|
РАСЧЕТ СТАНЦИОННЫХ ИНТЕРВАЛОВСтанционные интервалы определяются по каждой горловине станции (обгонного пункта или разъезда) в отдельности. Порядок (последовательность и параллельность) выполнения операций по приему, отправлению и пропуску поездов, а также нормы времени на выполнение каждой операции определяются в соответствии с действующими Правилами технической эксплуатации железных дорог СССР, инструкциями и приказами Министерства путей сообщения, техническо-распорядительными актами, технологическими процессами работы станций и результатами хронометражных наблюдений. Величины станционных интервалов должны определяться в зависимости от: средств сигнализации и связи при движении поездов на прилегающих перегонах (автоблокировка, полуавтоблокировка, жезлы); способа управления стрелками и сигналами; наличия электрической или механической централизации, ключевой зависимости, маршрутно-контрольных устройств или других устройств станционной блокировки; взаимного расположения путей, парков, размещения сигналов, стрелочных постов и служебного помещения дежурного по станции; плана и профиля подходов; серии поездных локомотивов, обращения различных категорий поез- 10 Зак 2}?2 ^83 дов (грузовых, пассажирских), массы и длины составов; тормозного расстояния в зависимости от профиля пути, категории, массы и скорости поезда; установленного порядка выдачи машинисту локомотива разрешения на право занятия перегона. Станционные интервалы определяются отдельно для грузовых и пассажирских поездов путем построения графиков операций по приему, отправлению и пропуску поездов при максимально возможном совмещении этих операций. Примерные нормы времени па выполнение отдельных операций при приеме, отправлении и пропуске поездов приводятся ниже. Операции Время, мин Переговоры о движении поездов между ДСП станций: при автоблокировке на однопутных линиях... 0,1 при полуавтоматической блокировке на однопутных линиях....................................................................... 0,2 при электрожезловой системе........................................... 0,4 Время на подготовку маршрута при диспетчерской централизации........................................................................ 0,15—0,20 То же при маршругно-релейной централизации... 0,1—0,15 Время на приготовление одной стрелки при подготовке маршрута: при электрической централизации....... 0,05 при механической»........................................... 0,1—0,15 при ручном обслуживании (с замыканием замками различных систем и при маршрутно-контрольных устройствах)................................................................... 0,3—0,5 Время на подачу дежурным по станции блокировочного сигнала при маршрутно контрольных устройствах, 0,1 Открытие входного или выходного сигнала: при автоматической и полуавтоматической блоки при полуавтоматической блокировке с семафорной сигнализацией................................................................. 0,1 то же при размещении сигнальной лебедки вне по Контроль дежурным по станции прибытия поезда., 0,3 То же при наличии изоляции путей....................................., 0,1 Контроль дежурным по станции отправления или про То же при наличии изоляции путей.......................................... 0,2 Распоряжение дежурного по станции старшим стрелоч Доклад старших стрелочников о готовности маршрута Доклад старших стрелочников о прибытии поезда в полном составе, установке его на пути приема и о готовности маршрута отправления или встречного поезда} о проследовании поездом выходной стрелки в полном составе................................................................................... 0,2 Указание ДСП о выдаче разрешения на право занятия перегона или открытии выходного сигнала 1111 ОД Проверка машинистом локомотива правильности разрешения на право занятия перегона, дача сигнала отправления поезду и приведение его в движение.. 0,2 Восприятие машинистом показания открытого входного, выходного или проходного сигналов..............................» 0,05 Проход стрелочником, дежурным по станции или дру Приготовлять маршрут для приема, отправления или пропуска поездов надо по возможности посекционно (по частям); приготовление маршрута, как правило, должно начинаться немедленно после освобождения его (или отдельных стрелок) предыдущим поездом. Станционные интервалы для пропуска скоростных пассажирских поездов по перегонам и раздельным пунктам рассчитывают в соответствии со специальными указаниями Министерства путей сообщения. Интервал безостановочного скрещения поездов на раздельных пунктах продольного типа и двухпутных вставках (т§с). Интервалом безостановочного скрещения поездов называется минимальное время от момента проследования расчетной оси двухпутной вставки или раздельного пункта продольного типа поездом, прибывающим с однопутного перегона, до момента проследования той же оси поездом, отправляющимся на однопутный перегон (рис. 23.4). Расчетная ось определяется положением середины поезда, прибывшего с однопутного перегона на двухпутную вставку или на раздельный пункт продольного типа, после освобождения им стрелочной горловины. Примерный график определения интервала безостановочного скрещения поездов по одной из расчетных осей разъезда продольного типа при автоблокировке и диспетчерской централизации приведен на рис. 23.5. Величину интервала (тбе) определяют при условии, что в момент освобождения стрелочной горловины хвостом поезда, входящего на станцию (это положение поезда фиксирует расчетная ось станции, см. рис. 23.5), второй поезд должен находиться на таком расстоянии от выходного сигнала, которое обеспечивало бы его остановку в пределах станции в случае какой-либо задержки первого поезда. Минимальная величина такого расстояния /,6с складывается из расстояния между выходным сигналом станции и предшествующим ему (но не меньше длины тормозного пути 1Т) и длины пути, которую поезд пройдет за время восприятия машинистом смены показания сигнала 1В: Ц0=1ъ + 1,. (23.4)
Для двухпутной вставки, оборудованной полуавтоматической блокировкой с блокпостами 10* ~~7Г ""Нв+'т+'в (23.5) где!ви!т — то же, что и для автоматической блокировки; /п — длина поезда, м; /вх — расстояние от входного сигнала до оси раздельного пункта (или расчетной оси парка приема), м. График определения интервала Тбс на двухпутной вставке при полуавтоматической блокировке с блокпостами приводится на рис. 23.6. Время проследования поездом расстояний ^т (см. рис. 23.5) и ^.бс (см. рис. 23.6) устанавливается тяговыми расчетами. Здесь и в последующих расчетах расстояние /т принимается равным: при отсутствии предупредительного сигнала — длине тормозного пути перед основным сигналом; при наличии предупредительного сигнала — расстоянию между основным и предупредительным сигналом; на линиях, оборудованных автоматической блокировкой,— расстоянию от данного светофора до предупредительного перед ним. Расчстная оа!
Рис, 2*3.5. Расчет интервала безостановочного скрещения при автоблокировке и диспетчерской централизации Расчетная ось Пост,
Рис. 23.6. Расчет интервала безостановочного скрещения при полу» автоматической блокировке Когда расстояние между основным и предупредительным сигналами или светофорами при автоматической блокировке более тормозного пути, а условия профиля и плана пути благоприятны, с разрешения начальника дороги допускается принимать величину и равной наибольшему фактическому тормозному пути. Интервал безостановочного скрещения рассчитывают для обеих расчетных осей раздельного пункта продольного типа или двухпутной вставки. После расчета следует проверить соответствие скорости поездов при безостановочном скрещении длине вставки или раздельного пункта (рис. 23.7) по условиям:
(23 6) Тбс — интервалы безостановочного скрещения соответственно для первой и второй расчетных осей, мин; V, I" —время хода соответственно нечетного и четного поездов между расчетными осями, мин. Если какое-либо из этих условий или оба условия не выполняются, то безостановочное скрещение должно производиться со снижением скоростей одного или обоих поездов; при этом снижение скорости должно быть таким, чтобы время хода поезда по вставке или раздельному пункту было равно интервалу безостановочного скрещения при выходе его на однопутную часть перегона. Интервал неодновременного прибытия поездов противоположных направлений (т„). Интервалом неодновременного прибытия поездов противоположных направлений называется минимальное время от момента прибытия на станцию поезда одного направления до момента пропуска через эту станцию или прибытия поезда встречного направления (см. рис. 23.1,6 и в). Основное условие, определяющее продолжительность этого станционного интервала, заключается в том, что при запрещении1 одновременного приема входной сигнал поезду, прибывающему на станцию вторым, может быть открыт только после того, как дежурный по станции удостоверится в том, что первый поезд уже прибыл и маршрут приема подготовлен и свободен. Примерный график определения интервала (тн) при следовании одного из поездов без остановки от ст. Л, а гакже запрещении одновременного приема поездов на станцию приведен на рис. 23.8, а при разрешении одновременного приема — на рис. 23.9. Расстояние о г середины поезда, принимаемого на станцию вторым (в момент открытия входного сигнала), до оси станции называют входным Ьпр. Время прохода поездом этого расстояния определяют либо хронометражем, либо расчетом по кривой времени хода. Ьщ, включает расстояние, проходимое поездом за время восприятия машинистом открытия входного сигнала /в, тормозной путь,
где 1 В соответствии с § 234 ПТЭ одновременный прием поездов противоположных направлений на промежуточных станциях запрещается, если подход к станции хотя бы с одной стороны имеет на протяжении тормозного пути спуск круче 0,006 и станция не имеет на входных светофорах сигнализации безостановочного следования или не имеет со стороны, противоположной спуску, изолированных маршрутов принимаемых поездов. длину поезда и расстояние от входного сигнала до предельного столбика пути приема. Возможность отправления встречного поезда, следующего безостановочно с жезлом от прибывающего поезда без пропуска жезла через аппарат, согласовывают дежурные по станциям предварительно, отмечая это в настольных журналах движения поездов на обеих станциях. На станциях, где разрешен одновременный прием поездов прег-тивоположных направлений, величина интервала неодновременного прибытия при следовании одного из них без остановки может быть снижена до 1,5 мин (см. рис. 23.9). Интервал скрещения поездов (гс). Интервалом скрещения поездов называется минимальное время от момента проследования или прибытия на станцию поезда до момента отправления на тот же перегон другого поезда встречного направления. 1т, 1001 СглА
Рнс. 23.8. График расчета интервала неодновременного прибытия поездов при жезловой системе Начальный момент станционного интервала скрещения на раздельном пункте — проследование первым поездом оси станции, а если оба поезда имеют остановку, — момент его остановки. Конечный момент интервала скрещения — приведение второго поезда в движение после подачи сигнала отправления и освоения машинистом этого сигнала. Рассмотрим расчет станционного интервала скрещения на разъезде линии, оборудованной автоблокировкой и электрической централизацией стрелок, и на таком же разъезде, но при ручном уп-
2.5.У, I рафик расчета интервала неодновременного прибытия при автоматической блокировке Ст А
Рис. 23 10. Расчет интервала скрещения при остановке обоих поездов равлении стрелками и элекгрожезловой системе. При остановке обоих поездов на станции продолжительность интервала скрещения складывается из операций, показанных на рис. 23.10. Продолжительность станционного интервала скрещения при автоблокировке 0,45 мин, а при жезловой системе 1,8 мин. Учитывалось, что распоряжение ДСП о приготовлении маршрута поезду 2001 будет сделано заранее, а маршрут при жезловой системе подготовлен сразу же после освобождения входных стрелок поездом 2002. Примерный график определения интервала скрещения при жезловой системе и при пропуске одного поезда через раздельный пункт с ходу приведен на рис. 23.11. В этом случае, как и в предыдущем, согласие поездного диспетчера на отправление поезда дежурный по станции получает заблаговременно. В зависимости от конкретных условий каждой станции нормы времени на отдельные операции, а также их последовательность могут меняться (например, когда жезловые аппараты вынесены на стрелочные посты, на перегоне имеется примыкание, выдача жезла без пропуска через аппарат запрещена). Однако в любом случае необходимо предусмотреть такую организацию скрещения поездов, которая обеспечила бы наименьшую величину интервала и полную безопасность движения. На участках с электрожезлоной системой и ручным управлением стрелками дежурный по станции, чтобы уменьшить интервал скрещения, предварительно получает согласие соседней станции на отправление задержанного для скрещения поезда без пропуска жезла через аппарат. Он встречает прибывающий поезд у входного Ст Л 2002 1
Ст А п т \Е222 Г1 2001
Рис 23.11. Расчет интервала скрещения при пропуске одного поезда без оиа- новки 298
Точка и
Шмш Освобождения 200! изолированного стрелочного участка, и отправления поезда. 2001 Момент остановки поезда 2001 Рис. 23.12. Схема участковой станции стрелочного поста, получает жезл от машиниста и контролирует по хвостовым сигналам полносоставность поезда (поезд 2002). Задание старшему стрелочнику на приготовление маршрута для отправления встречного поезда 2001 дежурный по станции дает заблаговременно. Этот маршрут готовится сразу же после освобождения поездом 2002 входных стрелок (в примере — за время прохода этим поездом расстояния до оси станции). Затем старший стрелочник докладывает дежурному по станции о готовности маршрута. Следующая операция — доставка и вручение дежурным по станции жезла машинисту отправляющегося поезда, проверка им правильности жезла, подача сигнала отправления и приведение в движение локомотива. Общая продолжительность интервала скрещения при последовательном выполнении операций 2, 4 и 5 — 3,4 мин, а при параллельной подготовке маршрута и доставке разрешения на право занятия перегона на локомотив может быть снижена до 2,7 мин. Рассчитывая станционные интервалы на участковых и сортировочных станциях с большим путевым развитием, следует учитывать, что момент фактической остановки поезда в парке приема иногда наступает значительно позднее момента освобождения им однопутного перегона. В то же время может быть случай, когда из-за враждебности маршрутов приема и отправления в пределах станции встречный поезд нельзя отправить сразу же после освобождения перегона принимаемым на станцию поездом. На рис. 23.12 приведен такой пример. Участковая станция расположена по линии, оборудованной автоблокировкой, и имеет электрическую централизацию стрелок. Поезд 2002 может быть отправлен со станции сразу же после того, как поезд 2001 освободит входной изолированный стрелочный участок (надо переделать маршрут и открыть выходной сшнал, на что потребуется примерно 0,5 мин), хотя до его остановки в парке пройдет еще около 2 мин. Как видно из графика, скрещение поездов происходит фактически в границах станции. Благодаря этому сокращается время хода поездов в пределах однопутного перегона (в примере на 1,5 мин). Интервал попутного прибытия поездов на станцию при автоблокировке /пр. Интервалом попутного прибытия называется минимальное время от момента прибытия на станцию (проследования через станцию) одного поезда до момента прибытия на эту же станцию (проследования через станцию) другого поезда попутного направления. Определение этого интервала рассмотрим для трех случаев: остановка обоих поездов на станции Л, следование обоих поездов без остановки и обгон пассажирским поездом грузового. Схемы расположения поездов и графики выполнения операции см. на рис. 23.13. Интервал попутного отправления поездов со станции при автоблокировке (1От). Интервалом попутного отправления поездов называется минимальное время от момента отправления со станции (проследования через станцию) одного поезда до момента отправления с этой же станции другого поезда попутного направления. Порядок определения этого интервала при отправлении обоих по-
а) С/тгА ■
СтА с* й2№
Уу_ ОтА в/п ср /7Л/-г
Рис. 23.13. График интервала попутного прибытия ЗОЭ
Рис. 23.14. График интервала попутного отправления ездов после остановки и при обгоне грузового поезда пассажирским виден из схем и графиков, приведенных на рис. 23.14. Интервал попутного следования поездов (тп). Интервалом попутного следования поездов называется минимальное время от момента прибытия поезда на соседний раздельный пункт до момента отправления с данной станции на освободившийся перегон следующего поезда того же направления. В график расчета величины интервалов попутного следования включают операции, выполняемые на обеих станциях, ограничивающих перегон. Величина интервала зависит от порядка проследования первого поезда через второй раздельный пункт (рис. 23.15, а, б) и второго через первый раздельный пункт (рис. 23.15, в, г). Величину этого интервала при безостановочном пропуске обоих поездов через раздельные пункты (см. рис. 23.15, а) можно определить по формуле (23 7) где Лпр — расстояние от центра поезда 2004, прибывающего на ст. Б (рис. 23.16, а) до оси станции, м; уПр —средняя скорость входа поезда 2004 на ст. Б, км/ч; ^оП — время для связи станций по движению поездов, мин; приближенно величина 1оп может быть принята при полуавтоблокировке, равной 1,2 мин. На рис. 23 16 а, б, показан примерный график определения величины интервала попутного следования при безостановочном проходе обоих поездов через оба раздельных пункта, ограничивающих данный перегон, и при остановке поездов на первой станции, ограничивающей перегон на линии, оборудованной полуавтоматической блокировкой с семафорной сигнализацией при управлении сигналами со стрелочных постов. Интервал попутного следования рассчитывают для линий, оборудованных полуавтоматической блокировкой (без постов) и электрожезловой системой. Для двухпутных линий, оборудованных автоблокировкой или полуавтоматической блокировкой с постами, определяют величину интервала в пакете. Интервал неодновременного прибытия и попутного отправления поездов (тпо). Интервалом неодновременного прибытия и попутного отправления поездов называется минимальное время от момента прибытия на станцию поезда до момента отправления с этой станции поезда попутного направления. Этот интервал определяют на станциях, где одновременный прием и отправление поезда, следующего в том же направлении, запрещены. Схема и примерный график определения интервала (тПо) приведены на рис 23.17. Интервал неодновременного отправления и попутного прибытия поездов (тпо). Интервалом неодновременною отправления и попутного прибытия поездов называется минимальное время от момента отправл ния со _/_ л./_ станции поезда до момента прибытия на эту станцию поезда попутного направления. Этот инт*р ал определяется на станциях, расположенных на однопутных и двухпутных участках, где одновременное отправление и прием поездов, следующих в том же направлении, запрещены. Он рас- Рис 23 15 Варианты ишервалов по- СЧИТЫВЭеТСЯ ИСХОДЯ ИЗ ТО- путного следования го, что входной сигнал при-
©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.
|