Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Голосование и подведение итогов выборов





Голосование и подведение его итогов - кульминационный этап избирательного процесса. В этот период непосредственно выражается воля граждан, определяющая состав органов власти.

Сразу же после завершения голосования избирательная комиссия или другой специальный избирательный орган начинают подсчет его результатов. Между голосованием и подсчетом голосов не должно быть перерыва или задержки, поскольку это может быть использовано для различного рода фальсификаций. В международной практике наиболее часто встречаются такие нарушения правил голосования и подсчета, как изготовление и учет лишних избирательных бюллетеней, прямая приписка голосов одному из депутатов, изъятие бюллетеней, поданных за неугодного кандидата, и др.

Для того чтобы предотвратить подобные фальсификации и обеспечить доверие граждан к результатам выборов, необходим надежный контроль за голосованием и подведением его итогов. Это обеспечивается

- формированием пользующейся доверием конкурирующих партий избирательной комиссии;

- использованием независимых, в том числе международных, наблюдателей;

- независимое параллельное подведение итогов голосования, которое могут осуществлять совместно или раздельно представители партий, СМИ, церкви, авторитетные отечественные или международные наблюдатели.

Отсутствие надежного контроля за ходом и результатами выборов может превратить их в инструмент манипулирования, скомпрометировать их в глазах граждан, породить массовые протесты и обострить политическую ситуацию. Поэтому прозрачность выборов, предполагающая открытость всего избирательного процесса для наблюдения и контроля со стороны общественности, самих политических конкурентов и независимых наблюдателей, - важнейшее условие их демократичности.



Типы изберательных систем

Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов проведения голосования, определения его результатов и распределения депутатских мандатов.

Избирательная система - это также определенный порядок формирования выборов государственной и местной власти. Избирательная система является важнейшим элементом политической системы государства. Она урегулирована правовыми нормами, которые образуют избирательное право. Избирательная система охватывает принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов.

В субъективном смысле избирательное право выступает, как право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Избирательное право является одним из основных конституционных прав граждан и относится к группе политических прав.

Избирательные системы взаимосвязаны с формой правления и политической культурой каждой страны. Они меняются в условиях крупных общественных перемен.

При оценке влияния избирательных систем на формирование политических институтов следует исходить, прежде всего, из того обстоятельства, что они не идеальны и каждой из них присущ набор достоинств и недостатков.

Существуют две основные избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная. Они оцениваются по трем критериям: репрезентативность, то есть способность отразить в парламенте существующий спектр политических сил; простота механизма выборов; корректируемость результатов выборов в случае разочарования избирателей в депутатах.

При мажоритарной системе большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов - абсолютное и относительное.

При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании (50% плюс 1 голос). Если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства, то во втором туре участвуют два кандидата, избравшие большинство голосов в первом туре. Во втором туре могут действовать обе разновидности мажоритарной системы, но преобладает система относительного большинства. Она предполагает, что кандидат-победитель должен набрать больше голосов, чем его соперник.

Относительным считается простое большинство голосов по сравнению с числом голосов, набранных другими кандидатами.

Мажоритарный выбор привлекает простотой, поскольку обеспечивает отсечение кандидатов, представляющих меньшинство в обществе. Однако это меньшинство зачастую незначительно уступает большинству. В результате оказывается нереализованным критерий репрезентативности, поскольку "оппозиционная" точка зрения представлена в выборном органе не в той мере, в какой она распространена в обществе.

Наконец, мажоритарная система несовершенна ввиду практического отсутствия механизма отзыва депутатов. При мажоритарной системе, как правило, возникают непосредственные связи между кандидатом (а затем и депутатом) и избирателями. Она способствует вытеснению из органов власти мелких и средних по своему влиянию партий, становлению двух- или трехпартийной системы.

Мажоритарная система используется в настоящее время в Великобритании, США и Канаде. Она позволяет создавать устойчивые правительства, опирающиеся на прочное большинство в парламенте.

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за партийные списки и определенную программу. Естественно, партии стремятся включить в эти списки наиболее известных людей.

Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет две разновидности:

- пропорциональная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Избирательные округа не выделяются;

- пропорциональная система, основывающаяся на округах. В этом случае мандаты распределяются на основе влияния партий в округах.

Достоинством пропорциональной системы является репрезентативность, обеспечивающая наиболее адекватное представительство в парламенте различных партий и дающая избирателям возможность ранжировать свой выбор. Она обеспечивает обратную связь между государством и гражданским обществом, способствует развитию плюрализма и многопартийности. Допускает эта система и возможность коррекции в результате замены депутата от партий - по решению самой партии, если он не отражает "партийную" точку зрения. Вместе с тем система не вполне отвечает критерию простоты, поскольку требует от рядового избирателя широкой осведомленности в позициях партий. Она может стать и источником дестабилизации общества в случае изменения ориентации партии, за которую проголосовали избиратели, а также в результате внутрипартийного раскола после выборов. Достоинства пропорциональной системы выборов реализуются при устоявшейся многопартийности. В отсутствие же таковой эта система может привести к появлению фрагментарного депутатского корпуса и частой смене правительств, что ослабит эффективность демократического устройства. Поскольку при пропорциональной системе осуществляется голосование не за конкретных кандидатов, а за партии, весьма слаба непосредственная связь между депутатами и избирателями. Зависимость депутатов от партий может негативно отразиться на деятельности представительных органов. Кроме того, при пропорциональной системе может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку крупных партий требуют постов и привилегий, не соответствующих их реальному весу в политической жизни. Это создает условия для коррупции, сращивания партий с государственным аппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за теплые места и т. д. В конечном счете, нарушается сам принцип пропорциональности.

В некоторых государствах пропорциональные системы предусматривают распределение мандатов только между теми партиями, которые получают более трех-пяти процентов избирателей. Такой барьер установлен законодательством Германии, Испании и Швеции. В России установлен пятипроцентный барьер для политических партий по выборам в Государственную Думу. Пропорциональная избирательная система функционирует в таких странах, как Австрия, Бельгия, Италия, Норвегия, Финляндия и др. Причем в Австрии, Италии и Швейцарии избиратели голосуют за список партий в целом и за отделВ послевоенный период началось становление смешанной избирательной системы, которая должна была вобрать в себя положительные характеристики мажоритарной и пропорциональной систем. На основе смешанной избирательной системы проходят выборы в Германии и России. Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть - по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой - за политическую партию. По способу организации и проведения к выборам близка такая форма волеизъявления граждан, как референдум. В политической практике - это прямое, непосредственное обращение к избирателям для окончательного решения какого-либо законодательного или иного вопроса. На общенациональный референдум глава государства или парламент выносят такие, например, вопросы, как принятие конституции, изменение формы государственного устройства или формы правления, принятие новых или отмена действующих законов, вступление страны в международные организации, присоединение к международным соглашениям и т. д. Референдум может проводиться и в отдельных регионах по проблемам местного значения - таким, как введение дополнительного налога, поступающего в городской бюджет, проект застройки нового квартала, строительство автомагистрали и т. п. Особенно широкое распространение местные референдумы получили в США и Швейцарии.

Принятым на референдуме считается то решение, за которое проголосовало большинство участвовавших в нем граждан. В настоящее время конституции многих государств предусматривают возможность или обязательность проведения референдумов.

Практика выявила слабые стороны референдума как способа принятия решений: велико число тех, кто не участвует в голосовании, решение нередко принимается незначительным большинством голосов, общественное мнение может быстро измениться, и результаты референдума уже не будут отвечать настроениям большей части общества.

Избирательная система РБ

 

В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно избирателями Республики Беларусь. Выборы Президента и депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Избирателями являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – заключение под стражу (глава 64 Конституции РБ).

Глава государства – Президент Республики Беларусь избирается сроком на 5 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет, предшествующих выборам, в поддержку которого собрано не менее 100 000 подписей избирателей. Количество сроков, на которые может избираться Президентом Республики Беларусь одно и то же лицо, законом не ограничивается.

Парламент Республики Беларусь – Национальное собрание Республики Беларусь – состоит из двух палат. Нижняя палата Парламента – Палата представителей – состоит из 110 депутатов, избираемых гражданами Республики Беларусь сроком на четыре года. Кандидатом в депутаты может стать достигший 21 года гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий на территории государства.

Верхняя палата Парламента – Совет Республики – является органом территориального представительства и состоит из 64 членов, 56 из которых избираются на 4-летний срок на основе косвенного избирательного права депутатами местных Советов депутатов Республики Беларусь от шести областей и города Минска; 8 членов Совета Республики на такой же срок назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

Депутаты местных Советов депутатов избираются населением страны на срок 4 года. Кандидатом в депутаты местного Совета депутатов может стать обладающий пассивным избирательным правом гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет, проживающий либо работающий на территории соответствующего Совета. В выборах депутатов местных Советов депутатов наравне с белорусскими гражданами участвуют граждане Российской Федерации.

В избирательном законодательстве Беларуси предусмотрено, что кандидатами в Президенты, депутаты, члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости.

Правовую основу избирательной системы Республики Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), принятая на республиканских референдумах 1996 года и 2004 года; Избирательный кодекс Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов» и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии.

Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать (статья 65 Конституции РБ).

Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов. Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях (статья 66 Конституции РБ).

Выборы депутатов являются прямыми: депутаты избираются гражданами непосредственно (статья 67 Конституции РБ).

Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается (статья 68 Конституции РБ).

Кандидаты в депутаты могут выдвигаться тремя способами: от трудовых коллективов, от политических партий и путем сбора подписей избирателей (статья 69 Конституции РБ).

Всем кандидатам в Президенты, в депутаты Палаты представителей предоставлено право на бесплатные выступления по государственному телевидению и радиовещанию, а также на бесплатное опубликование в печати своей предвыборной программы. Государство берет на себя расходы по изготовлению информационных материалов о кандидатах, бесплатно предоставляет им помещения для встреч с избирателями (статья 70 Конституции РБ).

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь выборы обеспечивают избирательные комиссии (статья 71).

В соответствии с избирательным законодательством кандидат при выдвижении представляет в комиссию сведения биографического характера, которые в определенном объеме затем доводятся до сведения избирателей. Такая норма способствует более полному информированию избирателей.

Особое значение в Избирательном кодексе придается открытости и прозрачности избирательного процесса, о чем свидетельствует специально посвященная этому 13 статья Кодекса. Согласно этой статье избирательные комиссии, представительные, исполнительные и распорядительные органы информируют граждан о своей работе и принимаемых решениях по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики.

Граждане, находящиеся за рубежом, могут проголосовать на участках для голосования, которые образуются дипломатическими представительствами Республики Беларусь. Граждане имеют право проголосовать на участке для голосования по месту своего временного пребывания (в санаториях, профилакториях, больницах, других стационарных лечебно-профилактических учреждениях и воинских частях). Предусмотрено также и досрочное, не ранее чем за пять дней до выборов, голосование и голосование по месту нахождения граждан. На всех участках для голосования с момента опечатывания ящиков для голосования до окончания подведения результатов голосования вправе присутствовать наблюдатели, в том числе от иностранных государств и международных организаций, представители средств массовой информации. Ящики для голосования устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Сразу же после подписания протокола участковой комиссии о результатах голосования копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления.

Процедура установления результатов выборов четко регламентирована в законодательстве. Предусмотрено, что выборы Президента в обоих турах голосования считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в Президенты, если за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. При выборах депутатов в первом туре голосования его результаты определяются по мажоритарной системе абсолютного большинства, а во втором выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25 процентов избирателей округа, и избранным считается кандидат, получивший большее число голосов.

СМИ в политич. Коммун.

СМИ – соц-ые институты (пресса, издательства, агентство по печати и радио, телевидение, сетевые комп-ые средства) способные обеспечить сбор, обработку и транслирование инф-ии на массовые аудитории. Понятие СМИ связано с формированием постиндустриального массового общ-ва и появилось понятие на рубеже 19-20 ст. Хар-ки массового общ-ва:

1. Доминирование среднего класса с прагматическими установками на повышение уровня жизни и девальвацией традиционных духовных ценностей.

2. Зависимо от рынка потребления, в том числе информационного. Ориентировано на пассивное нетворческое некритическое восприятие.

3. Маргинально (потеряны ценности и ориентиры)

4. Падает образованность при развитии образования системы

5. Массовое общ-во руководствуется не интеллектом, не переживаниями, а страстями и инстинктами. Возникает эффект толпы, массового поведения.

6. Массовое общ-во убивает индивидуальность. Определяющее понятие – это технологии, это технологии, от кот-х люди становятся всё больше зависимыми.

Хар-ки СМИ:

1. ориентация на численно большие аудитории, на кол-во, а не на качество.

2. быстрота и регулярность распределения

3. одновременность потребления

4. опосредованность восприятия, инф-ия воспринимается посредством символов, знаков.

Ф-ии СМИ:

1. учредительная: СМИ не только передают инф-ию о реалиях, но участвуют в полит-ом процессе.

2. регулятивная: воздействие на нормы и стандарты поведения.

3. идеологическая: поддержка либо разрушение идеологии

4. ф-ия оправдания или отрицания соц-ого порядка и полит-х систем.

СМИ явл-ся средствами не только информирования, но и коммуникации: формирования заданного политическими субъектами общественного мнения. Такие технологии получили название «публичные отклонения» - пиар-технологии. ПР-техн-гии состоят из:

1. институциональная и полит-ая реклама – она репрезентирует деят-сть соц-х и полит-х институтов, стимулирует внимание их деят-сти и проблем. Самый действенный информатор – TV, который в ПР-политике исп-ет след элементы:

· ознакомительная реклама, проверка внимания аудитории.

· реклама-поддержка – положит-ый комментарий других людей, авторитетных в профессиональной или общественной среде.

· реклама-свидетельство: близка к поддержке, но это свидетельство некомпетентных людей.

· реклама-контраст или обличительная – полит-ие явления или субъекты показываются выигрышно на фоне оппонента

· реклама-пародия (юморист-ая хар-ка) – чаще всего направлена против конкурентов.

2. имидж – имеет самостоятельное зн-ие. Имидж – это узнаваемый заменитель реального портрета; устойчивое символическое представление. Желаемое выдаваемое за действительное. Для целей формирования имиджа исп-ся:

· личностная инф-ия о лидерах, их семьях, хобби, прошлое. Личностная инф-ия весьма эффективна, т к аудитория выбирает не абстрактный субъект, а конкретного живого чел-ка. В этом элементе активно исп-ся недостоверная инф-ия (слухи).

· корректировка образа. Это не есть фальсификация, а только выбор необходимых качеств из имеющегося у кандидата реального набора и ранжирование этих качеств. На 1-ый план имиджмейкеры выводят те черты, которые наиболее актуальны или популярны у аудитории или электората. Эта хар-ка может меняться, но остаётся устойчивое ядро, которое включает такие хар-ки, как безопасность, дружественность, приветливость, смелость, квалификация.

· корректировка внешнего вида кандидата, который должен соответствовать качествам. Имидж-технологии – не позволяют субъекту выйти за технологические рамки.

Манипулирование – скрытое воздействие на широкие массы, посредством внушения, пропаганды, имеющей своей целью заставить думать и действовать в интересах субъекта часто в разрез с собственными. Это скрытое управление исп-ет массовое поведение и эффект толпы. Сегодня сущ-ет опасность превращения СМИ в орудие манипуляции.

 

62. Политические конфликты и кризисы: сущность, типология и пути разрешения
Политический конфликт - столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего с до стижением власти или ее перераспределением, а так же с изменением их политического статуса в обществе.
Принято различать следующие виды конфликтов: - Горизонтальные конфликты. Предметом спора в горизонтальных конфликтах являются распределение властных полномочий между различными политико-государственными институтами, между разными сегментами правящей элиты, противоречия внутри самих политических институтов. - Вертикальные политические конфликты развиваются по линии "власть - общество". В их основе лежит разный доступ социальных групп к управлению, разные возможности влияния на принятие решений. Власть как предмет конфликта выступает средством доступа этих групп к экономическим и социальным благам. Существуют и другие типологии конфликтов: - Конфликт потребностей в сфере политики определяется проблемой самоорганизации власти - демократия, авторитаризм или тоталитаризм. Он может проявляться и в форме конфликта между политической практикой и нравственностью. -Конфликт интересов ориентируется не на само благо как таковое, а на изменение социальной позиции, которая обеспечивает возможность получения этого блага. -Конфликт ценностей вызван несовпадением системы верований и убеждений. Он может выступать в форме конфликта политических культур, т.е. как разных политических ценностей и представлений о целях развития. По характеру нормативного регулирования выделяют -институционализированные (подчиняются установленным правилам игры, нормативно регулируются, протекают открыто и в мирных формах) -неинституционализированные конфликты. (тяготеют к стихийности.) В зависимости от того, какие причины порождают коллизии, можно выделить: -реальные (действительные) конфликты (вызванные объективными причинами) -иллюзорные конфликты (детерминированные кажущимися обстоятельствами, неверным пониманием их, искаженным представлением группы о своем положении, неадекватностью предъявляемых претензий, ложными стереотипами.) В зависимости от форм, в которых развиваются конфликты, они могут быть насильственными или мирными, а по своим последствиям - позитивными или деструктивными. Разрешение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта (осуществление действий, направленных на завершение столкновения). Способы завершения конф ликта: 1)устранение (уничтожение) оппонента или обоих оппонентов противоборства; 2) устранение (уничтожение) объекта конфликта; 3) изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта; 4) участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения; 5) обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи 6) переговоры как один из наиболее эффективных и часто встре чающихся способов разрешения конфликта. Политические кризисы Политические кризисы - особое состояние в развитии и функционировании политической системы общества и его властных структур, которое характеризуется:
а) нестабильностью, разбалансированностью деятельности политических институтов;
б) снижением уровня управляемости всеми сферами жизни общества;
в) нарастанием социально-политической активности масс. В полит. науке выделяют: внешнеполитические кризисы (обусловленные международными конфликтами и противоречиями) -внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный, кризис партии и др.). Правительственный кризис - особо частое явление, которое выражается в потере кабинетом министров авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. - Парламентский кризис - это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результатом может стать роспуск парламента и назначение новых выборов. - Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия "Основного закона" страны. Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр. -Кризис партии состоит в утрате ею своих социально-политических идеалов, программных целей и ориентиров, потере авторитета и влияния в массах, в отрыве партийных лидеров от реальной жизни и интересов масс, в организационном и идеологическом распаде. Выход из кризиса может состоять лишь в обновлении партии, чему всегда противодействуют консервативные силыузурпировавший власть в партии партийный аппарат.

Полит.идеалогия:пон,ф-ции.

Пол.ид-теоретически упорядоченная сист идей и представлений как о существующ. соц-политич дейстивт-ти,о необход ее сохранения или изменения с т.зр. интересов соц.общностей и субъектов политич.власти.

Ид. от слова «идея и идеал»-категория эмоц,духовная,а не рациональная.В этом смысле ид.вкл не только компонент знаний,но и компонент веры(эмоциональности).

Т.к.ид.выражает интересы и идеалы какой-либо1группы,для нее хар-но односторонность,тенденциозность(концентриров.на идее,игнор др.и абсолютно ее)

Наука и ид.различны по целям.Для науки-объективное достоверное знание.Для ид.-выражение интересов опред.групп и мобилизация людей на достижение предложенных целей.

По Марксу «идеи,овладевающие массами,становятся материальной силой».Сливаясь с обыд.сознанием,ид становится мировоззрением,т.е. теми очками,через которых общ-во смотрит на политич систему и гос-во.

Ф-ции:1.аксеологическая-сравнение,оценка полит.действ-ти с идеалом. 2.Выражение и представление гр.интересов. 3.Интеграция или дезинтеграция социума. 4.Определение иерархии полит.ценностей и формир. Соотв-х политич.позиций,коот.мобилизируют субъекты политики либо на их защиту,либо на уничтожение. 5. Легитимизации,когда д-ть политич.субъекта сравнивается с политич.идеалом.

Совр.ид. делится на:1.малые-анархизм,пацефизм,феминизм,западники и славянофилы.2.мировые-либерализм,консерватизм,социализм,фашизм









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.