Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Современные политические идеологии и их характерные черты





Современные пол-кие идеологии дел-ся на 2 гр.:

1. Малые - анархизм, пацифизм, феминизм, западники, славянофилы…

2. Мировые - либерализм, консерватизм, социализм, фашизм.

§ 1. Либерализм(от лат. liberalis – права и обяз-сти свободного чел.)

Важными политическими идеологиями и социально-политическими течениями современности являются либерализм, консерватизм, социал-демократия, коммунизм и фашизм.

Либерализм стал исторически первой формой идеологий в Новое время. Он оформился в борьбе против феодальных порядков в XVII–XVIII вв.

К “классикам” либерализма относятся Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Д.С. Милль, В. Гумбольдт, И. Бентам, А. де Токвиль и др.

Либерализм – это совок. учений, пол-ких и экон-ких программ, ставящих целью ликвидацию или миним-цию форм гос-го или общ-го принуждения по отношению к личности.

Основными принципами либерализма являются: абсолютная ценность личности и ее приверженность свободе, выраженной в правах человека; принцип индивидуальной свободы как социальной выгоды, т.е. выгоды для всего общества; закон как сфера реализации свободы, уравновешивающий права отдельного человека и других людей, как гарантия безопасности; господство закона, а не людей, сведение вопросов власти к вопросам права; разделение властей как условие господства закона, независимость судебной власти, подчинение политической власти судебной; верховенство закона как инструмента социального контроля; приоритет прав человека над правами государства.

Главной ценностью либерализма является свобода. Свобода в либерализме трактуется как внешняя свобода (свобода поступка, действия); негативная свобода (“свобода от” – от угнетения, эксплуатации и т.д.); абстрактная свобода – как свобода человека вообще, любого человека; индивидуальная свобода; наиболее важный вид свободы – свобода предпринимательства.



Идеи либер-зма стали прогр. европейских буржуазных револ-ий, в том числе Великой Франц.

К кон. 1 пол. XX в. свободное развитие индустриальн. стран привело к росту агрессивности крупн. капитала, обострению соц. противоречий и конфликтов. Эти процессы стали причинами кризиса пол-го либ-зма. В послевоенное время возник неолиб-зм. Его осн. идея – свобода, равенство, десократия, индивид-зм м.б. обеспечены лишь сильным правовым гос-вом и его активным вмеш-вом в р-ную стихию и соц. взаимод-вия.

§ 2. Консерватизм и неоконсерватизм(от лат. konservare - сохранять)

Понятие “консерватизм” имеет два основных значения: 1) сохранение и поддержка того, что представляется человеку ценным; 2) своекорыстная апологетика прошлого, направленная на сохранение привилегий, имевших место в прошлом.

Классический консерватизм возник в XVIII в. в Англии в ответ на идеологию либерализма. Его основатель – Эдмунд Берк (1729–1797). Во Франции к консерваторам такого типа принадлежали Ж. де Местр и Л. де Боланд.

Основными принципами консерватизма, являются: ограниченность сферы человеческого разума в переделке мира, созданного Божественной волей, что предполагает существование высшего морального закона, которому человек обязан следовать; вытекающая отсюда необходимость подчинения человека государственной власти; власть как справедливость природы; греховная природа человека, требующая обуздания его страстей; естественное неравенство людей, выводящее на существование общественных классов и групп; включенность человека в коллективные структуры, в том числе его уважение (подчинение) традициям предков.

Исходя из этих принципов, можно назвать и основные ценности консерватизма: история, жизнь, закон, порядок, дисциплина, общественная стабильность, традиции, семья, нация, государство и общество, власть, иерархия, религия.

Консерватизм сосредоточился на идее равенства, глубоко скрытой в либеральной трактовке свободы, и через доказательство того, что все люди уникальны и неповторимы по своим талантам и способностям, т.е. не равны, стал трактовать свободу как способность развиваться без препятствий со стороны других в соответствии со своей личностью. А тут, как говорится, кому что Бог послал.

Основной идеей неоконсерваторов, пришедших к власти в Великобритании (тэтчеризм) и США (рейганомика) стал антиэтатизм. С их точки зрения, государство в предшествующий период при власти либералов и социал-демократов оказалось “перегруженным” функциями экономического регулирования и социальной защиты, что привело к усилению бюрократизма в работе государственного аппарата, снизило роль личной инициативы и конкуренцию. Неоконсерваторы превозносили капитализм эпохи свободной конкуренции, выступали за ограничение государственного вмешательства в экономику, поощряли частную инициативу. Также они выступили с концепцией демократического (народного) капитализма.

Социал-демократические и коммунистические идеи и концепции

По оценкам многих сторонников и противников идеи социализма, XX в. стал веком социал-демократии. Социал-демократия возникла на почве рабочего движения. Созданный Марксом и Энгельсом в 1864 г.

Становлению социал-демократии как всемирного движения способствовала эволюция во взглядах, которую они проделали к этому периоду времени. Во-первых, социал-демократия отошла от поддержки холодной войны и антикоммунизма. Во-вторых, с распадом колониальной системы империализма они пересмотрели свой взгляд на эволюцию. Если ранее они абсолютизировали этот путь, то теперь признали некоторые типы революции (национально-демократические как освобождение от колониального гнета и демократические как освобождение от диктатуры, например, в Португалии или Чили). Социал-демократы выступили против неоколониализма. Но они по-прежнему отрицали возможность социалистической революции. Если в стране существуют демократические свободы, то социалистические революции неприемлемы.

Идеология фашизма

“Фашизм – идейно-политическое течение, возникшее в 1919 г. в Италии и Германии и выражавшее интересы наиболее реакционных и агрессивных слоев как крупной, так и средней и мелкой буржуазии. Идеология фашизма включает идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой, “классовой гармонии” (теории “народного сообщества” и “корпоративности”), вождизма (“фюрерства”), всевластия геополитики (борьба за жизненное пространство). Для фашизма характерны автократический политический режим, применение крайних форм и средств подавления демократических прав и свобод, широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики, всеохватывающий контроль над общественной и личной жизнью, опора на националистические идеи и социально-демагогические установки. Внешняя политика фашизма – политика империалистических завоеваний”.

Фашизм как идеология есть крайне эклектичная система взглядов. К тому же при наличии общих черт он многолик, несет на себе какие-то национальные особенности. Истории XX в. известны разные фашизмы: итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, португальский фашизм диктатора Салазара (до 1974 г.), испанский фашизм генерала Франко (до 1975 г.) и др. Каждый из национальных вариантов отличается заметным своеобразием в идеологии.

Фашизм – сложное явление, обусловленное многими факторами. Но в известном смысле можно сказать, что фашизм приходит и уходит не только в силу наличия или отсутствия этих факторов, но и вместе с личностью того политического лидера, который становится его символическим выражением.

 

 

65.Либерализм — идейное течение, в основе которого лежит убеждение в необходимости постепенного реформирования общества с целью более полной реализации индивидуальных ценностей, и в первую очередь индивидуальной свободы.

Основная идея либерализма, возникшего в 17 и 18 вв. и вступившего в пору расцвета в 19 в., состоит в том, что человек должен располагать свободой для определения своей собственной судьбы. С точки зрения либералов, государство существует лишь для того, чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей или групп и расширять рамки осуществления индивидуальной свободы.

В сфере политики либерализм возник как реакция на авторитарные режимы. Либералы стремились ограничить права наследственной власти, установить институты парламентского правления, расширить круг лиц, имеющих право голоса, и обеспечить гарантии гражданских свобод. Такого рода меры рассматривались одновременно как реализация политической свободы и как средство достижения экономических реформ, на которых настаивали либералы.

В экономической области либерализм был реакцией на вмешательство государства в решение экономических вопросов. Либералы выступали за свободную конкуренцию внутри страны и свободу торговли между различными странами. С их точки зрения, частное предпринимательство, действующее на рынке согласно принципу конкуренции, является прямым выражением фундаментальных экономических свобод и источником политической свободы.

Совершенно другой смысл слово «либерализм» приобрело в 20 в., особенно в США. Это различие почти не касается конкретных политических форм общественного устройства, предлагаемых старыми и новыми либералами: и те и другие выступают за систему представительного правления, практически всеобщее право на участие в голосовании для взрослого населения и обеспечение гражданских свобод. Однако в любом конкретном случае, когда необходимо выбирать между централизацией и децентрализацией политической ответственности, либералы 19 в. стали бы поддерживать местное самоуправление в противовес органам власти в центре. Либералы 20 в. обычно поддерживают принятие решений центральной властью, обосновывая это главным образом тем, что таким образом можно сделать значительно больше «добра для народа».

Различия между либерализмом 19 в. и либерализмом 20 в. принимает значительно более резкие формы в сфере экономики. Первые либералы выступали за частное предпринимательство и минимальную степень вмешательства государства. Сегодняшние либералы меньше верят в рынок и выступают за самое широкое государственное вмешательство в экономическую деятельность. Либералы 19 в. считали, что для достижения «индивидуалистических» целей требуются «индивидуалистические» же средства; либералы 20 в. иногда предлагают для достижения индивидуалистических целей средства, имеющие вполне «коллективистский» характер. Кроме того, изменилось и понимание «индивидуалистических целей», теперь они главным образом сводятся к достижению благосостояния.Неолиберализм - направление в экономической науке и практике хозяйственной деятельности, имеющее в основе соединение принципа саморегулирования экономики с ограниченным государственным регулированием. Итак, неолиберализм решает две задачи: с одной стороны, разрабатывать стратегию и тактику государственного воздействия на экономическую жизнь, а с другой - активно защищать основы рыночной экономики от силового, разрушительного вмешательства в нее. Это значит, что неолиберализм сохраняет приверженность принципам экономической свободы и конкуренции, но допускает помощь со стороны государства в регулировании рыночной экономики. Однако в неолиберализме государственное регулирование сочетается с естественным рыночным механизмом.Неолиберализмвозник в 30-е гг. как самостоятельная система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Неолиберальная концепция и основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции, благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы.

Неолибералы выступают за либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур, видя роль регулирования экономики государством в его функциях «ночного сторожа» либо «спортивного судьи».

 

66.Консерватизм и неоконсерватизм, их фундаментальны постулаты.Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую француз скую революцию.Консервативная идеология была отве том на вызов либерализма и радикализма.Поскольку консерватизм возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу человека,свободу,равенство и братство,то его не считают самостоятельной, "чистой" идеологией.Консерватизм трактуется как явление,сопутствующее либера лизму,придаток либерализма.Интеллектуальная консервативная традиция была раз работана англичанином Э.Берком (1729-1797 гг.),фран цузами Ж..де Местром(1754-1821 гг.),Л. д Бональдом(1754-1840 гг.).Они стали основоположниками традици онного консервативного направления,которое отличалось неприятием нигилистического характера французской ре волюции XVIII века,буржуазной демократии и индивиду альной свободы."Отцы-основатели" политической идео логии консерватизма выражали интересы аристократии,тех слоев,которых капитализм лишал устойчивого соци ального состояния и сословных привилегий.Оптимистическому взгляду либералов на природу че ловека консерваторы противопос-тавили идею об изначальном несовершенстве человеческой природы.Подлинной "природе" человека вообще чуждо понятие "свобода".Смысл имеют только конкретно-исто рические свободы,добытые предками,проверенные тра дициями и принимаемые как исторической наследие.Важнейшим принципом консервативной идеологии яв ляется:нравственный абсолютизм,признание существова ния незыблемых нравственных идеалов и ценностей.Политика в этом смысле не может быть свободной от морали.Другим важнейшим принципом консерватизма являет ся традиционализм.Традиционные начала-это фундамент любого здоро вого общества.Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности.Традиционализм консервативной идеологии тесней шим образом связан с политическим реализмом.Консерватизму чужд доктринерский подход.Политическая прак тика не должна опираться на голые-теоретические схемы.Консерватизм позитивно от носится к идее равенства людей перед богом.Равенство существует в области морали и добродетели,возможно даже политическое равенство.Но все формы консерватив ной идеологии не приемлют социального равенства,явля ются антиэгалитарными.Никакое общество немыслимо без иерархии и неравенства.Именно в этом основа порядка,соответствующего "природе".В то же время антиэгали таризм не означает,что консерваторы выступают за же сткую пирамидальную структуру социума.Социальная мо бильность по вертикали и по горизонтали важна для общественного развития.При няв со временем политическую демократию,консервато ры стали сторонниками элитарной демократии.Достойное-достойным,-таков прин цип консерваторов применительно к социальному статусу личности.Консервативная идеология негативно относится к тен денции политизации людей,которая особенно отчетливо проявилась в XX веке.Частные интересы более важны для человека, чем политика.Политика-это сфера деятельно сти политических элит.Участие масс в политической жиз-ни должно быть ограничено и находиться под контролем.Консерватизму свойственно ориентироваться на ме стные,региональные,национальные ценности.Общество не рассыпано на отдельные песчинки индивидуумов,а ориентировано на общее, целое, на "мы". Оно сосредото чено в семье,общине,приходе,ремесленной корпорации,местных институтах власти.Консерватизм в XIX веке постепенно превращается в модификацию идеологии,которая принимает некоторые ценности либерализма,в первую очередь-политические.В XX веке консервативные теории развивались под зна-чительным влиянием классического либерализма.Подъем консерватизма начинается со второй поло-вины 70-х годов и особенно с начала 80-х,когда во многих странах Запада к власти пришли политические силы,при нявшие на вооружение идеологию консерватизма.Неоконсерватизм Объективной основой появления неоконсерватизма явился структур ный кризис капиталистической эко номики.Прежние средства,применявшиеся для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией ли берального реформизма,оказались недостаточными.Тре бовались более радикальные средства.Неоконсерватизм был ответом на "вызов" кри зисного состояния научно-технической цивилизации и ослабление ее духовно-нравственных устоев. Неоконсер вативная идеология сильнее стимулировала индивидуаль ные достижения,а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные средства решения экономических и социальных проблем.В мировоззренческом плане неоконсерватизм выступа ет за приоритетность принципа свободы над принципом равенства.Защищая идею свободы и прав че ловека,неоконсерватизм акцентирует внимание и на обя занностях человека перед самим собой и перед обществом.Права человека только в сочетании с осознанием обязан ностей и развитым чувством долга облагораживают лич ность.В экономической области неоконсерватизм выступает за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику.Государство обязано содействовать частной инициативе.Это содействие возможно с помощью предоставления налоговых льгот,стимулирова ния частных инвестиций и предложения на рынке.Неоконсерваторы делают ставку на личностный фактор:личная инициатива,личная заинтересованность,личные возможности и личная ответственность-важнейшие и незыблемые ценности эффективно функционирующей экономики.Социальная политика неоконсерваторов тесно связа на с экономической.Три основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины:принцип солидарности,основанный на представлении о единстве труда и капитала;принцип справедливости-"спра ведливое распределение доходов и собственности";принцип субсидиарности-помощь для содействия самопомощи и частной инициативе.Суть социально-экономической политики неоконсервато ров заключается в создании условий,позволяющих рабо чим делать сбережения,приобретать собственность,обре тать финансовую самостоятельность и независимость от государственного "социального попечительства".Неоконсерваторы считают, что предоставлять социаль ные блага бесплатно следует действительно тем, кто в них нуждается,и сам не в состоянии себя обеспечить.Все ос тальные граждане должны платить за все услуги, в кото рых они имеют необходимость и которыми они пользуют ся,но получать их в том виде и такого качества,которого они желают и которое позволяет их материальный достаток.Социальное рыночное хозяйство-вот формула нео консерваторов.В политической сфере неоконсерваторы верны старой консервативной традиции-демократия должна быть вер тикальной, элитарной.Политическая деятельность-не привилегия и не монополия одной социальной группы,а именно профессия,доступная каждому,но лишь при на личии у него соответствующих способностей,призвания и специального образования.Органическая концепция общества,которую сохранил неоконсерватизм,способствовала восприятию социума как целостности,где поведение индивидов с их страстями и эгоизмом подчинено сложившимся структурам,ценностям,традициям.Благодаря этому общество сохраняет устой чивость и обеспечивает преемственность развития,связь прошлого с будущим.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.