Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Челябинский МК (Мечел) С5Я Носта Оскольский ЭМК






Рис. 12.5. Динамика производства продукции крупнейшими металлургическими комбинатами
 

 

| | Носта || 111 Челябинский МК

Оскольский ЭМК hI"H Западно-Сибирский МК Северсталь | | Кузнецкий МК

Рис. 12.6. Доля крупнейших металлургических комбинатов на рынке (%)

то время как комбинаты, у которых доля экспортных контрактов была не столь существенна (за исключением ММК), увеличили выпуск продукции: Западно-Си­бирский МК — на 4%, Нижнетагильский МК и Оскольский электрометаллурги­ческий комбинат (ОЭМК) — на 7%, «Мечел» и ММК — на 7 и 3% соответственно.

Производство труб

В целом по черной металлургии наиболее развивались трубные предприятия. Высокий спрос на трубную продукцию со стороны предприятий нефтегазового сектора, особенно в первой половине 2001 г., способствовал поддержанию высо­ких темпов роста в подотрасли.

В результате увеличившегося потребления продукции трубных предприятий внутри России и ограничения экспорта украинских труб в начале 2000 г. российские предпри­ятия смогли увеличить выпуск и показать неплохие результаты работы за год.

В 1990 г. СССР потреблял более 11 млн т труб, к 1994 г. этот показатель сни­зился до 3,5 млн т. После кризиса 1998 г. начался резкий рост производства, и к 2000 г. производство трубной продукции выросло до 6 млн т. За 8 мес. 2001 г. рос­сийские трубники произвели 3,4 млн т; прогноз на 2001 г. в целом — около 6 млн т.

Тыс. т
- 1 400

Выпуск стальных труб по итогам 9 мес. 2001 г. вырос на 11% по сравнению с выпуском в аналогичном периоде предыдущего года (рис. 12.7).

Тыс. т

14 000 ■

л

I-

я


ю 5
1 000 I ш со <о ф л I ю >. о.
§12 0001 о © 3- Q. с 10 000 (О
 

 

 


ф


 
 
---------- 1--------- IV кв. I кв. ____.А_____
I кв.
II кв.
II кв.
кв. Кварталы __ J
кв.

 

 


2000 г.

Г.


 

 


Трубные заводы

Металлургические комбинаты

Рис. 12.7. Выпуск продукции предприятиями металлургической отрасли

Наибольшую динамику роста объемов производства показал Волжский труб­ный завод: по итогам 9 мес. 2001 г. общий рост объемов выпуска составил 133%. Неплохие показатели были достигнуты и другими заводами: Выксунский и Таган­рогский трубные заводы достигли 110%, Челябинский и Синарский — 113%.

Доля крупнейших трубных предприятий на рынке и динамика роста их произ­водства представлены на рис. 12.8 и рис. 12.9. Группа ОМК (рис. 12.8) представля­ет собой ОАО «Объединенная металлургическая компания, и группа ТМК — «Труб­ная металлургическая компания».


 
 


 

 


Северский ТЗ Таганрогский ТЗ
Челябинский ТЗ Выксунский ТЗ

|| 111 Первоуральский ТЗ | | Волжский ТЗ


 

 


Рис. 12.8. Доля крупнейших трубных предприятий на рынке (%)

По прогнозам специалистов, в 2002 г. ситуация в черной металлургии долж­на была измениться в лучшую сторону и производство возрасти на 3,1%. В ре­зультате выплавка чугуна возрастет по сравнению с 2001 г. на 2,7% и составит 45,4 млн т, стали— на 1,5% (59,8 млн т). Производство готового проката увели­чивается до 48,6 млн т (104,1% от уровня 2001 г.), стальных труб — до 5,7 млн т (107,3% уровня 2001 г.).

Мировой рынок

В 1999—2000 гг. западные производители металлов имели низкие цены на свою продукцию и ждали улучшения мировой конъюнктуры. Однако события 11 сен­тября 2001 г. и последовавший за ними экономический спад в США фактически привели к обратному.

Лидер американской металлургии концерн «Bethlehem Steel» в октябре подал обращение в суд о собственном банкротстве, объявив об убытках в размере 152 млн долл. Концерн был основан в 1857 г., в 1998 г. объединился с другой крупной компанией — «Lukens» и занимал главенствующее положение в американской ста­лелитейной промышленности. Этот концерн— крупнейший в стране производи­тель автолиста.


| Северский ТЗ | Таганрогский ТЗ
Волжский ТЗ
рщ Челябинский ТЗ | | Синарский ТЗ

[ПП Выксунский ТЗ | | Первоуральска ТЗ


 

 


40-


Кварталы
I кв. IV кв.
20- ю а ь и S 0' р) s о о. □ о о. -20"
JK.
J
1кв.
1кв.
"V 2000 г.
"У 2001 г.

 

 


-40-

Рис. 12.9. Динамика роста производства на крупнейших российских трубных заводах

Компания «US Steel» — американский производитель чугуна и стали — заяви­ла о снижении производства чугуна в октябре 2001 г. на 1,2 млн т и отложила пла­новый набор сотрудников на неопределенный срок из-за неблагоприятной ситуа­ции на рынке.

Положение на европейском рынке стало несколько лучше: спада пока нет, но тем не менее наблюдается застой на рынке, и компании пытаются предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации. Компании «Thyssen Krupp» и «Avesta Polarit» заявили о сокращении производства в IV квартале 2001 г. Немецкие компании «Badische Stahlwerke» и «Ispat Hamburger» собираются снизить производство в I квартале 2002 г.

Убытки англо-голландского стального гиганта «Corus» к октябрю 2001 г. со­ставили 195 млн фунтов стерлингов, компания заявила о планируемом сокраще­нии рабочих мест.

Ценовая ситуация

В 2001 г. внутрироссийские цены по большинству товарных позиций менялись незначительно. Так, индекс цен производителей в черной металлургии возрос за 9 мес. 2000 г. только на 1,3%, тогда как общий индекс цен производителей про­мышленной продукции вырос почти на 10%.

Вместе с тем следует отметить, что опережающими темпами росли цены на продукцию, потребляемую строительным сектором и нефтегазовыми отраслями экономики (табл. 12.7).

Таблица 12.7 Средние цены на продукцию в России (руб/т)
Вид продукции 2000 г. 2001 г. 2001 г. в % к 2000 г.
декабрь январь март май июль
Прокат листовой           96,9
Прокат сортовой           107,5
Катанка           108,7
Балки и швеллеры           113,3
Трубы стальные           96,6
Трубы нефтепроводные            
бесшовные           105,6
Трубы обсадные           110,0
Трубы сварные больших            
диаметров           105,7

 

Немаловажным фактором, влияющим на ценообразование внутри России, яв­ляется уровень мировых цен, так как большая часть всей производимой российс­кими металлургами продукции экспортируется. Как и в других экспорто ориенти­рованных отраслях, повышение внутренних цен на металлопродукцию с опреде­ленным временным лагом следует за повышением мировых цен. Однако обратная динамика мировых цен (например, резкое падение во второй половине 2001 г.), если и приводит к падению внутренних цен, то за счет не номинального, а реально­го их снижения на фоне общей инфляции. На рис. 12.10 приведены средние цены на металлопрокат в Центральном регионе.

В соответствии с подобным сценарием в течение всего 2001 г. наблюдается сни­жение реальных цен по большинству групп металлопродукции. В условиях доста­точно высокой конкуренции и ограниченной емкости внутреннего рынка, а также низких мировых цен рост затрат на производство металлопродукции пока не при­водит к адекватному росту внутренних цен.

Основная причина увеличения затрат в металлургии — повышение цен на энер­гоносители и транспортные услуги. Так, с января по сентябрь 2001 г., по данным Госкомстата РФ, цены на электроэнергию выросли на 23,6%, газ — на 65,5%, тари­фы на железнодорожные перевозки — на 34,4%.

В результате в течение всего 2001 г. происходило снижение рентабельности деятельности металлургических предприятий России. Значительный рост затрат на рубль товарной продукции наблюдался на наиболее эффективных предприяти­ях отрасли, таких, как «Северсталь», НЛМК и ММК.

Руб./т Руб./т

18 000


16 ООО ч
© 7500 ■с; с © ш Э я О. Й 7000■s О. <
я m § х s 14 ООО о Б s

 

 


6500-
6000'

12 000

Таблица 12.8

Экспорт продукции черной металлургии в 2001 г.

  Январь-сентябрь Январь-сентябрь Темпы роста, %
Продукт 2000 г. 2001 г.    
тыс. т тыс. долл. тыс. т тыс. долл. физического объема стоимости
Черные металлы            
(кроме чугуна,            
ферросплавов,            
отходов и лома) 20 356 3 936 905 19 486 3 459 093 95,7 87,9
страны дальнего            
зарубежья 20 007 3 819 733 18 910 3 290 433 94,5 86,1
страны СНГ   117 172   168 661 164,9 143,9
Чугун 2 280 193 531 4 448 394 359 195,1 203,8
страны дальнего            
зарубежья 2 262 190 757 4 402 388 650 194,6 203,7
страны СНГ   2 773   5 708 243,6 205,8
Ферросплавы   189 916   166 358 90,7 87,6
страны дальнего            
зарубежья   182 433   155 450 88,4 85,2
страны СНГ   7 483   10 908 148,4 145,8
Полуфабрикаты            
из железа и неле-            
гированной стали 8 873 1 321 224 9 215 1 364 563 103,8 103,3
страны дальнего            
зарубежья 8 829 1 312 762 9 201 1 361 036 104,2 103,7
страны СНГ   8 462   3 527 29,5 41,7
Прокат плоский            
из железа и неле-            
гированной стали 7 827 1 822 202 6 303 1 216 338 80,5 66,8
страны дальнего            
зарубежья 7 764 1 796 300 6 220 1 185 033 80,1  
страны СНГ   25 902   31 305   120,9

 

Отечественные металлурги по-прежнему сталкиваются с проблемами при сбы­те продукции в странах Западной Европы и США. Высокие таможенные пошли­ны, обусловленные антидемпинговыми процессами против поставщиков дешевой продукции, приводят к постепенному уходу с этих рынков российской металло­продукции со средним и высоким уровнями добавленной стоимости. На продук­цию низкого передела — чугун и полуфабрикаты — спрос, наоборот, растет.

В табл. 12.9 приводятся данные по объему экспорта некоторых крупнейших предприятий.

Позитивное развитие взаимоотношений с Европейским союзом (ЕС) и США в сфере металлоторговли связывают со вступлением России во Всемирную торго­вую организацию (ВТО). Однако жесткой взаимосвязи между вступлением в ВТО и расширением экспортных возможностей российских производителей не суще­ствует. Само по себе вступление в ВТО не исключает применения антидемпинго­вых мер (правда, не в примитивном виде квотирования и «компенсационных» по­шлин) к российским предприятиям.

Таблица 12.9

Объемы экспорта крупнейших предприятий черной металлургии по объему реализованной продукции

  Объем реализации Объем экспорта Доля экспорта
Компания в 2000 г., в 2000 г., в объеме
  млн долл. млн долл. продукции, %
«Северсталь» 2 101,1 1 067,1 50,8
Магнитогорский МК 1 649,4 849,2 51,5
Новолипецкий МК 1 373,4 866,0 63,1
Данные по экспорту компании приведены с учетом выручки всех предприятий хол­
динга, а данные по реализации — выручки только «Северстали».  

 

Негативные последствия снижения экспортных поставок в определенной степе­ни компенсируются ростом внутреннего потребления. На протяжении последних лет отношение внутреннего потребления к общему объему реализации демонстрирует тенденцию к увеличению, что обусловлено постепенным ростом потребляющих от­раслей: машиностроения, гражданского и промышленного строительства и др.

Ожидаемый рост внутреннего потребления металлопродукции в целом за 2001 г. составил около 5%.

Предприятия отрасли

Состояние крупнейших российских предприятий черной металлургии харак­теризуется данными, представленными в табл. 12.10.

Таблица 12.10 Рейтинг крупнейших российских предприятий черной металлургии по объему реализации продукции
Место в рей­тинге Компания Объем реализации, млн руб. Рента- бель- ность, % ** Средне- списоч­ное ко­личество работа­ющих, тыс. человек Произво­дитель- ность, труда, тыс. руб./ чело­века ***
1999 г. 2000 г.* темп прироста, %
  «Северсталь» 36 980,9 59 084,1 59,8 29,7 44,5 1 326,9
  Магнитогорский            
  МК 28 729,9 46 381,4 61,4 15,5 33,4 1 387,4
  Новолипецкий            
  МК 25 650,5 38 619,1 50,6 27,2 46,6 828,5
  Нижнетагиль-            
  ский МК 10 339,3 18 280,4 76,8 2,9 29,4 621,1
  Западно-Сибир-            
  ский металлур-            
  гический            
  комбинат 11 519,8 16 021,7 39,1 4,4 36,7 437,1

    Объем реализации, млн руб.   Средне- Произво-
          Рента- бель- ность, % ** списоч- дитель-
Место       темп ное ко- ность,
в рей­ Компания 1999 г. 2000 г.* прироста, личество труда,
тинге       % работа­ющих, тыс. человек тыс. руб./ чело­века ***
  Челябинский МК            
  («Мечел») 8 210,4 15 563,2 89,6 7,4 27,0 576,2
  «Металлоин-            
  вест» 11 634,8 15 068,5 29,5 1,2 42,7 353,2
  Кузнецкий МК 6 555,4 12 832,5 95,8 1,6 33,4 384,7
  «Носта» (Орско- Халиловский            
  МК) 6 655,9 10 397,8 56,2 7,6 24,3 428,2
  Трубная метал­лургическая ком­пания (группа            
  МДМ) ***** 7 072,0 10 247,9 44,9 10,1 22,6 453,3
  Оскольский электрометал­лургический            
  комбинат 8 382,0 9 959,0 18,8 8,0 15,2 653,2
  Выксунский металлургиче-            
  ский завод 2 717,6 8 149,1 199,9 5,0 17,8 458,7
  Лебединский ГОК 4 956,3 6 976,0 40,8 5,3 17,8 391,0
  Челябинский трубопрокатный            
  завод 2 119,9 5 586,8 163,5 14,0 8,7 643,3
  Таганрогский металлургиче-            
  ский завод 2 129,7 4 772,0 124,1 30,0 11,9 400,9
  Качканарский            
  ГОК 2 689,1 4 475,3 66,4 6,3 10,0 449,6
  Череповецкий сталепрокатный            
  завод 2 095,2 4 345,6 107,4 11,0 6,6 657,3
  «Карельский            
  окатыш» 2 683,0 3 694,2 37,7 - 8,4 440,5
  Чусовской металлургиче-            
  ский завод 2 549,3 3 494,4 37,1 1,9 8,4 415,2
  Челябинский электрометал­лургический            
  комбинат 3 663,3 3 399,8 -7,2 -0,9 7,9 433,0
  «Кокс» 1 735,2 3 164,7 82,4 12,4 2,1 1 521,5
  Ковдорский ГОК 2 622,6 3 011,9 14,8 13,3 6,0 499,5

 

    Объем реализации, млн руб.   Средне- Произво-
          Рента- бель- ность, %** списоч- дитель-
Место в рей­тинге Компания 1999 г. 2000 г.* темп прироста, % ное ко­личество работа­ющих, тыс. человек ность, труда, тыс. руб./ чело­века
  «Ижсталь» 1 475,3 2 856,1 93,6 7,9 13,0 220,2
  Комбинат            
  «Магнезит» 2 071,0 2 801,9 35,3 0,4 11,4 245,8
  «Алтай-кокс» 3 189,2 2 789,8 -12,5 4,2 5,7 488,8
  Златоустовский            
  металлургиче­ский завод 956,1 2 543,5 166,0 -1,1 10,4 243,7
  Белорецкий            
  металлургиче­ский комбинат 1 335,7 2 537,8 90,0 6,3 13,7 185,8
  Первоуральский новотрубный завод 2 064,2 2 398,5 16,2 3,3 16,2 148,3
  «Электросталь» 1 287,9 2 359,5 83,2 2,3 6,4 369,5
Объем реализации — выручка (валовой доход) от реализации продукции, ра­бот, услуг (строка 010 отчета о финансовых результатах предприятия).
  Отношение прибыли после налогообложения к объему реализации за 2000 г.
  Отношение объема реализации к количеству работающих за 2000 г.  
  Компания-холдинг, консолидированные данные по всем предприятиям холдинга.
**** См. сноску 4.            
  Источник. На основе рейтинга, приведенного в журнале «Эксперт» № 35,
24 сентября 2001 г.            

 

ОАО «Северсталь»

Основным направлением деятельности ОАО «Северсталь» является производ­ство агломерата, стали, проката, кокса, гнутых профилей. «Северсталь», как и другие крупные металлургические комбинаты, целенаправленно сдерживает объе­мы производства с целью компенсации снижения цен на рынках.

Руководство намерено инвестировать 600—800 млн долл. на развитие холдин­га предприятия в ближайшие годы. Основным бизнесом холдинга будет оставать­ся производство стали, также будут осуществляться вложения в автомобильную промышленность и транспорт.


Подконтрольные «Северстали» предприятия объединены и действуют в трех направлениях: сырьевом, металлургическом и машиностроительно-транспортном. На 2002 г. запланировано юридическое выделение машиностроительного холдин­га, создаваемого на базе ремонтных и машиностроительных цехов череповецкого металлургического комбината «Северстальмаш». Деятельность холдинга контро­лирует совет директоров, в который входят руководители всех предприятий хол­динга.

«Северстальтранс» продолжает активно внедряться в портовый бизнес. Компа­ния уже консолидировала крупный пакет акций порта Туапсе и строит химический терминал в Высоцке (Ленинградская обл.). Одна из дочерних компаний «Северсталь- транса» скупила 19,9% акций порта Восточный и желает этот пакет увеличить.

В 2000 г. балансовая прибыль «Северстали» составила 23 978,6 млн руб., а при­быль после налогообложения — 17 553,4 млн руб. (девятое место среди двадцатки наиболее прибыльных компаний России, по мнению журнала «Эксперт» № 35 от 24 сентября 2001 г.). По итогам за 2000 г. «Северсталь» входила в двадцатку круп­нейших по рыночной стоимости компаний: ее капитализация составляла 26 818,8 млн руб. (одиннадцатое место).

В течение 2000 г. на предприятиях «Северстали» реализовывалась программа по снижению издержек и бюджетированию. Только целевые программы закупок и тендерных поставок позволили сэкономить от 5—10% затрачиваемых ранее средств.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.