|
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ СОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮВпервые в едином комплексе стратегические направления борьбы с организованной преступностью на уровне ООН были сформулированы на VIII Конгрессе по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 г.). Они были конкретизированы на Всемирной конференции ООН по транснациональной организованной преступности (Неаполь, 1994 г.), в частности в справочном документе «Национальное законодательство и его соответствие требованиям борьбы с различными формами организованной транснациональной преступности; надлежащие руководящие принципы для принятия законодательных и иных мер на национальном уровне». § 4. Основные направления борьбы 399 Принципиально новые возможности в борьбе с организованной преступностью, в особенности с ее международными формами, открывает принятая в декабре 2000 г. на политической конференции высокого уровня в Палермо (Италия) Конвенция против транснациональной организованной преступности (Конвенция ООН), которая стала адекватным ответом мирового сообщества на процессы криминальной глобализации. Конвенция ООН включает конкретные меры по борьбе с участием в организованной преступной группе, с отмыванием денежных средств, против коррупции. Подробным образом изложены процедуры передачи уголовного производства, конфискации и ареста доходов от преступлений, выдачи лиц, причастных к организованной преступной деятельности, защиты свидетелей от вероятной мести или запугивания со стороны преступников, помощь потерпевшим и их защита. Совершенно новым для международно-правовой практики стало закрепление в Конвенции ООН мер по предупреждению транснациональной организованной преступности. Такие меры предусматривают предупреждение злоупотреблений со стороны организованных преступных групп процедурами торгов, проводимых публичными органами, субсидиями и лицензиями, выдаваемыми публичными органами для осуществления коммерческой деятельности. Конвенция ООН обязывает государств-участников создавать публичные реестры юридических и физических лиц, участвующих в учреждении юридических лиц, управлении ими и их финансировании, а также создать национальный реестр лиц, лишенных права занимать должности руководителей юридических лиц. Помимо текста самой Конвенции ООН одновременно были подписаны два протокола к ней: о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху. В дальнейшем подписан еще один протокол — по проблеме незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями. Большое внимание уделено развитию сотрудничества между правоохранительными органами государств — участников Конвенции ООН, в частности в проведении совместных расследований. Впервые на высшем международном уровне закреплены в едином комплексе такие специальные методы расследования, как электронное наблюдение, контролируемые поставки и агентурные операции. Регламентируется сбор и анализ информации о характере организованной преступности и обмен такой информацией, подготовка кадров и техническая помощь. 400 Глава XIV. Организованная преступность В Конвенции ООН определены понятия организованной преступной группы, отмывания доходов от преступлений, уголовно наказуемой коррупции, контролируемой поставки. В Конвенции ООН дана также структура информации, необходимой для международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью. Она включает: 1) идентификационные данные, характер, членский состав, структуру, местонахождение или деятельность организованных преступных групп; 2) связи, в том числе международные, с другими организованными преступными группами; 3) преступления, которые совершили или могут совершить организованные преступные группы; 4) сведения о личности, местонахождении и деятельности лиц, подозреваемых в участии в преступлениях, совершенных членами организованных преступных групп, или местонахождении других причастных лиц; 5) данные о перемещении доходов от преступлений или имущества, полученного в результате преступлений, совершенных членами организованных преступных групп, а также о перемещении имущества, оборудования или других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении таких преступлений. В Конвенции ООН содержатся стандарты информационной работы полицейских подразделений в борьбе с организованной преступностью. Так, в ней отмечено, что каждое государство-участник в необходимых пределах осуществляет, разрабатывает или совершенствует конкретные программы подготовки персонала правоохранительных органов. Такие программы, в частности, включают: 1) методы, используемые при предупреждении, выявлении и пресечении преступлений, охватываемых Конвенцией ООН; 2) маршруты и средства, используемые лицами, подозреваемыми в причастности к преступлениям, охватываемым указанной Конвенцией ООН, в том числе в государствах транзита, а также соответствующие ответные меры; 3) наблюдение за перемещением предметов контрабанды; 4) выявление и наблюдение за перемещением доходов от преступлений, имущества, оборудования или других средств совершения преступлений и за методами передачи, сокрытия или утаивания таких доходов, имущества, оборудования или других средств совершения преступлений, а также методы, используе- § 4. Основные направления борьбы 401 мые в борьбе с отмыванием денежных средств и другими финансовыми преступлениями; 5) сбор доказательств; 6) способы контроля в зонах свободной торговли и свободных портах; 7) современное оборудование и методы, используемые в работе правоохранительных органов, включая электронное наблюдение, контролируемые поставки и агентурные операции; 8) методы, используемые в борьбе с транснациональными организованными преступлениями, совершаемыми с использованием компьютеров, телекоммуникационных сетей и других видов современной технологии; и методы, применяемые при защите потерпевших и свидетелей. Конвенция ООН предусматривает ответственность юридических лиц за участие в преступлениях, к которым причастны организованные преступные группы. В российском законодательстве такая ответственность предусмотрена в гражданском праве. Поэтому необходимо определить механизмы использования институтов гражданского права в борьбе с организованной преступностью. В Конвенции ООН подробно описываются процедуры конфискации и ареста доходов от преступлений, совершенных организованными преступными группами; международного сотрудничества в целях конфискации, распоряжения конфискованными доходами от преступлений или имуществом. Реализация Конвенции ООН в Российской Федерации требует также кардинального улучшения системы координации деятельности всех силовых структур в борьбе с организованной преступностью и коррупцией. В системе координации основное — это упорядоченные информационные потоки как гласной, так и негласной информации о вскрытых и латентных процессах в преступной среде. В этой ситуации на межведомственном уровне необходимо составить всероссийскую матрицу распространения организованных преступных сообществ. С принятием Конвенции ООН борьба с международной организованной преступностью в нашей стране становится не только сферой интересов узкой группы профессионалов из правоохранительных органов, она все более значима и для внешнеполитической деятельности. Поэтому требуются предельно взвешенные подходы и в построении совместных информационных систем, и в отработке технологий сотрудничества, и в использовании оценочных показателей. 402 Глава XIV. Организованная преступность Помимо обозначенных в Конвенции направлений сбора информации, за основу таких критериев целесообразно взять стандарты Интерпола. По линии борьбы с организованной преступностью эти стандарты определены в проекте Интерпола под условным наименованием «Миллениум». Задачи этого проекта состоят в систематизации информации по участникам и структурам восточно-европейской или российской организованной преступности для ее сопоставления и анализа; выявление членства, иерархии, сфер деятельности, способов совершения преступлений и преступного характера этих групп; подготовка информационно-аналитических материалов для доведения их до участников проекта; создание всемирной базы данных по участникам и организаторам восточно-европейской или российской организованной преступности с усиленными мерами безопасности; содействие государствам-членам в обмене оперативно-розыскной и следственной информацией. Важнейшим направлением в борьбе с организованной преступностью в Российской Федерации продолжает оставаться укрепление сотрудничества правоохранительных органов государств — участников СНГ, имеющих, по существу, единое криминальное пространство. Основные усилия должны быть сосредоточены на выполнении регулярно принимаемых межгосударственных программ совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств — участников СНГ. ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИИ Коррупционная преступность — традиционный и распространенный вид преступности в большинстве стран мира. Понятие коррупционной преступности не тождественно понятию коррупции, поскольку феномен коррупционной преступности лишь часть явления коррупции вообще, хотя и наиболее опасная с точки зрения общественных интересов. Вместе с тем анализ содержания рассматриваемого вида преступности невозможен без изучения существенных признаков коррупции. Под коррупцией (лат. corruptio — разламывать, портить, повреждать) как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще1. . Изучение дошедших до нас памятников истории и права позволяет заключить, что явление коррупции хорошо известно с древнейших времен и было присуще всем государствам в любые периоды их развития2. Уже в дошедших до нас документах Древнего Вавилона XIV в. до н. э. содержатся упоминания о мерах по пресечению злоупотреблений чиновников и судей, а также вымогательства незаконных вознаграждений у храмовых священников со стороны царских слуг. Платон и Аристотель связывали коррупцию с политикой. 1 См.: Словарь иностранных слов. М., 1954. С. 369. 2 Л. Н. Гумилев приводит любопытный пример механизма распро странения коррупции в Китайской империи (I в.), способствовавший ее падению: «Все желали получить как можно больше драгоценного товара, чтобы, продав его, ублажить своих дочерей и жен. Естествен но, у китайцев развилась система, при которой все делалось, как бы сегодня сказали, «по блату». Все жены и наложницы императора стали протаскивать своих родственников на должности правителей и началь ников. Эти родственники, получив право на управление какой-либо областью, немедленно начинали прижимать крестьян, чтобы добыть деньги на взятки. § 1. Понятие и общая характеристика коррупционной преступности 407 Современное понимание коррупции как системы грабежа со стороны чиновников сформулировал в XVI в. Никколо Макиавелли в своей вечной книге «Государь». Век спустя Томас Гоббс напишет в «Левиафане»: «Люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают преступления в надежде, что им удастся избежать наказания путем коррумпирования государственной юстиции или получить прощение за деньги или другие формы вознаграждения». Этот вывод, сделанный еще в XVII в., в полной мере соответствует и веку нынешнему. Начало XXI в. ознаменовалось небывалым всплеском коррупционных скандалов, в том числе и в отношении первых лиц ряда государств. Внутренние механизмы коррумпирования высших деятелей государства глубже всех вскрыл теоретик анархизма Михаил Бакунин еще в 70-х гг. XIX в. в работе «Коррупция. О Макиавелли. Развитие государственности». Для любых правителей государства коррупция выступала, как писал Бакунин, в качестве средства управления. Коррупция, по его словам, была важным инструментом в руках профессиональных политиков, которые обладали новым искусством — «искусством побеждать и сохранять власть всеми возможными способами». Авторы доклада Римского клуба «Первая глобальная революция» (1991 г.) считают, что политическая власть в современном мире больше не контролируется силой и сложностью вооружений — она определяется финансовой мощью. Валютно-финан-совые биржевые спекуляции с помощью компьютеризированной связи, отмечено в докладе, стали игрой, абсолютно вышедшей за рамки экономической действительности. Все это не могло не сказаться на потере ценностей, которые ранее обеспечивали сплоченность общества и его членов. «В некоторых местах это было связано с потерей религиозной веры, у других — с потерей веры в политическую систему и ее руководителей...» Коррупция верховных правителей как раз и расцвела на фоне потери ценностей и трансформации управления в мире финансов. В этот же период происходило активное сращивание политической и экономической власти. Нельзя не согласиться с высказанной Александром Зиновьевым в книге «На пути к сверхобществу» мыслью о том, что в системе власти и управления в современном обществе существует феномен, выходящий за рамки государственности и фактически управляющий ею. Феномен, называемый «кухня власти», включает в процессы принятия решения верховных правителей помимо официальных структур власти, а также бизнесменов, банкиров, хозяев масс-медиа, лидеров мафиозных групп. 408 Глава XV. Коррупционная преступность Если продолжить мысль Зиновьева, то можно прийти к выводу о том, что «кухня власти» превратила саму власть в товар. В результате помимо финансовых, сырьевых, технологических рынков возникли рынки власти. Что касается коррупции, то она стала механизмом продажи власти на рынке властных услуг. Но рынки услуг существуют как национальные, так и транснациональные. И между ними идет постоянная конкуренция. Каждый раз,.когда возникает очередной коррупционный скандал, необходимо внимательно приглядеться, вследствие чего он произошел: конфликта на национальной «кухне власти» или транснациональной. Нередко бывает так, что коррупционные скандалы — это инструменты, взламывающие национальные рынки власти. В рабочем документе XXI Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Бангкок, 2005 г.) «Коррупция: угрозы и тенденции в XXI веке» отмечено, что в сегодняшнем относительно неспокойном мире, который стал результатом радикальных изменений, происшедших после окончания «холодной войны», появились новые возможности и стимулы для того, чтобы прибегать к разного рода коррупционным действиям. Утверждение, будто бы «свободные» рынки и невмешательство государства в бизнес — панацея против коррупции, опровергается недавним опытом. Теперь каждая социально-политическая и экономическая система рождает на свет собственную разновидность коррупции и нет ни одной системы, которая не была бы так или иначе затронута этим явлением. Разрастается политическая коррупция, которая охватывает ряд различных действий: от незаконного финансирования партий и выборов до покупки голосов избирателей и «торговлей влиянием», которую практикуют политики и государственные чиновники на выборных должностях. Для многих стран проблемой стала коррупция в судебных органах, которая угрожает их независимости, беспристрастности и справедливости и подрывает основы законности — одного из главных условий для экономического роста. Такой вывод сделан в докладе «Глобальная коррупция в 2007 г.: коррупция органов судебной власти», подготовленном неправительственной организацией «Транспаренси Интернэшнл». Согласно докладу существует четкая взаимосвязь между высоким уровнем коррупции в судебной системе и низким уровнем экономического роста. Это неудивительно, говорится в докладе, поскольку «ожидание выполнения договоров и справедливого разрешения споров жизненно важно для инвесторов и является основой для эффективного развития и роста бизнеса». § 1. Понятие и общая характеристика коррупционной преступности 409 Обычно считается, что сущность коррупции как социально-правового явления двуедина. С одной стороны, она выражается в незаконном использовании публичным лицом своего статуса в целях получения каких-либо выгод (продажность), а с другой — в незаконном предоставлении публичному лицу таких выгод любым заинтересованным субъектом (подкуп). Кроме того, коррупция имеет место и в случае подкупа избирателей и участников референдума, которые в узком смысле слова не считаются публичными лицами. Однако в действительности коррупция может быть не связана с незаконным предоставлением каких-либо благ (например, при хищении должностным лицом вверенного ему в управление имущества). Тем не менее мировая практика свидетельствует о том, что коррупция, сопряженная с подкупом, обычно рассматривается как наиболее опасный тип коррупции. Содержание коррупции определяется совокупностью разнообразных деяний (действий или бездействия), выражающихся в незаконном получении имущества, услуг или льгот лицом, уполномоченным на осуществление государственных функций, а также в предоставлении ему таких преимуществ. Формами проявления коррупции выступают специфические виды нарушения этических и правовых норм лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций. Примером этических нарушений может служить совершение публичным лицом действий, которые хотя и не запрещены законом или договором, но создают впечатление о возможной коррумпированности (систематическое присутствие на банкетах, проводимых организациями, контроль за деятельностью которых входит в компетенцию данного лица; бесплатное пользование услугами, подлежащими оплате, предоставление кредитов друзьям или знакомым и т. п.). Коррупционные правонарушения в отличие от аморальных коррупционных проступков запрещены нормами права и предусматривают юридическую ответственность. Выделяются четыре основных вида коррупционных правонарушений: 1) гражданско-правовые деликты; 2) дисциплинарные проступки; 3) административные правонарушения; 4) преступления. Коррупционные преступления — это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на интересы государственной власти и публичной службы, выражающиеся в незаконном получении публичными лицами каких-либо благ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких благ (табл. 12, 13). Основная масса коррупционных преступлений носит латентный характер. Динамика выявленных преступлений этой категории целиком зависит от субъективного фактора — активности деятельности правоохранительных органов, политической воли руководства страны. Увеличение численности лиц, привлеченных к уголовной ответственности за взяточничество с начала XXI в. в России более чем в 2 раза (с 2,6 тыс. человек в 2001 г. до 5,6 тыс. человек в 2007 г.) свидетельствует о тенденции реального усиления борьбы с коррупционной преступностью- § 1. Понятие и общая характеристика коррупционной преступности 411 Об этом же говорят данные о привлечении к уголовной ответственности высших руководящих чиновников субъектов РФ с начала XXI в. За этот период в качестве обвиняемых, подозреваемых и уже осужденных по конкретным уголовным делам, связанным с различными злоупотреблениями, фигурировали: 15 губернаторов, глав республик, председателей региональных правительств; 22 вице-губернатора; 15 мэров краевых, областных, республиканских центров и 9 их заместителей; 2 спикера городских Дум. Иными словами, свыше 60 руководителей высшей региональной иерархии из 34 субъектов РФ были замешаны в различных махинациях с бюджетными средствами, в коррупции, экономических преступлениях. К этой категории чиновников следует добавить многие десятки привлеченных к уголовной ответственности мэров и их заместителей из городов областного, краевого и республиканского подчинения, а также руководителей муниципальных образований, депутатов всех уровней, руководителей и сотрудников аппаратов региональных и местных администраций1. Вместе с тем Президент РФ в Послании Федеральному Собранию за 2006 г. особо отметил, что, несмотря на предпринимаемые усилия, до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути развития страны — коррупцию. Уровень коррупции и политическим руководством страны, и правоохранительными органами, и гражданским обществом оценивается как недопустимо высокий. Многочисленные опросы общественного мнения, проводимые в последние годы, свидетельствуют, что секторами, наиболее пораженными коррупцией, являются государственное управление, в частности госзакупки, правоохранительные органы, судебная система, здравоохранение, образование, жилищное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|