ются различные рейтинги отраслевой инвестиционной при­влекательности.

 

Исследуя потенциал привлечения иностранных инвестиций, Федеральная комиссия по ценным бумагам при Правительстве России в 1996 году установила наиболее инвестиционно привлекательные отрасли российской экономики: нефтегазодобыча, электроэнергетика, связь, металлургия.

Существенным внеэкономическим фактором, оп­реде­ляющим привлекательность инновации для инве­стора, явля­ется имидж и репутация инноватора.

 

Тяжелое машиностроение в России считается одной из самых непривлекательных для инвестиций отраслей. Однако высокий финансовый авторитет компании «Био­процесс» – финансового консультанта и управляющего холдинга АО «Урал­маш» – обеспечил приток достаточного капитала для проведения крупномасштабной реорганизации этого гиганта российской тяжелой промышленности. И в настоящее время группа предприятий «Уралмаш», сохранив отраслевую принадлежность, имеет вполне удовлетворительную структуру балансаи финансовые показатели.

Внутрикорпоративная инвестиционная привлекательность

: {6.5}
С экономической точки зрения инвестиционная при­влека­тельность определяется как внутренними ха­рактери­стиками инновации (доход­ность инвестиций, сроком реали­зации проекта и др.), так и условиями при­влечения финансо­вых ресурсов и их источников (см. слайд 6.5).

Инвестирование инновационной деятельности может осуществляться как за счет собственных, так и привлеченных средств. Для российских предприятий в настоящее время ос­новным источником инвестиций яв­ляются собственная при­быль и амортизационные отчис­ления. Кроме того, инвести­ционный фонд для инноваци­онной деятельности может по­полняться безвозмездными вложениями в натуральной форме или в виде спонсор­ской финансовой помощи.

Наиболее популярным на Западе способом увели­че­ния собственных средств компании является эмиссия акций. Однако в отличие от других источников собст­венных средств этот ресурс является платным, поскольку акционеры приобретают акции в расчете на дивиденды. Недостаточный размер дивидендов может привести к тому, что вновь выпус­каемые акции для финансирования инновационной деятель­ности окажутся неразмещен­ными. В России корпоративные отношения находятся в стадии формирования, поэтому эмис­сии ценных бумаг под инновационную деятельность прово­дятся доста­точно редко.

За исключением беспроцентных ссуд привлечен­ный капитал выдается на условиях возвратности, сроч­ности и платности, то есть представляет собой кредиты в различной форме. Наряду с традиционной формой кре­дитования в ин­новационной деятельности широкое рас­пространение полу­чили лизинг, форфейтинг и франчай­зинг.

Лизинг

Лизинг – долгосрочная аренда машин и оборудо­вания на срок до 20 лет. Арендодатель за свой счет при­обретает необ­ходимое оборудование и сдает его в аренду арендатору. При этом права собственности на оборудо­вание остаются у арен­додателя. По окончании лизинго­вого договора аренда­тор может вернуть арендодателю арендуемое имущество или вы­купить объект лизинга по остаточной стоимости. В тече­ние всего срока эксплуата­ции арендатор перечисляет плату за пользование арендо­ванного имущества, включающую амор­тизацию и доход арендодателя.

 

В настоящее время лизинг получил наибольшее распространение в российских транс­порт­ных компаниях (морских пароходствах и автотранспортных между­народных перевозчиках): стоимость приобретаемых основных средств в этих компа­ниях достаточно высока, а накопленный капитал недостаточен для развития произ­водственных мощностей; кроме того, эти предприятия характеризуются высокой доходностью и слабой зависимостью от внутреннего инвестиционного климата, поскольку они имеют возможность осуществлять перевозки по всему миру. Поэтому лизинг стал одной из наиболее удобных форм финансовых вложений: инвестор оплачивает строительство судна и передает его во владение пароходству, которое постепенно возмещает расходы и выплачивает проценты за пользование имущест­вом. Права на судно к пароходству переходят с момента внесения последнего взноса. В случае просрочки платежей лизингодатель имеет право востребовать переданное в лизинг имущество и распорядиться им по собственному усмотрению (в том числе сдать судно в аренду другому пароходству). При этом платежи судоходной компании не возвращаются. Таким образом, инвестиции лизингодателя достаточно надежно защищены по сравнению с традиционным кредитованием и обеспечивают его финансовые интересы.

Форфейтинг

Форфейтинг – финансовая операция, превра­щающая ком­мерческий кредит в банковский. Инвестор при отсутствии достаточных средств для инноваций вы­писывает комплект векселей. Сроки погашения векселей равномерно распреде­лены во времени. Таким образом, инвестор получает от­срочку в платежах и гарантии банка по обеспечению плате­жей. Форфейтинговые операции для инноватора являются гарантией надежности финан­сового партнера.

Франчайзинг

Наиболее полной финансовой схемой привлечения инвести­ционных ресурсов в инновационную деятель­ность является франчайзинг. Франчайзинг предусматри­вает тира­жирование инноваций с привлечением круп­ного капитала. Кроме фи­нансовых средств по договору франшизы иннова­тору могут быть переданы нематери­альные активы (техно­логии, know-how), торговый знак и репутация фирмы и т. п. Франчайзинг сочетает в себе преимущества кредита и ли­зинга.

 

Одним из самых известных примеров франчайзинга является корпорация «Макдоналдс»: предприятия быстрого питания открываются по всему миру как самостоятельные компании, использующие технологию, торговую марку, имидж и репутацию головной компании, которая со своей стороны не только оказывает материальную помощь при открытии предприятий, но и принимает на себя обязанности обучения персонала, рекламы, поставки оборудования и организации закупки исходных продуктов. Кроме того, она сохраняет за собой право контроля за деятельностью предприятий и расторжения договора франшизы с запрещением использования торговой марки и технологии приготовления пищи.

Критерии инвестиционной привлекательности

Движущие мотивы финансирования инновацион­ной дея­тельности существенно зависят от того, реализу­ется ли ин­новация на свои или привлеченные средства. Однако для большинства инноваций в случаях финанси­ро­вания и за счет собственных средств, и за счет привле­чения финансовых ресурсов в основе лежит показатель цены капи­тала.

Цена собственного капитала

Цена собственного капитала определяется дивидендной политикой инноватора (цена привлечения акционерного капитала) пропорционально доле акционер­ного капитала в собственных средствах организации.

Сs цена собственного капитала;
p отношение суммы дивидендов к рыноч­ной капитализации компании (p/e‑ratio);
U акционерный капитал;
A амортизационный фонд;
M прибыль;
B безвозмездные поступления.

 

*См. так же модуль «Антикризисное управление»
Цена собственного капитала для самофинансиро­ва­ния инновации является нижним пределом рентабель­ности: решение о реализации инноваций при доходности менее цены капитала может серьезно ухудшить основ­ные финан­совые показатели компании, привести к не­платежеспособ­ности и банкротству*инноватора.

Для внешнего инвестора цена собственного капи­тала инноватора является гарантией возврата вложенных средств, показателем достаточного уровня финансовой надеж­ности объекта инвестиций.

 

Пример

Собственный капитал АК «Прогресс» (см. конкретную ситуацию) имеет следующую структуру:

№ п/п Финансовый источник Оценка составляющей собствен­ного капитала, тыс. руб.
1. Акционерный капитал  
2. Амортизационный фонд  
3. Прибыль  
4. Безвозмездные поступления  

 

 

 


Рыночная капитализация компании составляет 5000 тыс. руб. Дивиденды, выплаченные в последнем отчетном периоде, составили 130 тыс. руб.

Для оценки цены собственного капитала, направляемого на инвестиционную деятельность, производятся следующие расчеты:

а) отношение выплаченных дивидендов к рыночной капитализации (р):

p = 130: 5000 ´ 100% = 2,6%

б) цена собственного капитала (WACCin):

WACCin = 2,6 ´ 3000: (3000 + 600 + 1300 + 100) = 1.56%

Цена привлеченного капитала

Цена привлеченного капитала рассчитывается как сред­не­взвешенная процентная ставка по привлеченным фи­нан­совым ресурсам.

Сinv цена привлеченного капитала;
ki ставка привлечения финансового капи­тала (ki = 0 для безвозмездных ссуд), % годо­вых;
Vj объем привлеченных средств;
m число источников привлеченных средств.

Цена привлеченного капитала зависит от внутрен­них и внешних факторов. К внутренним факторам в пер­вую оче­редь относится деловая репутация инноватора. На деловую репутацию фирмы влияют не только финан­совые показатели ее деятельности, но и авторитет выс­шего менеджмента, сложившаяся система взаимоотно­шений с партнерами и конкурентами, имидж, политиче­ская поддержка и др.

Внешние факторы, влияющие на цену привлечен­ного капитала, определяются макроэкономической си­туацией (уровнем инфляции, ставкой рефинансирования ЦБ РФ, тем­пами роста ВНП и др.), государственной ин­вестиционной политикой и ситуацией на финансовом рынке.

 

Пример

Привлеченный капитал АК «Прогресс» (см. конкретную ситуацию) имеет следующую структуру

№ п/п Финансовый источник Оценка составляющей соб­ст­венного капитала, тыс. руб.
1. Кредиты и векселя  
2. Облигационный заем  
3. Беспроцентное бюджетное финансирование  

 

 


Ставки по кредитам и векселям составляют 20% годовых. Купон по облигациям установлен в размере 25% годовых.

Для оценки цены привлеченного капитала (WACCout), направляемого на инвестиционную деятельность, производится следующий расчет:

WACCout = (300 ´ 20 + 70 ´ 25 + 130 ´ 0): (300 + 70 + 130) = 15.5%

Цена капитала

Цена капитала (Cost of Capital) – отношение общей суммы платежей за использование финансовых ресурсов к общему объему этих ресурсов.

WACC (Weighted Average Cost of Capital) – средневзве­шенная цена капитала;
ki цена i‑го источника;
di доля i‑го источника в капитале компа­нии.

Пример

Капитал, направляемый на инновационную деятельность АК «Прогресс» (см. конкретную ситуацию), имеет следующую структуру:

Источники средств Размер средств, тыс. руб. Цена источника, %
Собственные средства   1,56
Привлеченные средства   15,5

Доля собственных средств:

dсобст = 5000: (500 + 5000) ´ 100% = 90,91%

Доля привлеченных средств:

dсобст = 500: (500 + 5000) ´ 100% = 9,09%

Средневзве­шенная цена капитала (WACC):

WACC = (1,56 ´ 90,91 + 15,5 ´ 9,09): 100% = 2,83%

 

: {6.6}
Цена капитала определяет нижнюю границу до­ходно­сти инновационного проекта – норму прибыли на иннова­цию. Таким образом, инноватор, принимая реше­ние о на­чале реализации проекта, должен учитывать сле­дующие фак­торы:

– цену собственного капитала;

– цену привлеченного капитала;

– структуру капитала (соотношение собственных и при­влеченных средств).

Интеграция этих факторов в показателе цены капитала явля­ется базой для определения инвестиционного привлека­тельности инновационного проекта.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.