Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социализм и его разновидности.





СОЦИАЛИЗМ (от лат socialis - общественный), идеи и теории, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы. Термин «социализм» появился во 2-й пол. 19 в. (П. Леру), однако представления о строе социальной справедливости восходят к древним идеям о «золотом веке», они развиваются в различных религиях, а затем во многих разновидностях утопического социализма (Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, Оуэн). Следующий этап становления социализма – марксистский. (Опирался на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французского утопического социализма (Сен-Симон, Фурье и др.)). Теория научного социализма, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом (1847 – манифест коммунистических партий), рассматривала социализм как низшую фазу (ступень) коммунизма, приходящего на смену капитализму в результате пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата. В марксизме абсолютизировалась роль социальных антагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицались возможности эволюции буржуазного общества, значение частной собственности как основы гражданского общества, романтизировалась историческая роль пролетариата, неадекватно истолковывался труд как источник стоимости; утверждалась необходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей; отвергалась общечеловеческая нравственность.После Октябрьской революции 1917, провозгласившей своей целью воплощение на практике идей научного социализма, социализм развивался в двух руслах, на которые раскололось международное социалистическое движение, — коммунистическом и социал-демократическом.



1.В социал-демократическом течении утвердилась ориентация на реформирование капитализма, опиравшаяся на идеи Э. Бернштейна. Реформизм возник в последней четв. 19 в. (Э. Бернштейн, Г. Фольмар, А. Мильеран, Карл Каутский и др.), получил распространение среди социал-демократических партий, входивших во 2-й Интернационал. После Октябрьской революции и 1-й мировой войны стал организационно оформленным политическим течением рабочего движения. Противостоял коммунистическому движению. В 1951 был создан Социалистический интернационал. В реформизме подверглись критике теоретические основы марксизма, что привело к отказу от его основных положений. Претерпев значительную эволюцию, отказавшись от марксизма как единственной идейной основы, социал-демократия выработала современную концепцию демократического социализма, по которой социализм может быть осуществлен в длительном процессе реформирования капитализма, утверждения политической, экономической и социальной демократии и ценностей свободы, справедливости, солидарности и равенства. Политика социал-демократии оказала влияние на демократизацию отношений власти и собственности, на рост уровня и качества жизни наемных работников и в совокупности с др. факторами привела к значительной трансформации капиталистического общества. Т.о. реформ. теч-ю свойственны: - Сочетание гос и частной собственности, рыночная экономика; - Культ прав и свод человека, сужение сфер гос контроля, гражданская инициатива; - Парламентская демократия, правовое гос-во; - Сочетание гос интереса и материального стимулирования; - Ориентация на повышение жизненного уровня и соц поддержку; - Открытые международные связи и кооперация; - Ставка на высокую эффективность и соц. стабильность.

2.(В.И. Ленин) В революционном течении возобладало крайне левое истолкование марксизма. После Октябрьской революции в России марксизм подвергся догматизации и вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму с кон. 20-х — нач. 30-х гг., а после 2-й мировой войны и в др. странах (мировая социалистическая система). Характерные черты такого строя, который был объявлен социалистическим (реальный социализм, зрелый, развитой социализм), — монополия государственной собственности, директивное централизованное планирование (принуд. админ-командные методы организации труда, вплоть до террора и бесплатной рабочей силы), огосударствление ср.произв-ва и всех сфер общественной жизни, дефицит средств потребления, уничтожение гражданского общества и его свобод, диктатура верхнего слоя партийно-государственного аппарата, опиравшегося на аппарат насилия и массовые репрессии, насаждавшего произвол, беззаконие, нетерпимость к инакомыслию, закрытость страны, автократия (Форма государственного правления, при которой неограниченная верховная власть принадлежит одному лицу; абсолютизм, самодержавие.), автаркия (Экономическая политика, направленная на создание замкнутого национального или регионального хозяйства, обособленного от экономики других стран или других регионов.), низкая эффективность и конкурентно способность эк-ки. Господство тоталитарной системы привело к экономическому, политическому и духовному кризису, значительному отставанию от развитых стран мира, изоляции от мировой культуры. Крушение тоталитарных режимов с кон. 80-х гг. во многих странах, где марксизм был государственной идеологией, открыло новый этап его изучения и оценки.

Национализм и фашизм

В самых общих терминах можно разделить национализм на правый и левый.

Правый национализм является всегда с необходимостью капиталистически оринетированным, буржуазным. Иными словами, правый национализм в наших условиях является рыночным и либеральным в своей экономической части. Неудивительно, что именно такой правый национализм все чаще используют и нынешние российские либералы, убедившиеся на практике, что “утопический либерализм” интернациональной ориентации к России никак не применим.

Левый национализм, напротив, придерживается социалистической, плановой ориентации. Он ратует не за свободный рынок, но за участие государства и общества в процессе распределения материальных благ. Но в отличие от “догматического социализма” левый национализм стремится адаптировать идею социальной справедливости к конкретным национальным условиям. Иными словами, такой национализм понимает общество не механически и абстрактно, как совокупность индивидуумов, но как органическое, историческое, культурное, политическое и подчас этническое единство — т.е. как нацию. Совершенно очевидно, что большинство патриотической оппозиции ориентируется именно на такой левый национализм, хотя уровень осознания этого и варьируется от партии к партии и от движения к движению.

Именно левый национализм в политической истории 20-го века естественно называть фашизмом или нацизмом, так как фашистский режим Италии и национал-социалистическое государство Гитлера были основаны именно на таком принципе сочетания национальных и социальных аспектов. Фашизм — это Третий Путь, отвергающий как либерал-интернационалистическую, так и интернационал-коммунистическую догматику, но заимствующий от либерализма принцип свободы “мелкого предпринимательства”, а от социализма — участие государства в обеспечении социальной справедливости в вопросе производства и распределения. При этом фашизм не просто компромисс между двумя другими макроидеологиями; он представляет собой совершенно самостоятельную политико-экономическую доктрину, довольно гибкую в частностях и свободную от жесткой догматики, но в то же время имеющую строго определенные рамки.

Фашизм для современного человека — это “преступление”, “насилие”, “террор”, “геноцид”. Но обратите внимание на тот факт, что для западных либералов времен холодной войны коммунизм также воспринимался как синоним “преступления”, “насилия”, “террора” и “геноцида”, а для коммунистического лагеря буржуазный мир также обладал всеми этими негативными характеристиками. Трудно сказать, кто совершил больше преступлений над человечеством, исторические коммунисты, нацисты или либерал-капиталисты (которые, кстати, ответственны за введение работорговли и геноцид краснокожих в Америке).

Фашизм не имеет ничего общего с крайним национализмом, с неким национал-радикализмом на грани шовинизма и расовой ненависти. Хотя расистский и даже шовинистический аспект присутствовал в германском национал-социализме, отнюдь не он определял сущность идеологии. Итальянский фашизм, к примеру, не имел никакого расистского или антисемитского элемента, утверждая в центре своей доктрины “этатизм”, ценность государства. В Испании Франко и Португалии Салазара также шовинистический элемент отсутствовал. И если говорить о чистой форме фашизма, как идеологии, то все шовинистические эксцессы в нем не только не необходимы, но случайны, необязательны и даже вредны. А кроме того, бытовой и даже политический шовинизм может быть вполне характерен и для нефашистских, национал-капиталистических режимов и партий; неслучайно российская “либеральная пресса” все чаще в наши дни “разоблачает” антисемитизм среди известных деятелей либерального режима.

69.В политической сфере характер функционирования институтов вла­сти, формы поведения разнообраз­ных субъектов и все иные проявления активности человека непос­редственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений. Наиболее общей категорией, отра­жающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений че­ловека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами, является «политическое сознание». То есть, политическое сознание отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения человека, на которые он ориентируется и которые использует для адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ему функций.

Таким образом, по своему содержанию политическое сознание отражает все неинституциональные компоненты политической сферы общественной жизни. Тем самым оно показывает, что изменения в деятельности органов власти и управления, налаживании межпар­тийных отношений и других политических процессах так или иначе обусловлены субъективными позициями элитарных и неэлитарных слоев. Разнообразие подвижных и изменчивых человеческих взглядов формирует разнонаправленные политические процессы, ту стерео-логику политических взаимодействий, которая представляет много­образный поток человеческой жизни в публичной сфере.

Политическое сознание тесно связано с политическим поведени­ем, является его подготовительным этапом, наполняет политическое поведение смыслом, а также делает возможным поли­тическое взаимодействие между субъектами политического процесса. Можно охарактеризовать политическое сознание как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение челове­ка, то есть на его активность и деятельность.

Различают политическое сознание массовую, групповую, индивидуальную, будничную и научно-теоретическую.

Первые триформы сознания связаны с ее субъектами, а две последние определяются глубиной отображение действительности. Будничное сознание формируется на основе повседневной жизни людей, опыта их деятельности. Для нее характерны неустойчивость, противоречивость, фрагментарность, соответствующая эмоциональность, несистематизованисть. Научно-теоретическое политическое сознание отличается от будничной тем, которое основывается на целеустремленном исследовании, постоянном анализе политического процесса. А потому она более систематизирована, целостна, способна к прогнозированию развития и изменениям.

Выделяют также основные типы политического сознания: государственную и негосударственную.

Государственный, или етатистский, тип политического сознания основывается на позиции, что наивысшими, важнейшими являются интересы государства (Н. Макиавелли, Т. Гоббс).

Негосударственный, или анархистский, тип политического сознания, напротив, возникает там, где политическую власть считают злом, а государство — эксплуататором, врагом свободы.

Основные функции политической свидомости:

• познавательная — система знаний о политической действительности в целом;

• оценивающая — обеспечение и содействие ориентации в политической жизни на основе оценивания политических событий;

• регулятивная — ориентирование относительно участия в политической жизни;

• интегрирующая — содействие объединению отдельных социальных групп, субъектов политического процесса, на основе общих идей, ценностей, установок;

• прогностическая — предсказание особенностей развития политического процесса, событий;

• нормативная — создание общепринятого образа будущего.

 

№ 70. Система международных отношений характеризуется совокупностью связей и взаимодействий между народами, государствами и группой государств. За последние десятилетия в системе международных отношений произошли коренные изменения. Эти изменения связаны с распадом "социалистического содружества", затем и самого его создателя - Советского Союза. Исследователи считают, что в 1945-1989 гг. существовала особая система международных отношений, для которой характерными были следующие черты: биполярная структура; придание мировой политике нормативного порядка, создание ООН, других международных организаций и институтов; углубляющиеся противоречия между экономически развитыми и слаборазвитыми странами. В этой системе СССР принадлежала одна из ведущих ролей, определяющая международный климат. В настоящее время можно говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) выработки Беларусью своей линии поведения на международной арене.

Первый вариант выбора внешнеполитической стратегии связан с попытками продолжения прежней экспансионистской политики, направленной на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Несмотря на несбыточность такого рода альтернативы, можно констатировать наличие в стране определенных ресурсов для ее воплощения.

Второй путь предполагает обретение Беларусью статуса региональной державы. В одном случае ее влияние может основываться по преимуществу на факторах силового давления на соседние государства и по сути дела повторять логику поведения "сверхдержавы" в локальном политическом пространстве. При другом варианте завоевание политического влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отказом от военных и силовых угроз по отношению к ним и сознательным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.

Третий путь предполагает, что Беларусь может занимать сугубо прагматическую внешнеполитическую позицию, основанную на принципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и государств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут формироваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимости от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на решение экономических и других внутренних проблем.

При разработке внешнеполитической стратегии важно сохранить органическое единство принципов формирования внешней и внутренней политики государства. То есть, государство должно предусматривать наличие единых стандартов, регулирующих отношения со всеми этими группами стран.

Роль и место Беларуси в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение Беларуси специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.

Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта.

Задача, которую Беларусь сама должна решить, - не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы.


 

Институты гос.власти в РБ

Законодат.орган РБ явл.Парламент,кот.состоит из Палаты представителей и Совета Республ.

Фу-ции Палаты Представителей:рассматрив.законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию,о толковании Конституции, рассмотрив.проекты законов в том ч.об утверждении основн.направлений внутр. и внешн.политики РБ,военной доктрины,ратификации и денонсации международн.договоров,об основн.содержании и принципах осуществления прав,свобод и обязанностей граждан,о граждантсве. О правах нац.меньшинств, от утверждении респ.бюджета и отчета о его исполнении,установление респ.налогов и сборов, об основах соц.защиты, о принципах регулирования труда и занятости,назначает выборы президента,дает согласие президенту на назначении премьер-министра,принимает отставку президента

Совет республики:одобряет или отклоняет принятые палатой предст-лей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию,избирает 6 судейКонст-го Суда, избирает 6членов Центр.комиссииРБ по выборам и проведению респ.референдума, решение о роспуске местного совета депутатов,рассматрив.обвинения против президента в совершении гос.измены, рассматрив.указы о введении чрезвыч.положения военного положения

Исполнительная властьРБ:Совет МинистровРБ(правительство):руководит системой подчиненных ему органов гос.упраления и др.органов исполнит.власти,разрабатывает основн.направления внутр.и внешн.пол-ки и принимает меры по их реализации,разраба-т проект о респ.бюджете и отчет о его исполнении, обеспечив.проведение единой экн,фин,кредитн, и денежн,пол-ки в области науки культуры образования экологии,принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан защите интересов гос-ва,нац.без-ти,орган-ет управление гос.собственностью,обеспечив.исполнение конституц,законов и декретов указов и др.

Судебная властьв РБ:принадлежит судам,осуществл-т правосудие на основе констит-ции,НЕ осущ-т предпринимат.деят-ть,дают заключение о соответ-вии законов,декретов презид-та,международных договорных и иных обязательствРБ

 


 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.