Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ СОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ





Впервые в едином комплексе стратегические направления борьбы с организованной преступностью на уровне ООН были сформулированы на VIII Конгрессе по предупреждению пре­ступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 г.). Они были конкретизированы на Всемирной конференции ООН по транснациональной организованной преступности (Неаполь, 1994 г.), в частности в справочном документе «Национальное за­конодательство и его соответствие требованиям борьбы с раз­личными формами организованной транснациональной пре­ступности; надлежащие руководящие принципы для принятия законодательных и иных мер на национальном уровне».

§ 4. Основные направления борьбы 399

Принципиально новые возможности в борьбе с организо­ванной преступностью, в особенности с ее международными формами, открывает принятая в декабре 2000 г. на политиче­ской конференции высокого уровня в Палермо (Италия) Кон­венция против транснациональной организованной преступно­сти (Конвенция ООН), которая стала адекватным ответом ми­рового сообщества на процессы криминальной глобализации.

Конвенция ООНвключает конкретные меры по борьбе с участием в организованной преступной группе, с отмыванием денежных средств, против коррупции. Подробным образом из­ложены процедуры передачи уголовного производства, конфи­скации и ареста доходов от преступлений, выдачи лиц, прича­стных к организованной преступной деятельности, защиты свидетелей от вероятной мести или запугивания со стороны преступников, помощь потерпевшим и их защита.

Совершенно новым для международно-правовой практики стало закрепление в Конвенции ООН мер по предупреждению транснациональной организованной преступности.Такие меры предусматривают предупреждение злоупотреблений со стороны организованных преступных групп процедурами торгов, прово­димых публичными органами, субсидиями и лицензиями, вы­даваемыми публичными органами для осуществления ком­мерческой деятельности. Конвенция ООНобязывает госу­дарств-участников создавать публичные реестры юридических и физических лиц, участвующих в учреждении юридических лиц, управлении ими и их финансировании, а также создать национальный реестр лиц, лишенных права занимать должно­сти руководителей юридических лиц.



Помимо текста самой Конвенции ООНодновременно были подписаны два протокола к ней: о предупреждении и пресече­нии торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху. В даль­нейшем подписан еще один протокол — по проблеме незакон­ной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями.

Большое внимание уделено развитию сотрудничества между правоохранительными органами государств — участников Кон­венции ООН, в частности в проведении совместных расследо­ваний. Впервые на высшем международном уровне закреплены в едином комплексе такие специальные методы расследования, как электронное наблюдение, контролируемые поставки и агентурные операции. Регламентируется сбор и анализ инфор­мации о характере организованной преступности и обмен такой информацией, подготовка кадров и техническая помощь.

400 Глава XIV. Организованная преступность

В Конвенции ООН определены понятия организованной преступной группы, отмывания доходов от преступлений, уго­ловно наказуемой коррупции, контролируемой поставки.

В Конвенции ООН дана также структура информации, необ­ходимой для международного сотрудничества в борьбе с организо­ванной преступностью.Она включает:

1) идентификационные данные, характер, членский состав, структуру, местонахождение или деятельность организованных преступных групп;

2) связи, в том числе международные, с другими организо­ванными преступными группами;

3) преступления, которые совершили или могут совершить организованные преступные группы;

4) сведения о личности, местонахождении и деятельности лиц, подозреваемых в участии в преступлениях, совершенных членами организованных преступных групп, или местонахож­дении других причастных лиц;

5) данные о перемещении доходов от преступлений или имущества, полученного в результате преступлений, совершен­ных членами организованных преступных групп, а также о пе­ремещении имущества, оборудования или других средств, ис­пользовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении таких преступлений.

В Конвенции ООН содержатся стандарты информационной работы полицейских подразделений в борьбе с организованной преступностью. Так, в ней отмечено, что каждое государство-участник в необходимых пределах осуществляет, разрабатывает или совершенствует конкретные программы подготовки персона­ла правоохранительных органов.Такие программы, в частности, включают:

1) методы, используемые при предупреждении, выявлении и пресечении преступлений, охватываемых Конвенцией ООН;

2) маршруты и средства, используемые лицами, подозревае­мыми в причастности к преступлениям, охватываемым указан­ной Конвенцией ООН, в том числе в государствах транзита, а также соответствующие ответные меры;

3) наблюдение за перемещением предметов контрабанды;

4) выявление и наблюдение за перемещением доходов от преступлений, имущества, оборудования или других средств со­вершения преступлений и за методами передачи, сокрытия или утаивания таких доходов, имущества, оборудования или других средств совершения преступлений, а также методы, используе-

§ 4. Основные направления борьбы 401

мые в борьбе с отмыванием денежных средств и другими фи­нансовыми преступлениями;

5) сбор доказательств;

6) способы контроля в зонах свободной торговли и свобод­ных портах;

7) современное оборудование и методы, используемые в ра­боте правоохранительных органов, включая электронное на­блюдение, контролируемые поставки и агентурные операции;

8) методы, используемые в борьбе с транснациональными организованными преступлениями, совершаемыми с использо­ванием компьютеров, телекоммуникационных сетей и других видов современной технологии; и методы, применяемые при защите потерпевших и свидетелей.

Конвенция ООН предусматривает ответственность юридиче­ских лицза участие в преступлениях, к которым причастны ор­ганизованные преступные группы. В российском законодатель­стве такая ответственность предусмотрена в гражданском праве. Поэтому необходимо определить механизмы использования ин­ститутов гражданского права в борьбе с организованной преступ­ностью.

ВКонвенции ООН подробно описываются процедуры кон­фискации и ареста доходов от преступлений, совершенных ор­ганизованными преступными группами; международного со­трудничества в целях конфискации, распоряжения конфиско­ванными доходами от преступлений или имуществом.

Реализация Конвенции ООН в Российской Федерации тре­бует также кардинального улучшения системы координации дея­тельности всех силовых структур в борьбе с организованной пре­ступностью и коррупцией. Всистеме координации основное — это упорядоченные информационные потоки как гласной, так и негласной информации о вскрытых и латентных процессах в преступной среде. В этой ситуации на межведомственном уров­не необходимо составить всероссийскую матрицу распростра­нения организованных преступных сообществ.

С принятием Конвенции ООН борьба с международной ор­ганизованной преступностью в нашей стране становится не только сферой интересов узкой группы профессионалов из пра­воохранительных органов, она все более значима и для внеш­неполитической деятельности. Поэтому требуются предельно взвешенные подходы и в построении совместных информаци­онных систем, и в отработке технологий сотрудничества, и в использовании оценочных показателей.

402 Глава XIV. Организованная преступность

Помимо обозначенных в Конвенции направлений сбора ин­формации, за основу таких критериев целесообразно взять стан­дарты Интерпола. По линии борьбы с организованной преступ­ностью эти стандарты определены в проекте Интерпола под ус­ловным наименованием «Миллениум». Задачи этого проекта состоят в систематизации информации по участникам и струк­турам восточно-европейской или российской организованной преступности для ее сопоставления и анализа; выявление член­ства, иерархии, сфер деятельности, способов совершения пре­ступлений и преступного характера этих групп; подготовка ин­формационно-аналитических материалов для доведения их до участников проекта; создание всемирной базы данных по участ­никам и организаторам восточно-европейской или российской организованной преступности с усиленными мерами безопас­ности; содействие государствам-членам в обмене оперативно-розыскной и следственной информацией.

Важнейшим направлением в борьбе с организованной пре­ступностью в Российской Федерации продолжает оставаться укрепление сотрудничества правоохранительных органов госу­дарств — участников СНГ, имеющих, по существу, единое кри­минальное пространство. Основные усилия должны быть со­средоточены на выполнении регулярно принимаемых межгосу­дарственных программ совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на терри­тории государств — участников СНГ.

ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИИ

Коррупционная преступность — традиционный и распро­страненный вид преступности в большинстве стран мира.

Понятие коррупционной преступности не тождественно по­нятию коррупции, поскольку феномен коррупционной пре­ступности лишь часть явления коррупции вообще, хотя и наи­более опасная с точки зрения общественных интересов. Вместе с тем анализ содержания рассматриваемого вида преступности невозможен без изучения существенных признаков коррупции.

Под коррупцией(лат. corruptio — разламывать, портить, по­вреждать) как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, долж­ностных лиц, а также общественных и политических деятелей во­обще1.

. Изучение дошедших до нас памятников истории и права по­зволяет заключить, что явление коррупции хорошо известно с древнейших времен и было присуще всем государствам в лю­бые периоды их развития2.

Уже в дошедших до нас документах Древнего Вавилона XIV в. до н. э. содержатся упоминания о мерах по пресечению злоупотреблений чиновников и судей, а также вымогательства незаконных вознаграждений у храмовых священников со сто­роны царских слуг. Платон и Аристотель связывали коррупцию с политикой.

1 См.: Словарь иностранных слов. М., 1954. С. 369.

2 Л. Н. Гумилев приводит любопытный пример механизма распро­ странения коррупции в Китайской империи (I в.), способствовавший ее падению: «Все желали получить как можно больше драгоценного товара, чтобы, продав его, ублажить своих дочерей и жен. Естествен­ но, у китайцев развилась система, при которой все делалось, как бы сегодня сказали, «по блату». Все жены и наложницы императора стали протаскивать своих родственников на должности правителей и началь­ ников. Эти родственники, получив право на управление какой-либо областью, немедленно начинали прижимать крестьян, чтобы добыть деньги на взятки.

§ 1. Понятие и общая характеристика коррупционной преступности 407

Современное понимание коррупции как системы грабежа со стороны чиновников сформулировал в XVI в. Никколо Макиа­велли в своей вечной книге «Государь». Век спустя Томас Гоббс напишет в «Левиафане»: «Люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают преступления в надежде, что им удастся избе­жать наказания путем коррумпирования государственной юсти­ции или получить прощение за деньги или другие формы воз­награждения». Этот вывод, сделанный еще в XVII в., в полной мере соответствует и веку нынешнему. Начало XXI в. ознаме­новалось небывалым всплеском коррупционных скандалов, в том числе и в отношении первых лиц ряда государств.

Внутренние механизмы коррумпирования высших деятелей государства глубже всех вскрыл теоретик анархизма Михаил Бакунин еще в 70-х гг. XIX в. в работе «Коррупция. О Макиа­велли. Развитие государственности». Для любых правителей го­сударства коррупция выступала, как писал Бакунин, в качестве средства управления. Коррупция, по его словам, была важным инструментом в руках профессиональных политиков, которые обладали новым искусством — «искусством побеждать и сохра­нять власть всеми возможными способами».

Авторы доклада Римского клуба «Первая глобальная револю­ция» (1991 г.) считают, что политическая власть в современном мире больше не контролируется силой и сложностью вооруже­ний — она определяется финансовой мощью. Валютно-финан-совые биржевые спекуляции с помощью компьютеризированной связи, отмечено в докладе, стали игрой, абсолютно вышедшей за рамки экономической действительности. Все это не могло не сказаться на потере ценностей, которые ранее обеспечивали сплоченность общества и его членов. «В некоторых местах это было связано с потерей религиозной веры, у других — с потерей веры в политическую систему и ее руководителей...» Коррупция верховных правителей как раз и расцвела на фоне потери ценно­стей и трансформации управления в мире финансов.

В этот же период происходило активное сращивание поли­тической и экономической власти. Нельзя не согласиться с вы­сказанной Александром Зиновьевым в книге «На пути к сверх­обществу» мыслью о том, что в системе власти и управления в современном обществе существует феномен, выходящий за рамки государственности и фактически управляющий ею. Фе­номен, называемый «кухня власти», включает в процессы при­нятия решения верховных правителей помимо официальных структур власти, а также бизнесменов, банкиров, хозяев масс-медиа, лидеров мафиозных групп.

408 Глава XV. Коррупционная преступность

Если продолжить мысль Зиновьева, то можно прийти к выво­ду о том, что «кухня власти» превратила саму власть в товар. В результате помимо финансовых, сырьевых, технологических рынков возникли рынки власти. Что касается коррупции, то она стала механизмом продажи власти на рынке властных услуг. Но рынки услуг существуют как национальные, так и транснацио­нальные. И между ними идет постоянная конкуренция. Каждый раз,.когда возникает очередной коррупционный скандал, необхо­димо внимательно приглядеться, вследствие чего он произошел: конфликта на национальной «кухне власти» или транснацио­нальной. Нередко бывает так, что коррупционные скандалы — это инструменты, взламывающие национальные рынки власти.

В рабочем документе XXI Конгресса ООН по предупрежде­нию преступности и уголовному правосудию (Бангкок, 2005 г.) «Коррупция: угрозы и тенденции в XXI веке» отмечено, что в сегодняшнем относительно неспокойном мире, который стал результатом радикальных изменений, происшедших после окончания «холодной войны», появились новые возможности и стимулы для того, чтобы прибегать к разного рода коррупцион­ным действиям. Утверждение, будто бы «свободные» рынки и невмешательство государства в бизнес — панацея против кор­рупции, опровергается недавним опытом. Теперь каждая соци­ально-политическая и экономическая система рождает на свет собственную разновидность коррупции и нет ни одной систе­мы, которая не была бы так или иначе затронута этим явлени­ем. Разрастается политическая коррупция, которая охватывает ряд различных действий: от незаконного финансирования пар­тий и выборов до покупки голосов избирателей и «торговлей влиянием», которую практикуют политики и государственные чиновники на выборных должностях.

Для многих стран проблемой стала коррупция в судебных ор­ганах, которая угрожает их независимости, беспристрастности и справедливости и подрывает основы законности — одного из главных условий для экономического роста. Такой вывод сде­лан в докладе «Глобальная коррупция в 2007 г.: коррупция ор­ганов судебной власти», подготовленном неправительственной организацией «Транспаренси Интернэшнл». Согласно докладу существует четкая взаимосвязь между высоким уровнем кор­рупции в судебной системе и низким уровнем экономического роста. Это неудивительно, говорится в докладе, поскольку «ожидание выполнения договоров и справедливого разрешения споров жизненно важно для инвесторов и является основой для эффективного развития и роста бизнеса».

§ 1. Понятие и общая характеристика коррупционной преступности 409

Обычно считается, что сущность коррупции как социально-правового явления двуедина. С одной стороны, она выражается в незаконном использовании публичным лицом своего статуса в целях получения каких-либо выгод (продажность), а с дру­гой — в незаконном предоставлении публичному лицу таких выгод любым заинтересованным субъектом (подкуп). Кроме того, коррупция имеет место и в случае подкупа избирателей и участников референдума, которые в узком смысле слова не считаются публичными лицами. Однако в действительности коррупция может быть не связана с незаконным предоставле­нием каких-либо благ (например, при хищении должностным лицом вверенного ему в управление имущества).

Тем не менее мировая практика свидетельствует о том, что коррупция, сопряженная с подкупом, обычно рассматривается как наиболее опасный тип коррупции.

Содержание коррупции определяется совокупностью разно­образных деяний (действий или бездействия), выражающихся в незаконном получении имущества, услуг или льгот лицом, уполномоченным на осуществление государственных функций, а также в предоставлении ему таких преимуществ.

Формами проявления коррупции выступают специфические виды нарушения этических и правовых норм лицами, уполно­моченными на выполнение государственных функций. Приме­ром этических нарушений может служить совершение публич­ным лицом действий, которые хотя и не запрещены законом или договором, но создают впечатление о возможной коррум­пированности (систематическое присутствие на банкетах, про­водимых организациями, контроль за деятельностью которых входит в компетенцию данного лица; бесплатное пользование услугами, подлежащими оплате, предоставление кредитов друзьям или знакомым и т. п.).

Коррупционные правонарушения в отличие от аморальных коррупционных проступков запрещены нормами права и пре­дусматривают юридическую ответственность. Выделяются че­тыре основных вида коррупционных правонарушений:1) граж­данско-правовые деликты; 2) дисциплинарные проступки; 3) административные правонарушения; 4) преступления.

Коррупционные преступления — это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на ин­тересы государственной власти и публичной службы, выражаю­щиеся в незаконном получении публичными лицами каких-либо благ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предостав­лении последним таких благ(табл. 12, 13).

Основная масса коррупционных преступлений носит латент­ный характер. Динамика выявленных преступлений этой кате­гории целиком зависит от субъективного фактора — активно­сти деятельности правоохранительных органов, политической воли руководства страны. Увеличение численности лиц, при­влеченных к уголовной ответственности за взяточничество с начала XXI в. в России более чем в 2 раза (с 2,6 тыс. человек в 2001 г. до 5,6 тыс. человек в 2007 г.) свидетельствует о тенден­ции реального усиления борьбы с коррупционной преступностью-

§ 1. Понятие и общая характеристика коррупционной преступности 411

Об этом же говорят данные о привлечении к уголовной ответ­ственности высших руководящих чиновников субъектов РФ с начала XXI в. За этот период в качестве обвиняемых, подозре­ваемых и уже осужденных по конкретным уголовным делам, связанным с различными злоупотреблениями, фигурировали: 15 губернаторов, глав республик, председателей региональных правительств; 22 вице-губернатора; 15 мэров краевых, област­ных, республиканских центров и 9 их заместителей; 2 спикера городских Дум.

Иными словами, свыше 60 руководителей высшей регио­нальной иерархии из 34 субъектов РФ были замешаны в раз­личных махинациях с бюджетными средствами, в коррупции, экономических преступлениях. К этой категории чиновников следует добавить многие десятки привлеченных к уголовной ответственности мэров и их заместителей из городов областно­го, краевого и республиканского подчинения, а также руково­дителей муниципальных образований, депутатов всех уровней, руководителей и сотрудников аппаратов региональных и мест­ных администраций1.

Вместе с тем Президент РФ в Послании Федеральному Со­бранию за 2006 г. особо отметил, что, несмотря на предприни­маемые усилия, до сих пор не удалось устранить одно из са­мых серьезных препятствий на пути развития страны — кор­рупцию.

Уровень коррупции и политическим руководством страны, и правоохранительными органами, и гражданским обществом оценивается как недопустимо высокий. Многочисленные оп­росы общественного мнения, проводимые в последние годы, свидетельствуют, что секторами, наиболее пораженными кор­рупцией, являются государственное управление, в частности госзакупки, правоохранительные органы, судебная система, здравоохранение, образование, жилищное строительство, жи­лищно-коммунальное хозяйство.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.