|
Норма прибыли при финансировании инновационных проектов
Норма прибыли для инноватора
Как инвестор, так и инноватор при приятии решения о реализации нововведения сталкиваются с проблемой определения нижней границы доходности инвестиций, в качестве которой, как правило, выступает норма прибыли.
Норма прибыли определяется инноватором и инвестором с разных точек зрения (см. слайд. 6.4). Организация, реализующая нововведение, исходит из внутренних ограничений, к которым в первую очередь относятся цена капитала, внутренние потребности производства (объем необходимых собственных средств для реализации производственных, технических, социальных программ), а также внешние факторы, к которым относится ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции.
Руководство компании-инноватора сталкивается, как минимум, с одной альтернативой инвестиций – вложить временно свободные средства в банковские депозиты или государственные ценные бумаги, получая гарантированный доход без дополнительной высокорисковой деятельности. Поэтому доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность к погашению государственных ценных бумаг.
*См. так же модуль «Управление маркетингом»
| | Механизм влияния конкуренции на определение внутренней нормы прибыли не работает впрямую: отраслевая доходность может быть выше, чем производственная рентабельность инноватора. Это связано с различными масштабами производства: сохраняя конкурентоспособностьпродукции и удерживая под контролем значительную часть рынка, крупная компания может умышленно сбивать цены*, обеспечивая достаточный объем прибыли значительными объемами продаж. Поэтому, устанавливая норму прибыли по средним значениям рентабельности (см. табл. 6.2), ее, как правило, соизмеряют с масштабами производства.
Таблица 6.2
Доходность мировых компаний по некоторым отраслям экономики (по материалам СМИ)
ОТРАСЛЬ
| США
| Япония
| Европа
| Число компаний
| Доходность, %
| Число компаний
| Доходность, %
| Число компаний
| Доходность, %
| Компьютерные услуги и программное обеспечение
|
| 21,2
|
| 4,9
|
| 23,1
| Средства связи
|
| 19,1
|
| 9,0
|
| 15,5
| Электроника
|
| 17,7
|
| 5,4
|
| 16,5
| Многоотраслевое химическое производство
|
| 17,7
|
| 3,3
|
| 13,7
| Издательское дело, включая газеты
|
| 13,9
|
| 8,4
|
| 27,9
| Электротехническая промышленность
|
| 12,7
|
| 4,0
|
| 11,2
| Машины и оборудование
|
| 12,2
|
| 4,3
|
| 12,4
| Автомобилестроение
|
| 10,5
|
| 7,6
|
| 6,7
| Коммерческие банки
|
| 8,8
|
| 2,6
|
| 19,6
| Финансовые учреждения
|
| 7,5
|
| 4,8
|
| 4,8
|
Норма прибыли для инвестора
Внешний инвестор, определяя норму прибыли инновационного проекта, руководствуется альтернативными вложениями средств. При этом соизмеряется риск вложений и их доходность: как правило, инвестиции с меньшим риском приносят инвестору меньший доход. Поэтому принятие решения о финансировании инновации инвестор согласует со своей финансовой стратегией (склонность к риску, отвращение к риску). Риск инвестиций в финансовые инструменты оценивают финансовые менеджеры. Инвесторы, принявшие решение о финансировании инновационных проектов, уровень риска закладывают как надбавку к норме прибыли (см. табл. 6.3).
Таблица 6.3
Требования к норме прибыли для различных групп инвестиций
№ п/п
| Группы инвестиций
| Требуемая норма прибыли
|
| Замещающие инвестиции – категория I (новые машины или оборудование, транспортные средства и т. п., которые будут выполнять функции, аналогичные замещаемому оборудованию)
| Цена капитала
|
| Замещающие инвестиции – категория II (новые машины или оборудование, транспортные средства и т. п., которые будут выполнять функции, аналогичные замещаемому оборудованию, но являются технологически более совершенными, для их обслуживания требуются специалисты более высокой квалификации, организация производства требуют других решений)
| Цена капитала + 3%
|
| Замещающие инвестиции – категория III (новые мощности вспомогательного производства: склады, здания, которые замещают старые аналоги; а также заводы, размещаемые на новой площадке)
| Цена капитала + 6%
|
| Новые инвестиции – категория I (новые мощности или связанное оборудование, с помощью которого будут производиться ранее выпускавшиеся продукты)
| Цена капитала + 5%
|
| Новые инвестиции – категория III (новые мощности или машины, которые тесно связаны с действующим оборудованием)
| Цена капитала + 8%
|
| Новые инвестиции – категория II (новые мощности или машины или поглощение других или приобретение других фирм, которые не связаны с действующим технологическим процессом)
| Цена капитала + 15%
|
| Инвестиции в научно-исследовательские работы – категория I (прикладные НИР, направленные на определенные специфические цели)
| Цена капитала +10%
|
| Инвестиции в научно-исследовательские работы – категория II (фундаментальные НИР, цели которых точно не определены и результат заранее неизвестен)
| Цена капитала +20%
|
Обоснование экономической эффективности проекта
Эффективность инновационного проекта может оцениваться с различных точек зрения (исходя из особенностей инновации): техническая, технологическая, экологическая, социальная, организационная эффективность. Наряду с техническими критериями выбора инновации инвесторы предъявляют экономические ограничения на инновационные процессы, стремясь обеспечить себе гарантию не только возврата вложенных средств, но получения дохода. Немаловажным фактором, который инвесторы учитывают при принятии решений о финансировании инновации, является также период, в течение которого будут возмещены понесенные расходы, а также период, необходимый для получения расчетной прибыли.
В соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования» (Утверждены Госстроем РФ, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом РФ № 7‑12/47 от 31 марта 1994 года), основными методами оценки экономической эффективности являются:
– метод чистого дисконтированного дохода (ЧДД);
– метод срока окупаемости;
– метод индекса доходности и рентабельности проекта;
– метод внутренней нормы доходности;
– расчет точки безубыточности проекта.
Обоснование дисконта
Основная формула для расчета коэффициента дисконтирования (d):
d = a + b + c (6.4), где:
a
| –
| принимаемая цена капитала (очищенная от инфляции) или чистая доходность альтернативных проектов вложения финансовых средств;
| b
| –
| уровень премии за риск для проектов данного типа (в соответствии с классификацией инновации);
| c
| –
| уровень инфляции.
|
Премия за риск
Премия за риск рассчитывается, исходя из среднего класса инновации (), определяемого на основе таблицы 6.4.
ki
| –
| класс сложности инновации по i‑му классификационному признаку (i‑й строке табл. 6.4);
| n
| –
| количество классификационных признаков.
| Таблица 6.4
Классификация нововведений и инновационных процессов по группам риска (в скобках указан класс по признаку)
Признаки разделения на группы
| Значения признаков, позволяющие определить группу риска нововведения и инновационного процесса
| 1. По содержанию (виду) нововведения
| (8) Новая идея
| (4) Новое решение
| (7) Новый продукт
| (6) Новая технология (метод)
| (4) Новый регламент, структура
| (5) Новая услуга
| 2. Тип новатора (сфера создания новшества)
| (6) Научно-технические организации и отделения
| (7) Производственные фирмы и отделения
| (4) Маркетинговые подразделения и фирмы
| (3) Потребители и их организации
| 3. Тип новатора (область знаний и функций)
| (6) Финансы и экономика
| (4) Организация и управление
| (7) Производство
| (3) Юриспруденция
| (8) Техника и технология
| (1) Консультанты
| (8) Естествознание
| (2) Know-how
| (5) Социальные и общественные звенья
| 4. Тип инноватора (сфера нововведения: фирмы, службы)
| (7) Научно-технические звенья
| (6) Промышленные звенья
| (5) Финансовые, маркетинговые и коммерческие звенья
| (4) Эксплуатационные и обслуживающие звенья
| 5. Уровень инноватора
| (7) Подразделение фирмы
| (8) Фирма
| (6) Концерн, корпорация
| (5) Отрасль, группа отраслей
| 6. Территориальный масштаб нововведения
| (4) Район, город
| (5) Область, край
| (6) Российская Федерация, ближнее зарубежье
| (5) Интернационализация
| 7. Масштаб распространения нововведения
| (5) Единичная реализация
| (6) Ограниченная реализация (диффузия)
| (7) Широкая диффузия
| 8. По степени радикальности (новизны)
| (8) Радикальные (пионерные, базовые)
| (4) Ординарные (изобретения, новые разработки)
| (2) Усовершенствующие (модернизация)
| 9. По глубине преобразований инноватора
| (6) Системные
| (4) Комплексные
| (1) Элементные, локальные
| 10. Причина появления нового (инициатива)
| (7) Развитие науки и техники
| (5) Потребности производства
| (3) Потребности рынка
| 11. Этап ЖЦ спроса на новый продукт
| (8) Зарождение Е
| (3) Ускорение роста G1
| (4) Замедление роста G2
| (5) Зрелость М
| (7) Затухание (спад) D
| 12. Характер кривой ЖЦ товара
| (1) Типовая, классическая кривая
| (3) Кривая с «повторным циклом»
| (5) «Гребешковая» кривая
| (7) «Пиковая» кривая
| 13. Этапы ЖЦ товара (по типовой кривой)
| (7) Выведение на рынок
| (4) Рост
| (5) Зрелость
| (8) Упадок (спад)
| 14. Уровень изменчивости технологии
| (1) «Стабильная» технология
| (5) «Плодотворная» технология
| (8) «Изменчивая» технология
| 15. Этапы ЖЦ технологии
| (8) Зарождение Е
| (2) Ускорение роста G1
| (4) Замедление роста G2
| (6) Зрелость М
| (7) Затухание (спад) D
| 16. Этапы ЖЦ организации-инноватора
| (8) Создание
| (6) Становление
| (2) Зрелость
| (3) Перестройка
| (7) Упадок
| 17. Длительность инновационного процесса
| (2) Оперативные (до 0.5 года)
| (4) Краткосрочные (до 1 года)
| (6) Среднесрочные (2 – 3 года)
| (8) Долгосрочные (более 3 лет)
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Премия за риск устанавливается, исходя из соотношения среднего класса инновации и средней премии за риск, устанавливаемой для инновации данного класса (табл. 6.5).
Таблица 6.5
Соотношение среднего класса инновации и средней премии за риск, устанавливаемой для инновации данного класса
Средний класс инновации
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| Премия за риск, %
| 0.0
| 0.5
| 1.0
| 2.0
| 5.0
| 10.0
| 20.0
| 30.0
| Например, средний класс инновации по расчетам составил 2,78»3, тогда премия за риск должна составить 1,0%.
Конкретная ситуация.
Одним из инновационных проектов, осуществляемых в рамках программы развития акционерной компании «Прогресс» (см. Конкретная ситуация), предусматривается выпуск посудомоечных машин. Стратегические инвесторы компании установили ограничения на доходность инвестиций не ниже 12% годовых (без учета инфляции), уровень инфляции предполагается на уровне 7%, премия за риск оценивается в 1%. Срок реализации проекта 18 месяцев.
Прогноз результатов реализации посудомоечных машин нового поколения (поквартально), шт.
Квартал
| I
| II
| III
| IV
| V
| VI
| Выпуск посудомоечных машин
|
|
|
|
|
|
| При этом ожидается, что оптовая цена новой бытовой техники составит 400 тыс. руб.
Для организации производства необходимо приобретение нового оборудования стоимостью 200 млн. руб. с отсрочкой платежа на 3 месяца под 50% годовых. В III квартале запланирована оплата маркетинговых услуг консалтинговой компаниив размере 212,5 млн. руб.
Амортизация оборудования начисляется по норме 20% в год. Общезаводские расходы для выпуска посудомоечных машин составляют 15 млн. руб. в месяц. Заработная плата персонала с учетом начислений на ФОТ рассчитана исходя из 30 млн. руб. в месяц.
Дисконт (d)
Если периоды дисконтирования составляют менее года, ставку дисконта следует перевести в соответствующие единицы: из процентов годовых в проценты в месяц (квартал, полугодие).
dk
| –
| пересчитанный дисконт;
| d
| –
| исходный дисконт, % годовых;
| k
| –
| количество периодов пересчета в году (k = 12 для периода, равного 1 месяцу, k = 4 для периода, равного 1 кварталу, k = 2 для периода, равного 1 полугодию).
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|