|
Парламент и парламентаризм, их роль в политическом процессеСлово «парламент» впервые появилось в Англии (Parliament), хотя корень слова французский («parler» - «говорить»). Другие источники выводят это слово от латинского «parlare»- говорить, разговаривать. Парламент - избираемый населением (может быть частично назначаемый) высший представительный орган государственной власти в стране. Впервые был образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства; реальное значение приобрел после буржуазных революций XVII-XVIII вв. Парламентаризм - система государственного руководства обществом, характеризующаяся четким распределением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении законодательного органа – парламента по отношению к другим государственным органам. Структура и функции парламента. Парламент как собственно наименование для обозначения представительного учреждения применяется в большинстве развитых стран. В США и странах Лат. Америки он называется конгрессом, в Швеции – ригсдагом, в Финляндии – сеймом, в Норвегии – стортингом, в России – Федеральным собранием и т.д. Различаются двухпалатная и однопалатная структура парламента. Государства с федеративной формой государственного устройства строят парламент по двухпалатной системе. Нижние палаты в двухпалатных парламентах и однопалатные парламенты всегда образуются путем прямых выборов. А верхняя палата формируется по-разному: США – сенат избирается по принципу «два сенатора от штата»; французский сенат – трёхстепенными выборами. Сенаторы избираются на девять лет. Вариант назначения низшей палаты – Канада. Комбинированный принцип – РБ (часть назначается президентом, часть избирается). Наслед. принцип – полата лордов в Англии включает представителей дворянских титулов и званий на основе наследования. Руководит парламентом спикер (с англ.-«говорить»). Иногда называют председатель, президент парламента. В руководящие органы палат входят, помимо председателей, их заместители, секретари и квесторы (наблюдатели). Функции. Законодательная функция- деятельность по принятию закона (процесс законотворчества). Под представительской функцией понимается деятельность парламента как некоего форума, на котором открыто и публично обсуждаются важнейшие вопросы жизни страны. Представительская функция влияет на умы и взгляды людей и, наоборот, эти люди затем влияют на своих депутатов. Республика Беларусь. Парламент Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. 29. Гражд общ-во:понятие,стр-ра, ф-ции. Формирование правового гос-ва возможно лишь на основе развитого гражданского общества. Идея гражданского общества восходит к эпохе античности (Аристотель в греческом полисе гражданами считал тех, кто участвует в политической жизни общества. Аристотель определил гражданское общество – совокупность политических граждан.) Первое употребление понятия “гражданское общество” у Гоббса: гражданское общество лишь составная часть государства и без государства оно будет в хаосе. По Локку: общество стоит над государством и основа гражданского общества – частная собственность является священной и неприкосновенной. Долгое время гос-во и общ-во не разграничивали, только в эпоху Просвещения возникло четкое представление о гражданском общ-ве. Наиболее полное обоснование разграничения общ-ва сделал Гегель – гражданское общ-во находится вне государства, но в тесном с ним контакте. Маркс, Энгельс поддержали и развили идеи Гегеля. Гражданское общество – система самостоят. и независ. от гос-ва общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Структура гражданского общества делится на сл. сферы: 1.Экономическая – структурные эл-ты гражд. сообщества: негосуд. предприятия и объединения (кооперативы, арендные предприятия, АО, СП, фирмы и т.д.). 2.Социально-политическая – семья, классы, политическая, партия, организованные движения, органы общественного самоуправления 3.Духовная – традиции, нравы, обычаи, сфера образования, науки, культуры, союзы композиторов, национальные творческие организации Основным элементом гражданского общества является отдельный индивид, личность, а интересы, потребности индивидов осуществляются через семью, церковь, политические партии, профессиональные и творческие объединения и т.д. Отличительный признак общества от государственных структур, где преобладают вертикальные связи, основанные на подчиненности, построение отношений на основе горизонтальных связей (равноправие партнеров). Гражданское общество создается постепенно, вырастая естественно – оно самореализующаяся и саморазвивающаяся система, но оно функционирует более успешно, если создаются благоприятные условия: 1.многоукладная рыночная экономика 2.множество форм собственности, самостоятельных субъектов хозяйствования, предоставление инициативы гражданам. Основополагающие условия жизнедеятельности гражданского общества: обладание членами конкретной собственностью, право использовать и распоряжаться по своему усмотрению. Собственность – единоличная или коллективная. Основа гражданского общества – средний класс. Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей, а государство выразитель воли всего населения примиряет и совмещает интересы по основным вопросам общественной жизни. Гражданское общество постоянно испытывает давление со стороны государства и недостаточная развитость общества подталкивает государство к узурпации. При демократии: государство и общество равноправны и самостоятельны и решение проблем осуществляется путем компромиссов. 30. основные институты гражданского общества и пути их становления. В этих условиях формируется третий системообразующий институт - гражданское общество. Последнее возникает в условиях развитого индустриального капиталистического общества, когда сложилось профсоюзное движение, граждане осознали себя как субъекты рыночных отношений и государства. Гражданское общество формируется и как противовес государству и рынку, и как их партнер. Партнером государству гражданское общество является в вопросах повышения качества жизни населения, формирования правового государства, развития малого и среднего бизнеса, воспроизводства квалифицированной рабочей силы, развития конкуренции, самоуправления и др. Типология п. партий 1. Участие во власти: 1) Правящие (форм-т Правит-во, опред. п. курс на основе собств. программы, стратегии и тактики) 2) оппозиционные (строят деят-ть на выдвижении альтернативн. программ развития) 3) парламентские (ставят цель участия в парламенте и создании св. фракций. Гл. цель-завоевать больш-во на выборах) 4) авангардные (ориентир-ны на свержение власти, отлич-ся центролизмом, строгой дисциплиной, при приходе к власти устанавл. тоталит. режим и станов. частью гос.системы) 2. - по организац. структуре: 1) кадровые (немногочислен.,состоящ. из политиков-профессионалов. Активизир-ся в момент выборов) 2) массовые (многочислен.,с постоянн. широк. членством и выражен. ид-гией, финансир-ся через членск. взносы) - по принципу внутр. орг-ции 1) с фиксир. членством, т.н. оформленные 2) с нефиксир. членством, свободные, неоформлен.(большевики) 3) центролизов. со строгой дисциплиной 4) децентролизов. По хар-ру ид-гии 1) революц./радикальн. (ориентир. на быстр. п. изменения насильств. путем) 2) реформистские 3) консервативн. (за устойчив. сохран-е сущ-го строя при допущении реформ) 4) реакционно-охранит-е (против перемен, реформ, революций, допускают насилие в отнош-и революц-ров и реформистов) 5) левые (революц., частично реформистск.) 6) правые (консерваторы, революц-ры) По соц. среде 1) моносредные (ориентир. на 1 соц. среду/группу) 2) промежуточн.( ищут поддержку в разн. группах и стратах) 3) всеобщие( ориентир. на власть и поддержку во всем общ-ве) По типу руководства 1) вождистские( основана на харизме лидера) 2) коллегиальн.( коллективн. упр-е) По месту в п. системе 1) госуд.( ид-гия навяз-ся г-ву, а партия форм-т систему гос. упр-я) 2) авторитарн. (не слив-ся с гос-вом, но сост-т основу п. режима) 3) парламентские, к. делятся на: -мажоритарн., т.е. партии больш-ва -миноритарн., т.е. партии меньш-ва
33. Парт сист-совок-ть существ в данном общ-ве партий, а также принцип взаимоотнош-й между ними. Колич-во партий, наличие или отсутствие доминир, уровень конкуренции. С учетом этих призн выдел однопарт сист. Характерна для недемократ режимов и связ с фактич осуществл власти одной партии. Строгая однопарт-ть, когда др партии запрещены законом(СССР, Сев Корея, Куба). Фактич однопарт-ть (искусств однопарт-ть) Когда законом дозвол существ-е многих партий, но сущ контроль и диктат над ними со стороны правящ партии. Бипартийная сист- есть 2 наиб влият партии, реально претенд на власть и делящ ее попеременно. Классич бипартизм- доминир 2 партии(США). На ряду с 2-мя доминир сущ третья менее сильная, но способная влиять на борьбу за власть, поддерж 1 из 2-ух ведущих(Канада, Австрия). Многопарт сист- когда фактич и формально на власть претенд и получ представит-во многие партии. Черты многопарт: 1-отсутствие монополии на власть, 2- наличие высокой полит конкуренции, 3- равные шансы в борьбе за власть, 4- создание блоков и коалиций. Полит блок- объед-е на основе соподчинения. Каолиция- объед-е на равных на осн консенсуса. В многопарт сист как правило формир коалиц правит-ва. 34. В республике Беларусь существуют политические партии разных идеологий и позиций. Разные партии по-разному относятся к нынешней власти. Ныне на территории Беларуси зарегистрированы следующие партии: 1) Аграрная партия. Аграрная партия базируется на демократичных принципах и началах. В основу ее программы положена идеология социал-демократов, которая шире коммунистической. АП категорически выступает против диктатуры: любого класса, социального слоя, какой-то группы. 2) Коммунистическая партия Беларуси (КПБ). Коммунистическая партия Белоруссии убеждена, что только социалистический путь развития способен вывести современное общество из кризиса, спасти человеческую цивилизацию от войн, межнациональных конфликтов, нищеты, бездуховности, ликвидировать социально-политическую основу терроризма, другие общественные пороки, порожденные властью капитала. 3) Либерально-демократическая партия Беларуси. 4) Республиканская партия труда и справедливости (РПТС) была создана летом 1993 года. Одним из основателей партии был был известный композитор Игорь Лученок. Политичиская цель — создание общества экономического благополучия и социальной справедливости. 5) Белору́сская патриоти́ческая па́ртия — политическая партия Белоруссии. Создана в 1996 году из числа активных сторонников Александра Лукашенко. Поддерживает президента. Также выступает за союз народов России, Белоруссии и Украины, за построение социалистического общества, против прозападных политических сил. Также существует ряд партий, находящихся в процессе создания. · Белая Русь (партия) (национально-демократическая, пропрезидентская) · Республиканская партия Победы (демократическая, пропрезидентская) · Ново-демократическая партия Беларуси (народно-демократическая, пропрезидентская) · Белорусская социал-демократическая партия (социал-демократическая, оппозиционная) · Движение «За Свободу» (национально-демократическое(?), оппозиционное) · Партия народного сопротивления (национально-демократическая, оппозиционнная) · Социал-демократическая партия прогресса и согласия (социал-демократическая, оппозиционная) · Белорусская христианская демократия (католическая, оппозиционная) 35. Общественные объединения и движения как группы интересов и давления. В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных государственных институтов, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями, а также лица со спонтанными, неявно выраженными социально-политическими интересами. В отличие от политических партий социальная база общественно-политических движений аморфная и более пестрая. К одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, этнических, региональных и других групп. Особое место в политической системе общества занимают общественные организации. К ним относятся профсоюзы, научные, научно-технические, культурно-просветительные, спортивные и др. общества и ассоциации Они аккумулируют широкий диапазон общественных интересов людей -- от политических и экономических до досуговых, от проблемных (экологических, например) до любительских.
36.Понятие политическая система и политический процесс соотносятся как статика и динамика. В связи с этим в политологии выделяют теорию порядка, которая изучает большие величины политики и теория процесса движения, изменения величин. В политический процесс включают: Генезис (возникновение, конституцирование и легитимизация). Фазы генезиса имеют характеристики одноразовости и постоянства. Одноразовость связана с моментом возникновения, либо на основе политической революции, когда старая система разрушается и создаётся абсолютно новая, либо на основе реформ, когда политическая система адаптируется к актуальным социальным изменениям и задачам. -конституцирование – оформление в политические институты, создание государства, партий, общественных организаций. -легитимизация – формальное и фактическая поддержка и одобрение.
Воспроизводство – стадия укрепления, стабильности политической системы, воспроизводство всех элементов, институтов, норм, ценностей, идеологии. На этой стадии политической системы формируются политические режимы. Основная характеристика - стабильность и преемственность. Развитие – качественное преобразование, обновление политической системы, которое осуществляется по модели спирали (либо вверх, либо вниз). Важная составляющая политических процессов – разработка, принятие и исполнение решений. Политическое решение есть выбор и обоснование субъектом определённого проекта действий для достижения собственных целей и реализация.
Классификация решений: 1) по статусу и уровню организации власти: -общегосударственные -региональные -местные 2) по институциональному характеру субъектов: -партийные -государственные 3) по целям и задачам: -стратегические -оперативно-тактические 4) методы принятия решения: Рационально универсальный (метод «основного звена») направлен на стратегическую цель. Плюс в том, что решение исполняется полностью и радикально. Минус – идеальная цель далека от реальности.
Метод целей и средств. Опасность – средства могут обесценить цель.
Метод ветвей. Предполагает решение частичных задач и поставленных целей. Здесь выбирается не основное звено, а приемлемое и реально выполнимое.
Смешанный. Соединяет элементы того и другого.
Ещё одна составляющая политического процесса – практическое осуществление решения. Способность мобилизировать на исполнение социальной силы и контролю конкурентов в политике.
Выделяют несколько типов принятия и исполнения решений: 1) Популизм (от лат. народ). Прямое обращение к простому народу, опора на массовые настроения и социальная демагогия. Этот метод предполагает упрощённую схематизацию ситуации, понятные низам формы обращений, показная жестокость и грубость в сочетании с лестью к самому народу. 2) Элитарность. Исключается участие масс граждан в принятии решений. Их роль – послушное исполнение. 3) Радикализм – крайние экстремистские методы и меры, часто связанные с насилием, направленные на ломку, коренное изменение политической системы. 4) Демократический. Предполагает ориентацию на реальные потребности граждан, учёт их прав и свобод. Цель – реализовать волю большинства и не ущемить меньшинств. Для него обязательны гласность, свобода слова, взаимодействие государства и граждан общества. 37. Принятие политических решений и механизмы их реализации. Политическое решение представляет собой разработку, выбор, обоснование и принятие проектов политических действий, направленных на достижение поставленных политических целей, на реализацию общего интереса определенных социальных групп или интересов общества в целом. Политические решения бывают: 1. стратегическими (предусматривают достижение генеральных целей развития политической системы или отдельных ее элементов, рассчитанное на длительный период времени) 2. оперативно-тактическими (направлены на быструю реализацию злободневных, как правило, частных политических задач). Процесс принятия политических решений проходит ряд этапов: · выявление неудовлетворенных интересов общества или его групп, социальных и политических противоречий о которых они узнают через средства массовой информации, от политических лидеров, партий, общественных организаций, от граждан на массовых демонстрациях и митингах, также через забастовки, голодовки и другие акции протеста, через социологические исследования и другие способы изучения общественно-политической ситуации; · изучение общественных проблем учеными, экспертами и государственными чиновниками и поиск ими путей их устранения (их результаты направляются в государственные органы в виде предложений, докладных записок, проектов правительственных постановлений, указов и законодательных актов; нередко в эти органы поступает несколько альтернативных проектов решений); · публичное обсуждение проектов политических решений (обусловлено желанием знать общественное мнение или заручиться поддержкой этих проектов со стороны общества). С этой целью организовываются их обсуждения в трудовых коллективах, в средствах массовой информации или проводятся референдумы; · окончательное оформление и принятие (их утверждение) политических решений (При единоличном принятии решений политическим лидером окончательное их оформление осуществляется приближенными к лидеру лицами (заместителями, помощниками и т.д.). При принятии решений коллективными государственными органами (парламентами, коллегиями министерств и т.п.) проект корректируется в процессе его обсуждения в этих органах. В этих случаях он принимается посредством голосования.); реализацию политических решений. В процессе обсуждения законодательных решений, в случае противодействия его принятию значительной частью депутатов палаты или при наличии разногласий между двумя палатами создаются согласительные комиссии из представителей парламентских комиссий и партийных фракций. Эти комиссии вырабатывают компромиссный вариант закона, который также ставится на голосование. Содержание политической модернизации Определение и составляющие. Политическую модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры. Исходя из функционального подхода, установили, что «изменение системных качеств и функций политических институтов включает три процесса: 1) структурную дифференциацию институтов политической системы и специализацию их функций; 2) возрастание способности политической системы к мобилизации и выживанию» (Л. Пай); 3) тенденцию к равноправию. Структурная дифференциация институтов политической системы отражает процесс усложнения социальных отношений вследствие реализации закона возрастающего многообразия деятельности людей и появления новых групп интересов. Чтобы удовлетворить новые экономические и социальные потребности, политическая система должна быстро реагировать на их появление. Это достигается с помощью структурной дифференциации и высокой специализации функции институтов политической системы. Каждая политическая структура (законодательная, исполнительная, судебная) выполняет четко очерченную функцию. При этом все специализированные структуры тесно взаимосвязаны и составляют внутренне интегрированную систему. Подобного разделения труда между политическими структурами не существует в политически неразвитых обществах. Обычно все властные и управленческие функции в традиционных обществах сосредоточены в руках узкого круга лиц и институтов. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|