Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Норма прибыли при финансировании инновационных проектов





Норма прибыли для инноватора

Как инвестор, так и инноватор при приятии решения о реализа­ции нововведения сталкиваются с проблемой опре­деле­ния нижней границы доходности инвестиций, в каче­стве кото­рой, как правило, выступает норма прибыли.

: {6.4}
Норма прибыли определяется инноватором и ин­ве­стором с разных точек зрения (см. слайд. 6.4). Организа­ция, реализующая нововведение, исходит из внутренних ограни­чений, к которым в первую очередь относятся цена капитала, внутренние потребности производства (объем необходимых собственных средств для реализа­ции производственных, технических, социальных про­грамм), а также внешние фак­торы, к которым относится ставка банковских депозитов, цена привлеченного капи­тала, условия отраслевой и межот­раслевой конкуренции.

Руководство компании-инноватора сталкивается, как минимум, с одной альтернативой инвестиций – вло­жить вре­менно свободные средства в банковские депо­зиты или госу­дарственные ценные бумаги, получая га­рантированный до­ход без дополнительной высокориско­вой деятельности. По­этому доходность инновационных проектов должна превос­ходить ставку по банковским депозитам и доходность к по­гашению государственных ценных бумаг.

*См. так же модуль «Управление маркетингом»
Механизм влияния конкуренции на определение внут­ренней нормы прибыли не работает впрямую: от­раслевая доходность может быть выше, чем производст­венная рента­бельность инноватора. Это связано с раз­личными масшта­бами производства: сохраняя конкурен­тоспособностьпро­дукции и удерживая под контролем значительную часть рынка, крупная компания может умышленно сбивать цены*, обеспечивая достаточный объем прибыли значительными объемами продаж. По­этому, устанавливая норму прибыли по средним значе­ниям рентабельности (см. табл. 6.2), ее, как правило, со­измеряют с масштабами производства.

Таблица 6.2

Доходность мировых компаний по некоторым отраслям экономики
(по материалам СМИ)

ОТРАСЛЬ США Япония Европа
Число компа­ний Доход­ность, % Число ком­па­ний Доход­ность, % Число компа­ний Доход­ность, %
Компьютерные услуги и программ­ное обеспечение   21,2   4,9   23,1
Средства связи   19,1   9,0   15,5
Электроника   17,7   5,4   16,5
Многоотраслевое химическое произ­вод­ство   17,7   3,3   13,7
Издательское дело, включая газеты   13,9   8,4   27,9
Электротехническая промышлен­ность   12,7   4,0   11,2
Машины и оборудование   12,2   4,3   12,4
Автомобилестроение   10,5   7,6   6,7
Коммерческие банки   8,8   2,6   19,6
Финансовые учреждения   7,5   4,8   4,8

Норма прибыли для инвестора

Внешний инвестор, определяя норму прибыли ин­но­вацион­ного проекта, руководствуется альтернатив­ными вложе­ниями средств. При этом соиз­меряется риск вложений и их доходность: как правило, инвестиции с меньшим риском приносят инвестору меньший доход. Поэтому принятие ре­шения о финанси­ровании инновации инвестор согласует со своей финан­совой стратегией (склонность к риску, отвраще­ние к риску). Риск инвестиций в финансовые инструменты оценивают финансовые менеджеры. Инвесторы, при­нявшие решение о финансировании инновационных про­ектов, уро­вень риска закладывают как надбавку к норме прибыли (см. табл. 6.3).

Таблица 6.3

Требования к норме прибыли для различных групп инвестиций

№ п/п Группы инвестиций Требуемая норма при­были
  Замещающие инвестиции – категория I (новые ма­шины или обору­дование, транспортные сред­ства и т. п., которые будут выполнять функции, анало­гичные замещаемому оборудованию) Цена капитала
  Замещающие инвестиции – категория II (новые машины или обору­дование, транспортные средства и т. п., которые будут выполнять функции, анало­гичные замещаемому оборудованию, но являются технологически более совершенными, для их обслуживания требу­ются специалисты более высо­кой квалификации, организация производства требуют других решений) Цена капи­тала + 3%
  Замещающие инвестиции – категория III (новые мощности вспомо­гатель­ного производства: склады, здания, которые замещают ста­рые аналоги; а также заводы, размещаемые на новой площадке) Цена капитала + 6%
  Новые инвестиции – категория I (новые мощности или связанное оборудо­вание, с помощью которого будут производиться ранее выпускавшиеся продукты) Цена капи­тала + 5%
  Новые инвестиции – категория III (новые мощности или машины, которые тесно связаны с действующим оборудованием) Цена капитала + 8%
  Новые инвестиции – категория II (новые мощности или машины или по­глощение других или приобретение других фирм, которые не связаны с действующим технологическим процессом) Цена капитала + 15%
  Инвестиции в научно-исследовательские работы – категория I (при­кладные НИР, направленные на определенные специфические цели) Цена капитала +10%
  Инвестиции в научно-исследовательские работы – категория II (фундаментальные НИР, цели которых точно не определены и ре­зультат заранее неизвестен) Цена капитала +20%

Обоснование экономической эффективности проекта

Эффективность инновационного проекта может оце­ни­ваться с различных точек зрения (исходя из осо­бенностей инновации): техническая, технологическая, экологическая, социальная, организационная эффектив­ность. Наряду с тех­ническими критериями выбора инно­вации инвесторы предъ­являют экономические ограниче­ния на инновационные про­цессы, стремясь обеспечить себе гарантию не только возврата вложенных средств, но получения дохода. Немаловажным фактором, который инвесторы учитывают при принятии ре­шений о финансировании инновации, является также пе­риод, в течение которого будут возмещены понесенные рас­ходы, а также период, необходимый для получения расчетной прибыли.

В соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования» (Утверждены Госстроем РФ, Минэко­номики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом РФ № 7‑12/47 от 31 марта 1994 года), основными мето­дами оценки экономи­ческой эффективности являются:

– метод чистого дисконтированного дохода (ЧДД);

– метод срока окупаемости;

– метод индекса доходности и рентабельности про­екта;

– метод внутренней нормы доходности;

– расчет точки безубыточности проекта.

Обоснование дисконта

: {6.6}
Основная формула для расчета коэффициента дис­кон­тиро­вания (d):

d = a + b + c (6.4), где:

a принимаемая цена капитала (очищенная от инфляции) или чистая доходность альтернативных проектов вложения финансовых средств;
b уровень премии за риск для проектов данного типа (в соответствии с классификацией иннова­ции);
c уровень инфляции.

Премия за риск

Премия за риск рассчитывается, исходя из среднего класса инновации (), определяемого на основе таблицы 6.4.

ki класс сложности инновации по i‑му классифи­каци­онному признаку (i‑й строке табл. 6.4);
n количество классификационных признаков.

Таблица 6.4

Классификация нововведений и инновационных процессов
по группам риска (в скобках указан класс по признаку)

Признаки разделения на группы Значения признаков, позволяющие определить группу риска ново­вве­дения и инновационного процесса
1. По содержанию (виду) нововведения (8) Новая идея (4) Но­вое ре­шение (7) Но­вый продукт (6) Новая технология (метод) (4) Новый регла­мент, структура (5) Новая услуга
2. Тип новатора (сфера соз­дания новшества) (6) Научно-тех­ни­ческие орга­низа­ции и отделения (7) Про­извод­ственные фирмы и от­деления (4) Маркетинговые подразделения и фирмы (3) Потреби­тели и их орга­низации
3. Тип новатора (область знаний и функций) (6) Фи­нан­сы и эко­но­мика (4) Ор­гани­за­ция и упра­вле­ние (7) Про­из­вод­ство (3) Юри­спру­ден­ция (8) Тех­ника и тех­но­ло­гия (1) Кон­суль­тан­ты (8) Ес­тес­тво­зна­ние (2) Know-how (5) Соци­аль­ные и общест­вен­ные звенья
4. Тип инноватора (сфера нововведения: фирмы, службы) (7) Научно-тех­нические звенья (6) Про­мышлен­ные звенья (5) Финансовые, мар­кетинговые и ком­мерческие звенья (4) Эксплу­ата­ционные и обслу­живающие звенья
5. Уровень инноватора (7) Подразделение фирмы (8) Фирма (6) Концерн, кор­порация (5) Отрасль, группа отраслей
6. Территориальный мас­штаб нововведения (4) Район, город (5) Область, край (6) Российская Федера­ция, ближнее зарубежье (5) Интернационали­зация
7. Масштаб распростра­нения нововведения (5) Единичная реализация (6) Ограниченная реа­лизация (диффузия) (7) Широкая диффузия
8. По степени радикально­сти (новизны) (8) Радикальные (пионерные, базовые) (4) Ординарные (изобретения, новые разработки) (2) Усовершенствующие (модернизация)
9. По глубине преобразова­ний инноватора (6) Системные (4) Комплексные (1) Элементные, локальные
10. Причина появления нового (инициатива) (7) Развитие науки и техники (5) Потребности произ­водства (3) Потребности рынка
11. Этап ЖЦ спроса на но­вый продукт (8) За­ро­жде­ние Е (3) Ускоре­ние роста G1 (4) Замедле­ние роста G2 (5) Зрелость М (7) Затуха­ние (спад) D
12. Характер кривой ЖЦ товара (1) Типовая, клас­сическая кривая (3) Кривая с «повторным цик­лом» (5) «Гребеш­ковая» кривая (7) «Пи­ковая» кривая
13. Этапы ЖЦ товара (по типовой кривой) (7) Выведение на рынок (4) Рост (5) Зрелость (8) Упадок (спад)
14. Уровень изменчивости технологии (1) «Стабильная» тех­нология (5) «Плодотворная» тех­нология (8) «Изменчивая» техно­логия
15. Этапы ЖЦ технологии (8) Зарожде­ние Е (2) Ускоре­ние роста G1 (4) Замедле­ние роста G2 (6) Зре­лость М (7) Затуха­ние (спад) D
16. Этапы ЖЦ организации-инноватора (8) Создание (6) Станов­ление (2) Зрелость (3) Пере­стройка (7) Упадок
17. Длительность иннова­ционного процесса (2) Оперативные (до 0.5 года) (4) Краткосроч­ные (до 1 года) (6) Среднесрочные (2 – 3 года) (8) Долгосрочные (более 3 лет)
                                                                                                 

Премия за риск устанавливается, исходя из соотно­ше­ния среднего класса инновации и средней премии за риск, устанавливаемой для инновации данного класса (табл. 6.5).

Таблица 6.5

Соотношение среднего класса инновации и средней премии за риск,
устанавливаемой для инновации данного класса

Средний класс инновации 1 2 3 4 5 6 7 8
Премия за риск, % 0.0 0.5 1.0 2.0 5.0 10.0 20.0 30.0

Например, средний класс инновации по расчетам составил 2,78»3, тогда премия за риск должна составить 1,0%.

Конкретная ситуация.

Одним из инновационных проектов, осуществляе­мых в рамках программы развития акционерной компа­нии «Прогресс» (см. Конкретная ситуация), предусмат­ривается выпуск посудомоечных машин. Стратегические инвесторы компании установили огра­ничения на доход­ность инвестиций не ниже 12% годо­вых (без учета ин­фляции), уровень инфляции предпола­гается на уровне 7%, премия за риск оценивается в 1%. Срок реализации проекта 18 месяцев.

Прогноз результатов реализации посудомоечных ма­шин нового поколения (поквартально), шт.

Квартал I II III IV V VI
Выпуск посудомоечных машин            

При этом ожидается, что оптовая цена новой бы­товой техники составит 400 тыс. руб.

Для организации производства необходимо приоб­ретение нового оборудования стоимостью 200 млн. руб. с отсрочкой платежа на 3 месяца под 50% годовых. В III квартале запланирована оплата маркетинговых услуг консалтинговой компаниив размере 212,5 млн. руб.

Амортизация оборудования начисляется по норме 20% в год. Общеза­водские расходы для выпуска посудо­моечных машин составляют 15 млн. руб. в месяц. Зара­ботная плата персонала с учетом начислений на ФОТ рассчитана исходя из 30 млн. руб. в месяц.

Дисконт (d)

Если периоды дисконтирования составляют менее года, ставку дисконта следует перевести в соответст­вующие еди­ницы: из процентов годовых в проценты в месяц (квартал, полугодие).

dk пересчитанный дисконт;
d исходный дисконт, % годовых;
k количество периодов пересчета в году (k = 12 для периода, равного 1 месяцу, k = 4 для пе­риода, рав­ного 1 кварталу, k = 2 для периода, равного 1 полугодию).






ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.