Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Политическое участие граждан: формы и мотивы.





Термин «политическое участие» в политологии используется для обозначения преимущественно рациональных, осознанных форм политического поведения. Под политическим участием понимается участие граждан в формировании органов власти, в признании легитимности власти, в формировании проводимой правящей группой политики и в контроле за ее осуществлением. Основанием для подобного понимания политического участия является как наличие отношений власти и подчинения, так и тот факт, что посредством этого участия управляемые массы в рамках данных отношений могут заставить власти считаться со своими интересами.

К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержание кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов.

Наиболее подробную классификацию типов политического участия предложил английский ученый А.Марш. Он выделяет три основных типа политического участия:

- ортодоксальное;

- неортодоксальное;

- политическое преступление.

К ортодоксальному относится участие, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а также требования, предъявляемые к ней, выраженные в законных формах (петиции, лозунги, законные демонстрации).

К неортодоксальному отнесены несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направлений (бойкоты, неофициальные забастовки).

В отдельный тип выделяются политические преступления, т.е. политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия (незаконные демонстрации, захват помещений, захват заложников, насилие, саботаж, революции, войны).



Сходную позицию занимает американский ученый У.Милбрайт, подразделяющий политическое участие на конвенциональное (легальное и регулируемое законом) и неконвенциональное (незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям). К первому типу он относит голосование; участие в работе партий и избирательных кампаний; участие в политической жизни общества; контакты с официальными лицами. Ко второму типу - участие в демонстрациях, бунты, решительные действия против безнравственных действий власти, участие в митингах, протесты, отказ повиноваться несправедливым законам и политическим решениям. Неконвенциональное участие подразделяется на ненасильственные активные формы (демонстрации, пикеты, митинги и т.п.) и насильственные формы политического участия (терроризм, бунт и т.п).

Политическое участие можно классифицировать по степени или уровню активности:

- формы активного участия;

- пассивные, или иммобильные, формы участия.

Степень активности Форма участия  
  Приемлимая Неприемлимая
Активное участие Предвыборная активность; участие в выборных органах; лоббистская деятельность; организа-ционная деятельность (участие в политических партиях и органах); участие в политических демонстра-циях и других политических акциях. Насилие; подкуп должностного лица; дезорганизация.
Пассивное участие Участие в голосовании; повиновение закону. Пренебрежение к закону; нарушение закона.

На основании форм политического участия и степени активности можно выделить четыре типа политического участия (табл).

Политическое участие зачастую подразделяют на автономное и мобилизованное. Автономное участие - это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. Такое участие предполагает достаточную политическую компетентность граждан и является необходимым условием реальной демократии. Мобилизационное участие имеет принудительный характер. Стимулами политической активности становится страх, административное принуждение, традиции и т.п. Как правило, мобилизованное участие направляется исключительно на поддержание политической системы и его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики. Мобилизованное политическое участие характерно в большей степени для традиционных обществ (когда люди участвуют в политических акциях под воздействием руководства клана, национального комитета и т.п.), а также использующих угрозу различных санкций тоталитарных политических режимов. Однако нередко оно используется в специфических, преимущественно манипулятивных формах и в демократиях либерального типа, особенно в периоды избирательных кампаний.

Манипулятивное участие - разновидность мобилизованного участия. Оно имеет место при внушении массам с помощью пропаганды, дезинформации и других способов чуждых их интересам политических целей. Такого рода участие широко проявляется в националистических и сепаратистских движениях, например, когда их рядовые члены становятся средством реализации корыстных интересов и честолюбивых замыслов политических лидеров, использующих для этого различного рода мифы и утопические идеи.

В политологии выделяют следующие теории политического участия:

1.Теория рационального выбора. Основное положение данной теории сводится к утверждению, согласно которому главным субъектом политического участия является свободный индивид, стремящийся к максимальной реализации своих интересов и эффективно действующий во имя достижения собственных целей. При этом под интересом индивида понимается стремление обеспечить личное благополучие. Отсюда следует, что участие индивида в политике возможно при том условии, что возможные доходы от участия будут превышать издержки. Этот принцип получил название «максимизация выгоды».

2.Мотивационные теории политического участия. К наиболее общим мотивам относят идеологический, нормативный и ролевой. Преобладание идеологического мотива означает, что личность участвует в политической жизни, разделяя и поддерживая официальную идеологию общества. Такой мотив обеспечивает идентификацию личных политических ценностей с политическими ценностями государства. Последние фактически входят в структуру личности. Однако расхождение личных и политических установок может вызвать резко негативную и даже враждебную реакцию против государства и политической системы.

Нормативный мотив обуславливает политическое поведение человека по правилам, диктуемым политической системой, без их соотнесения с личностными ценностями и установками. Поведение индивида основывается на признании силы власти, выработанном в процессе политической социализации. Подчинение политической системе рассматривается как исключительно правильная и ценная ориентация. Ролевые мотивы предопределяются той социальной ролью индивида в существующей политической системе.

Поведение человека с доминирующим ролевым мотивом напрямую связано с его социальным положением и собственной самооценкой. Чем ниже социальное положение, тем более вероятным становится радикальный настрой личности против существующей власти.

3.Теории социальных факторов политического участия. В рамках этих теорий исследуются взаимосвязь и влияние на политическое участие таких факторов, как институализация, уровень социально-экономического равенства и возможности социальной мобильности, стабильности и др. Так, С.Липсет и Д.Лернер предложили две модели взаимосвязи политического участия с другими факторами: либеральную и популистскую. Согласно либеральной модели, динамичное социально-экономическое развитие обуславливает сглаживание социального неравенства, а, следовательно, обеспечивает укрепление политической стабильности. Оба фактора оказывают влияние на демократический характер политического участия (направленность на укрепление, развитие демократической системы; институализация политической деятельности и т.п.)

При построении популистской модели исходят преимущественно из форм прямого участия, направленных на перераспределение имущественных благ и собственности. Усиление подобного участия препятствует экономической модернизации, ухудшает социальные условия экономического развития, ведет к подрыву политической стабильности. Нерешенные проблемы накапливаются, увеличивая количество требований (и требующих), предъявляемых к политической системе, а значит, возрастает и политическое участие. В результате политическое участие не ведет к укреплению политической системы, удовлетворяющей интересы различных социальных групп, а лишь дестабилизируют общество и политическую систему, препятствуя социальной и экономической модернизации. Популистская модель тесно связана с такими явлениями, как кризис участия в модернизирующихся обществах.

Мотивы. На уровень политического участия влияют такие социальные факторы, как образование, социально-экономический статус, возраст, пол, место жительства .профессия, доступ к политической информации, социально-экономическая ситуация. Пол существенно влияет на политическую активность человека. Женщины значительно меньше мужчин участвуют в политике. Это объясняется их в среднем более низким социально-экономическим статусом, большей обремененностью семейными делами, ориентацией политических культур на преимущественно мужское политическое участие и затрудненность политической карьеры и другими причинами. С определенным типом личности связано не только участие в политике, но и неучастие в ней и, в частности, такое явление, как абсентеизм. Он представляет собой уклонение граждан от участия в голосовании на выборах парламента, президента, местных органов власти и т.п., а также их сознательное неучастие в деятельности политических организаций (например, профсоюзов), если они формально являются их членами.

Политическое участие является также одним из важнейших источников политических измерений, перехода политической системы из одного качественного состояния к другому.

46. Полит. культура. Сущность, структура, функции.ПК – это способ освоения чел-ом действительности, а т.к освоение осущ в 2х видах, то разл 2 вида культуры: матер и духовная. ПК относят к духовной. ПК это способ освоения гражданином полит процесса. В процессе выд 3 компоненты культуры: полит опыт, сознание и поведение.Основой культуры явл историч опыт, * на бессознат уровне осознается как полит менталитет народа. Полит история России отлич тем, что на протяжен всей истории в России не было демократ режимов. Отсюда особенности нашего менталитета: вождизм, ориентация в полит процессе не на идеи, а на лидеров, фетешизирование роли гос-ва. Гос-во на уровне подсозн оцен-ся как гл выразитель общенародн интереса. Отражением опыта чвл особое почитание традиций в рос общ-ве. Особый путь развития России привел ее к отстованию в обл полит культуры, в слабом освоении осн ценности полит жизни развитых стран – демократии. Полит сознание – это система полит знаний и ценностей. Наид устойч и значимым в стуктуре полит сознания явл полит ориентации и установки. Полит знания вкл в себя: знание о полит процессе и правовых нормах. Полит ценности – это этические и нормативные суждения о политич системе. Установки ориентации яв-ся сторонами 3 компоненты. Убежденность – определ синтез знаний и ценностей, * возник только благодаря примению знаний на практике. Это примение д б регул, возник стереотип поведения. Если вы участ в мероприят партии, то знание ее проги превращ в установки и убеждения. Убежденность на уровне фанатизма след признать явлением негативным, огранич творч потенц чел-ка. Показателем зрелости ПК явл развитие 3го эл-та – полит поведение – реали знаний и убеждений в практич действиях. Кол-ая оценка ПК связ с измерен полит поведения. Полит поведение дел на формы: активное и пассивное, конструктивное и неконстр. Активное и конструкт поведение выраж в участии в избират компаниях, организат деят-сти в рамках той/иной партии, участие в митингах, пикетах и т.д. доля гражан с активным и конст поведением и явл показателем уровня ПК. Пассивное конструкт поведение – участие в голосованиях, послушание законов. Активн не конст поведение – насильств акции, подкуп, черный PR. Пассивн не констр дея-сть – невыполнение действующ зако-ва. Функции ПК. 1. Познавательная – формир-ие у граждан необх общ-полит знаний, взглядов. 2. интегративная – ПК объединяет общ группы с разн идеологиями 3. коммуникативная – созд и укрепл связи в ГО 4. Ф-ия социального прогресса – созд условия для решен соц проблем 5. нормативно-регулятивная ф-ия – ПК способств принятию. Закон-ва, поддерживающего обеств процесс в целом. 6. Воспитательная – дает возм-сть сформировать личность, гражданина.

47. КЛАССИФИКАЦИЯ :

Сущ. несколько подходов к классифик. полит. культур:

1Некоторым политическим режимам свойственно навязывать гражданам страны свои модели политической культуры:

1) авторитарно - тоталит. к-ра. Свойственны единая (общественная) собственность, единая идеология, одномерность дух. жизни общ-ва, невозможность выражения специфических целей и интересов других групп, отсутствие выбора, диктатура правящей партии, культ главы государства, гос регулирование всех сфер общественной жизни, принудительное участие в политической жизни. Права и свободы только провозглашаются, но не осуществляется в действительности.

2) Плюралистическая, или либерально-демократическая. Хар-но: свобода, права человека, граждвнское общество, парламентаризм, правовое государство, добровольное и сознательное политическое участие, многообразие форм собственности, идеологии, мнений, т.е. всё то, что принято называть демократией. Причём эти демократические ценности реализуются на практике.

2Классификация Алмонда исп. при этом понятие так назыв. культурного архетипа. Это устойчивые образы, кот. формируются исторически, закрепляются в подсознании и передаются генетически (арх. Культурного героя, мирового порядка, бинарного мира и т.д.) Культурный архетип связан с типом мышл. и поведения. Алманд выделяет 4 типа полит. кул-ры:

1)Англо- американская к-ра: в ее основе рационализм, прагматизм, отсутствие мифологий, представлений:

· Политика это не борьба добра и зла. Это столкновение групповых интересов, каждый из которых имеет право на сущ. или ошибку.

· Эта культура гомогенна, т.е. основана на незыблемости основополагающих ценностей и правил полит. игры. Благодаря этому легитимным становится выигрыш выборов и проигрыш воспринимается как норма.

· Центризм. Правые и левые флаги не имеют веса в политике. А 2 партии у власти действуют центристски. Тем самым обеспечивается преемственность и стабильность полит. курса страны.

2)Континентально-европейская.(вкл. славянск) Алмонд определил её как переходную, смешанную, сочетающую восприятие политики, как борьбу групповых интересов и как борьбу архетипов добра и зла. Для этой кул-ры хар-но разделение на левых и правых, малочисленность центр, в результате историко- полит. развитие идет дискретно( делимо, отрывисто) . Каждая полит. сила воспиним. предыдущую как зло и строит противопол. пол-ку, тем сасым готовится почва для собственного отрицания.

Алманд выстраивает полит. к-ру в з-ти от религии и истории. Он считал, что самые передовые – протестантские, затем католики и только потом православные страны.

Отношение к демократии:

Англо-амер. протестантская к-ра ценит демократию как консенсус групп. интересов и систему представительства. (демократия – единство во множестве)

Католическая контитент. к-ра интерпретирует д-тию как принцип подчинения меньшинства большинству

2 указ. типа определяются как активистские или как «культура участия». Все члены общ-ва ориентированы на участие в полит. системе, на рац. легитимность, исп. законных средств влияния. Этим 2-м типам по Алмонду противостоят:

3)патриарх. полит. кул-ра, св-венно переходным общ-вам с несформир. полит. структурами и ролями. Этот тип ориентируется на традиционные, кровнородственные идеалы: семья, клан(род) и т.д. Ключевая модель – семейная стр-ра во главе с «отцом» - главой гос-ва и лидером. Подч.- дети, социально незащищ.- сироты, инакомыслящие - изгои семьи.

Этот тип к-ры не одобряет соц. слоев: репрессий, кот. оцениваются как «детоубийство». Этим он отличается от тоталитарной культуры.

4)тоталит. к-ра, моделью является фабрика или военизированная стр-ра, технология требует строгой дисциплины, команды не обсуждаются. А общ-во представляется как механизм «колесиков и винтиков», действия которого автоматичны.

Для патриарх. и тоталит. к-р хар-рен подданнический тип поведения: индивид либо пассивен, либо отстранен от власти и политики даже если он полит. сознателен. Его идеал – получить от власти благо (соц пособие, бесплатное жилье) и избежать репрессий.

3Классификация Э.Я. Баталова (русский исследователь):

1)Рыночная культура. Присущи конкуренция, саморегулирование политических отношений, функционирование политической системы.

2)Этатистская культура. Для неё характерна определяющая роль государства в регулировании всей политической жизни общества.

4Классификация А. Боднера:

1)Замкнутая к. Проявляется приверженность национальным политическим ценностям и нормам, религиозным и социальным традициям. Такая культура консервативна, существует автономно. Она не воспринимает ценности и нормы, присущие другим политическим сиситемам.

2)Открытый тип культуры. Характеризуется восприимчивостью к изменениям и использованием других политических сиситем.

В политической культуре, помимо типов, выделяют подтипы, или субкультуры: региональные, демографические и другие.

 

 

49.Политическая культура совр. БО Политическая культура Беларуси имеет свои особенности, обусловленные характеристиками народа, исторической судьбой, спецификой этногенеза, политическим опытом, религиозным, геополитическим и другими факторами, а также противоречиями «переходного» общества.

При рассмотрении политической культуры современного белорусского общества необходимо учитывать, что с конца XVIII в. Беларусь стала неотъемлемой частью Российского государства, а в XX в. - СССР. Влияние российской политической культуры не могло не оставить свой отпечаток на политическое сознание и поведение белорусов. В триаде: государство - общество - личность доминантой является первое. Государственная власть представляется как абсолютная (тяга к единовластию) и авторитарная, ибо сильная государственная власть рассматривается источником стабильности и порядка, защитником и покровителем населения. Индивиду и обществу отводится пассивная роль. По отношению к власти сформировалось амбивалентное отношение: с одной стороны, это иррациональный авторитет власти, завышенные ожидания от власти, ее мистификация, персонификация, склонность к харизматическому восприятию политических руководителей; с другой стороны, недоверие по отношению к государственным институтам, страх и ненависть к власти.

Сильное воздействие на политическую культуру в XX в. оказала практика строительства и функционирования социалистического общества, а также монопольное господство коммунистической идеологии. Для белорусского общества это означало еще большее ослабление национальных черт культуры и усиления унификаторской роли российской культуры и политической идеологии.

Трудности переходного периода оказали противоречивое воздействие на формирование политической культуры общества. Большинство населения с надеждой встретили новые идеи (рынок, демократия, суверенитет), рассматривая их, прежде всего в качестве символов материального благополучия, а не инструментальных ценностей. Сохранились прежние стереотипы о том, что государство должно заботиться о светлом будущем народа: раньше коммунистическим, теперь рыночном. Позитивные ценностно-рациональные ориентации сформировались у той части общества (интеллигенция, молодежь), которая на интеллектуальном уровне смогла осознать превосходство новых ценностей. У большинства же населения после столкновения с негативными социальными последствиями экономического кризиса происходит резкое падение демократических, прорыночных настроений, имеющих скорее всего характер аффективных ориентаций, и растет ностальгия по советским ценностям. Находясь в едином информационном пространстве, население Беларуси как бы сопережило все прелести «шоковой терапии», которые реально прочувствовали восточные соседи.

Сегодня можно говорить об отсутствии в Беларуси единой политической культуры и наличия характерной для переходного общества фрагментарности. Характерные черты фрагментарной культуры: 1) отсутствие основополагающего консенсуса относительно базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития; 2) преобладание у ее носителей локальной лояльности над общенациональной; 3) в отношении различных политических сил и идейно-политических течений преобладает конфликтность над диалогом; 4) феномен противоречивости сознания, когда разные ценности и идеалы сосуществуют в сознании человека (суверенитет и единое союзное государство, рынок и государственное регулирование, свободы и авторитарный порядок).

Преобладает патриархально-подданническая субкультура, социальными носителями которой являются социальные слои и люди, работающие в госструктурах и предприятиях и зависимые от него. Важнейшей чертой этой культуры является политическая бессубъектность. Вторая субкультура формируется вокруг ценностей, отражающих потребности развития общества. Ее носители - молодежь, предприниматели, интеллигенция. Можно отметить социальные группы, где доминируют ценности этих субкультур. Старшее поколение выступает за порядок; молодежь - за свободу и индивидуальные права; социально слабые слои - за государственное регулирование на цены; наиболее адаптированные (предприниматели, средние слои) - за рыночную модель; лица низкого социального статуса и образования - за объединение в единое государство; лица с высоким социальным статусом и образованностью - за суверенитет.

Преодолеть подобный раскол должны помочь демократизация белорусского общества, расширение культурных контактов и связей, а также общенациональная идеология.

50.Полити́ческая социализа́ция — это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности» Политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности. Политическая социализация является одним из направлений общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой информации, семья и другие..

Каждый отдельный человек (вольно или невольно) включается в процесс властных отношений, постепенно преображается в «политико-культурное существо», обладающее гражданским и политическим самосознанием.Суть социализации вообще состоит в усвоении человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного и полноправного члена общества.

Важнейшими функциями политической социализации являются достижение личностью умений ориентироваться в политическом пространстве и выполнять там определенные властные функции. В этом смысле политическая социализация представляет собой как бы двуединый процесс: с одной стороны она фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий и проч., требуемых политической системой, а с другой – демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть.→ влияние общества на политические качества личности, а также контроль за ходом политической социализации в решающей степени ограничиваются внутренними убеждениями и верованиями человека.

В узком понимании социализация – это сознательное и целенаправленное внедрение политических ценностей, убеждений, навыков и т. д. Данную задачу выполняют в основном официальные и полуофициальные учреждения, институты, организации. Они имеют целью создание благоприятных условий для принятия людьми господствующего социального порядка. В широком смысле политическая социализация – это вся система политического обучения, – формального и неформального, целенаправленного и непредусмотренного, – на всех этапах жизненного цикла. Такая система включает в себя не только сугубо политическое, но и неполитическое обучение, которое сказывается на политическом поведении и политических установках людей.

Первичная политическая социализация характеризует первоначальное (обычно с 3-5 лет) восприятие человеком политических категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни. человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, еще нет понимания их сущности и значения. Поэтому для исключения в будущем аномальных, антисоциальных форм поведения необходимо соблюдать определенную последовательность в применении механизмов передачи ребенку политических норм и прошлого опыта.

Вторичная политическая социализация характеризует тот этап деятельности человека, когда он освоил приемы переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению и выразить свою способность к индивидуальному пересмотру идеологических позиций, переоценке культурных норм и традиций.Главную роль здесь играет т. н. обратная социализация, характеризующая влияние самого человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодействия с властью. В силу этого вторичная социализация выражает непрерывную самокоррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения и идеологических позиций.

политическая социализация имеет свой особый механизм. Он функционирует на трех уровнях. Первый уровень – социальный. Это уровень общества в целом. На нем человек вовлекается в политику под давлением серьезнейших проблем, с которыми столкнулось все общество.Второй уровень – социально-психологический. Человек политически социализируется в составе не только больших социальных групп (семья, друзья, товарищи по школьному классу или студенческой группе, коллектив по работе). Поэтому его политической социализации во многом способствует межличностное общение. В ходе такого общения он подвергается внушению и влиянию собеседников. Через общение во многом происходит его политическая самоидентификация (самовосприятие).

Третий уровень – внутриличностный. На этом уровне политическая социализация происходит через интересы человека, его потребности, мотивы, установки и ценностные ориентации.Факторы,влияющие на социализацию

Политические: характер и тип государственного устройства; политический режим; политические институты, партии, организации и движения. К неполитические: семья; группа сверстников; учебные заведения; работа; культура, искусство, литература; средства массовой информации; национальные традиции.

 

 

51.Основные постулаты теории элитВ.Парето был первым, кто сделал элиты предметом научного внимания. У него определяющим является ценностный подход к пониманию элиты. Ценностный подход к элите становится основой для обоснования закона элит.

Принадлежность к элите зависит от особых качеств. Однако не все люди обладающие элитарными качествами, добиваются руководящего положения. Те, кто не в силу ряда причин не может войти в элиту, входят в контрэлиту . Элиты, считал Парето, имеют тенденцию к упадку. Социальное равновесие требует, чтобы в элиту постоянно кооптировались личности с необходимыми качествами. Но этого не происходит в силу замкнутости, закрытости правящей элиты. С течением времени наблюдается психологические изменения в характерных чертах элиты: на смену «новаторам» приходят «консолидаторы», и элита приходит в упадок. Ей на смену приходит новая элита. Революции, перевороты – это и есть смена элит.

Т.О. у Парето элита – это те, кто обладает способностями и в силу этого приобретает власть. Когда особые качества утрачиваются, то наступает неравновесие между заслугами, способностями и властью, порождающее круговорот: элиты старые вытесняются конрэлитами .

Другой ит. Теоретик Г.Моска также обращал внимание на роль меньшинства, которое управляет большинством. Ни аристократическая тенденция, ни демократическая, с точки зрения Г.Моски, не дают власть большинству. Власть от меньшинства всегда переходит к меньшинству. Отличие лишь в том, что аристократический правящий класс пополняется людьми из замкнутого социального круга. Демократический правящий класс формируется из широких социальных слоёв. Выборы в условиях демократии он трактовал как путь к обновлению элит, а не как форму контроля масс над руководителями.

Моска также говорит о смене элит и о том, что правящие меньшинство отличается от масс присущими ему особыми качествами. Но Моска обращает внимание и на значение организации. Меньшинство управляет большинством, потому что оно лучше организовано.

Организационный подход Г.Моски получил своё развитие в работах нем. учёного Р.Михельса. Элита зависит от организованности. Во-первых, способность к организации укрепляет и гарантирует власть. Во-вторых, структура организации неизбежно способствует формированию элиты. Элиты возникают как объективный результат общественно-политических структур и институализации влияния в этих структурах. Р.Михельс выдвинул закон, управляющий всеми организациями, и назвал его «железным законом». В соответствии с этим законом сами организационные условия предполагают существование властвующего меньшинства.

 

 

№ 52-53.Политическая элита – орган-ое меньш-во, контр-ая группа, кот. явл-ся частью класса или соц-ого слоя и обладает реал. полит-ой властью, возм-ью возд-ть на все без искл. ф-ии и полит-ие действия данн. общ-ва.

Термином элита обозн. узкий и относ-но замкнутый круг людей с огран-ой числ-тью, сильными внутр-ми связями, им-ей превосх-во, более знач-ый вес по сравн-ию с окруж-ем. Являясь своеобразной властной доминантой, полит-ая элита играет искл-ую роль в жизни общ-ва. Это центральное звено гос. упр.. От деят-ти полит. элиты, её полит. поведения в знач-ой степени зависит направл-ие и ход полит. развития, функц-ние полит. сист.в целом. Классиф. элит по различным критериям:

1. Место в полит. сист. и власти:

- правящие

- неправящие или контрэлиты.

Взаимод-ие их осущ-ся на основе жёсткой конкур. Также сущ. властвующая элита: она неоднородна, обладает сложной стр-ой, в неё вх. элитные группы, кот. оказывают сущ-ое влияние на принятие полит. решений: это представители деловой, бюрократической, военной и идеологической элит.

2. По ур. компетенции и объёму полномочий:

- высшая общенациональная

- средняя региональная

- низшая, местная, региональная.

Это деление не имеет регионального смысла. Высшая элита: глава гос-ва, его окружение, глава и члены правит-ва, главы парл-ов, суд-ой власти, лидеры партий и блоков. Средняя полит. элита – депутаты, предст-ли выборных органов, губернаторы, мэры, лидеры региональных партий. Местная или административная элита – высший слой гос.служащих и чиновники, управленцы.

3. По степени представительности:

- высокая – выр-ет интересы разных групп сразу

- низкая – одномерная – одной группы.

4. По стр-ре и хар-ру взаим-ний внутри себя:

- интегрированные с едиными ценностями, стратегией и тактикой, консенсусным разрешением конфликтности.

- дезинтегрированные – с острой полит. борьбой и конф-ми.

5. По способам рекрутирования:

- открытое: свободный доступ на осн. конкур-ии и личных качеств, динам-ая циркуляция, реформы.

- закрытые: замедленная циркуляция, огран-ый доступ на основе жёстких признаков (напр: происхождение, знатность, партийность, религиозность), корпоративность, не спос.быстро реаг-ть.

Для полит. элит в плане их функционирования характерны несколько моментов:

1. выражение и защита совокупного интереса слоя или класса, представителем кот. она явл.

2. выработка и реализация гос. политики на осн. учёта всех соц. интересов, защита общенац-ого интереса.

3. мотивация своей деят. заботой об общем благе.

4. достижение консенсуса на осн.понимания общих ценностей и принципов функц-ния полит. системы.

 

54.Теория лидерства В современной мировой политической науке существу­ют различные теории, объясняющие природу и содержание лидерства. В центре внимания их авторов находятся кон­кретные аспекты проявления лидерства, исследуя которые, они предлагают свои варианты интерпретации этого фено­мена. Среди них:

• теория черт;

• факторно-аналитическая;

• ситуационная;

• психологические теории;

• марксистская теория.

Теория черт (Э. Богардус, Ф. Гальтон и др.) объясняет природу политического лидерства выдающимися индиви­дуальными качествами человека, рано или поздно приво­дящими его к власти. В числе таких основных черт обычно называют силу воли, целеустремленность, организаторские способности, профессиональную компетентность и др. Мно­гие исследователи к обязательным качествам политиче­ских лидеров добавляют внешнюю привлекательность че­ловека, психологическую культуру, коммуникабельность и высокую нравственность.

Следует заметить, что перечень и иерархия социальных качеств политического лидера значительно меняются в за­висимости от конкретных ситуаций и традиций общества. Даже в наши дни личностные качества лидеров, которым отдает предпочтение народ, существенно отличаются, напри­мер, в США, России, Северной Корее и др. К тому же в авторитарных и тоталитарных режимах политическими ли­дерами часто становятся заурядные личности, не обладаю­щие соответствующими индивидуальными качествами. Су­ществующие здесь системы формирования правящих элит ориентируются в первую очередь на такие качества, как преданность определенным идеям, лояльное отношение к существующему политическому режиму, близость к народу, а также профессиональные знания и организаторские спо­собности.

Разновидностью теории черт является факторно-анали­тическая концепция, согласно которой в реальной жизни встречается раздвоение личности лидера: выделяются ка­чества, проявляющиеся в межличностном общении в обы­денной жизни, и качества, связанные с достижением опре­деленных общественно значимых политических целей. Между этими двумя группами качеств могут быть суще­ственные различия. Раздвоение сущности.личности лидера приводит к выработке соответствующего стиля его социаль­ного поведения. В общении с близкими людьми он пред­стает добрым, отзывчивым, гуманным человеком, а в поли­тике — «злым гением» и деспотом.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.