Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Связи национальных правовых систем (преемственность, обновление, рецепция, унификация права)





Процессы преемственности и обновления в праве связаны с закономерностями становления индивидуальных (национальных) правовых систем, с общим историческим движением права как социального феномена (правовым прогрессом, ростом правовой культуры, регрессивными явлениями в праве), с закономерностями связи и соотношения национальных и общечеловеческой правовых культур и др.

Преемственность и обновление – это две стороны одного и того же процесса – процесса становления и развития национальной правовой системы. Причем пропорции, удельный вес каждой из сторон в каждом конкретном случае и на каждом историческом этапе могут быть различными, что зависит от таких факторов, как:

а) собственная логика развития права как социального феномена; б) социально-экономическийстрой общества; в)религиозно-этическиетрадиции; г) историческая обстановка; д) внешнее влияние; и др.

Главным фактором, обусловливающим преемственность, является необходимость нормативного регулирования ряда общественных отношений, вытекающая из потребностей самого общества, и обнаруженная преемственность может быть вне сущности, только в содержании права, его форме, отчасти в функциональном назначении (например, в регулятивном).

Например, некоторые авторы считают, что преемственность в праве означает связь между разными этапами (ступенями) в развитии права как социального явления, что суть этой связи состоит в сохранении определенных элементов или сторон права (в его сущности, содержании, форме, структуре, функциях и др.) при соответствующих его изменениях. При этом преемственность может быть отрицательной, то есть иметь консервативное, реакционное, негативное значение.



Различают преемственность «по вертикали» (во времени) и «по горизонтали» (в пространстве). В любом случае, однако, преемственность по смыслу этого понятия предполагает исторически последовательный характер, и в этом плане «вертикальная» преемственность отличается от «горизонтальной» лишь тем, что означает сохранение элементов при переходе в новые качественные состояния одной и той же национальной правовой системы. «Горизонтальная» же преемственность заключается в восприятии прошлого правового опыта других (территориально) государств.

Рецепция права может рассматриваться некоторыми авторами как специфическое проявление преемственности в праве. Думается, что дело обстоит как раз наоборот: правопреемственность является разновидностью правовой рецепции.

Слово «receptio» в латинском языке означает «принятие», а приниматься, заимствоваться могут:

а) прошлый правовой опыт (в этом случает, как раз имеет место правопреемственность);

б) элементы современных правовых систем.

Практический смысл этого различия состоит в том, что рецепция в форме принятия элементов параллельных правовых систем, то есть правовых систем других современных государств, таит в себе больше возможностей механического заимствования чуждых правовых ценностей (чуждых исторически, социально, религиозно-этически).В случае же рецепции права в форме преемственности такие ценности как бы испытываются временем, проходят через «фильтр» общечеловеческой культуры.

Самым известным примером рецепции права в форме преемственности является рецепция римского частного (гражданского) права в странах континентальной Европы в связи с развитием товарно-денежныхотношений.

Примером удачной рецепции права может служить также принятие Япониейвсвою правовуюсистемуГерманского гражданского уложения1896 г.

Обновление в праве связано с процессом создания самобытных правовых ценностей в рамках конкретной национальной культуры. Если бы этот процесс в праве не имел места, то нечего было бы и преемствовать. Ведь то же самое римское право первоначально было создано как нечто новое, то есть ранее не существовавшее в рамках античной культуры Древнего Рима. Затем, уже в эпоху Возрождения, оно было тщательно обработано в западноевропейских университетах своими толкователями (глоссаторами и постглоссаторами), стало правовой ценностью общечеловеческого значения и выступило основой кодификации гражданского законодательства в правовых системах романо-германскойправовой семьи.

Рассмотренные процессы заимствования, взаимовлияния правовых систем мира неизбежно ведут к их сближению, к унификации. Это наблюдается не только внутри конкретных правовых систем (семей), но и между системами, относящимися к разным семьям. В условиях экономической, политической, культурной интеграции народов процесс унификации носит целенаправленный характер. В тотальной, всеобъемлющей унификации правовых систем, охватывающей все отрасли права, нет необходимости, она недостижима. Правовые системы разных государств будут сохранять разнообразие, поскольку они отражают специфику жизни народов, государств.

В унификации нуждаются, прежде всего отрасли и институты, связанные с регулированием международных связей (воздушное, морское, финансовое, процессуальное право и др.), а также с состоянием прав и свобод граждан. Унификация проявляется, прежде всего в экономической сфере. Большая роль в унификации правовых систем мира принадлежит международному праву, международным договорам, конвенциям.

Унификация права осуществляется не только в региональном плане, но и в глобальном. Это происходит за счет идеологического влияния одних систем на другие, путем прямой рецепции, инкорпорации частей одних правовых систем другими, в результате влияния в свое время колонизации. На современном этапе основная роль принадлежит международному праву (международным двусторонним и многосторонним договорам и конвенциям).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального обучения предусматривается выделение в учебных планах вузов времени, отводимого на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, как правило, не должен превышать 54 часов в неделю.

Главное в правильной организации самостоятельной работы – ее планирование, которое в принципе уже задано учебными планами вузов, тематическими планами и последовательностью изучения юридических дисциплин.

Самостоятельная работа начинается до прихода студента на лекцию. Многие весьма активно используют «систему опережающего чтения», т.е. предварительно прочитывают лекционный материал, содержащийся в учебниках и учебных пособиях, закладывают базу для более глубокого восприятия лекции. В то же время бытует такая точка зрения, что «на лекции можно не ходить, так как есть учебники, всегда можно в них потом прочитать материал» или воспользоваться лекциями прилежного сокурсника. Здесь и таится причина получения неудовлетворительных оценок, так как ничто не может заменить живое слово лектора, его общение с аудиторией.

Подготовка к семинарскому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Ниже, в помощь студенту дается список литератур, основная и дополнительная. Особенно это актуально при использовании новых форм обучения:семинаров-конференций,коллоквиумов, деловых игр и т.п. В последнее время все большее распространение получают просмотры видеокассет с записью лекций преподавателей, использование иной аудиовизуальной техники.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы. Беседа студента и преподавателя может дать многое, ибо еще Платон в своей знаменитой Академии весьма активно использовал этот простой прием получения знаний.

И последнее: самостоятельная работа носит сугубо индивидуальный характер, однако вполне возможно и коллективное осмысление проблем теории государства и права.

Кроме этого студенты в рамках самостоятельной работы выполняют курсовую работу по соответствующим темам. Выбор темы и проверку ее соответствия требованиям, предъявляемым к курсовым работам, лучше начать с ознакомления с главой учебника, со статьей в энциклопедии, с картотекой в библиографическом отделе (есть ли литература по этой теме, особенно источники). Решающее значение имеет согласование темы с научным руководителем.

После избрания темы подготовка курсовой работы обычно проходит следующие стадии:

1.Составление плана-проспектакурсовой работы.План-проспект,объемом не более страницы, содержит перечень основных вопросов, подлежащих освещению и курсовой работе, с кратким (несколько фраз) определением содержания и приблизительного объема (количество страниц) каждого из них. Кплану-проспектуприлагается список литературы, с которой хотя бы поверхностно ознакомился студент.

2.Обсуждение плана-проспектас научным руководителем. В процессе обсуждения нередко снимаются вопросы, выходящие за пределы темы, либо, наоборот, план дополняется важными для темы вопросами; кроме того, уточняется объем разделов работы, т.е. примерное количество страниц, отведенное на каждый вопрос плана. Научный руководитель дает также рекомендации по представленному списку литературы.

3.Затем выполняется курсовая работа и представляется для проверки научному руководителю. Вопрос о том, надо ли до этого представлять на просмотр и проверку черновики всей или части курсовой работы, решается научным руководителем.

4.После изучения рецензии научного руководителя и соответствующей подготовки (подготовка может включать изучение дополнительной литературы и источников, составление конспектов или тезисом и т.п.) происходит защита курсовой работы.

Курсовая работа по истории политических и правовых учений оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми ко всем письменным работам: общий объем ее обычно около 25-35страниц, изложению предпосылается план, в тексте обозначается переход от одного вопроса к другому, каждая цитата подкрепляется сноской, в конце работы – список литературы и др. требования.

Изложенные рекомендации относятся и к дипломным работам по истории политических и правовых учений. Дипломная работа отличается от курсовой работы объемом темы и глубиной ее исследования. Обычно тема дипломной работы изучается несколько лет – дипломной работе предшествует несколько курсовых работ на менее широкие или на смежные темы. Объем дипломной работы – около 70-80страниц. При ее подготовке изучается большое число источников и научной литературы. Черновик или первый вариант дипломной работы, как правило, обязательно просматривается научным руководителем.

Правила оформления курсовых и дипломных работ имеются на кафедре.









Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.