|
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬСтремясь дать достойный отпор коррупции, мировое сообщество проделало в конце XX — начале XXI в. большую работу, включая разработку и принятие Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН) и Декларации ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (резолюция 51/191). В Конвенции против транснациональной организованной преступности (ратифицирована Российской Федерацией), вступившей в силу 29 сентября 2003 г., содержатся положения, касающиеся коррупции среди публичных должностных лиц. 31 октября 2003 г. принята Конвенция ООН против коррупции (ратифицирована Российской Федерацией). Конвенция предписывает государствам определить круг правонарушений и предусматривает широкие меры по предупреждению коррупции. В ней также содержатся важные положения об укреплении международного сотрудничества по уголовно-правовым вопросам, а также по конкретным аспектам международного сотрудничества между правоохранительными органами. Наконец, крупным шагом вперед стало включение в названную Конвенцию принципиально новых и имеющих далеко идущие последствия положений о возвращении активов, а также о технической помощи и механизмах осуществления. Одновременно с разработкой Конвенции ООН против коррупции Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК) развернуло Глобальную программу борьбы с коррупцией. В рамках Глобальной программы борьбы с коррупцией в сентябре 2007 г. Всемирный банк и Управление ООН по борьбе с наркотиками и преступностью выступили с инициативой, призванной помочь развивающимся странам вернуть средства, похищенные их коррумпированными лидерами, и инвестировать их в программы развития. Ежегодно международные потоки средств, полученных преступным путем, в результате коррупции и уклонения от уплаты налогов, составляют от 1 трлн до 1,6 трлн долл. в год. Новая инициатива должна пресекать отмывание средств, полученных незаконным путем, повысить эффективность служб финансовой разведки по всему миру и организовать между ними более плодотворное сотрудничество. Инициатива призывает развивающиеся страны повысить эффективность управления и подотчетность, а развитые — не давать возможность хранить 1* Криминология 418 Глава XV. Коррупционная преступность наворованные средства на своей территории и прекратить предоставлять убежища тем, кто их украл. Кроме того, в рамках инициативы будет вестись наблюдение за тем, как используются возвращенные активы. Привлекают ли их, например, для финансирования социальных программ, 'улучшения услуг в сфере образования и медицины. В свою очередь Совет Европы 27 января 1999 г. принял Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию (ратифицирована Российской Федерацией). В Российской Федерации правовые и организационные основы противодействия коррупции регламентируются федеральными законами от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе», от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и другими нормативными правовыми актами РФ. Уголовный кодекс РФ относит к числу преступлений широкий круг общественно опасных деяний, совершаемых с использованием служебного положения, сопряженных с получением выгоды, а также создающих условия для коррупционных проявлений, криминализация которых предусмотрена в названных конвенциях. Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ), от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другими нормативными правовыми актами РФ определяются государственные органы, осуществляющие противодействие коррупции, и устанавливается их компетенция. § 3. Система мер борьбы с коррупцией 419 Активное участие в мероприятиях по совершенствованию антикоррупционных механизмов принимает Комиссия Государственной Думы по противодействию коррупции. В МВД России реализуется Комплексная программа мероприятий МВД России по усилению борьбы с коррупцией на 2007—2008 гг. Генеральной прокуратурой РФ в 2006 г. разработана ведомственная стратегия по противодействию коррупции, согласно которой усилия прокуроров должны концентрироваться не только на проведении проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и выявлении коррупционных проявлений, причин и условий их порождающих. Указом Президента РФ от 3 марта 2007 г. № 269 при федеральных государственных органах и государственных органах субъектов РФ образованы Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов. В случае если в комиссию поступила информация о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, председатель комиссии немедленно информирует об этом представителя нанимателя в целях принятия им мер по предотвращению конфликта интересов: усиление контроля за исполнением гражданским служащим его должностных обязанностей, отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы на период урегулирования конфликта интересов или иные меры. В 2008 г. по поручению Президента РФ подготовлен Национальный план противодействия коррупции. План включает принятие федерального закона «О противодействии коррупции», предусматривающего, в частности: 1) определение понятий «коррупция» — как социально-юридического явления, «коррупционное правонарушение» — как отдельного проявления коррупции, влекущего дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность, и «противодействие коррупции» — как скоординированной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизации и (или) ликвидации их последствий; 420 Глава XV. Коррупционная преступность 2) меры по профилактике коррупции, включающие: а) специальные требования к лицам, претендующим на заме б) развитие института общественного и парламентского кон в) совершенствование механизма антикоррупционной экс г) возложение на государственных и муниципальных служа 3) определение основных направлений государственной по а) совершенствование системы и структуры государственных б) разработку системы мер, направленных на совершенство в) сокращение категорий лиц, в отношении которых приме г) введение антикоррупционных стандартов, т. е. установле д) обеспечение справедливой и равной для всех доступности е) развитие процедур досудебного и внесудебного разреше Одновременно вносятся изменения в законодательные акты РФ в целях: § 3. Система мер борьбы с коррупцией 421 1) установления административной ответственности юридических лиц, причастных к коррупционным правонарушениям, а также государственных и муниципальных служащих, совершивших административные правонарушения коррупционного характера, не влекущие уголовную ответственность, с применением к ним дисквалификации в качестве административного наказания; отнесения административного расследования дел данной категории к полномочиям органов прокуратуры Российской Федерации; 2) уточнения требований к судьям, лицам, претендующим на замещение должностей судей, членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований, членам избирательных комиссий, Председателю Счетной палаты РФ, его заместителю, аудиторам Счетной палаты и служащим Центрального банка России; 3) возложения на государственных и муниципальных служащих дополнительных запретов, ограничений и обязанностей; 4) установления запрета на прием на правоохранительную службу и службу в органах федеральной службы безопасности граждан, имеющих (имевших) судимость, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирую-щим основаниям, либо граждан, уволенных с государственной службы по дискредитирующим обстоятельствам;
5) законодательного развития механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе; 6) установления в качестве задачи ОРД обнаружения имущества, подлежащего конфискации; 7) создания возможности осуществления оперативно-розыскных мероприятий для проверки достоверности предоставленных судьями, государственными и муниципальными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Национальный план противодействия коррупции предполагает осуществление комплекса мер, направленных на улучшение государственного управления в социально-экономической сфере и включающих: 1) регламентацию использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и му- 422 Глава XV. Коррупционная преступность ниципальной помощи), передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; 2) создание условий для справедливой конкуренции на товарных и финансовых рынках, устранение дискриминационных условий доступа к инфраструктуре естественных монополий, повышение ответственности за организацию картельных соглашений; 3) совершенствование норм, регулирующих осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд, в целях исключения возможности их произвольного толкования, дискриминации и предоставления неоправданных преимуществ; 4) обеспечение контроля за выполнением принятых контрактных обязательств, прозрачности процедур закупок, преимущественное использование механизма аукционных торгов и биржевой торговли при отчуждении государственного и муниципального имущества; 5) детализацию механизма контроля за выполнением публичных функций федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований; соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, включая введение административных регламентов по каждой -из таких функций и системы оценки качества их выполнения. Реализуется также система мер, направленных на совершенствование функционирования государственного аппарата и включающих: 1) передачу части федеральных полномочий регионам при одновременном внедрении системы оценки их работы и передачу части функций государственных органов в негосударственный сектор, а также изъятие у государственных органов имущества, не используемого для реализации их полномочий; 2) реализацию прав граждан на получение достоверной информации, повышение независимости СМИ; 3) создание системы контроля деятельности государственных и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества; 4) сокращение излишней численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и созданием адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы; § 3. Система мер борьбы с коррупцией 423 5) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции; 6) оптимизацию и конкретизацию полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть закреплены в административных регламентах; 7) выработку оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и СМИ с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих; 8) создание и использование инновационных технологий государственного управления и администрирования, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность управленческих процессов, в частности по осуществлению перехода на электронные торги в режиме он-лайн при реализации имущества, подлежащего конфискации, конкурсной массы предприятий-банкротов и при закупках для государственных и муниципальных нужд; 9) создание многофункциональных центров для предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг;
10) размещение на соответствующих сайтах в сети Интернет решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов; 11) совершенствование механизма ответственности за недопущение, ограничение или устранение конкуренции; 12) повышение оперативности оспаривания сделок, совершенных с нарушением законодательства РФ; 13) расширение общественного контроля за использованием средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|