|
Выбор организационных форм инновационной деятельностиУчебные цели элемента Активная инновационная деятельность связана с развитием комплекса организационных форм. Поэтому первая цель элемента – выделить и раскрыть комплексный характер совокупности организационных форм, взаимосвязанных друг с другом, обеспечивающих инновационную деятельность на всех уровнях народного хозяйства. Главное в инновационной деятельности – это деятельность непосредственно организаций, их внутрифирменная инновационная активность, в которой все начинается с фигуры Новатора. В связи с этим вторая цель – показать сущность и многообразие роли специалистов в инновационной деятельности, способы аккумулирования творческой энергии сотрудников, разнообразие внутрифирменных организационных звеньев, решающих новаторские задачи. Третья цель – выявить различные формы малой инновационной деятельности полусамостоятельных инновационных организаций, взращенных «инкубаторской системой» или инициативных организаций, вставших на путь самостоятельного развития. Изучение отношений межфирменного инновационного взаимодействия различных участников инновационного процесса, всевозможных альянсов и консорциумов составляют четвертую цель элемента. Заключительная пятая цель состоит в демонстрации форм и возможностей региональных и федеральных инновационных структур: научных центров, технопаркови технополисов. Исследуются их способность к созданию инновационных механизмов - организации спроса и предложений на инновации. Множественность организационных форм и функций специалистов в инновационной деятельности Конкретная ситуация Созданный в стране один из инновационных фондов посылает своего сотрудника в технологически развитую страну с богатыми рыночными традициями для изучения инновационного рынка и участников инновационного процесса. В числе заданий предусмотрено составление схем различных организационных форм участников инновационного процесса. Вопросы и задания к ситуации: 1) какие уровни народного хозяйства будут рассматриваться в схеме? 2) какие типовые представители инновационных организаций можно ожидать на этих уровнях? 3) какова роль этих организаций в инновационном процессе? Инновационный процесс охватывает многих участников и заинтересованных организаций. Он может осуществляться на государственном (федеральном) и межгосударственном условиях, региональных и отраслевых, сферах местных (муниципальных) формированиях. Все участники имеют свои цели и учреждают свои оргструктуры для их достижения.
У крупных и мелких организаций разная инновационная активность, что соответствует их миссиям, целям и стратегиям. Поэтому корпорации создают вокруг себя сеть малых инновационных фирм, выращивая их руководителей в специальных “инкубаторных программах”. Такие организации имеют организационную форму “фирмы-инкубатора”. Распространение новых сложных промышленных продуктов и технологий иногда происходит в организационной форме “франчайзинга” или “лизинга”. Реализация региональных (3) научно-технических и социальных программ связана с организацией соответствующих объединений научных (университетских), промышленных и финансовых организаций: различного рода научно-промышленных центров. В силу рискованности инновационных проектов возникают адекватные организационные формы инвесторов в виде “венчурных фондов” и инновационные формы создателей новаций – рисковых инновационных фирм. Федеральные (4) программы особой важности, привлекающие большие ресурсы и рассчитанные на длительные срок, влекут за собой создание научных и технологических парков, технополисов. Развитие международных (5) научно-технических и торговых отношений связано с глобализацией рынка многих продуктов, интернациональным разделением труда и созданием различных альянсов и совместных предприятий. Руководители компаний исходят из того, что для достижения коммерческого успеха необходима достаточно высокая «плотность» потока новаторских идей – изобретений, предложений по улучшению качества, дизайна, снижению себестоимости и др. Повышение роли таких параметров конкуренции, как новизна, цена, качество, надежность, индивидуализация товара, ставит задачу постоянного и всеобщего «мозгового штурма» перед большинством сотрудников, а, в конечном счете, перед всем персоналом фирмы.
Уже первый взгляд на механизм управления «человеческими ресурсами», например, в компании «3М» подтверждает его инновационную специфику. В компании разработаны принципы выявления факторов как блокирующих нововведения, так и поддерживающих и усиливающих новаторскую деятельность. Блокирующие факторы: Þ недоверие менеджеров к выдвигаемым снизу новым идеям; Þ необходимость множества согласований по новым идеям; Þ вмешательство других отделов в оценку новаторских предложений; Þ незамедлительная критика и угрозы увольнения в связи с допущением ошибок; Þ контроль за каждым шагом новатора; Þ кулуарное принятие решений по новаторскому предложению; Þ передача нижестоящим руководителям указаний, сопровождаемых угрозами; Þ возникновение у вышестоящих руководителей «синдрома всезнающих экспертов». Факторы, поддерживающие новаторство: Þ представление необходимой свободы при разработке новшества, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержку со стороны высшего руководства; Þ ведение дискуссий и обмен идеями «без злобы и страха»; Þ поддержание эффективных коммуникаций с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями; Þ углубление взаимопонимания работников. Факторы, усиливающие новаторство: Þ поддержка стремления работников постоянно учиться и повышать квалификацию; Þ сочетание в системе образования специальных знаний и многодисциплинарной подготовки; Þ возможность высказывать собственное мнение о проводимых изменениях; Þ поощрение совмещения профессий; Þ преодоление барьеров и «размывание границ» между разными видами работ и функциональными обязанностями; Þ предоставление содержательной деловой информации, даже если она негативна; Þ проведение регулярных совещаний рабочих групп; Þ логичная аргументация необходимости изменений и реорганизаций, постоянная поддержка атмосферы доверия и восприимчивости к переменам. Корпоративное руководство признает необходимость дифференцированного подхода к новаторам. Теоретически в основу такого подхода положена типизация ролевых функций участников инновационного процесса. В результате выделяются типы работников (или определяется потребность в них), которые: - инициируют новые идеи, как на стадии НИОКР, так и при создании и реализации новшеств; - обеспечивают постоянные коммуникации, аккумулируют различные виды научно-технической и рыночной информации и распространяют ее в организации; - формируют условия для продвижения новых идей, ориентируют участников создания новшеств на конечный результат, выступают лидерами нововведений и обновления организации.
«Антрепренер» – ключевая фигура инновационного управления. Это, как правило, энергичный руководитель, который поддерживает и продвигает новые идеи, возможно, что и свои собственные, не боится повышенного риска и неопределенности, способен к активному поиску нестандартных решений и преодолению трудностей. Для антрепренера характерны и специфические личностные черты: интуиция, преданность идее, инициативность, способность идти на риск и преодолевать бюрократические преграды. Антрепренер ориентирован на задачи внешнего порядка: создание организации, действующей во внешней среде;задачи координации служб фирмы во внешней деятельности; задачи взаимодействия с субъектами внешней инновационной среды: задачи рыночного продвижения нового продукта; поиска и формулирования потребности в новых разработках и новой продукции. И потому антрепренер занимает такие посты как руководитель подразделения по новой продукции, управляющий по проекту. Антрепренеров в организации немного.
«Интрапренер» – не менее важная фигура в инновационном управлении. Интрапренеров в организации должно быть существенно больше. Это специалист и руководитель, ориентированный на внутренние инновационные проблемы, на внутреннее инновационное предпринимательство. В его задачи входит организация многочисленных «мозговых штурмов», организация первичного поиска новых идей, создание атмосферы вовлеченности сотрудников в инновационный процесс и обеспечение «критической массы» новаторов, чтобы компания могла считаться в целом новаторской. Как правило, это руководитель подразделения, отличающегося повышенной творческой активностью, но иногда интрапренер и сам возглавляет творческую группу. «Генератор идей» – это другой тип новаторского персонала. К его характерным чертам относятся способность вырабатывать в короткие сроки большое число оригинальных предложений, изменять область деятельности и предмет исследования, стремление к решению сложных проблем, независимость в суждениях. «Генераторами идей» могут быть не только ведущие ученые и специалисты, выдвигающие новые предложения, но и инженеры, квалифицированные рабочие, специалисты функциональных служб, выступающие с так называемыми «вторичными» инновациями. Традиционная практика неформального выделения «генераторов идей» может подкрепляться организационными решениями: выдающимся новаторам присваиваются титулы «генераторов идей» с соответствующими стимулами и льготами, их активность влияет на карьерное продвижение. «Информационные привратники» находятся в узловых точках коммуникационных сетей, аккумулируют и переносят специализированную информацию, контролируют потоки научно-технических, коммерческих и других сообщений. Они накапливают и распространяют новейшие знания и передовой опыт, «подпитывают» информацией творческий поиск на разных этапах создания новой продукции или проведения организационно-экономических изменений в фирме. В инновационной деятельности задействованы предприниматели и руководители, специалисты разных отраслей знаний, исполнители разных функций. Специфическая практика выработала ряд столь же специфических типов и ролей новаторов, руководителей и исполнителей. В литературе [2;4;5] отражена часть такого многообразия. “Деловыеангелы” – физические лица, выступающие в качестве инвесторов рисковых проектов. Как правило, это пенсионеры или старшие служащие компаний. Использование их в качестве источника финансирования имеет ряд преимуществ. Их кредит значительно дешевле, так как они не имеют, в отличие от рисковых фондов, накладных расходов. Роль архетипов (называемых также “архитипами”) руководителей в инновационном процессе. Практическая деятельность руководителей формирует в основном четыре главных архетипа: лидер, администратор, плановик, предприниматель. Все они необходимы для успешной инновационной деятельности фирмы. “ Лидер ” играет свою специфическую роль в процессе разработки и реализации проектных инновационных решений. Здесь особенно ценятся стремление к новому, предвидение хода дела, умение общаться с людьми, способность распознать потенциал каждого человека и заинтересовать его в полном использовании этого потенциала. “ Администратор ”. В условиях, когда для успешного функционирования фирмы и инновационного проекта на стадии реализации требуются жесткий контроль и экстраполяционное планирование (т.е. планирование на перспективу в предположении сохранения в будущем сегодняшних тенденций развития), акцент в требованиях к руководителю делается на его способность оценивать эффективность работы фирмы, а не на личностные качества. “ Плановик ” стремится к оптимизации будущей деятельности фирмы, концентрируя основные ресурсы в традиционных областях деятельности фирмы и направляя фирму на достижение поставленных целей. “ Предприниматель ”, хотя и ориентирован на будущее, отличается от “плановика” тем, что стремится изменить динамику развития фирмы, а не экстраполировать ее прошлую деятельность. В то время как “плановик” оптимизирует будущее фирмы в области ее сегодняшней деятельности, “предприниматель” ищет новые направления деятельности и возможности расширения номенклатуры продукции фирмы. “Вольный сотрудник” – статус сотрудника, институциирующий новаторство. Классический пример дает принятая фирмой “ИБМ” (США) программа “Вольный сотрудник”. Насчитывается их примерно 45, этих “мечтателей, еретиков, возмутителей спокойствия, чудаков и гениев”. Вольный сотрудник получает, в сущности, полную свободу действий на пять лет. У него совсем простая роль: сотрясать систему организации фирмы.
“Научно-технические привратники” или “ информационные звезды” относятся к категории ключевых специалистов лабораторий НИОКР и отличаются от своих коллег ориентацией на внешние информационные источники. Они читают гораздо больше других, в частности, более “трудную” литературу. Они поддерживают широкие долговременные контакты со специалистами в других организациях. Такой сотрудник служит посредником между коллегами в своей организации и внешним миром, он эффективно соединяет свою организацию с научной и технической деятельностью в мире в целом. “Альтернативный персонал” представляет собой внештатных временных сотрудников. Руководители предприятий давно прибегают к услугам временных работников, используя их в периоды повышенной нагрузки или при нехватке персонала. Еще в середине 1970-х гг. они пришли к выводу, что, умело вовлекая в работу внештатников, можно добиться превосходства над конкурентами. Например, в отделении полупроводниковых изделий фирмы “Моторола” привлечение внештатных сотрудников, число которых в отдельные периоды превосходило количество постоянных работников, позволило избежать значительных сокращений штатов, характерных для периода спада. В настоящее время из-за конкуренции, отрицательно сказывающейся на уровне прибыли, приходится сводить к минимуму состав постоянных сотрудников, что делает задачу подбора высококвалифицированных временных работников весьма актуальной. Такие “нестандартные” коллективы называются не только альтернативным, но и дополнительным или периферийным персоналом. В период подъема организация может взять на работу внештатников. Если впоследствии деловая активность падает, что неизбежно случается в течение жизненных цикловпродукции, организация может провести сокращение штатов за счет временных сотрудников, оставив основной коллектив неизменным. В настоящее время российские руководители широко освоили эту практику. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|